Политика доходов и заработной платы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 13:21, реферат

Краткое описание

Доходы населения - сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Денежные доходы населения включают оплату труда, доходы от предпринимательской деятельности, пенсии, стипендии, различные пособия, доходы от собственности в виде процентов, дивиденды, ренту, средства от продажи ценных бумаг, недвижимости, продукции сельского хозяйства, различных изделий, а также доходы от различных услуг, оказанных на стороне.

Вложенные файлы: 1 файл

Политика доходов контрольная.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

1. Система понятий  и показателей, характеризующих  доходы населения

Доходы населения - сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Денежные доходы населения включают оплату труда, доходы от предпринимательской деятельности, пенсии, стипендии, различные пособия, доходы от собственности в виде процентов, дивиденды, ренту, средства от продажи ценных бумаг, недвижимости, продукции сельского хозяйства, различных изделий, а также доходы от различных услуг, оказанных на стороне.

Уровень доходов населения  является важнейшим индикатором  благосостояния общества, определяющим фактором в отношении социальных возможностей населения: отдыха, получения  образования, поддержания здоровья.

Уровень потребления  населения напрямую зависит от уровня доходов, поэтому одной из приоритетных задач стимулирования экономики  является повышение доходов населения. В первую очередь, доходов наиболее бедной и средней части населения. А также своевременная выплата зарплаты, пенсий, стипендий и других социальных выплат.

На величину доходов  населения оказывает существенное влияние размер заработной платы, динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и  т.п.

Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Номинальный доход - количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода. Номинальные денежные доходы рассчитывают в ценах текущего периода. Они не определяют количества материальных благ и услуг, доступных населению при сложившемся уровне доходов. К ним относятся:

- оплата труда всех категорий населения;

- доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью;

- поступления от продажи сельскохозяйственных продуктов;

- пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты;

- страховые возмещения, кредиты и ссуды;

- доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов;

- доходы населения от продажи иностранной валюты;

- сальдо (деньги, полученные по переводам) и пр.

Располагаемый доход - доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Это показатель объема экономических ресурсов, поступающих в распоряжение населения для удовлетворения потребностей граждан (максимальная сумма, которая может быть израсходована населением на потребление при условии, что за данный период население не привлекает накопленные финансовые и нефинансовые активы, не увеличивает обязательств по финансовой части). Располагаемый денежный доход (РДД) определяется путем вычета из номинальных денежных доходов (НДД) обязательных платежей и взносов (ОПВ):

РДД = НДД – ОПВ

Для измерения динамики располагаемых доходов применяется  показатель реальных располагаемых доходов, рассчитываемый с учетом индекса потребительских цен. Реальный располагаемый доход представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. это располагаемый доход с поправкой на ИПЦ (индекс потребительских цен).

Показатель реального денежного дохода населения G рассчитывается путем деления располагаемого денежного дохода (РДД) на индекс потребительских цен Ip:

Для измерения объема, уровня и структуры доходов населения  используются и такие показатели, как личные располагаемые доходы (ЛРД), среднедушевые денежные доходы населения (Д), покупательная способность денежных доходов.

Личные располагаемые доходы - это общая сумма денежных доходов, которую их владельцы направляют на потребление и сбережение.

Среднедушевые денежные доходы исчисляются как отношение общей суммы денежных доходов населения за год (или текущий период) к среднегодовой численности наличного населения.

При исследовании уровня жизни важна оценка и потенциальных возможностей населения пользоваться ресурсами для приобретения и потребления соответствующих благ и ресурсов. Для этого используется показатель покупательной способности (рассчитывается как для всего населения, так и для отдельных групп). Данный показатель характеризуется:

а) заранее определенным количеством товаров и услуг, которые можно было бы приобрести на сумму среднедушевого денежного  дохода;

б) как товарный эквивалент в виде отдельных товаров или  услуг.

Уровень покупательной способности ПС исчисляется как отношение среднедушевого денежного дохода населения в целом (либо отдельной группы) Д к средней цене покупки или услуги Р:

Для оценки состояния  экономики страны используют также следующие индикаторы: величина прожиточного минимума, распределение доходов населения, средняя заработная плата, среднедушевой доход и покупательная способность, потребительские расходы в среднем на человека и т.д.

 

 

 

 

2. Налоговая политика, ее роль в регулировании доходов. Функции налогов

Одним из инструментов государственного регулирования доходов являются налоговые рычаги. Мировой опыт свидетельствует о том, что использование прогрессивной шкалы налогообложения, повышение минимальной планки доходов, не облагаемых налогом, в определенной мере позволяют сглаживать существующие различия в уровне доходов различных групп населения, облегчать положение малоимущих.

