Понятие об экономико–математическом моделировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 19:02, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ и разработка мероприятий по повышению эффективности сельскохозяйственной деятельности организации на основе эмпирического анализа теоретического и практического материала.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: изучить экономико-математические модели планирования сельскохозяйственного производства, проанализировать современное состояние в целом, определить перспективы развития хозяйства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПТИМАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК 4
1.1. Понятие и функции рынка. Особенности аграрного рынка 4
1.2. Понятие об экономико–математическом моделировании 10
1.3. Особенности и методики моделирования специализации отраслей сельскохозяйственного товаропроизводителя 13
Глава 2 МАТЕМАТИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ В ОАО “СМОЛЕВИЧСКИЙ РАЙАГРОСЕРВИС” 29
2.1. Общие сведения о ОАО «Смолевичский райагросервис» Минской области 29
2.2. Ресурсы ОАО «Смолевичский райагросервис» и эффективность их использования 33
2.3. Анализ финансового состояния и экономическая эффективность 37
Глава 3 ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ В ОАО “СМОЛЕВИЧСКИЙ РАЙАГРОСЕРВИС” 40
3.1. Постановка экономико-математической задачи 40
3.2. Структурная экономико-математическая модель 42
3.3. Обоснование исходной информации задачи 47
3.4. Анализ результатов решения 56
ГЛАВА 4 ОХРАНА ТРУДА 60
4.1. Анализ состояния охраны труда в ОАО «Смолевичский райагросервис» 60
4.2. Мероприятия по улучшению условий и безопасности труда…………………66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 75

Вложенные файлы: 1 файл

!!!ДИПЛОМ.doc

— 4.81 Мб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Переход к рыночной экономике требует от предприятий  повышения эффективности сельскохозяйственной деятельности на основе достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления хозяйством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т. д. Важная роль в осуществлении этой задачи отводится поиску новых направлений в деятельности предприятия (внедрение новых технологий, повышение качества и т. д.).

Повышение эффективности сельскохозяйственной деятельности – это один из важнейших экономических рычагов не только в системе управления производством в целом, но и в системе внутрихозяйственного планирования, контроля и анализа. Поэтому разработка мероприятий по повышению эффективности сельскохозяйственной деятельности является одной из главных задач деятельности предприятия.

В настоящее  время необходимо добиться повышения  рентабельности, ликвидации убыточности  и увеличения прибыли, прежде всего, за счет повышения эффективности сельскохозяйственной деятельности. Прибыль и рентабельность предприятия зависит от производственной, снабженческой и сбытовой деятельности, осуществляемой предприятием. На современном этапе развития экономики Республики Беларусь повышенное значение имеет проблема эффективности сельскохозяйственной деятельности.

В связи с  этим проблемы совершенствования эффективности сельскохозяйственной деятельности предприятия в настоящее время являются наиболее важными, что и указывает на актуальность выбранной темы дипломной работы. Актуальность выбранной темы также обусловлена необходимостью совершенствования системы стратегического управления, разработки стратегии деятельности организации, повышения финансовой устойчивости сельскохозяйственной деятельности, совершенствования технических факторов производства и улучшения качества производимой продукции.

В качестве объекта исследования было выбрано Открытое акционерное общество "Смолевичское районное предприятие по производственно-техническому обслуживанию агропромышленного комплекса".

Предметом исследования является одно из направлений деятельности ОАО  «Смолевичский  Райагросервис», а именно сельскохозяйственная деятельность и пути повышения ее эффективности.

Целью данной работы является анализ и разработка мероприятий  по повышению эффективности сельскохозяйственной деятельности организации на основе эмпирического анализа теоретического и практического материала.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: изучить экономико-математические модели планирования сельскохозяйственного производства, проанализировать современное состояние в целом, определить перспективы развития хозяйства.

Для достижения цели и задач данной работы применялись  следующие методы исследования: экономико-математический, аналитический, метод статистических группировок, анализ нормативных документов и др.

В процессе работы были использованы бухгалтерские документы (балансы, отчеты о затратах и другие документы), данные статистической отчетности за 2007, 2008 и 2009 годы, план развития предприятия, плановые и нормативные документы, монографии и статьи в научных журналах, законы, постановления правительства, статьи периодической печати, справочники, схемы и графики.

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПТИМАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК

 

1.1. Понятие и функции рынка. Особенности аграрного рынка

 

В современной  экономической литературе имеют место различные толкования и определения сущности рынка. Наиболее часто упоминается следующее определение [8, 10]:

Рынок − это сфера экономики, в которой совершается процесс товарно-денежного обмена (превращение товара в деньги и обратного обращения денег в товар), это система экономических отношений между товаропроизводителями (продавцами) и потребителями (покупателями).

Из этого  толкования следует, что главными фигурантами  на рынке являются два основных участника – товаропроизводители (продавцы) и потребители ( покупатели). Именно они совершают акты купли – продажи  и определяют условия сбыта продукции. Рынок является связующим звеном, формирующим социально – экономические отношения в  сфере обмена.

