Платежный баланс и методы его регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 21:34, курсовая работа

Краткое описание

Все страны являются участницами современного мирового
хозяйства. Активность этого участия, степень интеграции отдельных стран в мировое хозяйство различны.
Как один из основных объектов государственного регулирования, платежный баланс характеризует отношение страны с остальным миром.
Состояние платежного баланса – индикатор состояния всей экономики, а динамика изменения состояния отдельных его статей отражает главные тенденции экономического развития общества и, как следствие, может служить основным источником информации для принятия решений государственной политики.

Содержание

Введение
1. Сущность и структура платежного баланса
1.1. Понятие, сущность и принципы построения платежного баланса
1.2. Структура платежного баланса
1.3. Факторы, влияющие на платежный баланс.
2. Анализ формирования платежного баланса Республики Беларусь
2.1. Методические положения и информационное обеспечение платежного баланса РБ
2.2. Состояние платежного баланса Республики Беларусь в 2007 году
2.3. Международная инвестиционная позиция Республики Беларусь
3. Регулирование Платежного баланса РБ
3.1. Основные методы регулирования платежного баланса
3.2. Особенности регулирования Платежного баланса в Республике Беларусь
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Платежный баланс и методы его регулирования.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

Классификация статей платежного баланса по методике МВФ

I.   Счет текущих операций

А. Товары и  услуги

1. Товары

  1. Экспорт и импорт товаров
  2. Товары, предназначенные для переработки
  3. Ремонт товаров
  4. Товары, приобретаемые в портах транспортными организациями

1.5. Немонетарное золото

2. Услуги

  1. Транспортные услуги
  2. Туризм
  3. Услуги связи
  4. Строительные услуги
  5. Страховые услуги
  6. Финансовые услуги
  7. Компьютерные и информационные услуги
  8. Роялти и лицензионные вознаграждения
  9. Прочие услуги в сфере бизнеса
  10. Развлечения, культурные мероприятия, отдых

2.11. Услуги государственных учреждений, не включенные в 
другие статьи

B. Доходы

  1. Выплаты лицам наемного труда
  2. Доходы от инвестиций

C. Текущие трансферты

  1. Сектор государственного управления
  2. Прочие секторы

И. Счет операций с капиталом и финансовых операций

A. Капитальный счет

1. Капитальные трансферты

  1. Центрального правительства
  2. Прочие секторы

2. Приобретение/ продажа нефинансовых активов

B. Финансовый счет

1. Прямые инвестиции

  1. За рубежом
  2. Во внутреннюю экономику
  3. Портфельные инвестиции
  4. Прочие инвестиции
  5. Активы
  6. Обязательства

4. Резервные активы

  1. Монетарное золото
  2. Специальные права заимствования
  3. Резервная позиция в МВФ
  4. Иностранная валюта
  5. Прочие требования
  1. Ошибки и пропуски
  1. Общий баланс

В соответствии с принципами построения платежный баланс он всегда является сбалансированным, но по основным его разделам имеет место либо активное сальдо (если поступления превышают платежи), либо пассивное (если платежи превышают поступления). При этом необходимо отметить, что само по себе сальдо баланса не может иметь однозначной трактовки с точки зрения его воздействия на национальную экономику. В зависимости от целей экономической политики как отрицательное, так и положительное сальдо по отдельным статьям можно расценивать и в позитивном, и в негативном плане.

Обычно внутри общего платежного баланса выделяются сальдо торгового баланса, баланса текущих операций, баланса движения капиталов и баланса официальных расчетов.

Сальдо торгового баланса  формируется как разница между  экспортом и импортом только товаров, без учета услуг. Комментарий к изменению торгового баланса зависят от того, какие факторы обусловили данное изменение. Например, если отрицательное сальдо образовалось в результате сокращения экспорта, то это может рассматриваться как негативное явление.

Но если такое положение  стало результатом роста импорта  из-за потока прямых инвестиций в страну, то это никак не может расцениваться как ослабление национальной экономики.

