Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 14:19, реферат
Товары и услуги производятся в результате трудовой деятельности. А в связи с этим они характеризуются себестоимостью или издержками производства и рыночной стоимостью. Если соотнести эти две величины по каждому из видов товаров и услуг и умножить на их объем, то это будет определять рентабельность и прибыльность производства.
- совершенствование систем
- совершенствование структуры аппарата управления;
- улучшение оперативного
Совершенствование организации производства, в том числе:
- совершенствование организации
вспомогательных служб и
- улучшение организации
- улучшение материальной, технической
и кадровой подготовки
Совершенствование организации труда, в том числе:
- использование передовых
- использование многостаночного обслуживания, улучшение разделения и кооперации труда
- использование гибких форм организации труда;
- улучшение условий труда, рационализация режимов труда и отдыха;
- улучшение профессионального
подбора кадров, улучшение их
подготовки и повышение
- совершенствование систем
Не используя эти факторы невозможно рассчитывать на получение полного эффекта от материально-технических фактов.
Социально-психологические факторы – это, так называемое качество трудовых коллективов. Их социально-демографический состав, стиль руководства, уровень дисциплинированности и подготовки, а также трудовой активности и творческой инициативы работников, и самое главное моральная мотивация работников.
Важно отметить, что производительность труда обусловлена общественными и естественными условиями, в которых протекает труд.
Например, рассмотрим добывающее промышленное предприятие. Если, к примеру, снижается уровень содержания металла в руде, то производительность труда будет падать пропорционально этому снижению. В нашей стране стремительно развиваются рыночные отношения и в связи с этим обостряются также и общественные условия. Эти условия с одной стороны тормозят рост производительности труда, а с другой стороны стимулируют. Среди них можно выделить: усиление конкуренции товаропроизводителей, повышение уровня безработицы и другое.
Все эти перечисленные факторы находятся в тесной взаимосвязи между собой, и поэтому их следует изучать комплексно.
Изучать причины, из-за которых произошли изменения производительности труда, помогает классификация факторов. Факторы роста производительности изучают для того, чтобы точно оценить влияние каждого в отдельности, так как их действия не являются равноценными. Одни из них дают устойчивый прирост производительности труда, а воздействие других является преходящим.
В России в 2001 году впервые разработана и принята «Концепция демографического развития страны на период до 2015года», в которой четко обосновывается необходимостью привлечения мигрантов с целью сокращения естественной убыли населения и его старения.
Миграционные процессы существенно влияют на социально-экономическое и демографическое развитие практически всех регионов России, а значит, не только на национальный, но и на местные рынки труда. Уже сегодня миграцию можно включить в число факторов, определяющих уровень производительности труда в будущем. Это объясняется следующим:
1) Во-первых, привлечение трудовых
мигрантов позволяет более
2) Во-вторых, на предприятиях и
в отраслях, где широко применяется
дешевый труд иммигрантов, происходит
значительная экономия на
3) В-третьих, рост производительности
общественного труда может
Некоторые факторы нуждаются в различных усилиях и затрат для приведения их в действие. Классификация факторов роста производительности создает необходимые условия, которые нужны для проведения экономических расчетов по определению уровня влияния их на изменение производительности труда.
2. Материальное и нематериальное
стимулирование
Стимулирование труда необходимо рассматривать как систему экономических форм и методов побуждения людей к включению в рабочий процесс. Цели стимулирования – увеличение трудовой активности персонала предприятий и организаций, повышение заинтересованности в улучшении конечных результатов. Иначе говоря – достижение роста прибыли компании за счет повышения качества и эффективности труда работников.
Стимулирование труда как способ управления персоналом предполагает использование всей гаммы существующих форм и методов регулирования трудового поведения. Это требует четкой систематизации стимулов трудовой деятельности, выявления общих черт и различий между ними, обеспечения их гармоничного взаимодействия. Мотивы, которые формируются у человека под воздействием множества обстоятельств, включаются под влиянием стимулов.