Современная налоговая  система представляет собой сложное  социальное образование, тесно связанное с развитием рыночных отношений, по сути своей являющееся многоступенчатой системой.

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством, регионами  и местными органами с юридических  лиц и граждан.

Мировая практика налогообложения позволяет выделить следующие функции налогов:

- фискальная

- распределительная

- контрольная

- регулирующая

- стимулирующая

Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие  части доходов граждан для  содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Другая функция налога состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового "пресса" в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

Изначально распределительная  функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы содержать армию, управленческий аппарат, социальную сферу. Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании доходов населения появились стимулирующие и сдерживающие подфункции. Но большинство налогов, взимаемых сейчас в Российской Федерации имеют лишь фискальное предназначение, и только по некоторым просматривается регулирующая функция.

Регулирующая функция  означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов  оказывают серьезное влияние  на воспроизводство, стимулируя или  сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства.

Стимулирующая функция  налогов реализуется через систему  льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.

Налоговая политика –  это система мер по регулированию  экономики посредством налогов. Она представляет собой составную часть экономической политики государства. Налоговая политика определяет характер и цели налоговой системы.

Социальный потенциал  налоговой системы в современной  России, ее способность перераспределять доходы от высокообеспеченных к средне- и малообеспеченным слоям населения практически не используется.

Существующая система  налогообложения не учитывает положения  в российской экономике и связанного с ним резкого имущественного расслоения, сильной степени дифференциации доходов. Поэтому тяжесть налогообложения необходимо перенести с менее обеспеченного населения на более обеспеченное, используя прогрессивную шкалу обложения налогами доходов. Однако важно соблюдать в этом определенную меру: как показывает мировой опыт, если изымается 40-45% доходов, предприниматель теряет интерес к своему делу. В России зарегистрировано около 5 млн. предпринимателей, получающих доходы и уплачивающих подоходный налог. Среди них лишь 2% имеют доход свыше 300 млн. руб. в год.

Используемая в России налоговая политика стимулирует и закрепляет такие структуры занятости и оплаты труда, при которых непрестижным и низкооплачиваемым оказывается труд в секторах экономики, определяющих перспективы ее развития, - в промышленности, науке, культуре.

В российской переходной экономике государственное регулирование  доходов, в том числе и через  налоговую систему, должно рассматриваться  как необходимое условие прекращения  спада производства и перехода к  экономическому росту. Это вызвано  следующими факторами:

- высокодоходные группы населения России не склонны к сбережениям и инвестированию средств в отечественную экономику, а ориентируются на вывоз капитала за рубеж и потребление импортных товаров;

- при сокращении производства и снижении доходов у большинства населения до физиологического минимума происходит резкое ухудшение качества трудовых ресурсов, поскольку одновременно сокращается потребление таких услуг, как образование, здравоохранение, непосредственно влияющих на воспроизводство трудовых ресурсов;

- повышение уровня доходов низкооплачиваемых (низкодоходных) групп населения, ориентированных на потребление отечественных товаров и услуг, способствует развитию отечественного производства, инвестиционной активности и росту занятости;

- более взвешенный подход к распределению доходов — психологически важный положительный фактор. Если имущественное неравенство и дифференциация в уровнях доходов различных групп населения будет увеличиваться, усиливается противодействие реформам со стороны достаточно высокообразованных, но низкодоходных слоев.

Следовательно, государственное  регулирование доходов должно быть направлено прежде всего на преодоление  их чрезмерной дифференциации с помощью  прогрессивного налогообложения.

 

 

3. На основе коллективного договора проанализируйте социальную политику предприятия и экономические возможности для ее реализации.

Раздел 

Коллективный договор ОАО «Ростелеком» на 2012-2014 годы

Федеральное отраслевое соглашение по организациям связи и информационных технологий Российской Федерации на 2012-2014 годы

1. Стороны договора/соглашения

«Профсоюз» (работники), «Работодатель» или «Общество» в лице Президента ОАО «Ростелеком», действующего на основании Устава Общества.

«Профсоюз» (работники в лице их представителя), «Работодатели»:

- Министерства связи и массовых  коммуникаций РФ, действующего в  соответствии с Положением, утвержденным  Постановлением Правительства РФ  от 02.06.2008 г. №418;

- Федеральная служба по надзору  в сфере связи, информационных  технологий и массовых коммуникаций, действующей в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 г. №288;

- Федеральное агентство связи,  действующего в соответствии  с Положением, утвержденным Постановлением  Правительства РФ от 30.06.2004 г. №320.

