Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 14:08, контрольная работа
Основные положения действующей политики государства отражены в важнейших государственных социально-экономических документах: Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020г. (2004г.), Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015г. (2006г.), Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010гг. (2006г.).
1. Экономика Республики Беларусь на современном этапе развития: современное состояние и перспективы развития……...…………………………..3
2. Отраслевая структура национальной экономики: понятие и факторы, ее определяющие; оценка состояния и тенденции изменения …………..………….8
3. Практическое задание………………………………………………………15
4. Список используемой литературы…..………………………………….....17
Легкая и текстильная промышленность. Функционируют около 1,5 тыс. предприятий и производств, на которых занято около 140 тыс. человек. Основные виды продукции - текстиль, трикотажные и швейные изделия, а также кожаная обувь. Научно-технический уровень оснащения предприятий легкой промышленности республики достаточно высокий. Значительная доля продукции отрасли конкурентоспособна на мировом рынке.
Агропромышленный комплекс (АПК) Беларуси включает: сельское хозяйство (растениеводство и животноводство), перерабатывающую промышленность (пищевая, мукомольно-крупяная, комбикормовая, первичная обработка льна), обслуживающую сферу (производственно-техническое, мелиоративное, землеустроительное, научное, агрохимическое, ветеринарное, строительное, торговое и другие виды обслуживания). Приоритетами в развитии АПК Беларуси являются животноводческий, льняной, зерновой, свеклосахарный и маслорастительный комплексы.
Сельское хозяйство специализируется на производстве продукции животноводства (молоко, мясо), а также на выращивании льна и картофеля. Широкомасштабное развитие получило возделывание зерновых и овощных культур, сахарной свеклы, рапса и кормовых культур.
В 2005 г. республика производила на душу населения в среднем 71 кг мяса, 580 кг молока и 320 штук яиц.
Наращивается экспорт продовольствия. За последние годы он почти удвоился и достиг в 2005 г. 900 млн. долларов США. Экспорт мясопродуктов возрос в 2,2 раза, а молокопродуктов в 2,1 раза.
Лесопромышленный комплекс объединяет отрасли и производства, связанные с воспроизводством, защитой и охраной лесных ресурсов и других полезных факторов леса (лесное хозяйство), а также с заготовкой, механической, химико-механической и химической переработкой древесного сырья и отходов (лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность). Включает 4671 предприятие и производство различных форм собственности.
Структура экспорта товаров отрасли в основном рациональна - в ней доминирует готовая продукция - мебель, обои, бумага, картон и изделия из них, древесностружечные и древесноволокнистые плиты, фанера, изделия деревянные строительные.
Строительный комплекс республики включает строительство и совокупность отраслей и производств, ориентированных на обслуживание строительного производства, обеспечивающих его материально-техническими ресурсами, научно-исследовательскими, проектно-изыскательскими, опытно-конструкторскими работами и осуществляющих подготовку кадров. Строительный комплекс создает около 8% валового внутреннего продукта республики.
Жилищное строительство является одним из приоритетов социальной политики государства. По вводу жилья республика занимает сегодня лидирующее положение среди стран СНГ.
Транспорт и дорожное хозяйство.
Беларусь имеет исключительно выгодное географическое положение в трансъевропейской системе и является связующим и кратчайшим путем между Востоком и Западом. Транспортные услуги осуществляются железнодорожным, автомобильным, воздушным, речным и трубопроводным видами транспорта. Кроме того, хорошо развит городской электрический транспорт (трамвай, троллейбус, в Минске - метро).
Ведущее положение в транспортной системе республики занимает железнодорожный транспорт. Автомобильный транспорт также имеет прочные позиции как в транспортной системе республики, так и на европейском рынке транспортных услуг.
Дорожное хозяйство. В Беларуси создана близкая к оптимальной разветвленная сеть автомобильных дорог, позволяющая обеспечивать непрерывную круглогодичную связь практически со всеми населенными пунктами. Протяженность сети дорог общего пользования составляет 83 тыс. км. Основную роль играют дороги республиканского значения (протяженность около 15,4 тыс. км), по которым перевозится более 70% всех грузов.
Республика Беларусь
находится на перекрестке основных
транспортных маршрутов, связывающих
государства Западной Европы с Востоком,
регионы Черноморского
Авиатранспорт. В Республике Беларусь имеется сеть аэропортов, из которых проложены авиатрассы в более чем 30 городов СНГ, а из главной воздушной гавани страны - международного аэропорта Минск-2 - выполняются рейсы в ряд городов Европы, Азии, Америки и Африки.
Эксплуатируемый парк Белорусской
гражданской авиации включает 14
типов воздушных судов и
Водный транспорт является составной частью транспортного комплекса Республики Беларусь и обеспечивает перевозки грузов и пассажиров на внутренних водных путях (протяженность около 2 тыс. км) в приречные пункты, переработку грузов в 10 речных портах, расположенных в бассейнах всех судоходных рек республики - Припяти, Днепра, Сожа, Березины, Немана, Западной Двины.