Что касается товаропроизводителей, то поначалу они выступают в роли покупателей, приобретая факторы производства (труд, землю, капитал, информацию и др.), выплачивая поставщикам соответствующие доходы (стоимость производственных ресурсов, заработную плату, дивиденды, ренту, арендную плату и др.). Затем они становятся продавцами произведенного ими экономического продукта (продукции, товара, работ, услуг).

Продукция – материально - вещественный продукт труда, который может использоваться в технологическом процессе его переработки или поступать непосредственно в реализацию.

Товар – готовый продукт труда, являющийся предметом купли и продажи, подлежащей обмену на другой продукт или, как правило, на деньги.

Работы  – трудовая деятельность по созданию, изготовлению, обработке, перемещению материально – вещественного продукта (строительные, сельскохозяйственные, ремонтные и др.).

Услуги  – вид работ и действий одного  субъекта, приносящих пользу другому субъекту, основным полезным результатом которых является сама деятельность (перевозка товаров, услуги связи, коммунальные услуги, обучение, консультирование и т.п.).

Таким образом, на рынке фигурируют субъекты рынка  и объекты рыночных отношений.  Субъекты рынка (продавцы и покупатели) могут быть физическими и юридическими лицами. Они тесно связаны между собой. Каждый субъект занимает свое место на рынке, оказывая услуги другим субъектам. Объектами в рыночных отношениях выступают: а) продукция, товары, работы и услуги; б) факторы производства (предприятия, земля, основные средства производства, финансовые ресурсы) и в) рабочая сила.

Основными элементами рыночных отношений  являются:

  • Цена
  • Спрос
  • Конкуренция (товаропроизводителей и продавцов за рынок сбыта).

Платежеспособный  спрос и предложение экономического продукта (с учетом его количества, качества и ассортимента) по установленной цене определяют эквивалентность обмена, конкретное соотношение денежных и товарных потоков. Поэтому рынку присущи некоторые функции и свойства.

Основными и  наиболее общим функциями и свойствами аграрного рынка являются:  

  • рынок всегда выступает регулятором объемов производства и ассортимента продукции. Он информирует сельскохозяйственного товаропроизводителя о спросе на ту или иную продукцию и об объемах ее предложения со стороны других товаропроизводителей. Получив эту информацию, товаропроизводитель определяет объемы производства, ассортимент и место сбыта продукции. Именно благодаря рынку устанавливается близкое к оптимальному соотношение между спросом на продукцию и предложением;
  • на рынке  сельскохозяйственная продукция как товар получает свою истинную оценку. Продукция низкого качества не пользуется спросом покупателей и зачастую остается непроданной либо продается по низким ценам, т.е. оказывается убыточной. Следовательно, рынок побуждает товаропроизводителя к улучшению качества поставляемой продукции;
  • рынок способствует стабилизации цен. Чрезмерно высокие цены, как правило, приводят к сокращению спроса на продукцию, и она не находит достаточно большого сбыта. С другой стороны, чрезмерно низкие цены не обеспечивают возмещение затрат на производство продукции, и она оказывается невыгодной. Когда между спросом и предложением наступает относительное равновесие, цена устанавливается на определенном уровне, называемом ценой равновесия;
  • рынок побуждает товаропроизводителя снижать издержки производства, уменьшать себестоимость продукции в целях получения выгоды от ее продажи;
  • рынок содействует внедрению инноваций в сельскохозяйственное производство. Общеизвестно, что только на основе использования новых машин, технологий, сортов,   пород, материалов и других достижений научно – технического прогресса в сельском хозяйстве можно увеличить объемы производства продукции, улучшить ее качество и снизить себестоимость. Следовательно, рынок содействует производству конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции;
  • рынок помогает решению социальных проблем сельских тружеников, поскольку представляет возможность каждому работнику реализовать свои способности и желания через предпринимательство. Рынок дает возможность людям зарабатывать столько, сколько они хотят и могут. Рынок страшен тому, кто не умеет и не хочет по-настоящему работать. Американский экономист  С. Блейк считает, что « рынок  - это фильтр, который отсеивает ленивых, беспечных, жадных и глупых»;
  • рынок с помощью конкуренции очищает аграрный сектор от экономически слабых, неконкурентоспособных хозяйствующих субъектов и способствует развитию более эффективных и перспективных;
  • рынок  представляет  сельским  товаропроизводителям  возможность эффективно вести свою деятельность, получать прибыль и успешно решать хозяйственные и социально – экономические проблемы.

Таким образом, рынок по своей экономической  сути есть саморегулируемая  система  взаимоотношений между продавцом  и покупателем. Он ориентирует товаропроизводителей на высокое качество экономического продукта, снижение издержек  производства, с одной стороны, а с другой – материально заинтересовывает их возможностью получения большей прибыли за счет увеличения объемов продаж. Рынок позволяет и способствует эффективному функционированию сельскохозяйственного производства.