Сальдо баланса по текущим операциям рассматривается, как правило, в качестве справочного  сальдо платежного баланса, поскольку  определяет потребности страны в  финансировании, являясь одновременно фактором внешнеэкономических ограничений во внутренней экономической политике.

Положительное сальдо текущего платежного баланса означает, что страна является нетто-инвестором по отношению к другим государствам и наоборот. Дефицит по текущим операциям означает, что иностранные инвестиции страны во всех формах за границей сокращаются, и она становится чистым должником, чтобы платить за нетто-импорт товаров, услуг и финансировать переводы. Фактически страна с положительным сальдо текущего платежного баланса инвестирует часть национальных сбережений за границей вместо того, чтобы наращивать внутреннее накопление капитала.

Сальдо движения капиталов  фактически является зеркальным отражением состояния текущего сальдо, так как показывает финансирование потока реальных ресурсов.

Сальдо баланса официальных  расчетов является наиболее распространенным определением общего сальдо платежного баланса и свидетельствует об увеличении (уменьшении) ликвидных требований к стране со стороны нерезидентов или об увеличении (уменьшении) официальных резервов страны в иностранных ликвидных активах.

В современных условиях глобализации хозяйственных связей значение уравновешивания платежного баланса превращается в главную проблему. При этом возникает сложная дилемма "балансирование или регулирование", т.е. выбор между двумя альтернативами — покрытием образовавшегося сальдо баланса и политикой, направленной на недопущение такого сальдо или сокращение его размеров.

Существует разнообразный  арсенал методов регулирования  платежного баланса, направленных либо на стимулирование, либо ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны. Фактически выбор мер государственного воздействия сводится к двум основным группам.

Первая группа — меры по регулированию наиболее важных внешнеэкономических операций (экспорт и импорт товаров, услуг, долгосрочных инвестиций) с целью притока или предотвращения утечки средств, перемещение которых, в свою очередь, влияет на уровень внутренних доходов, занятость, деловую активность. Например, стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменения валютного курса и т.д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков государство предоставляет целевые экспортные кредиты, страхует их от экономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизации основного капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу.

Вторая группа — меры воздействия не столько на результаты внешних отношений страны с заграницей, сколько на состояние ее денежного обращения и внутрихозяйственной конъюнктуры. Так, отрицательное сальдо платежного баланса рассматривается как показатель инфляционного расширения денежной массы, избыток которой не соответствует реальному увеличению общественной стоимости, усиливает рост цен в стране и косвенно (через снижение национальной конкурентоспособности) или прямо (через утечку капиталов за границу) создает или усугубляет внешнее неравновесие. Для борьбы с ним широко используется дефляционная политика. Такая политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы. Важнейшими ее инструментами служат финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменение учетной ставки центрального банка (дисконтная политика), кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы. В условиях экономического спада, при наличии большого количества безработных и резервов неиспользованных производственных мощностей политика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и занятости. Она влияет на жизненный уровень и грозит обострением социальных конфликтов, если не принимаются компенсирующие меры.

Наконец, крайним средством  выравнивания платежного баланса является изменение паритета валюты (при системе фиксированных валютных курсов). Страна, испытывающая хронический дефицит во внешних расчетах, может оказаться вынужденной пойти на девальвацию валюты, а страна с активным балансом для ограждения своей экономики от неблагоприятного воздействия внешнего рынка — на ревальвацию. Однако обе меры влекут за собой целый ряд неблагоприятных последствий, и их эффективность определяется конкретными условиями проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политикой. Попыткой разрешения противоречий государственного регулирования и придания ему большей эффективности является в современных условиях тенденция к сочетанию государственного воздействия на состояние внешних расчетов с приданием большей гибкости валютным курсам.

Для финансирования отрицательного сальдо платежного баланса традиционно используются иностранные займы, ввоз капитала, резервные (безусловные) кредиты МВФ, банковские кредиты, краткосрочные кредиты по соглашениям своп, взаимно предоставляемые центральными банками в национальной валюте, льготные кредиты по линии иностранной помощи.

