Порядок заключения, изменения и действие коллективного договора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиале, представительстве с работодателем. Коллективные договора впервые в мире появились в Англии, где так же впервые возникли и профсоюзы, еще в конце 18 века. Его роль и значение в регулировании труда неоднократно менялись в зависимости от изменений экономической и социальной жизни общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1. Роль коллективного договора в регулировании трудовых отношений………………………………………………………………………5
1.1. Содержание коллективного договора ……………………………..9
1.2. Функции коллективного договора …………………………………10
2. Коллективные переговоры: понятие и порядок проведения ……….12
3. Порядок заключения, изменения и действие коллективного
договора …………………………………………………………………………14
Заключение ……………………………………………………………….17
Список используемой литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по лопаревой Аня.docx

— 32.88 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение………………………………………………………………….3

1. Роль коллективного  договора в регулировании трудовых  отношений………………………………………………………………………5

1.1. Содержание коллективного договора ……………………………..9

1.2. Функции коллективного договора …………………………………10

2. Коллективные переговоры: понятие и порядок проведения ……….12

3. Порядок заключения, изменения и действие коллективного

договора …………………………………………………………………………14

Заключение ……………………………………………………………….17

Список используемой литературы………………………………………18 

Введение.

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками  организации, филиале, представительстве  с работодателем. Коллективные договора впервые в мире появились в  Англии, где так же впервые возникли и профсоюзы, еще в конце 18 века. Его роль и значение в регулировании  труда неоднократно менялись в зависимости  от изменений экономической и  социальной жизни общества. Становление  и развитие рынка труда в современной  России и новых по своему характеру  общественных связей в кооперации труда  обусловили очередное изменение  содержания и сущность коллективного  договора. Он становиться основной разновидностью социально-партнерского регулирования бытовых отношений  непосредственно в организациях.

Современный коллективный договор  все более явственно приобретает  черты локально-правового нормативного акта, призванного служить своеобразным трудовым кодексом для наемных работников и работодателя в конкретной организации. Нормативные положения по сравнению  с обязательственно-правовыми становятся доминирующем в его содержании. Будучи одной из форм правотворчества, эти положения нацелены на организацию автономной системы условий труда, действующей в рамках данной организации независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и численности работников.

Правовая сущность коллективного  договора в условиях перехода к рыночным экономическим отношениям построена  на идее автономии организации в  сфере труда, осуществляемой ее главой (собственником, предпринимателем), и  на участии профсоюзных органов  или иных защитников профессиональных и социальных интересов наемных  работников в урегулировании трудовых, социально-экономических и профессиональных отношений между работниками  и работодателем. Коллективный договор  является одной из разновидностей социально-партнерского регулирования социально-трудовых отношений на уровне организации, которая выражает интересы двух социальных групп: наемных работников и работодателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Роль коллективного  договора в регулировании трудовых  отношений.

Становление рыночной экономики  в нашей стране связано с целым  комплексом социальных преобразований, появлением новых субъектов экономических  отношений, развитием социальных институтов, представляющих их интересы в экономической  и политической сферах общественной жизни. Кардинальные преобразования произошли  и в сфере трудовых отношений.

На протяжении десятилетий  тоталитарное государство, контролировавшее все стороны общественной жизни, монопольно устанавливавшее условия  найма рабочей силы – уровень  тарифной заработной платы, сроки и  размеры повышения ставок и должностных  окладов, величину и условия выплаты  доплат, надбавок и премий, продолжительность  рабочего времени и отпусков и  т.д.

Современное положение в  экономике, отказ от государства  от детального регламентирования общественных отношений,  признание и государственная  защита частной собственности коренным образом изменили характер и содержание трудовых отношений. Формирование ключевых фигур рынка труда – работодателя и наемного работника – повлекло за собой развитие социальных институтов, способных адекватно отразить и  представить их интересы во всех сферах общественной жизни. Эффективное функционирование рынка труда требует согласования интересов, разрешения назревающих  конфликтов субъектов производства, вступающих в трудовые отношения  на основе купли-продажи рабочей  силы.

Именно поэтому в странах  с развитой рыночной экономикой прочно утвердился институт, получивший название коллективно-договорной системы регулирования  трудовых отношений между работодателем  и работником на индивидуальной основе, регулированием трудовых отношений государством или третьим субъектом. Соотношение между этими субъектами на различных рынках труда различно. В США и Канаде, например, государство устанавливает только минимум законодательных норм относительно условий занятости; социальное законодательство во многих европейских странах охватывает широкий спектр вопросов, которые могут являться предметом коллективно-договорной системы.  В любом случае законодательные нормы, определяемые государством служат отправной точкой для заключения соглашений, минимальным уровнем повышения которого является целью проведения коллективных переговоров и заключения коллективных договоров как закономерного следствия последних. В этом смысле коллективно-договорная система играет на рынке труда роль более активную, чем государственное регулирование. Именно в этом направлении, начиная с 1991 г. осуществляется развитие коллективно-договорной системы в нашей стране.

Для того, чтобы понять причины коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, необходимо четко представлять себе роль, которую оно выполняет в практике функционирования рынка труда.

Важнейшим преимуществом  подобного регулирования является гибкость принятия решений, не сравнимая  ни с законодательными, ни с судебными, ни с административными методами. «Содержание, методы и процедуры заключения коллективных договоров различны не только между странами, но и в рамках каждой из них, поскольку отражают конкретное содержание требований работников различных отраслей и предприятий». 

Другой причиной превалирования коллективных договоров между работниками  и работодателями на рынке труда  является то, что этот институт соответствует  широко распространенным представлениям о реализации принципов равенства  и социальной справедливости в сфере  рыночных отношений. Отдельный работник не может индивидуально противостоять эксплуатации со стороны более сильного субъекта – работодателя.

