Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 17:59, курсовая работа
Под прогнозом понимается научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления. Социально-экономическое прогнозирование – это процесс разработки экономических и социальных прогнозов, основанный на научных методах познания экономических и социальных явлениях и использования всей совокупности методов, способов и средств экономической прогностики.
Экономические основы прогнозирования
Прогнозирование и планирование деятельности предприятий
Принципы прогнозирования и планирования
Методы планирования и прогнозирования
Сходства и различия между планированием и прогнозированием
Основные этапы финансового планирования на предприятии
Заключение
1. Экономические основы прогнозирования
Под прогнозом понимается научно-обоснованное
суждение о возможных состояниях
объекта в будущем, об альтернативных
путях и сроках его осуществления.
Социально-экономическое
Прогнозирование имеет две стороны или плоскости конкретизации:
- предсказательную (дескриптивную, описательную);
-пред указательную (предписательную).
Предсказание означает описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего.
Пред указание означает решение этих проблем, путем использования информации о будущем в целенаправленной деятельности.
Таким образом, в прогнозировании различают два аспекта: теоретико-познавательный и управленческий.
Экономическое прогнозирование имеет
своим объектом процесс конкретного
расширенного воспроизводства во всем
его многообразии. Предметом экономического
прогнозирования является познание
возможных состояний
В основе экономического прогнозирования
лежит предположение о том, что
будущее состояние экономики
в значительной мере предопределяется
ее прошлым и настоящим
- наличием не одного, а множества вариантов возможного развития;
- действие экономических законов в будущем зависит не только от прошлого и настоящего состояний экономики, но и от управленческих решений, которые еще только должны быть приняты и реализованы;
- неполнота степени познания экономических законов, дефицит и недостаточная надежность информации.
Единство определенности (детерминированности) и неопределенности будущего – решающая предпосылка экономического прогнозирования. Если бы будущее было полностью определенным, то тогда бы не было потребности в прогнозировании. При неопределенности будущего сама возможность экономического прогнозирования исключается.
Под методами прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе ретроспективных данных внешних и внутренних связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенного и достоверного относительно будущего состояния и развития объекта.
В настоящее время насчитывается
свыше 150 различных методов
В процессе экономического прогнозирования используются как общие научные методы и подходы к исследованию, так и специфические методы, свойственные социально-экономическому прогнозированию.
- системно-структурный метод предполагает, с одной стороны, рассмотрение системы в качестве динамически развивающегося целого, а с другой – расчленение системы на составляющие структурные элементы и рассмотрение их во взаимодействии.
По масштабу прогнозирования выделяют:
- макроэкономический прогноз;
- структурный (межотраслевой и межрегиональный) прогноз;
- прогнозы развития народнохозяйственных комплексов (энергетического, инвестиционного, аграрно-промышленного и др.);
- прогнозы отраслевые и региональные;
- прогнозы развития отдельных предприятий, АО, а также отдельных производств и продуктов.
По времени упреждения или временному горизонту все прогнозы подразделяются на:
- оперативные (до 1 месяца);
- краткосрочные (от 1 месяца до 1 года);
- среднесрочные (от 1 года до 5 лет);
- долгосрочные (от 5 лет до 15-20 лет);
- дальнесрочные (свыше 20 лет).
2.Прогнозирование и планирование деятельности предприятий
Эффективная деятельность предприятий и фирм в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, то есть от прогнозирования. Прогнозирование деятельности предприятий и фирм – это оценка перспектив их развития на основе анализа конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период.
Результаты прогнозирования
При прогнозировании обычно выделяют прогнозы:
- краткосрочные – на 1-1.5 года,
- среднесрочные – на 4-6 лет
- долгосрочные – на 10-15 лет
Главный акцент при краткосрочном прогнозировании делается на количественной и качественной оценке изменений объема производства, спроса и предложения, уровня конкурентоспособности товара и индексов цен, валютных курсов, соотношений валют и кредитных условий. Здесь учитываются также временные, случайные факторы.
Среднесрочное и долгосрочное прогнозирование основывается на системе прогнозов – конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения, ограничений по защите окружающей среды, международной торговли.
При среднесрочном и долгосрочном прогнозировании, как правило, не учитывают временные и случайные факторы воздействия на рынок. Если краткосрочные прогнозы нацелены на количественные оценки, прежде всего, уровня цен на рынке, то среднесрочные и долгосрочные прогнозы рассматриваются как вероятностные оценки динамики изменения цен.
