Показатели эффективности функционирования организации в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - исследовать широкий круг показателей эффективности функционирования организации в современных условиях.
Для достижения цели необходимо решить комплекс задач:
Дать понятие эффекта и эффективности.
Определить виды эффективности.
Рассмотреть каждый вид эффективности в отдельности.
Определиться с основными показателями, характеризующими тот или иной вид эффективности.
Дать характеристику показателям и оценить их непосредственное влияние на эффективность деятельности организации.
Определить современные направления повышения эффективности функционирования организации.

Вложенные файлы: 1 файл

Современные подходы к оценке эффективности Драцкая.docx

— 213.10 Кб (Скачать файл)

Далее   рассмотрим   подробнее   классификацию   показателей рентабельности, представленную на рисунке 2.1.

 Показатели, базирующиеся на затратном подходе, уровень которых  определяется  соотношением прибыли с затратами.  Они характеризуют эффективность использования средств, потребленных в процессе производства или осуществления других видов деятельности.

В эту  группу включают показатели рентабельности продукции, рентабельности текущей деятельности, рентабельности инвестиционной деятельности и отдельных инвестиционных проектов.

Наиболее  распространенным показателем данной группы является показатель рентабельности продукции. Его также называют коэффициентом  окупаемости (покрытия) затрат. Он показывает, сколько предприятие имеет прибыли  с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, то есть степень выгодности производства продукции [24, с.44].

Коэффициент окупаемости затрат может рассчитываться как в целом по организации, так и по отдельным его подразделениям, а также по отдельным видам продукции.

Коэффициент рентабельности продукции часто  применяется для определения  эффективного ассортимента. Организации ориентируются на показатель рентабельности продукции как основной критерий планирования производственной программы, считая, что чем выше рентабельность у продукта, тем лучше. Однако данные, полученные на основе этого коэффициента, следует интерпретировать с осторожностью. Высокая либо низкая рентабельность тех или иных видов продукции может сложиться в результате некорректного распределения косвенных (накладных) расходов между отдельными видами продукции, так как лишь прямые расходы можно четко соотнести с   произведенной   продукцией,   а   накладные   будут распределяться со значительной долей условности.

Еще один показатель, рассчитываемый по затратному методу - это рентабельность текущей деятельности. Он определяется только в целом по организации. Этот показатель полнее, чем предыдущий, характеризует окупаемость текущих затрат, поскольку при его расчете учитываются прочие доходы и расходы по текущей деятельности (полученные и выплаченные штрафы и пени, потери от уценки и недостачи товарно-материальных ценностей, доходы от операционной аренды, убытки от списания дебиторской задолженности и т. д.) [24, с.44].

Рентабельность  текущей деятельности определяется как отношение брутто-прибыли от текущей деятельности до выплаты процентов и налогов к общей сумме затрат по текущей деятельности отчетного периода, относящейся только к реализованной продукции. Кроме того, для общей оценки текущей деятельности представляется возможным полученный результат от реализации продукции   соотносить   с общей   суммой   текущих   затрат исследуемого периода, чтобы показать, как влияет коэффициент реализуемости продукции на окупаемость затрат.

К группе затратных показателей  рентабельности относится также рентабельность инвестиционной  деятельности (или отдельных инвестиционных проектов). Она рассчитывается следующим образом: полученная или ожидаемая сумма прибыли (или положительного денежного потока) от инвестиционной деятельности (или от и реализации отдельных инвестиционных проектов) относится к сумме инвестиционных затрат.

2. Вторая  группа показателей рентабельности - это показатели, характеризующие прибыльность продаж (рентабельность оборота). В отличие от трактовки рентабельности как окупаемости затрат, концепция рентабельности оборота (нормы прибыльности) состоит в сравнении прибыли   с объемом реализованной продукции, т.е. выручкой. Показатели рентабельности продаж могут рассчитываться как по всей реализованной продукции в целом, так и по отдельным ее видам. Показатель рентабельности продаж по уровню агрегирования факторов является более комплексным и полнее, чем затратные показатели рентабельности, характеризует результаты деятельности организации, он затрагивает практически все аспекты деятельности: производство, маркетинг и сбыт. Данный показатель важен при   сравнении его с соответствующими   показателями однотипных организаций в динамике или по сравнению с плановыми показателями. Однако показатели рентабельности продаж, как и рентабельности    продукции, не годятся для сопоставлений по видам деятельности, поскольку доходность в разных видах деятельности зависит не только от уровня рентабельности затрат и продаж, но и от скорости оборота капитала. В тех видах экономической деятельности, где высокая скорость оборота капитала, можно получить высокую отдачу на вложенный капитал, имея невысокий уровень рентабельности продукции и продаж. И, наоборот, виды деятельности,  в которых медленно  оборачивается капитал, должны иметь  высокий  уровень  рентабельности  продаж,  чтобы заработать требуемую норму доходности на вложенный капитал [24, с.45].

