Понятие, виды и фазы кризиса на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2015 в 00:29, реферат

Краткое описание

Кризисным явлениям подвержены организации любых форм собственности (государственные, акционерные, частные и т. д.), вида деятельности и крупности. В связи с этим проблема управления организациями в таких условиях для России весьма актуальна.
Цель данного реферата заключается в раскрытие понятия и видов кризисов, причин их возникновения, а также последствий и путей преодоления кризисов на предприятиях.

Содержание

Введение
Понятие, виды и фазы кризиса на предприятии
Причины возникновения кризиса на предприятии
Последствия кризисов и пути их преодоления
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Причины возникновения и пути преодоления кризиса на предприятии.docx

— 17.31 Кб (Скачать файл)

Конечно все вышеперечисленные факторы могут лежать в основе кризиса предприятия, но большее влияние на состояние предприятия оказывают управленческие факторы. Так, например, слабый финансовый и производственный менеджмент на российских предприятиях привел к тому, что по данным Межведомственной балансовой комиссии 10, которой было проведено исследование финансового состояния российских предприятий, выявлено, что создалась специфическая, неведомая мировой цивилизации ситуация, базирующаяся на трех факторах.

Первый - это низкий уровень денежного компонента в расчетах. Деньги едва составляют треть во всех расчетах, остальные проводятся в неденежной форме. Второй фактор - чрезвычайное обременение долгами. Объем долгов российских предприятий приблизился к объему их годовой выручки. Это значит, что средний срок расчета по долгам - больше года. Мировой цивилизации такое долговое бремя неведомо. Третий фактор - специфическое обстоятельство, дополняющее эту неблагоприятную картину, - это низкая производительность труда.

Именно неэффективность управления следует отнести к наиболее характерной для современных предприятий проблеме, препятствующей их эффективному функционированию в условиях сложившихся рыночных отношений. Эта проблема обусловлена следующими причинами:

- Отсутствием  стратегии в деятельности предприятия  и ориентацией на краткосрочные  результаты в ущерб среднесрочным  и долгосрочным;

- Отсутствием  четкого распределения функций  и ответственности среди руководителей  и персонала предприятия;

- Низкой квалификацией  и неопытностью менеджеров;

-Низким уровнем  ответственности руководителей  предприятия перед собственниками  за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование  имущества предприятия, а также  за финансово-хозяйственные результаты  его деятельности;

- Слабым финансовым  менеджментом;

- Слабым производственным  менеджментом.

Борьба предприятий за выживание в кризисных условиях потребует взаимосвязи организационных, правовых, финансовых и управленческих аспектов. В большинстве случаев внутренние факторы усиливают действие внешних. Логическую цепочку поиска внутренних причин экономического кризиса на российских предприятиях можно построить, исходя из ответа на вопрос, увеличился или уменьшился объем продаж за последние два года. Если проблем с продажей продукции нет, причина заключается не в самой продукции, а в оборачиваемости оборотных средств. Если оборачиваемость малая, проблема связана с большой длительностью производственного цикла. Необходимо выявить слабое звено цикла. Это могут быть задержки с оплатой отпущенных товаров. Тогда причины кризиса связаны с ценовой политикой и контролем цен, с условиями договора на продажу товара (например, поставки товара осуществляются без предоплаты). Высокие цены могут быть связаны с высокими издержками производства. Тогда следует выяснить динамику изменения затрат на производство товара и причины их роста. Для российских предприятий, как правило, высокие составляющие издержек — это затраты на энергоносители.

При высокой оборачиваемости средств причины экономического кризиса заключаются в рентабельности товара. Если объем продаж уменьшается, причину следует искать в реализации продукции. Дальнейшие вопросы связаны с наличием запасов готовой нереализованной продукции, потребительскими свойствами товара, ценовой политикой и системой распределения и продвижения товара, ответы на которые могут дать представление о причинах кризиса предприятия.

В целом все названные причины кризиса довольно тесно взаимосвязаны и создают сложный комплекс причинно-следственных связей. Конечно, исследуя то или иное предприятие, тот или иной случай финансового кризиса, можно выделить определенные специфические причины финансовой несостоятельности, но все они, как правило, сводятся к уже перечисленным нами.

