Планирование выполнения производственной программы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 10:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель моего курсового исследования - рассмотреть особенности выполнения производственной программы на предприятии.
Данная цель достигается посредством выполнения следующих задач:
1. Рассмотреть состояние исследуемой проблемы в научной литературе.
2. Произвести анализ экономических процессов при выполнении производственных программ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3
1. Производственная программа предприятия……………………….……5
1.1 Значение, содержание и основные принципы разработки производственной программы предприятия…………………………………....5
1.2 Показатели производственной программы. Исходные данные для ее разработки…………………………………………………………………...……6
1.3 Планирование выполнения производственной программы…………11
2. Зарубежный опыт в планировании производственной программы.…16
3. Анализ формирования и выполнения производственной программы…………………………………………………………………….….20
3.1. Анализ объема продукции……………………………………….……21
3.2 Анализ ассортимента продукции………………………………….…..22
3.3 Анализ структуры продукции……………………………………….…24
3.4 Анализ ритмичности выпуска продукции………………………...…..26
3.5 Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции…………………………………………………….….………….27
Заключение…………………………………………………………………..…...29
Список использованных источников…………………………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………......3

1. Производственная программа предприятия……………………….……5

1.1 Значение, содержание  и основные принципы разработки  производственной программы предприятия…………………………………....5

1.2 Показатели производственной  программы. Исходные данные для ее разработки…………………………………………………………………...……6

1.3 Планирование выполнения  производственной программы…………11

2. Зарубежный опыт в планировании производственной программы.…16

3. Анализ формирования и выполнения производственной программы…………………………………………………………………….….20

3.1. Анализ объема продукции……………………………………….……21

3.2 Анализ ассортимента продукции………………………………….…..22

3.3 Анализ структуры  продукции……………………………………….…24

3.4 Анализ ритмичности выпуска продукции………………………...…..26

3.5 Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции…………………………………………………….….………….27

Заключение…………………………………………………………………..…...29

Список использованных источников…………………………………………...32

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В процессе деятельности предприятий важную роль играют расчеты показателей производственной мощности и производственной программы предприятий как этапы планирования (составления бизнес-планов) а также как этап анализа хозяйственной деятельности предприятия.

Расчеты использования  производственных мощностей позволяют обнаружить их резервы. Критерием, определяющим необходимость развития и создания резервов производственных мощностей, является выявленная потребность в продукции и перспективное ее удовлетворение.

В планах выпуска продукции  предприятий предусматриваются задания по снятию с производства устаревших видов изделий, т.е. продукции, не соответствующей современным требованиям национальной экономики и населения страны, морально устаревшей; указываются конкретные сроки замены устаревших изделий, а также новые виды изделий (типы, модели), их заменяющие, что обеспечивает повышение конкурентоспособности предприятия.

Для обеспечения ритмичности  производства, как одного из факторов повышения его эффективности, улучшения  качества продукции и всей работы предприятия, необходимо весьма тщательно распределить годовой объем производства продукции по кварталам с учетом:

  • установленных сроков и объемов поставки продукции; наращивания выпуска продукции за счет прироста и улучшения использования мощностей и основных фондов, а также за счет организационных мероприятий;
  • сроков ввода в действие новых мощностей и оборудования; обеспечения равномерной загрузки и ритмичной работы всех производственных подразделений предприятия;
  • числа рабочих дней в году,
  • квартале; сезонности и сменности работы; требований сбытовых организаций и сезонности сбыта отдельных видов продукции.

Все это говорит об актуальности темы настоящей курсовой работы.

Цель моего курсового  исследования - рассмотреть особенности  выполнения производственной программы на предприятии.

Данная цель достигается  посредством выполнения следующих  задач:

  1. Рассмотреть состояние исследуемой проблемы в научной литературе.
  2. Произвести анализ экономических процессов при выполнении производственных программ.
  3. Сформулировать конкретные предложения и рекомендации по выполнению производственных программ.

Теоретическая значимость работы состоит в обосновании  специфических особенностей планирования выполнения производственных программ.   

Практическая значимость обусловлена направленностью курсовой работы на научно-методическое обеспечение эффективного управления предприятием в условиях современной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Производственная  программа предприятия

1.1 Значение, содержание  и основные принципы разработки  производственной программы предприятия

 План производства  и реализации продукции для  предприятия определяет его производственную  программу и является ведущим  разделом в планировании деятельности.

 План производства  и реализации продукции - центральный  раздел плана деятельности всего предприятия в целом. Все остальные разделы разрабатываются на основе этого плана.

 Планирование производства  обеспечивает неуклонный рост  выпуска продукции, улучшение  ее структуры (что характеризуется  изменением удельных весов отдельных  изделий и их групп в общем объеме продукции), повышение качества продукции, наиболее полное удовлетворение спроса потребителей, возможно и более полное использование производственной мощности предприятия.

 При планировании  и анализе производственной программы  применяются натуральные и стоимостные показатели. В многономенклатурной программе суммарный объем работ нельзя выразить в натуральных показателях. Для этой цели используются стоимостные показатели. Пли планировании производственной программы учитываются две категории продукции: готовая продукция и незавершенная продукция.

 При планировании  производственной программы на  предприятии рассматривается задача  составления расписания ведения  работ на всех объектах в  плановом периоде (составляется  календарный график). При этом следует руководствоваться следующими основными принципами в производственную программу должны включаться реальные объекты:

    1. следует предусмотреть концентрацию ресурсов;
    2. необходимо увязать плановый объем работ с производственной мощностью промышленного предприятия;
    3. распределение работ должно быть осуществлено таким образом, чтобы обеспечить ритмичность работы всего предприятия в целом;
    4. в производственной программе необходимо предусмотреть увязку объемов работ, выполненных собственными силами и вспомогательным производством.

