Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 13:50, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ и оценка методов планирования ассортимента товаров в торговых предприятиях (магазинах).
Поставленная цель реализована посредством следующих задач:
рассмотреть различные методы асортиминтирования продукции;
проанализировать как конкуренция и различные факторы могут влиять на продажу ассортимента магазина.
Вывод: Проанализировав вклад каждой группы в оборот магазина, можно сделать выводы, что какие-то группы нуждаются в развитии (например, хлебобулочные изделия и чай-кофе). Возможно, эти группы недостаточно представлены в магазине, или по ним неадекватное ценообразование. Так же возможно, что именно эти группы попадают под жесткую конкуренцию внутри района - напротив супермаркета находится специализированный магазин «Чай и кофе» или «Хлебобулочная», и именно поэтому данные группы в магазине продаются хуже, чем предполагается. В таком случае можно предпринять ряд мероприятий по расширению ассортимента и снижению цен на эти товары, для предложения покупателям более выгодной покупки.
Однако анализ по группам дает лишь обобщенную оценку групп. АВС-анализ внутри по категориям более информативен и позволяет управлять ассортиментом эффективнее.
Шаг 1
Рассмотрим АВС-анализ по категориям внутри группы. Эта группа является частью ассортимента крупного гипермаркета, расположенного за чертой города и имеющего низкий уровень цен на свои товары.
Обобщены данные внутри одной группы. Данные представлены по категориям без сортировки. В данном примере мы сравниваем уже не группы, а товарные категории внутри одной группы «Бытовая техника и техника для кухни».
Таблица 4
Товарная категория |
Реализация, январь (руб.) |
Реализация, февраль (руб.) |
Реализация, март (руб) |
Общий товарооборот за 1ый квартал, руб |
Весы напольные и кухонные |
7 030 |
6 893 |
6 900 |
20 823 |
Газовые плиты |
61 307 |
61 914 |
63 128 |
186 349 |
Зубные щетки |
22 191 |
31 329 |
24 149 |
77 669 |
Кофеварки |
24 844 |
24 602 |
24 795 |
74 241 |
Кофемашины |
30 922 |
34 524 |
32 122 |
97 568 |
Микроволновые печи |
123 624 |
124 848 |
129 744 |
378 216 |
Миксеры, блендеры |
30 753 |
30 722 |
31 024 |
92 499 |
Пылесосы |
277 440 |
274 720 |
285 600 |
837 760 |
Прочее |
15 430 |
23 775 |
12 120 |
51 325 |
Стиральные машины |
122 836 |
121 900 |
121 666 |
366 403 |
Холодильники |
454 379 |
467 875 |
458 878 |
1 381 132 |
Электрические плиты |
258 065 |
268 286 |
263 175 |
789 526 |
Утюги |
75 600 |
74 160 |
74 520 |
224 280 |
Посуда |
14 281 |
14 706 |
14 847 |
43 834 |
Итого (руб.) |
4 621 625 |
Шаг 2 и шаг 3
Отсортировав данные по их доле и доле в обороте с накопительным итогом, мы получаем группы А, В и С.
Таблица 5
Товарная категория |
Общий товарооборот за 1ый квартал, руб |
Доля в обороте (%) |
Доля в обороте с накопительным итогом (%) |
Группа |
Итого (руб.) |
4 621 625 |
100% |
||
Холодильники |
1 381 132 |
29,9 |
30 |
А |
Пылесосы |
837 760 |
18,1 |
48 |
А |
Электрические плиты |
789 526 |
17,1 |
65 |
В |
Микроволновые печи |
378 216 |
8,2 |
73,3 |
В |
Стиральные машины |
366 403 |
7,9 |
81,2 |
С |
Утюги |
224 280 |
6,2 |
87,4 |
С |
Газовые плиты |
186 349 |
4,0 |
91,4 |
С |
Кофемашины |
97 568 |
2,1 |
93,5 |
С |
Миксеры, блендеры |
92 499 |
2,0 |
95,5 |
С |
Зубные щетки |
77 669 |
1,7 |
97 |
С |
Кофеварки |
74 241 |
1,6 |
98,5 |
С |
Прочее |
51 325 |
1,1 |
99,2 |
С |
Посуда |
43 834 |
0,9 |
99,5 |
С |
Весы напольные и кухонные |
20 823 |
0,5 |
100 |
С |
На основании анализа можно выделить явных лидеров продаж - это крупногабаритная техника и пылесосы. Однако, очевидно и другое, что из-за своей высокой удельной стоимости эти категории всегда будут лидировать, и искажать общую картину. Поэтому можно разделить группу на две группы «Крупная бытовая техника» и «Мелкая бытовая техника» и провести АВС-анализ по категориям уже внутри этих двух групп.
Данный вывод дает понять, что для правильного анализа, прежде нужно грамотно структурировать ассортимент.