 

3. Последствия кризисов и пути их преодоления

кризис неплатежеспособность предприятие

При наступлении кризисных ситуаций необходимо иметь резервы для их преодоления, а также владеть системой управления для осуществления деятельности организации в условиях наступившего кризиса.

Результаты наступившего кризиса могут быть различными.

Типичными последствиями влияния вышеприведенных причин и факторов на финансово-хозяйственное состояние предприятия является:

• потеря клиентов и покупателей готовой продукции;

• уменьшение количества заказов и контрактов по продаже продукции;

• неритмичность производства, неполная загрузка мощностей;

• повышение себестоимости и резкое снижение производительности труда;

• увеличение размера неликвидных оборотных средств и наличие сверхурочных запасов;

• возникновение внутрипроизводственных конфликтов и повышения текучести кадров;

• повышение давления на цены;

• существенное уменьшение объемов реализации и, как следствие, недополучение выручки от реализации продукции.

Правильно организованный менеджмент может ослабить влияние кризиса и добиться восстановления жизнеспособности организации в целях ее сохранения. Может произойти обновление организации при сохранении собственников и руководителей или реструктуризация организации (слияние, разделение, присоединение, выделение). При других условиях кризис может привести к полной ликвидации организации или к смене собственника и перестройке процесса функционирования организации.

Однако следует иметь в виду, что кризис в организации не обязательно приводит к негативным последствиям.

Возможные последствия наступления кризисного состояния организации:

1. Позитивные:

- Ослабление  кризиса;

- Финансовое;

- Оздоровление  организации (преодоление кризисного  состояния);

- Сохранение  организации как юридического  лица;

- Реструктуризация (преобразование) организации.

2. Негативные:

- Усиление кризиса

- Переход к  новому кризису

- Ликвидация  организации (распродажа имущества  организации)

- Смена собственника.

Важную роль в деле разрешения кризисных ситуаций в организациях должно взять на себя государство.

В России государственным органом, проводящим политику антикризисного регулирования, является Федеральная служба по финансовому оздоровлению (ФСФО). Эта служба должна выполнять следующие основные функции:

- проводить анализ  финансового состояния организаций, имеющих признаки несостоятельности, подготавливать рекомендации по  их устранению;

- формировать  положения и критерии оценки  платежеспособности организаций;

-учитывать неплатежеспособные  организации в специальном 
реестре;

- выступать представителем  собственника государственного  предприятия, участвовать в проведении  процедур банкротства организаций, предусмотренных законом;

- анализировать  деятельность арбитражных управляющих  и рассматривать жалобы на  их действия;

- проводить анализ  деятельности саморегулируемых  организаций арбитражных управляющих.

Многие предприятия России находятся в той или иной стадии кризисного финансового состояния, это в первую очередь связано с тем, что экономика страны пока еще только выходит из системного экономического кризиса.

В любой организации есть опасность появления кризисной ситуации, даже когда кризис близко не наблюдается, поскольку деятельность организации (в производственной, финансовой, инвестиционной сферах) всегда связана с рисками (предпринимательскими, финансовыми, процентными, экономическими и т. п.). Это определяется тем, что организация существует в социально-экономической системе, которая развивается циклично, по спирали, ибо изменяются люди и их потребности, интересы общества, техника и технология, появляются новые продукты. Исходя из этого проявление кризисных ситуаций в организации требует принятия руководством (собственниками) радикальных мер, чтобы сохранить себя в рынке, так как в противном случае организацию ждет ликвидация.

В большинстве случаев кризис - это следствие неэффективного управления при отсутствии стратегии развития. В частности, работа на одного клиента может стать причиной финансового краха компании. Предприятие перестает быть гибким, теряет такие механизмы управления, как ценообразование и управление дебиторской задолженностью, поскольку вынуждено в целях удержания клиента подстраиваться под его требования.