2. Оплата и нормирование труда

Работодатель обязуется ежегодно производить пересмотр в сторону  повышения размеров заработной платы  Работников Общества в соответствии с действующими Положениями об оплате труда работников ОАО «Ростелеком», в пределах утвержденного Советом директоров Общества бюджета фонда оплаты труда, который разрабатывается с учетом изменения уровней заработной платы на рынке труда и экономическими возможностями Общества.

 

Оплата труда производится в  соответствии с ТК РФ.

Стороны проводят работу по внедрению  прогрессивных форм оплаты труда, совершенствованию  систем оплаты труда, нормированию и  регламентации труда организации.

 

Система заработной платы, размеры  тарифных ставок (окладов), порядок  стимулирующих, компенсационных и других выплат работникам организаций устанавливаются в коллективных договорах либо локальных нормативных актах организаций по согласованию с соответствующими выборным профсоюзным органом.

 

Минимальный размер оплаты труда работников при выполнении трудовых обязанностей (норм труда) устанавливается на уровне не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ.

3. Охрана труда

Работодатель обеспечивает безопасные условия и охрану труда для  Работников в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными актами, правилами, инструкциями по охране труда, федеральными и отраслевыми, целевыми и другими программами, Соглашением по охране труда.

 

Работодатель обеспечивает разработку соглашений по охране труда, планов мероприятий по улучшению условий и охраны труда, санитарно-оздоровительных мероприятий, и согласовывают их с соответствующим выборным профсоюзным органом.

 

Работодатель выделяет денежные средства на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в размере не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Работодатели обеспечивают безопасные условия и охрану труда для  работников в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и  иными нормативными правовыми актами.

 

Работодатель обеспечивает разработку соглашений улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных  мероприятий и согласовывают  их с соответствующими органами Профсоюза.

Соглашение по охране труда является неотъемлемой частью коллективного договора, предусматривающего средства на выполнение его мероприятий в размере не менее 0.2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

4.Режим труда и отдыха

Режим труда и отдыха Работников определяется Правилами внутреннего  трудового распорядка, утверждаемыми с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа.

 

Режим рабочего времени устанавливается  в соответствии с ТК РФ.

Режим рабочего времени и времени  отдыха устанавливается правилами  внутреннего трудового распорядка, утвержденными Работодателем с учетом мнения выбранного профсоюзного органа.

 

Режим рабочего времени устанавливается  в соответствии с ТК РФ.

5. Развитие кадрового потенциала

В рамках программы развития кадрового  потенциала Работодатель обязуется  предоставить следующие гарантии:

- при направлении Работодателем  Работника для повышения квалификации  с отрывом от работы за ним  сохраняется место работы (должность)  и средняя зп по основному  месту работы (ст. 187 ТК РФ);

- Работникам, обучающимся в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, предоставляется дополнительный отпуск на период защиты диплома и сдачи экзаменов (ст.ст.  173-177 ТК РФ);

- другие гарантии в соответствии  с ТК РФ.

В целях развития кадрового потенциала, его рационального использования Министерство связи и массовых коммуникаций РФ определяет направления отраслевой политики развития и управления персоналом, направленной на повышение статуса работников отрасли, профессионализма кадров, совершенствование практики их обучения и переподготовки.

 

Работодатели в соответствии с  трудовым законодательством, коллективным договором, соглашением, создают работникам, проходящим профессиональное обучение на производстве или обучающимся  в учебных заведениях без отрыва от производства, необходимые условия для совмещения работы с обучением.

6. Заключительные положения. 

Стороны обязуются обеспечивать постоянный контроль за исполнением обязательств по Коллективному договору.

 

Итоги реализации настоящего Коллективного  договора рассматривается Сторонами не реже одного раза в год на заседаниях двухсторонней комиссии по ведению коллективных переговоров.

 

Каждая из сторон, подписавших настоящий  Коллективный договор, признает свою ответственность  за его реализацию и обязуется  сотрудничать при выполнении взятых на себя обязательств, разрешении конфликтов и противоречий, возникающих в сфере трудовых отношений, руководствуясь принципами социального партнерства.

В период действия Соглашения Стороны  вправе проводить коллективные переговоры о внесении в него изменений и дополнений на основе взаимной договоренности и в порядке, установленном статьями 47 и 49 ТК РФ.

 

В случае отсутствия в организациях отрасли коллективного договора, Соглашение имеет прямое действие.

 

Стороны обеспечивают доведение Соглашения до своих организаций и органов в течение 1 месяца со дня его подписания.

Информация о работе Политика доходов и заработной платы