Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 17:10, реферат
В процессе реформирования экономики России планирование как инструмент управления было отвергнуто или полузабыто, что сделало экономическую деятельность предприятий малоуправляемой системой. Надежды многих хозяйственников и ученых-экономистов на то, что рыночные регуляторы автоматически заменят планирование, не оправдались. Этого и не могло произойти - вся мировая история развития экономики свидетельствует, что планирование является мощным средством управления.
1. Понятие производственная программа. Сущность и система показателей производственной программы предприятия.
2. Условия оптимальной производственной программы
3.Формирование производственной программы предприятия
На основе заявок портфеля заказов, заключенных договоров и выявленной емкости рынка формируется номенклатура и ассортимент производства продукции.
Устанавливаются общий объем планируемых поставок продукции в натуральном и стоимостном выражении; удельный вес новой и снимаемой с производства продукции; удельный вес различных видов продукции в общем объеме поставок; графики отгрузки продукции потребителям; удельный вес экспортной продукции; запасы готовой продукции на складах предприятия; объемы поставок продукции, но не оплаченной в срок поставщикам; причины образования сверхплановых остатков и несвоевременной оплаты продукции покупателями; надежность и платежеспособность покупателей; финансовые показатели портфеля заказов, включая планируемую прибыль, рентабельность, величину налоговых поступлений и платежей; объемы производства из давальческого сырья; объемы кооперированных поставок и другие факторы, от которых зависит эффективность продаж.
На основе анализа портфеля заказов, сформированного службой маркетинга, специалисты всех заинтересованных структурных и функциональных подразделений предприятия составляют мотивированное заключение о возможности реализации портфеля в планируемом периоде.
Этот анализ через некоторое время будет основой составления производственной программы.
Для принятия обоснованных решений по портфелю заказов целесообразно создать из ведущих специалистов различных отделов консультационно-аналитический центр при директоре предприятия.
Основными функциями такого центра могут быть: - консультирование по производственным, коммерческим, инвестиционным, финансовым, экономическим проблемам, вопросам социальной поддержки персонала, научно-технического и инновационного развития предприятия;
- лоббирование, т.е. влияние на принятие или провал неприемлемых для предприятия нормативных актов;
- товарная реклама и пропаганда,
позволяющая стимулировать
Пропаганда по сравнению с рекламой обходится во много раз дешевле и является эффективным методом формирования общественного мнения; - стимулирование сбыта - распространение образцов товаров, купонов, дающих право на снижение цены; премии покупателям, когда один из товаров предлагается по низкой цене или бесплатно в качестве поощрения за покупку другого, более дорогого; зачетные талоны, которые получает покупатель при покупке какого-либо изделия и которые обмениваются на товары в специальных пунктах; экспозиции и демонстрации товаров в местах их продаж; - ситуационный анализ, позволяющий обеспечить гибкость в планировании производства и сбыта продукции; - подготовка плановых решений по номенклатуре и ассортименту товаров и участие в обосновании производственной программы производственными мощностями.
Формирование и обоснование производственной программы предприятия на основе маркетинговых исследований предполагает реализацию концепции маркетинга, которая состоит в обеспечении достижения основных целей, определенных стратегий эффективного управления путем целенаправленного улучшения качества выпускаемой продукции, регулирования цен товаров, создания комплекса коммуникаций и сбыта. Конкретизация маркетинга осуществляется через планирование, которое предполагает: - разработку стратегии маркетинга; - разработку программы действий; - определение контрольных показателей развития предприятия по объему производства продукции и ее сбыту; - изложение текущей маркетинговой ситуации (характеристика целевого рынка, оценка конкурентов и положения предприятия на рынке); - определение жизненного цикла товаров, опасностей и возможностей, с которыми имеется вероятность столкнуться в плановом периоде; - постановку задач по решению возникающих проблем; - составление бюджета предприятия (расходов - доходов); - определение порядка контроля за ходом выполнения плана маркетинга.
Выбор рынка для товаров предприятия базируется на информации географического размещения предполагаемых клиентов; выявленного спроса на производимый вид товара; прогноза выбора товара розничными торговцами; общей потребности клиентов в данном товаре; временных пиков закупки товара; социального, экономического и демографического портрета покупателей. Общие требования маркетинга к производству: - производить то, что находит сбыт и продается; - учитывать требования потребителя к качеству товара; - обеспечивать гибкость производственной системы и ее оперативность.
Ориентация предприятия на рыночный спрос предполагает определение: - ассортимента товаров, которыми интересуются клиенты; - ассортимента товаров, которые предприятие может произвести и реализовать с прибылью; - конкретной ситуации при реализации товара; - объема спроса рынка в товарах; - объема ресурсов, необходимых для производства и продажи соответствующего товар.
Формирование производственной программы предприятия на основе данных маркетинговых исследований осуществляется в такой последовательности: - определяются номенклатура и ассортимент продукции в натуральном выражении с учетом спроса товаров на рынке, исходя из имеющегося оборудования, технологий, организации снабжения сырьем и материалами; - определяется объем производства каждого изделия в натуральном выражении на основе расчета объема реализации и изменения остатков нереализованной готовой продукции на начало и конец планового периода; - обосновываются производственные мощности для определенного объема выпуска продукции по отдельным ее видам; - определяются стоимостные показатели производства продукции на основе имеющихся натуральных объемов.
План производства будет реальным, если он согласован с производственными возможностями предприятия, а именно: производственными мощностями, трудовыми, материально-техническими и финансовыми ресурсами, а также с уровнем их использования. Обоснование производственной программы предприятия трудовыми и материальными ресурсами производится с учетом норм времени, норм сырья, материалов и комплектующих изделий.
Переход к рыночным отношениям потребовал пересмотра и вопросов прогнозирования и планирования производства продукции и, в частности, методологии разработки производственной программы. Ее формирование на основе концепции маркетинга значительно отличается от методики, применяемой ранее в условиях плановой системы.
Сегодня производство любых видов продукции (выполнения работ, оказания услуг) должно быть направлено на получение высоких доходов (прибыли) и соответствовать реальному спросу на них. В отличие от ориентации прошлых лет на производственные возможности, достигнутые результаты и директивное распределение, новые условия хозяйствования диктуют использование новых подходов к планированию (прогнозированию) не только общих объемов производства, но и в ассортименте (сортиментов) продукции, ее качеству и другим потребительским характеристикам, соответствующим ее спросу и предложению на рынке. В условиях рынка предприятия формируют производственную программу самостоятельно на основе договоров между производителями и потребителями продукции, учитывающих реальные потребности в ней, в том числе для государственных нужд, а также производственные и ресурсные возможности их удовлетворения. В отличие от прошлых лет разработка планов и прогнозов должна вестись предприятием путем обобщения намерений, по строго ограниченному числу показателей, с учетом спроса и предложения на рынке.