Понятие негосударственного пенсионного фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 13:09, реферат

Краткое описание

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:
деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников НПФ в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения (НПО);
деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании (ОПС)

Вложенные файлы: 1 файл

Негосударственный пенсионный фонд.docx

— 26.48 Кб (Скачать файл)

1.Понятие негосударственного  пенсионного фонда

 
Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

  • деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников НПФ в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения (НПО);
  • деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании (ОПС);
  • деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем (в настоящий момент не осуществляется по причине отсутствия соответствующего законодательства).

Таким образом негосударственный  пенсионный фонд представляет собой  особый вид некоммерческих организаций  и имеет специально созданную  для осуществления своей деятельности организационно-правовую форму.

Работа негосударственного пенсионного фонда в соответствии с российским законодательством  аналогична работе Пенсионного фонда РФ. Негосударственный пенсионный фонд так же, как ПФР аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учёт, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Пенсионные резервы

В рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО), негосударственные  пенсионные фонды формируют средства пенсионных резервов. В соответствии с действующим законодательством  НПФ могут размещать свои пенсионные резервы самостоятельно или через управляющие компании. НПФ вправе самостоятельно размещать средства в государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, на банковский депозит или в объекты недвижимости. Для инвестирования в иные активы фонд должен привлекать УК.

Отношения НПФ и управляющих  компаний строятся на основании договоров  доверительного управления и иных договоров, в зависимости от схемы работы НПФ на финансовом рынке. УК обязаны иметь лицензию на все виды деятельности, по которым они осуществляют операции со средствами пенсионных фондов.

Размещение пенсионных резервов НПФ должно удовлетворять следующим  требованиям:

  • стоимость пенсионных резервов, размещенных в один объект, не может превышать 15 % общей стоимости пенсионных резервов;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, не имеющие признаваемых котировок, не должна превышать 20 % стоимости пенсионных резервов;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, выпущенные учредителями и вкладчиками фонда, не должна превышать 30 % стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев, когда указанные ценные бумаги включены в Котировальный лист РТС первого уровня;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в федеральные государственные ценные бумаги, не должна превышать 50 % стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев их приобретения в результате проведения новации;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации и муниципальные ценные бумаги, не должна превышать 50 % стоимости пенсионных резервов;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в акции и облигации предприятий и организаций, не должна превышать 70 % стоимости размещенных пенсионных резервов;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в банковские вклады и недвижимость, не должна превышать 80 % стоимости размещенных пенсионных резервов.

Существуют отступления  от требования по обязательной диверсификации вложений НПФ. Например:

  • если общая стоимость размещенных пенсионных резервов фонда не превышает 1,5 млн рублей, процентные ограничения на размещение пенсионных резервов в федеральные государственные ценные бумаги и (или) банковские вклады (депозиты) банков не накладываются.
  • если приобретаются паи паевых инвестиционных фондов, правилами и инвестиционной декларацией которых предусмотрено выполнение правил и требований, предъявляемых к НПФ, процентные ограничения на стоимость пенсионных резервов, размещенных в паи этих паевых инвестиционных фондов, не накладываются.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Деятельность  по обязательному пенсионному  страхованию

 

      • Деятельность в рамках программы государственного софинансирования пенсии

С 2008 г. в целях стимулирования россиян к активному управлению своей пенсией, государство запустило программу софинансирования пенсии. В рамках этой программы застрахованное лицо (то есть любой, у которого имеется Свидетельство государственного пенсионного страхования) после вступления в программу и перечисления взносов на свой пенсионный счет получит равную сумму от государства. Например, если застрахованное лицо платит 2000 рублей в год, то государство доплачивает еще 2000 рублей; итого на счет лица в пенсионном фонде зачисляется 4000 рублей в год. При этом, однако, максимальный годовой взнос государства не превышает 12 000 рублей в год (взносы застрахованного лица не имеют верхнего предела).

 

 

    • Деятельность по управлению материнским капиталом

С 2007 г. выдается материнский капитал семьям, в которых родился или был усыновлен второй (третий или последующий) ребенок. Для многих семей может быть неактуальным расходование этого капитала в настоящий момент. Поэтому государство предусмотрело возможность временного инвестирования средств материнского капитала (всего или части) через НПФ по истечении 3 лет после рождения ребенка.

    • Деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению

Вкладчик перечисляет  взносы в НПФ на основании пенсионного  договора. При заключении данного  договора ему необходимо выбрать  пенсионную схему — некую спецификацию договора, определяющую во многом его условия.