Так же следует учитывать, что динамика соотношения доходов и расходов в составе выручки (а, следовательно, и значение показателя рентабельности продаж) зависит от учетной политики, применяемой в организации. Так, организация может увеличить или уменьшить размер прибыли за счет:

1) выбора метода начисления амортизации  основных средств; 

2) выбора метода оценки материала;  

3) установления срока полезного использования долгосрочных активов;                 4) определение порядка отнесения накладных расходов на стоимость реализуемой продукции (работ, услуг).

Таким   образом,   уровень   рентабельности    продаж   имеет существенный недостаток: он не учитывает, при каких хозяйственных ресурсах (активах), собственном и заемном капитале, экономическом потенциале достигнут конечный финансовый результат и как эффективно они используются.

3. Для  наиболее комплексной оценки  эффективности используют показатели  третьей группы, в основе которых  лежит ресурсный подход (показатели  рентабельности капитала). Их уровень  определяют отношением прибыли  к общей сумме или отдельным  частям авансированного капитала. К ним относятся рентабельность  совокупных активов или общая  рентабельность,  рентабельность  основного капитала, рентабельность  оборотного капитала, рентабельность собственного капитала.

Экономический смысл коэффициента рентабельности капитала состоит в том, что он характеризует прибыль, получаемую вкладчиками капитала с каждого  рубля средств, вложенного в организацию, то есть позволяют судить о способности  организации извлекать прибыль  из находящихся в ее распоряжении ресурсов (использовать их наиболее эффективным  образом). В настоящее время рентабельность капитала считается одним из основных факторов, влияющих на определение  текущей стоимости организации и инвестиционную привлекательность для внешних источников привлечения капитала. Для самого же предприятия степень рентабельности капитала имеет еще большее значение, которое выражается для предпринимательского капитала в возможности дальнейшего существования, а также воспроизводства каптала и формирования  средств для осуществления текущей деятельности организации [24, с.46].

Одним из наиболее распространенных  показателей  данной 
группы является рентабельность совокупного   капитала. Она 
характеризует доходность всех активов, вверенных руководству, независимо от источника их формирования.

   С позиции всех заинтересованных  лиц (государства, собственников,     кредиторов) общая оценка эффективности использования совокупных    ресурсов производится на  основании показателя рентабельности совокупного капитала, который определяют отношением общей суммы брутто-прибыли до выплаты процентов и налогов к средней сумме совокупных   активов организации за отчетный период. Данный коэффициент называется  условно коэффициентом генерирования доходов. Он характеризует возможности генерирования доходов данной комбинацией активов и показывает, сколько прибыли зарабатывает организация на один рубль, вложенный в активы данной 
организации для всех заинтересованных сторон. По его уровню судят о качестве управления организацией, способности организации 
получать прибыль на вложенный капитал (собственный и заемный) для всех заинтересованных сторон; его используют для прогнозирования величины прибыли.

Если  сравнивают  организации  с различной структурой капитала, то необходимо   скорректировать   величину прибыли на величину налоговой экономии (налоговый щит), так как организации, которые выплачивают больше денег в виде процентов по кредитам платят меньше налогов. Общая сумма прибыли, заработанная для инвесторов, отнесенная к общей сумме активов (коэффициент рентабельности собственного капитала), по мнению многих западных экономистов, наилучший показатель, отражающий эффективность деятельности организации. Он характеризует доходность всех активов, вверенных руководству, независимо от источников их формирования. Именно по уровню рентабельности совокупного капитала производят сравнение эффективности организаций в аспекте вида экономической деятельности.