Трубопроводный транспорт. Национальная сеть трубопроводов включает газопроводы и нефтепроводы с ответвлениями, которые связывают республику с Россией, Украиной, Литвой и Польшей.
Природный газ импортируется из России транзитом в Литву, Украину и страны Западной Европы газопроводами протяженностью 1700 км. На территории республики расположены 6 компрессорных станций.
Общая протяженность нефтепроводов, проходящих по территории республики, составляет свыше 3000 км. Используются они для импорта сырой нефти на нефтеперерабатывающие заводы республики и для транзита российской нефти в страны Западной Европы.
Практическое задание
Задача. Рассчитать показатели изменения удельного веса отраслей промышленности по областям Республики Беларусь на основании следующих данных:
Область РБ |
Удельный вес отрасли промышленности в общем объеме производства области, % | |||||
топливная |
Черная металлургия |
Пищевая промышленность | ||||
базисный |
отчетный |
базисный |
отчетный |
базисный |
отчетный | |
Брестская |
0,3 |
0,3 |
0,5 |
0,7 |
38,1 |
36,8 |
Витебская |
56,0 |
58 |
0,2 |
0,2 |
8,7 |
8,2 |
Гомельская |
49,9 |
49,5 |
13,8 |
13,6 |
8,3 |
8,3 |
Гродненская |
0,3 |
0,3 |
0,6 |
0,6 |
29,5 |
18,8 |
г. Минск |
0 |
0 |
0,2 |
0,2 |
12,3 |
11,8 |
Минская |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
1,1 |
23,4 |
23,8 |
Могилевская |
0,1 |
0,1 |
3,1 |
3,1 |
15,8 |
15,2 |
Решение. Рассчитаем показатели изменения удельного веса топливной отрасли промышленности по областям Республики Беларусь
Таблица 1 – Изменение изменения удельного веса топливной отрасли промышленности по областям Республики Беларусь
Область РБ |
Удельный вес топливной отрасли промышленности в общем объеме производства области, % |
Изменения, % | |
базисный |
базисный | ||
Брестская |
0,3 |
0,3 |
0 |
Витебская |
56,0 |
58 |
2 |
Гомельская |
49,9 |
49,5 |
-0,4 |
Гродненская |
0,3 |
0,3 |
0 |
г. Минск |
0 |
0 |
0 |
Минская |
0,5 |
0,5 |
0 |
Могилевская |
0,1 |
0,1 |
0 |
Анализируя изменения в структуре топливной отрасли по областям, можно отметить, что по Брестской, Витебской, Гродненской, г.Минску, Минской, Могилевской областям изменений в структуре не произошло, по Витебской области произошло увеличение на 2,0%, по Гомельской области в отчетном периоде произошло снижение доли на 0,4%.
Рассчитаем показатели изменения удельного веса отрасли черной металлургии по областям Республики Беларусь
Таблица 2 – Изменение изменения удельного веса отрасли черной металлургии по областям Республики Беларусь
Область РБ |
Удельный вес топливной отрасли промышленности в общем объеме производства области, % |
Изменения, % | |
базисный |
базисный | ||
Брестская |
0,5 |
0,7 |
0,2 |
Витебская |
0,2 |
0,2 |
0 |
Гомельская |
13,8 |
13,6 |
-0,2 |
Гродненская |
0,6 |
0,6 |
0 |
г. Минск |
0,2 |
0,2 |
0 |
Минская |
1 |
1,1 |
0,1 |
Могилевская |
3,1 |
3,1 |
0 |
Анализируя изменения в структуре отрасли топливной промышленности по областям, можно отметить, что по Витебской, Гродненской, г.Минску и Могилевской областям изменений в структуре не произошло, по Брестской области произошло увеличение на 0,2%, по Гомельской области в отчетном периоде произошло снижение доли на 0,2%, по Минской области – увеличение доли на 0,1%.
Рассчитаем показатели изменения удельного веса отрасли пищевой промышленности по областям Республики Беларусь
Таблица 3 – Изменение изменения удельного веса отрасли пищевой промышленности по областям Республики Беларусь
Область РБ |
Удельный вес пищевой промышленности в общем объеме производства области, % |
Изменения, % | |
базисный |
базисный | ||
Брестская |
38,1 |
36,8 |
-1,3 |
Витебская |
8,7 |
8,2 |
-0,5 |
Гомельская |
8,3 |
8,3 |
0 |
Гродненская |
29,5 |
18,8 |
-10,7 |
г. Минск |
12,3 |
11,8 |
-0,5 |
Минская |
23,4 |
23,8 |
0,4 |
Могилевская |
15,8 |
15,2 |
-0,6 |
Анализируя изменения в структуре отрасли пищевой промышленности по областям, можно отметить, что по Гомельской области изменений в структуре не произошло, по Минской области произошло увеличение на 0,4%, по остальным областям – незначительные снижения, по Гродненской области – снижение на 10,7%.
Список используемой литературы
Информация о работе Отраслевая структура национальной экономики