Невозможно выйти из кризиса с помощью тех же людей, под руководством которых предприятие к кризису пришло. Необходимо создать рабочую группу, которая наделяется особыми полномочиями. Эта группа должна собрать необходимую информацию и разработать план антикризисных мероприятий (план финансового оздоровления). В зависимости от причин и глубины кризиса, план может предусматривать различные меры, вплоть до ликвидации или продажи бизнеса. Для всех предприятий причины возникновения финансового кризиса индивидуальны. Однако можно выделить несколько инструментов управления, являющихся универсальными для преодоления кризиса. Кратко остановимся на основных из них.

Снижение затрат. В неблагоприятных финансовых условиях – это нормирование всех статей затрат и жесткий контроль исполнения установленных нормативов. Этот подход позволяет удержать затраты компании на заданном уровне.

Стимулирование продаж. Активизация продаж в ситуации кризиса должна выражаться в развитии отношений с существующими клиентами и привлечении новых, предложении рынку новой продукции, заключении контрактов на работу с давальческим сырьем, а также в пересмотре существующей системы скидок и льгот для покупателей.

Оптимизация денежных потоков. Одним из выходов является ежедневная сверка баланса наличных денежных средств, которая даст менеджерам достоверную информацию о текущем остатке средств на счетах и в кассе предприятия, необходимую для принятия решений об осуществлении текущих платежей. Необходимо расставить приоритеты текущих платежей. Далее составляется бюджет движения денежных средств на будущий отчетный период.

Работа с дебиторами и реформирование политики коммерческого кредитования. В условиях финансового кризиса предприятие не должно полностью отказываться от реализации продукции в рассрочку, но необходимо оптимизировать работу с дебиторами.

Реструктуризация кредиторской задолженности. С поставщиком заключается соглашение о том, что компания будет гасить задолженность по мере приобретения новых партий товаров. Это один из методов. Второй подход – кредиторская задолженность погашается за счет краткосрочного банковского кредита, выданного на пополнение оборотных средств с учетом реальной оборачиваемости «зависших» запасов, полученных от данного поставщика.

Все организационные изменения в части управления затратами, денежными средствами вызывают увеличение рабочей нагрузки на сотрудников, что может породить сопротивление работников. Поэтому необходимо провести разъяснительную работу среди персонала, ввести в курс дела. Задержки в выплате заработной платы также могут повлечь недовольство исполнителей, поскольку своевременное вознаграждение за труд является индикатором финансового благополучия компании. Сведения о финансовом состоянии предприятия являются в такой ситуации строго конфиденциальными. Как вариант можно применить систему вознаграждений (вручение грамот, поздравления и т.д.), в этом случае настроение коллектива будет более позитивным.

Принятие взвешенных управленческих решений поможет руководству компании при поддержке коллектива сотрудников успешно вывести фирму из кризиса.

 

 

Заключение

 

В распознавании кризиса большое значение имеет оценка взаимосвязи проблем. Существование и характер такой взаимосвязи может многое сказать и об опасности кризиса и его характере. Предсказание кризисов возможно только на основе специального анализа ситуаций и тенденций. В общем, в распознавании кризисов участвуют все показатели оценивания состояния социально-экономической системы.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что финансовый кризис на предприятии характеризуют тремя параметрами: источниками (факторами) возникновения; видом кризиса; стадией (фазой) его развития.

Также можно сделать вывод, что несмотря на многообразие факторов, которые могут привести к кризису на предприятии в большинстве случаев такими факторами являются недостатки управления. Именно неэффективность управления – основная проблема, препятствующая эффективному функционированию предприятий в условиях сложившихся рыночных отношений. Главным образом эти проблемы состоят в следующем: неудовлетворительное качество управления; недостаточная слаженность в работе управленческой команды; отсутствие у руководства предприятий четкой стратегии действий; недостаток поддержки действий руководства со стороны трудового коллектива.

В заключение следует отметить, что банкротство – стало фактом в России. С одной стороны банкротство – крах, гибель предприятия. Но с другой стороны – это толчок к изменению в лучшую сторону, возможность возрождения с учетом прошлых ошибок.

В итоге стоит отметить, что если фирма смогла успешно пережить кризис, она может получить дополнительные конкурентные преимущества, освоить новые виды продукции или перестроиться в соответствии с новыми технологическими возможностями.

Информация о работе Понятие, виды и фазы кризиса на предприятии