 Также одним из ключевых показателей рентабельности капитала является рентабельность  собственного капитала.  Она характеризует долю прибыли, приходящуюся на рубль собственного капитала. Рентабельность   собственного   капитала       позволяет   определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками, и сравнить этот показатель с возможным получением  от вложения этих средств в другие альтернативные виды деятельности. В западных странах он оказывает существенное влияние на уровень котировки акции организации. То есть рентабельность собственного капитала    играет важную роль при сравнительной оценке преимуществ альтернативных инвестиций и показывает, является ли данная организация привлекательным для вложения капитала. Уровень рентабельности собственного капитала целесообразно сравнивать со ставкой процента для долгосрочного вложения средств, а именно: уровень рентабельности должен быть выше обычной долгосрочной ставки процента. Это обусловлено тем, что рентабельность собственного капитала должна обеспечивать собственникам прибыли, соизмеримые с процентом на рынке капитала, для сохранения капитала, а также с тем, чтобы покрывать предпринимательский риск. Лишь в этом случае капитал акционеров (собственников), вложенный в организацию, используется организацией эффективно [13, с.112].

Таким образом, уровень рентабельности собственного капитала рассматривается как критерий рациональности принимаемых решений  в области всех осуществляемых организацией видов деятельности, играет важную роль при сравнении и оценке преимуществ  альтернативных вложений капитала.

Далее рассмотрим оценку финансовой эффективности  организации на основе показателей  денежного потока.

Непрерывный процесс движения денежных средств  во времени 
представляет собой денежный поток, который образно сравнивают с 
системой «финансового кровообращения», обеспечивающей 
жизнеспособность организации. От полноты и своевременности 
обеспечения процесса снабжения, производства и сбыта продукции 
денежными ресурсами зависят результаты текущей 
деятельности организации, степень его финансовой устойчивости и 
платежеспособности, конкурентные преимущества, необходимые для 
текущего и перспективного развития. Поэтому  современному финансовому менеджеру требуется знать временные методы 
анализа денежных потоков, используемых отечественной и зарубежной практикой.

Денежный  поток (cash flow - CF) представляет собой совокупность распределенных во времени поступлений и расходования денежных средств, генерируемых его хозяйственной деятельностью. Все денежные потоки компании объединяются в три основные группы: потоки от текущей, инвестиционной и финансовой деятельности [24, с.48].

По  направленности движения денежных средств выделяют положительный денежный поток (приток денежных средств) и отрицательный денежный поток (отток денежных средств). Разница между притоками и оттоками денежных средств за определенный период времени называется чистым денежным потоком, который может быть как положительной, так и отрицательной величиной. Для изучения факторов формирования положительного, отрицательного и чистого денежных потоков рекомендуется использовать прямой и косвенный методы. Прямой и косвенный методы расчета денежного потока противопоставляют друг другу следующим образом: прямой метод исходит из принципа "сверху вниз" - от выручки к денежному потоку; а косвенный метод базируется на принципе "снизу-вверх" - от чистой прибыли  к денежному потоку. При этом имеют в виду расположение   показателей выручки и чистой прибыли в отчете о прибылях убытках, где выручка стоит в самом верху отчета, а чистая прибыль - один из самых последних его показателей [7, с.65].

Прямой  метод направлен на получение  данных, характеризующих как валовой, так и чистый поток денежных средств. При этом используются непосредственно данные бухгалтерского учета и отчета о движении денежных средств, характеризующие все виды их поступлений и расходования. Преимущество прямого метода состоит в том, что он показывает общие суммы поступлений и платежей и концентрирует  внимание на те статьи, которые   генерируют наибольший приток и отток денежных средств. Однако данный метод не раскрывает взаимосвязи  величины  финансового  результата и величины изменения денежных средств, в частности, не показывает, почему может возникнуть ситуация, когда прибыльная организация является неплатежеспособной.

Расчет чистого денежного потока косвенным методом осуществляется   путем корректировки  чистой  прибыли  на сумму изменений в запасах,   дебиторской  задолженности,   кредиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений и других статей актива. Это позволяет объяснить   причины  расхождений   между финансовыми результатами    и   сводными    остатками   денежной наличности. Таким образом, косвенный метод наглядно показывает различие между чистым финансовым результатом и чистым денежным потоком организации.

По инвестиционной  деятельности  чистый  денежный  поток определяется  как разность между суммой выручки от реализации долгосрочных активов и суммой инвестиций на их приобретение.

По финансовой деятельности сумма чистого денежного потока и как разность между суммой финансовых ресурсов, иных   из   внешних   источников,   суммой   выплаченного основного долга и суммой выплаченных дивидендов собственникам организации.

Информация о работе Показатели эффективности функционирования организации в современных условиях