Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 15:50, отчет по практике
1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Керамика».
2. Экономическая характеристика деятельности предприятия
3. Организационная структура и внешняя среда.
Численность персонала в целом за исследуемый период изменяется незначительно. При этом за счет увеличения объема произведенных работ, наблюдается увеличение среднегодовой выработки на 46,2 %, что свидетельствует об эффективности использования трудовых ресурсов предприятия.
Рентабельность активов характеризует прибыль, получаемую предприятием с каждого рубля, авансированного на формирование активов. Рентабельность активов выражает меру доходности предприятия в данном периоде [11]. Рентабельность активов – основной норматив, с которым соотносятся индивидуальные показатели деятельности организаций для обоснования их конкурентоспособности.
Такой норматив рентабельности (или норма прибыли), как отношение бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения) к общей величине активов, является главным показателем межотраслевой конкуренции, основным показателем для определения эффективности инвестиционных проектов.
Исходя из данных анализа, можно сказать, что в 2012 году по сравнению с предыдущим годом произошло резкое снижение показателя экономической рентабельности активов на 64,5 %, что свидетельствует о снижении эффективности деятельности предприятия, уровень рентабельности достигнутой в 2013 году составил 5,7 %.
Такое значение показателя свидетельствует о низкой инвестиционной привлекательности предприятия, так как не позволяет оценить возможную прибыль при осуществлении вложений.
В целом, деятельность ОАО «Керамика» можно признать удовлетворительной, так как наблюдается рост прибыли и рентабельности. Негативным моментом является высокий уровень затрат и снижение показателей эффективности использования материальных ресурсов, что в общем приводит к перерасходу имеющихся ресурсов и снижению эффективности деятельности предприятия.
2 Организационная структура и внешняя среда
Организационная структура управления предприятием – это система служб, управляющих его деятельностью, взаимосвязями и соподчинением. Она непосредственно связана с производственной структурой предприятия, определяется задачами, которые стоят перед персоналом предприятия, многообразием функций управления и их объемом.
Организационная структура аппарата управления характеризуется различным числом звеньев. Каждый из них несет личную ответственность за порученный ему участок работы.
Организационная структура ОАО «Керамика» - сложная и динамичная система, состоящая из взаимосвязанных и функционально обособленных подсистем, находящихся в постоянном развитии и совершенствовании в соответствии со своими целями и задачами.
ОАО «Керамика» с момента создания было организовано по традиционной линейно-функциональной структуре: для каждой базовой функции имелся свой отдел, в состав которого входили более мелкие структуры. Каждый руководитель отвечает только за свое подразделение, а полномочия и право принятия решений в целом по организации принадлежали генеральному директору.
На нижних уровнях управления более характерными являются линейные связи подчинённости, а на верхних - функциональные.
Все службы выполняют целый комплекс разных видов работ, обеспечивающих бесперебойное и безаварийное производство [1].
Организационная структура предприятия ОАО «Керамика» содержит следующие отделы:
- производственный;
- технический;
- технического контроля;
- транспортный;
- цех ЖБИ;
- цех «Элематик»;
- снабжения;
- сбыта;
- склад готовой продукции.
Аппарат управления состоит из следующих отделов:
- отдел кадров;
- планово - экономический;
- бухгалтерия;
- отдел труда и заработной платы;
- отдел техники безопасности;
- заводоуправление.
Данная организационная структура реализует принцип демократического централизма, при котором подготовка и обсуждение решения производится коллегиально, а принятие решения и ответственность – только первым руководителем единолично. Она синтезирует в себе лучшие свойства линейной структуры (чёткие связи подчинённости, централизация в одних руках) и функциональной структуры (разделение труда, квалификационная подготовка решений).
Линейно-функциональная структура позволяет нейтрализовать в определенной степени недостатки линейной, функциональной структур в отдельности и характеризует разделение деятельности линейных и функциональных звеньев при усилении координации их функционирования в процессах управления.
Линейно-функциональная структура имеет ряд преимуществ:
- структура управления
удачно ориентирована на
- более глубокая подготовка решений связанных со специализацией определенных категорий персонала;
- освобождение
линейных менеджеров от
- возможность привлечения консультантов и экспертов;
Однако необходимо указать и следующие недостатки организационной структуры:
- при увеличивающихся
объемах функциональной
- отсутствие горизонтальных
связей между функциональными п
- недостаточно
четкое представление об
- наличие авторитарного
типа управления и как
Организационная структура соответствует направлению производственной деятельности предприятия, все же существуют некоторые недостатки в координировании действий линейных подразделений.
С развитием производства и кооперации труда в управлении, с появлением новых проблем, требующих творческого подхода, стали отчетливо видны недостатки такой структуры: наличие устойчивых стереотипов деятельности; менеджеры управляют рутинной работой; возможность внутренних конфликтов на низшем звене управления.
Таким образом, наблюдается отсутствие гибкости и динамичности, что затрудняет достижение поставленной цели; длительное время прохождения информации, принятия и исполнения решений; возможность искажения. Это приводит к замедлению сроков реализации целей, замедленному принятию управленческих решений и росту управленческих расходов. Существующая система организации управления нуждается в совершенствовании.
Разработка маркетинговой стратегии начинается с проведения анализа внешней и внутренней среды. Отправной точкой для подобного анализа служит SWOT-анализ, один из самых распространенных видов анализа в стратегическом управлении. SWOT- анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет сравнения внутренних сил и слабостей своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия, делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес, и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам.