Активное сальдо платежного баланса используется государством для погашения (в том числе долгосрочного) внешней задолженности страны, предоставления кредитов иностранным государствам, вывоза капитала в целях создания второй экономики за рубежом.

Окончательное сальдирование  платежного баланса осуществляется государством, если при этом расходуются или пополняются собственные запасы международных платежных средств — золото, резервные валюты, СДР. Получение или предоставление внешних кредитов, использование их как средства девизной политики для покрытия отрицательного или положительного разрыва во внешних платежах означает временное уравновешивание платежного баланса, влекущее за собой необходимость окончательного урегулирования в будущем.

 

 

 

 

 

1.3Факторы, влияющие на платежный баланс.

 

Платежный баланс имеет  прямую и обратную связь с воспроизводством. С одной стороны, он складывается под влиянием процессов, происходящих в воспроизводстве, а с другой - воздействует на него, так как влияет на курсовые соотношения валют, золото - валютные резервы, валютное положение, внешнюю задолженность, направление экономической, в том числе валютной, политики, состояние мировой валютной системы. Платежный баланс дает представление об участии страны в мировом хозяйстве,   масштабах,   структуре   и   характере   ее   внешнеэкономических

связей. В платежном  балансе отражаются:

a. Структурные диспозиции экономики, определяющие разные возможности экспорта и потребности импорта товаров, капиталов и услуг;

б. Изменения в соотношении рыночного и государственного регулирования экономики;  
в. Конъюнктурные факторы (степень международной конкуренции, инфляции, изменения валютного курса и др.).  
На состояние платежного баланса влияет ряд факторов.  
1. Неравномерность экономического и политического развития стран, международная конкуренция.

 2. Циклические колебания экономики. В платежных балансах находят выражение колебания, подъемы и спады хозяйственной активности в стране, так как от состояния внутренней экономики зависят ее внешнеэкономические операции. Колебания платежного баланса, обусловленные механизмом промышленных циклов, способствуют перенесению внутриэкономических циклических процессов из одной страны в другие. Рост производства вызывает увеличение импорта топлива, сырья, оборудования, а при замедлении темпов экономического роста ввоз товаров сокращается. Экспорт товаров, капиталов, услуг в большей степени реагирует на изменения

14

условий мирового рынка. При вялом хозяйственном развитии вывоз капитала обычно увеличивается. При ускоренном развитии экономики, когда растут прибыли, усиливается  кредитная экспансия в стране, повышается процентная ставка, темп вывоза капитала падает. В силу асинхронности современного экономического цикла его колебания влияют на платежный баланс зачастую косвенно. Мировые экономические кризисы приводят к крупномасштабным дефицитам платежных балансов то одних, то других стран.  
3. Рост заграничных государственных расходов. Тяжелым бременем для платежного баланса являются внешние правительственные расходы, которые преследуют разнообразные экономические и политические цели.  
4. Милитаризация экономики и военные расходы. Косвенное воздействие военных расходов на платежный баланс определяется их влиянием на условия производства, темпы экономического роста, а также масштабами изъятия из гражданских отраслей ресурсов, которые могли бы использоваться для капиталовложений, в частности в экспортные отрасли. Если экспортные отрасли загружены военными заказами, а средства, которые можно применить для расширения вывоза товаров, направляются на военные цели, это приводит к сокращению экспортных возможностей страны. Гонка вооружений вызывает увеличение импорта военно-стратегических товаров, в том числе многих видов сырья (нефти, каучука, цветных металлов), сверх нормальных потребностей мирного времени.

5.Усиление международной  финансовой взаимозависимости. В современных условиях движение финансовых потоков стало важной формой международных экономических связей. Это обусловлено увеличением масштабов вывоза капиталов, развитием мирового рынка ссудных капиталов, включая еврорынки, финансовые рынки, в условиях либерализации условий сделок. Важным фактором движения капиталов стали усиление не равновесия платежного баланса и потребность в привлечении заемных средств    для    покрытия    его   пассивного    сальдо.    В   итоге   финансовая

Информация о работе Платежный баланс и методы его регулирования