1.2 Показатели  производственной программы. Исходные  данные для ее разработки

Производственная программа  предприятия формируется таким  образом, чтобы обеспечить выполнение плана продаж в конкретном периоде  с учетом имеющихся производственных возможностей

 Исходными данными  для разработки производственной  программы предприятия являются:

    1. данные расчетов производственной мощности предприятия;
    2. договора с заказчиками и другими предприятиями;
    3. протоколы согласований объемов работ;
    4. титульные списки;
    5. графики выдачи проектно-сметной документации:

 а) проект организации  производства;

 б) проект производства  работ;

 в) смета затрат  производства;

    1. графики выдачи в монтаж оборудования и материалов, поставляемых заказчиком;
    2. ведомость объемов работ;
    3. распределение объемов работ по исполнителям.

 В плане производства  содержатся следующие основные  показатели объем реализации  продукции;

      • объем товарной продукции;
      • номенклатура продукции (план производства продукции в натуральном выражении).

 Основным показателем общего объема продукции является реализованная продукция. Этот объем может выражаться в действующих и неизменных ценах.

 Наряду с этим  основным показателем для планирования  деятельности промышленного предприятия  в качестве промежуточных показателей  в плановых расчетах используются показатели валовой и товарной продукции. Товарная продукция представляет собой денежную оценку всех изготовленных в соответствующий период конкретных изделий. В состав товарной продукции изделия зачисляются после того, как они полностью закончены обработкой, укомплектованы, приняты органами технического контроля в соответствии с существующими техническими условиями и сданы на склад готовой продукции.

Товарная продукция - это продукция, изготовленная за соответствующий период. Однако только часть работ, связанных с изготовлением товарной продукции, выполнена в торт период, в который она оформлена. Поэтому величина товарной продукции неполно и неточно характеризует объем производственной деятельности промышленного предприятия. Показателем, выражающим этот объем, является валовая продукция. Валовая продукция определяется как алгебраическая сумма товарной продукции и изменения стоимости остатка незавершенного производства за соответствующий период. Если за этот период величина незавершенного производства возрастает, то валовая продукция по своей величине будет больше товарной и, наоборот.

 Как товарная, так  и валовая продукция может  быть выражена либо в текущих  ценах (то есть ценах, действующих  в соответствующий период), либо  в неизменных (стабильных) ценах. В практике планирования и учета на промышленном предприятии величина товарной продукции обычно используется для обоснования финансовых результатов деятельности предприятия. На ее основе разрабатывается плановая себестоимость продукции, определяется план по реализации продукции и прибыли. Поэтому товарная продукция, как правило, выражается в текущих, действующих ценах. С другой стороны, основное назначение показателя валовой продукции- измерения объема производства и его динамики. Этим целям более соответствует применения неизменных цен.

 Реализованная продукция  - это продукция, изготовленная,  отгруженная и оплаченная потребителем. В состав реализованной продукции  за данный период входят изделия,  изготовленные за предшествующий  период и находящиеся на начало периода в остатках готовой продукции. С другой стороны, часть товарной продукции данного периода остается нереализованной, тот есть входит в остатки готовой продукции и товары отгруженные (неоплаченные) на конец периода.

 Таким образом, реализованная продукция может быть определена как товарная продукция, увеличенная на величину входных и уменьшенная на величину выходных остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных.

 Показатели планового  объема производства определяется на основе заданий по производству продукции в натуральном выражении.

 Таким образом,  наиболее значимыми показателями  производственной программы промышленного  предприятия выступают:

    1. ввод в действие производственных мощностей. Это показатель характеризует конечные результаты;
    2. объем продукции, подлежащей реализации.

Алгоритм расчета производственной программы (плана производства продукции) в упрощенном виде может быть сведен к следующим процедурам.

1. Анализируется портфель  заказов. Выбираются представители  продукции, занимающие наибольший удельный вес в портфеле заказов. Для этого ассортимент продукции классифицируется по типоразмерам и в каждом параметрическом ряду выбирается модель, имеющая наибольший объем продаж (изделие-представитель).

2. Производится перерасчет ассортимента портфеля заказов на один вид продукции, принятый в качестве представителя. Коэффициент пересчета определяется путем деления трудоемкости каждого типоразмера продукции на трудоемкость выбранного представителя. Далее количество изделий, предусмотренное планом продаж, умножается на коэффициент пересчета. Результаты суммируются и полученная сумма представляет собой проект производственной программы предприятия, сформированный на основе портфеля заказов и рассчитанный по тому изделию, которое принято в расчете производственной мощности. При этом план продаж должен быть скорректирован на величину изменения остатков готовой продукции, планируемых на конец года.

  С этой целью составляется план изменения остатков нереализованной продукции на конец планового года, в котором отражается: наименование и код изделия; изменение остатков нереализованной продукции в базисном периоде (ожидаемое выполнение); остаток на начало планируемого года; остаток на конец планируемого года; изменение остатков: увеличение (+), уменьшение (-), всего за год, в том числе по кварталам планируемого года.

  3. Анализируется использование среднегодовой производственной мощности в отчетном периоде. В процессе анализа определяется достигнутый уровень использования производственной мощности, степень прогрессивности применяемой техники и технологии; степень использования оборудования и производственных площадей; достигнутый уровень организации производства и труда на предприятии.

Информация о работе Планирование выполнения производственной программы