Цель SWOT-анализа - сформулировать основные направления развития предприятия через систематизацию имеющейся информации о сильных и слабых сторонах фирмы, а также о потенциальных возможностях и угрозах.
Первый шаг SWOT-анализа - это оценка конкурентных и рыночных позиций фирмы. Этот этап позволит нам оценить ситуацию вне предприятия и понять, какие у нас есть возможности, а также каких угроз следует опасаться (и, соответственно, заранее к ним подготовиться).
1 Факторы спроса и экономические факторы.
Размер рынка по производству кирпича Республики Татарстан за 2013 г. составляет примерно 600 млн. штук. При этом темпы роста размеров рынка по производству кирпича по Республике Татарстан составили 20 % - 25 %. Такие высокие темпы роста рынка производства кирпича обусловлены увеличением благосостояния населения Республике Татарстан в 2013г. на и 11 %, при этом уровень инфляции в 2013 г. составил 7,7 %.
Темпы роста объемов продаж ОАО «Керамика» составляют 30 % - 40 %, что превышает темпы роста размеров рынка производства кирпича по Республике Татарстан. Это обусловлено тем, что предприятие реализует качественную продукцию по приемлемой цене.
Структура спроса ОАО «Керамика» практически не отличается от общей структуры спроса. Положительным моментом здесь является то, что фирма быстро реагирует на любые изменения на рынке и корректирует размеры поставок тех или иных видов кирпича.
Основным сырьем для общества являются:
- глина собственного карьера;
- беложгущая глина Новоорского месторождения Оренбургской области;
- песок Письмянского месторождения;
- термоусадочная пленка из г.г.Дзержинска, Казань.
Виды производимой продукции:
- кирпич керамический пустотелый красный;
- кирпич керамический пустотелый светлый;
- кирпич керамический «Эконом» светлый и красный.
Достоинства производимой продукции:
- экологичность - при производстве пустотелого керамического кирпича используется только экологически чистое природное сырье из собственного карьера;
- наличие светлого кирпича - помимо кирпича традиционного красного цвета ОАО «Керамика» выпускает кирпич различных видов и форм светлого цвета;
- область применения - равномерный стабильный, насыщенный цвет кирпича, точные геометрические размеры, гладкая и рельефная поверхность позволяют применять его для кладки и облицовки несущих, самонесущих и ненесущих стен и других элементов зданий и сооружений;
- особая прочность - кирпич соответствует высокой марке 150 - 175, которая позволяет использовать его для кладки несущих и самонесущих стен при строительстве многоэтажных зданий;
- долговечность - высокая морозостойкость обеспечивает долговечность зданий. Кирпич ОАО «Керамика» выдерживает 100 циклов попеременного замораживания и оттаивания без признаков разрушений и потерь по прочности, что подтверждено проведенными керамической лабораторией завода испытаниями;
- наличие собственной керамической лаборатории - регулярный контроль качества всей выпускаемой продукции и оформление паспортов качества на каждую партию кирпича осуществляется собственной керамической лабораторией;
- наличие сертификатов соответствия - на все виды продукции ОАО «Керамика» имеются сертификаты соответствия.
2 Факторы конкуренции.
Положительным моментом ОАО «Керамика» является невысокая цена при качественной продукции, что немаловажно для нынешних покупателей. Также следует отметить, что в настоящее время ведется строительство нового цеха по изготовлению лицевого кирпича. Это позволит повысить производительность и качество выпускаемой продукции, повысить прибыль предприятия, создать новые рабочие места.
После введения его в эксплуатацию производство достигнет 7,5 млн. шт. условного кирпича в год. В стадии завершения находится монтаж сушильного отделения, параллельно ведётся монтаж обжиговых печей. Построена трансформаторная подстанция, на 90 % произведён подвод электрификации, забетонированы полы. На данный момент подписывается контракт о закупке оборудования для производства лицевого кирпича.
Однако, несмотря на это существует угроза появления новых конкурентов на рынке, так как отрасль является привлекательной из-за высоких темпов роста рынка. Компания Wienerberger AG, крупнейший мировой производитель керамического кирпича, приобрела в Республике Татарстан площадку под строительство своего второго российского завода мощностью 140 млн. штук в год.
3 Факторы закупки и сбыта продукции.
Состояние строительного комплекса республики и происходящие в нем изменения, являются существенным фактором динамики емкости рынка кирпича. По прогнозам ведущих экономистов, если объем инвестиций в жилищное строительство возрастет хотя бы на 1 % - 2 %, то увеличение спроса на кирпич в целом будет расти примерно на 2 % - 4 % в год.
Традиционно основными конкурентами для ОАО «Керамика» в западной зоне РБ в 2013 году являлись:
- ОАО «Стройкерамика», г.Туймазы;
- Кирзавод, г.Давлеканово;
- Кирзавод, г.Дюртюли;
- «Арлан-Керамика», г.Нефтекамск;
- «Завод СМ и К», г.Салават.
Доставка продукции потребителю - по желанию заказчика осуществляется надежная и своевременная доставка кирпича железнодорожным и автомобильным транспортом. Структура строительного рынка кирпича показана в таблице 2.
Таблица 2 - Структура рынка строительного кирпича
Наименование предприятия |
Проектная мощность |
Производство по годам (в млн.штук условного кирпича) | |||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
ОАО «Керамика», г.Белебей |
30,0 |
42,8 |
38,3 |
40,3 |
43,0 |