В то же время, важнейшее  значение, как уже отмечалось, имеет  реализация стабильности в трудовых отношениях. «Коллективно-договорная система сама по себе не может устранить  конфликт во взаимоотношениях субъектов  рынка труда, поскольку конфликт основывается на существовании различных  социальных интересов, целей, субъективных устремлений, требований. Однако, система коллективных договоров способствует согласованию интересов, взаимообразному учету проблем обеих сторон».  Не существует гарантий безусловного согласия и моментальной ликвидации конфликта, но процесс переговоров создает возможность достижения наиболее приемлемого результата.

Кроме того, достигнутые  соглашения, приобретая форму договора, обязывают обе стороны действовать  в соответствии с этими условиями, не прибегая к крайним мерам –  забастовкам или увольнениям, что  обеспечивает социальную и экономическую  стабильность. В этом смысле коллективные переговоры представляют собой созидательный  процесс, выгодный обеим сторонам.

Далее, современный коллективный договор является актом непосредственного  участия трудовых коллективов в  правовом регулировании труда работников конкретного предприятия, в создании локальных норм трудового права  с одной стороны, а с другой – он является актом участия работников, их трудового коллектива в управлении предприятием, поскольку может развивать  производственную демократию, участие  работников в локальном правотворчестве.

В изложенном заключается правовая, социально-экономическая и политическая роль коллективного договора.

Наконец, коллективный договор  « … выступает в качестве средства воспитания дисциплины труда, добросовестного  отношения к труду, предусматривая меры материального и морального поощрения высококачественного  труда и меры воздействия на недисциплинированных работников – нарушителей коллективного  договора».  Производственное, народнохозяйственное значение коллективного договора в  том, что он направлен на совершенствование  производства, организации труда, улучшения  качества продукции, повышения производительности труда.

В силу этого одной из своих функций многие государства  считают установление и поддержание  равенства субъектов трудовых отношений, иными словами осуществляют регулирование  трудовых отношений исходя из принципа социального партнерства между  трудящимися и работодателями. Причем, как неоднократно отмечалось выше, это не означает веры в гармоничную  социальную утопию, но признание интересов  у этих групп людей не должно снимать  стремления к социальному равновесию. Социальное партнерство должно строится на обоюдной заинтересованности в развитии производства, экономическом прогрессе.

Как показывает опыт зарубежных стран и небольшой опыт существования  коллективно-договорной системы, основанной на принципе социального партнерства  в нашей стране, многие вопросы  общественной жизни решаются легче, если стороны изначально ориентируются  на сотрудничество, а не на конфронтацию. Отказ от взаимных уступок лишает общество перспективы позитивных перемен, и другого способа достичь согласия и экономического возрождения  общества нет.

 

 

 

1.1 Содержание  коллективного договора

Содержание и структура  коллективного договора определяются сторонами. Согласно ст. 41 ТК в договор  можно включать взаимные обязательства  работников и работодателей по следующим  вопросам:

· формы, системы и размеры оплаты труда;

· выплата пособий, компенсаций;

· механизм регулирования  оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции;

· занятость, переобучение, условия высвобождения работников; рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

· улучшение условий и  охраны труда работников, в том  числе женщин и молодежи;

· соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;

· экологическая безопасность и охрана здоровья работников;

· гарантии и льготы сотрудникам, совмещающим работу с обучением;

· оздоровление и отдых  работников и членов их семей;

· частичная или полная оплата питания работников

· отказ от забастовок при  выполнении соответствующих условий  коллективного договора;

· другие определяемые сторонами  вопросы.

Коллективные договоры не могут содержать условия, ограничивающие права или снижающие уровень  гарантий работников по сравнению с  законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор, то они не подлежат применению (ст. 9 ТК).

С учетом финансово-экономического положения работодателя в коллективном договоре могут устанавливаться  льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные  по сравнению с установленными законодательством (ст. 41 ТК).

1.2 Функции коллективного  договора

Коллективный договор  как вид правового акта выполняет  следующие функции:

· организация трудовых отношений;

· обеспечение стабильности трудовых отношений;

· обеспечение и защита интересов работников и работодателей;

· приспособление трудовых отношений в организации к  реальным экономическим отношениям;

· достижение компромисса  между работником и работодателем  с помощью заключения договора;

· обеспечение экономического прогресса, повышение производительности труда, снижение себестоимости товара.

Нормативные положения коллективного  договора имеют силу правового акта и обязательны для выполнения работодателями. Действие коллективного  договора распространяется на всех работников организации, ее филиалов, представительств и иных обособленных структурных  подразделений, а также на работающих у индивидуального предпринимателя.

Контроль за выполнением коллективного договора осуществляют его стороны непосредственно или через своих уполномоченных представителей, а также через соответствующий орган Минтруда России (ст.51 ТК РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Коллективные  переговоры: понятие и порядок  проведения

Представители работников и  работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного  договора, соглашения и имеют право  проявить инициативу по проведению таких  переговоров.

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме  о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в  течении семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа (ст. 36 ТК РФ).

Представители сторон, участвующих  в коллективных переговоров, свободны в выборе вопросов регулирования  социально-трудовых отношений. (ст.37 ТК РФ).

Две и более первичные  профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению  их выборных органов могут создать  единый представительный орган для  ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного  договора и заключения коллективного  договора (ст.37 ТК РФ).

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне РФ, одного или нескольких субъектов РФ, отрасли, территории предоставляется соответствующим  профсоюзам (объединениям профсоюзов) (ст.37 ТК РФ).

Информация о работе Порядок заключения, изменения и действие коллективного договора