Разделив товары на две группы, мы получаем:
Таблица 6
Товарная группа |
Товарная категория |
Общий товарооборот за 1ый квартал, руб |
Доля в обороте (%) |
Доля в обороте с накопительным итогом |
Группа |
Крупногабаритная техника |
Итого (руб) |
3 101 626 |
100% |
||
Холодильники |
1 381 132 |
44,5 |
44,5 |
А | |
Электрические плиты |
789 526 |
25,5 |
70 |
В | |
Микроволновые печи |
378 216 |
12,2 |
82,2 |
В | |
Стиральные машины |
366 403 |
11,8 |
94 |
С | |
Газовые плиты |
186 349 |
6,0 |
100 |
С | |
Мелкая бытовая техника |
Итого (руб) |
1 519 999 |
100% |
||
Пылесосы |
837 760 |
55,2 |
55,2 |
А | |
Утюги |
224 280 |
14,8 |
70 |
В | |
Кофемашины |
97 568 |
6,4 |
76,4 |
В | |
Миксеры, блендеры |
92 499 |
6,1 |
82,5 |
С | |
Зубные щетки |
77 669 |
5,1 |
87,6 |
С | |
Кофеварки |
74 241 |
4,9 |
92,5 |
С | |
Прочее |
51 325 |
3,4 |
95,9 |
С | |
Посуда |
43 834 |
2,9 |
98,8 |
С | |
Весы напольные и кухонные |
20 823 |
1,2 |
100 |
С |
Вывод: при более глубоком анализе видно, что группа «Крупногабаритная бытовая техника» требует дополнительного развития - расширения ассортимента и введения новых товарных категорий, таких как: «Встроенная техника», «Стеклокерамические плиты».
Проанализировав другую группу «Мелкая бытовая техника», видно, что некоторые категории подлежат более глубокому анализу и вниманию менеджера. Например, категории «Кофеварки» требует развития, так сейчас этот товар находится на стадии роста и активно рекламируется производителями. Возможно, категорию «Миксеры и блендеры» нужно представить более широко и ввести популярные модели товаров, так как категория может приносить больший оборот.
Второй вариант: разделить ассортимент на три группы:
1) «Бытовая техника» (пылесосы, утюги)
2) «Мелкая бытовая техника для кухни» (блендеры, миксер)
3) «Товары для ухода за собой» (весы напольные), так как товары для красоты и здоровья сейчас находятся на стадии активного роста.
Такой же анализ можно провести по вкладу ассортимента в прибыль компании. Тогда за основу будут взяты параметры прибыли - статистика по прибыли за период, доля в прибыли и доля с накопительным итогом. АВС-анализ по прибыли так же можно проводить и по группам, и по категориям, и по товарам внутри одной категории.
АВС-анализ по прибыли на примере отдела мелкой бытовой техники
Таблица 7
Товарная группа |
Товарная категория |
Прибыль за 1ый квартал, руб. |
Доля прибыли (%) |
Доля в прибыли с накопительным итогом |
Группа |
Мелкая бытовая техника |
Итого (руб) |
348 815 |
100% |
||
Пылесосы |
173 307 |
49,7 |
49,7 |
А | |
Утюги |
56 584 |
16,2 |
66,4 |
В | |
Кофемашины |
37 198 |
10,9 |
77,3 |
В | |
Кофеварки |
19 303 |
5,5 |
82,8 |
С | |
Зубные щетки |
17 864 |
5,1 |
87,9 |
С | |
Миксеры, блендеры |
14 800 |
4,3 |
92,2 |
С | |
Прочее |
11 805 |
3,4 |
95,6 |
С | |
Посуда |
10 082 |
2,9 |
98,5 |
С | |
Весы напольные и кухонные |
6 872 |
1,5 |
100 |
С |
Вывод: С большим отрывом лидируют пылесосы, но этот отрыв менее значителен, чем при АВС-анализе по обороту. Хотя высокие продажи пылесосов вызваны малой наценкой на эту категорию, однако пылесосы все равно остаются лидерами по прибыли в этой группе. Вероятно, что спрос покупателей очень чувствителен к цене - может быть необходимо, скорректировать наценку на другие виды товаров. Так же видно, что вклад некоторых категорий в прибыль магазина может быть больше - кухонные комбайны по совокупной стоимости могут давать большую прибыль. Вызывает вопрос категория «Прочее» - все, что кажется несущественным, приносит, тем не менее, 3,4% процентов в общей прибыли группы. Стоит рассмотреть эту категорию более внимательно. Так же категория «Миксеры и блендеры» должна вносить более значительный вклад в прибыль, так как это товар целевого спроса и стоящий на уровне дорогой техники. Скорее всего, этот товар представлен в недостаточном ассортименте или требует консультативной продажи, что бы его можно было продавать дороже.
Как видно из приведенных примеров, АВС-анализ по одному из параметров уже дает нам значительную основу для оптимизации ассортимента. По этим данным можно принимать оперативные решения и можно следовать общим рекомендациям.
Заключение
Общие рекомендации
Группа А – товары, сумма долей с накопительным итогом которых составляет первые 50% от общей суммы параметров. Эти объекты требуют тщательного планирования, постоянного (возможно, даже ежедневного) и скрупулезного учета и контроля. Эти товары составляют 50% о оборота или прибыли, и соответственно, чем выше стоимость товара, тем дороже обходятся ошибки в их анализе.
Необходим периодический
подсчет запасов с жесткими
допусками. А так же проводить
полную и несколько чаще
Недопустимо существенное отклонение данных о запасах, зафиксированных в базе данных, от данных, полученных при проведении инвентаризации.
По группе А необходимо постоянное отслеживание спроса, объемов заказываемых партий и размера страхового запаса; необходимо тщательное отслеживание и сокращение сроков оборачиваемости товара. Чем короче длительность цикла, тем ниже потребность в оборотных средствах.
Группа В – следующие за группой А товары, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 50% до 80% от общей суммы параметров. Эти объекты в меньшей степени важны для компании и требуют обычного контроля, налаженного учета (возможно, ежемесячного). Для них применяются те же меры, что и для категории A, но они осуществляются реже и с большими приемлемыми допусками.
Информация о работе Планирование ассортимента продукции на предприятии