Фонд учитывает поступившие  пенсионные взносы на солидарном или  именном счете вкладчика и  формирует пенсионные резервы. Эти  резервы он инвестирует (обычно — через УК) в высоконадежные активы. Полученный по результатам инвестирования доход распределяется по счетам и увеличивает будущую пенсию участников. Однако следует помнить, что часть дохода (не более 15 %) направляется на вознаграждение управляющего (НПФ или НПФ и УК), на пополнение страхового резерва и на оплату расходов по обслуживанию фонда.

При выходе участника на пенсию НПФ (а в ряде случаев — в соответствии с договором — вкладчик), исходя из накопленной суммы, определяет размер негосударственной пенсии и порядок её получения.

 

3.Порядок создания, государственная регистрация, лицензирование деятельности НПФ РФ 

Создание фонда осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным  законом «О негосударственных пенсионных фондах в РФ», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации. 
 
Учредители (учредитель) не имеют прав на переданное фонду имущество, которое является собственностью фонда. 
 
Фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. 
 
Учредители (учредитель), вкладчики, страхователи, участники, застрахованные лица, а также государство не отвечают по обязательствам фонда, равно как фонд не отвечает по обязательствам его учредителей (учредителя), вкладчиков, страхователей, участников, застрахованных лиц и государства. 
Фонд приобретает права юридического лица с даты государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации. 
Предоставление лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию (введена Федеральным законом от 06.12.2007 N 334-ФЗ) 
 Лицензия на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию (далее - лицензия) предоставляется уполномоченным федеральным органом без ограничения срока ее действия. 
 
Для получения лицензии лицо, которое намерено получить лицензию (далее - соискатель лицензии), представляет в уполномоченный федеральный орган следующие документы: 
 
·       заявление о предоставлении лицензии по форме, установленной уполномоченным федеральным органом; 
 
Заявление о предоставлении лицензии должно быть подписано лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа соискателя лицензии, подтверждающим тем самым достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных для получения лицензии. 
 
·       нотариально удостоверенные копии учредительных документов соискателя лицензии; 
 
·       документ, подтверждающий факт внесения сведений о соискателе лицензии в единый государственный реестр юридических лиц, или его нотариально удостоверенную копию; 
 
·       нотариально удостоверенную копию документа, подтверждающего постановку соискателя лицензии на учет в налоговом органе; 
 
·       нотариально удостоверенные копии документов, подтверждающих назначение лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера и контролера или руководителя и сотрудников службы внутреннего контроля, а также в случае создания коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии лиц, являющихся членами такого органа; 
 
·       документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии; 
 
·       сведения о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа, членах коллегиального исполнительного органа (в случае его создания), главном бухгалтере и контролере или руководителе и сотрудниках службы внутреннего контроля соискателя лицензии, а также копии документов, подтверждающих соблюдение требований, предъявляемых к указанным лицам в соответствии с настоящим Федеральным законом, состав и форма представления указанных сведений устанавливаются уполномоченным федеральным органом. 
 
·       расчет величины денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности соискателя лицензии, а также документы, подтверждающие наличие у соискателя лицензии имущества, включенного в указанный расчет. Порядок расчета величины денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности соискателя лицензии устанавливается уполномоченным федеральным органом; 
 
·       правила внутреннего контроля, утвержденные соискателем лицензии; 
 
·       пенсионные правила, а также, если фонд предполагает осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию, страховые правила; 
 
·       правила внутреннего контроля, разработанные в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (в двух экземплярах) в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

·       иные подтверждающие соблюдение лицензионных условий документы, исчерпывающий перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в  Российской Федерации» // Consultant Plus Local с добавлениями и изменениями от 1 октября 2007 года

Федеральный закон от 7 мая 1998г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ) // Consultant Plus Local с добавлениями и изменениями от 1 октября 2007 года

Негосударственные пенсионные фонды: реальность и перспективы//Аналитический  вестник Совета Федерации ФС РФ – 2006. - № 11 (299).

Негосударственные пенсионные фонды в России: текущее состояние, проблемы и пути развития // Информационно-аналитический  бюллетень Фонда "Бюро экономического анализа". - июль 2004. - № 62.

Негосударственные пенсионные фонды: перспективы развития// журнал «Финансы». – 2004 .- №3.

Аранжереев М. М. Как обеспечить достойную старость или возможности  негосударственных пенсионных фондов – М.: ЭКСМО, 2006.

Финансы, денежное обращение  и кредит : учебник / Под ред. М.В. Романовского и О. В. Врублевской. – М. : Юрайт-Издат, 2007.

Рынок ценных бумаг. Учебно-методический комплекс. / под ред. А.В. Новикова, Е.Е. Алексеева, А.А. Волосского, И.Н. Николаева, Ю.В. Степаненкова. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2002.

Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова –  М.: Финансы и статистика, 2002.

 


Информация о работе Понятие негосударственного пенсионного фонда