Рынок сельскохозяйственной продукции (аграрный рынок) имеет некоторые особенности  и среди них:

  • зависимость предложения от природно–климатических условий. В силу этого товаропроизводитель должен иметь по крайне мере три программы действий – на случай благоприятных погодных условий (когда будет избыток продукции), на случай неблагоприятных условий (когда будет недобор продукции) и на случай стихийных бедствий (когда будут потери продукции). Чтобы снизить степень риска, товаропроизводителю сельскохозяйственной продукции необходимо иметь страховые запасы, а также рационально сочетать растениеводство с животноводством и с производством несельскохозяйственной продукции; 
  • большие объемы сельскохозяйственной продукции и непродолжительные сроки хранения многих ее видов требуют четкой организации маркетинга и сбыта. Для сбыта продукции растениеводства и животноводства необходимы особые условия не только доставки ее к местам продаж (специфические транспортные средства и хорошие дороги), но и самой реализации (время и торговое место, место хранения и т.д.).  Кроме того, на месте производства сельскохозяйственной продукции возникает необходимость организации первичной или более глубокой ее переработки, строительства хранилищ с холодильниками и кондиционерами;
  • для реализации сельскохозяйственной продукции имеется много каналов сбыта: предприятия коммерческой торговли и общественного питания, рынок прямого спроса, перерабатывающие предприятия, потребкооперация, организация государственного заказа и др. Можно организовать фирменную продажу, реализацию продукции на местном колхозном рынке, ярмарках. Сбывать продукцию возможно через посредников и по прямым договорам. Каждый из этих каналов реализации имеет свои преимущества и недостатки. Выбор остается за сельскохозяйственным товаропроизводителем. Именно он должен выбрать наиболее подходящие каналы сбыта с тем, чтобы выгодно реализовать свою продукцию.

Отметим, что  даже в развитых странах с давней историей рыночных отношений рынок  вовсе не всемогущ и далеко не идеален. К издержкам рыночной экономики можно отнести, прежде всего, недостаточную стабильность, которая порождает инфляцию и рост цен; во-вторых, ей свойственна неполная занятость трудовых ресурсов  с неизбежным спутником рынка – безработицей; в – третьих, рынок учитывает только индивидуальный коммерческий аспект и игнорирует так называемые общественные блага (услуги образования, здравоохранения, охраны общественного порядка, воспитания детей и т.п.);  в – четвертых, рынок порождает потенциальное социальное расслоение, жестокость к слабым субъектам в конкурентной борьбе, неизбежно разоряет  часть предпринимательских структур; в – пятых, рынок не гарантирует полной социальной справедливости, решения ряда социальных проблем (содержание пенсионеров, инвалидов, сирот и т.п.). И, наконец, в рыночной экономике доходы могут зависеть не только от вложенного труда и материально – денежных затрат, но и от случая, конъюнктуры, благоприятного стечения обстоятельств.

Все вышеизложенное приводит к выводу о том, что рыночный механизм в чистом виде нуждается в определенной корректировке. В условиях смешанной экономики частично ее осуществляет государство. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, рыночная аграрная экономика не может успешно функционировать без государственного регулирования ценообразования и поддержки сельскохозяйственного товаропроизводителя.

 

1.2.  Понятие об экономико–математическом моделировании

Для оптимального управления любой системой в различных  сферах АПК применяют многообразные модели. Термин «модель» происходит от латинского modulus – образец, норма, мера.

Термин "модель" широко используется в различных  сферах человеческой деятельности и  имеет множество смысловых значений. Рассмотрим только такие "модели", которые являются инструментами получения знаний.

Модель - это такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его  непосредственное изучение дает новые  знания об объекте-оригинале.

Можно выделить следующие виды моделей:

  1. графические модели (чертеж, карта, схема путей сообщения при перевозке продукции и т.д.);   
  2. геометрические модели (топографо-геодезический макет местности, модели дают внешнее представление об оригинале и служат в основном для демонстрационных целей;
  3. физические модели (макет трактора, гидротехнического сооружения и т. д.), которые отражают подобие между оригиналом и моделью с точки зрения происходящих основных физических процессов;
  4. математические модели, которые отображают в абстрактной форме поведение, характеристики, взаимосвязи моделируемых объектов, явлений, процессов. Это происходит с помощью совокупности уравнений, неравенств и т. д., т.е. в математической форме.

Все модели обладают рядом общих свойств: отражают наиболее существенные стороны изучаемого объекта; дают информацию о фактическом состоянии моделируемого объекта, а также его предполагаемом поведении.

Следовательно, основное назначение модели – служить средством познания оригинала. При этом установлено, что  графические, геометрические и физические модели в экономике распространены не так широко, как математические. Это связано  со следующими обстоятельствами: а) моделирование коммерческих процессов в АПК требует меньше затрат времени, поскольку за короткий период можно на ПК просчитать различные варианты решений; б) использование ЭММ обходится значительно дешевле, чем если бы проведены дорогостоящие эксперименты для какого – то реального объекта; в) в математической модели любое явление, процесс, объект могут быть представлены без воздействия внешних факторов, особенно природных, что исключает вероятность, получения непредсказуемых результатов.

Информация о работе Понятие об экономико–математическом моделировании