Соотношение различных мотивов, влияющих на поведение человека, образует его мотивационную структуру; последняя достаточно стабильна, но поддается целенаправленному формированию, например, в процессе воспитания. У каждого человека она индивидуальна и обуславливается множеством факторов: уровнем благосостояния, социальным статусом, квалификацией, должностью, ценностями и прочее. Проблему мотивации рассматривали: А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Мак Клелланд, В. Врум, К. Алдерфер и др.
Четкой грани между материальным и нематериальным стимулированием нет, и они постоянно переплетаются, обуславливают друг друга, а порой просто неразделимы. Тем не менее, специалисты по управлению персоналом обращают все больше внимания разнообразным формам именно нематериального стимулирования. Как, например, Л. Портер и Э. Лоулер, Д. Синка, Адамс. Среди авторитетных теорий на эту тему можно выделить работы Шамира и Хакмана-Олдхема.
Б. Шамир отмечает, что традиционные теории мотивации, рассматривающие действия индивида в краткосрочном периоде, должны быть дополнены теоретическими подходами, в которых отражен более широкий взгляд на жизнь и поставлен вопрос о роли моральных обязательств и ценностей в моделях поведения человека. Автор предлагает свою теорию самоконцепции, в которой основное внимание уделяет возможностям человека, способного с помощью работы занять определенное общественное положение и достигнуть самореализации.
В теории Р. Хакмана и Г. Олдхема обращается внимание на то, что для достижения высокого качества работы, удовлетворенности трудом, значительной внутренней мотивации, низкой текучести и малого количества прогулов, необходимо, чтобы работник испытывал следующие переживания: переживание значимости работы, переживание ответственности за результаты труда и знание результатов. Под переживанием значимости работы авторы модели понимают степень, с которой субъект осознает работу как значимую, ценную, стоящую. Под переживанием ответственности - степень, с которой субъект чувствует себя лично ответственным за результаты выполняемой им работы. Знание результатов - это степень, с которой работник знает и понимает, как эффективно он работает.
Поскольку нематериальные стимулы могут выступать в самой разной форме, их разнообразие ограничивается только возможностями организации и потребностями работников. Если конкретные стимулы отвечают потребностям той или иной категории работников, то они обладают большим мотивационным воздействием.
К нематериальным формам мотивации обычно относят:
- творческое стимулирование;
- организационное
- корпоративная культура;
- моральное стимулирование;
- стимулирование свободным
- стимулирование обучением.
Рассмотрим каждую из этих форм более подробно.
Творческое стимулирование - основано на обеспечении потребностей работников в самореализации, самосовершенствовании, самовыражении (повышение квалификации, командировки). Возможности самореализации зависят от уровня образования, профессиональной подготовки работников, от их творческого потенциала. Стимулом здесь выступает процесс труда, в содержании которого имеются творческие элементы. Творческие стимулы предполагают условия свободного выбора работником способов решения задач, выбора из совокупности решений оптимального, дающего наибольший результат. При этом человек проявляет свои потенциальные возможности, самореализуется в процессе труда, получает удовлетворение от этого процесса. Повышение сложности трудовых операций и решаемых работником задач является основой для расширения сферы деятельности творческих стимулов.
В коллективе, где преобладают отношения творческого сотрудничества и взаимопомощи, уважения друг к другу, работник испытывает удовлетворение в процессе труда и от его результатов, радость при встрече с коллегами, удовольствие от совместного труда. Там, где царят равнодушие, излишний формализм в работе и в отношениях, работник может терять интерес к коллективу, а нередко и к работе, его трудовая активность снижается. В данном случае очень большое значение имеет организационная культура.
Организационное стимулирование - это стимулирование труда, которое регулирует поведение работника на принципе изменения чувства его удовлетворенности работой в организации. Организационное стимулирование привлекает работников для участия в делах организации, сотрудники имеют право голоса в решении проблем, в основном социального характера. Важно приобрести новые навыки и знания. Нужно стимулировать к этому работников, это придаст им уверенности в завтрашнем дне, сделает их более независимыми и самостоятельными
Корпоративная культура - свод наиболее важных положений деятельности организации, определяемых ее миссией и стратегией развития и находящих выражение в совокупности социальных норм и ценностей, разделяемых большинством работников. Основные элементы корпоративной культуры:
- базовые цели (стратегия компании);
- миссия компании (общая философия и политика);
- этический кодекс компании (отношения с клиентами, поставщиками, сотрудниками);
- корпоративный стиль (цвет, логотип, флаг, униформа).