В качестве инструментария прогнозирования
применяются формализованные
Планирование деятельности предприятий
осуществляется по таким важным направлениям,
как сбыт, финансы, производство и
закупки. При этом все частные
планы тесно взаимосвязаны
Процесс планирования проходит в 4 этап:
1) разработка общих целей;
2) определение конкретных, детализованных
целей на заданный период
3) определение задач и средств их решения;
4) контроль за достижением
Можно выделить следующие виды планирования: стратегическое, перспективное (бизнес-план, перспективный план), текущее, оперативное. Планирование осуществляется после и на основании результатов прогнозирования.
Стратегическое планирование - это решение относительно управленческого процесса создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга. Стратегическое планирование часто опирается на четко сформулированное программное заявление фирмы, изложение вспомогательных целей и задач, здоровый хозяйственный портфель и стратегию роста.
Целями бизнес-планирования и решения является уточнение целей и задач конкретных направлений с учетом более глубокого исследования внешней среды и возможностей фирмы.
Бизнес-план позволяет решать целый ряд задач, но основными из них являются следующие:
1) подтверждение экономической целесообразности конкретного проекта;
2) расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности в рамках конкретного проекта, включая объем продаж, прибыли, доходов на капитал;
3) определение источника и порядка финансирования;
4) определение основных требований к квалификации и специальностям коллектива по реализации проекта.
Планирование производства - это
наиболее освещенный в литературе тип
планирования, которому в условиях
директивной экономики
Обычно при классификации
- по периоду упреждения: перспективное планирование, текущее, оперативно-календарное планирование;
- по содержанию выделяют планирование: производства основной продукции, конструкторской и технологической подготовки производства, изготовления инструмента, ремонта основных фондов, работы транспорта, производства энергии, приобретения материалов и топлива, труда и заработной платы, совершенствования техники, технологии, организации и управления производством и др.
Разработка перспективного плана предприятия осуществляется после принятия решений по производству конкретного изделия, объему производства и т.д. При этом объектом планирования является процесс производства изделия в целом. Базой разработки перспективного плана служат технико-экономические расчеты возможностей предприятия, его цехов, производственных участков и т.д.
Текущее планирование производства должно
охватывать производственные процессы
по изготовлению и поставкам подсистем
(основных блоков и комплектующих) изделия.
Оперативно-календарное
3.Принципы прогнозирования и планирования
Прогнозирование деятельности предприятия и фирм - оценка перспектив их развития на основе анализа кониктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период.
Прогноз выражает предвидение на уровне конкретно-прикладной теории, в то же время прогноз неоднозначен и носит вероятностный и многовариантный характер.
Процесс разработки прогноза называется прогнозированием .
Планирование представляет собой процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путем разработки планов. Его отличительной чертой является конкретность показателей, их определенность по времени и количественно.
План - это документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нем отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки выполнения.
Прогнозирование предполагает описание
возможных или желательных
В качестве основных отличий прогнозирования от планирования можно назвать следующие:
- прогнозирование осуществляется в условиях с высокой долей неопределенности или случайности;
- объектом прогнозирования чаще всего являются совокупность хозяйственной системы и внешней среды;
- прогнозирование в большей степени ориентировано на исследование развития внешней среды хозяйственной системы, носит системный характер;
- прогнозирование носит информационный, консультативный характер, принятие решения необязательно, в то время когда планирование носит директивный характер;
При прогнозировании в связи с большим периодом упреждения и неопределенностью используются более общие расчетные или экспертные нормы.
Принципы планирования и прогнозирования.
В теории планирования важным аспектом является система принципов, которыми следует руководствоваться при выполнении всех этапов планирования. Принципы прогнозирования в своей основе близки, а частично полностью совпадают с принципами планирования.
Важнейшим принципом, как планирования, так и прогнозирования является системность, трех составляющих:
1) характеристик предприятия как
объекта планирования и
2) характеристик таких элементов,
3) инструментов обеспечения
Принцип комплексности прогнозирования и планирования реализуется путем построения системы индикаторов, охватывающих весь комплекс элементов и условий функционирования предприятия или осуществления конкретного вида деятельности. Например, при формировании прогноза и плана обновления оборудования необходимо предусмотреть не только технический аспект решения задачи, но и организационный, кадровый, финансовый, технологический, экономический, психологический аспекты.
Принцип целенаправленности предполагает
ориентацию на четко сформулированную
цель деятельности предприятия. Все
планируемые организационно-