Наличие всего комплекса элементов корпоративной культуры рождает у сотрудников чувство принадлежности к компании, чувство гордости за нее. Из разрозненных людей сотрудники превращаются в единый коллектив, со своими законами, правами и обязанностями.
Моральное стимулирование - стимулирование труда, регулирующее поведение работника на основе использования предметов и явлений, специально предназначенных для выражения общественного признания работника и способствующее повышению его престижа. В основе морального стимулирования лежит:
Во-первых, создание таких условий, при которых люди гордились своей работой, чувствовали бы ответственность за свои действия и ощущали бы ценность результатов. Работа должна приносить удовольствие, для этого задания должны содержать долю риска, а также возможность добиться успеха.
Во-вторых, это присутствие вызова, нужно дать каждому возможность проявлять свои способности, показать себя в труде.
В-третьих, это признание. Смысл этого состоит в том, что отличившихся работников отмечают на общих собраниях.
Стимулирование свободным временем. Его конкретными формами выражения являются: гибкий график работы или увеличенный, дополнительный отпуск. Этот элемент нематериального стимулирования призван возместить нервно-эмоциональные или повышенные физические затраты. Делает условия работы более благоприятными для человека. Но получение отгулов за более быстрое выполнение работы в отечественной практике не стало распространенным
Стимулирование обучением - развитие персонала через повышение его квалификации. Обучение персонала включает в себя различные мероприятия, такие как обучение внутри и вне организации. Также проводится плановое обучение. Оно позволяет использовать собственные производственные ресурсы работающих. Важным методом обучения на рабочем месте является: метод усложняющихся знаний, смена рабочего места, ротация. Многие иностранные компании используют эту форму обучения для подготовки персонала непосредственно под свою организацию. Примером являются такие всемирно известные компании как: Procter&Gamble, Mars, Kelly Services и др. Ежегодно эти компании производят набор молодых сотрудников, с целью их дальнейшего обучения и потом непосредственного привлечения к деятельности. Основной мотивацией молодых сотрудников является возможность продвижения по служебной лестнице: приобретая опыт, профессиональные знания и навыки, многие в результате получают «должность» в компании.
Существует обучение вне рабочего места. Оно является более эффективным, но при этом затрачиваются дополнительные материальные средства и отвлечением от работы служащего на некоторое время.
Современным проблемам материального стимулирования труда уделяется достаточно внимания. Проблему стимулирования в рыночных условиях хозяйствования рассматривают такие ученые как: С.Л. Брю. А. Маршал, К.Р. Макконелл, Р.С. Смит и другие.
Формирование рыночных отношений и ориентация на экономические методы управления предполагает использование принципиально новых подходов к оценке материального стимулирования труда. Обзор научной литературы позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день не существует единой методики оценки эффективности материального стимулирования труда работников.
Как показывают исследования, в комплексе стимулов трудовой деятельности наиболее распространенным и значимым видом является материальное стимулирование, которое регулирует поведение работника на основе использования различных материальных денежных и не денежных видов поощрений и санкций. Механизм его базируется на создание условий для реализации стремления работника удовлетворять свои потребности в деньгах, как всеобщем эквиваленте – средстве обмена на самые разнообразные материальные и духовные блага, производящиеся в обществе. Потребление этих благ влечет за собой развитие общества, рост его благосостояния и качества жизни в нем.
Система материального стимулирования – это один из наиболее действенных инструментов управления, позволяющих влиять на эффективность деятельности сотрудников и всей Компании в целом. Настроенная в соответствии со стратегическими и тактическими ориентирами Компании, система материального стимулирования позволит менеджерам целенаправленно управлять мотивацией сотрудников и повысить производительность и заинтересованность персонала.
Информация о работе Понятие производительности труда и влияющие на нее факторы