Правовые основы стандартизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:19, контрольная работа

Краткое описание

Правовые основы стандартизации в РФ установлены законом «О стандартизации». Положение закона обязательны к выполнению всеми госорганами управления субъектами хозяйственной деятельности независимо от форм собственности общественных объединений. Закон определяет меры госзащиты интересов потребителя и государства через требования, правила, нормы, вносимые в госстандарты при их разработке и госконтроль выполнении обязательных требований стандартов при их применении.

Вложенные файлы: 1 файл

Быков.docx

— 36.86 Кб (Скачать файл)

Согласно Закону о техническом  регулировании технический регламент  не должен содержать требования к  качеству и потребительским свойствам  продукции, поскольку такие требования должны регулироваться рыночными отношениями, а не административными мерами. К  ним, например, относятся показатели внешнего вида изделий, вкусовые характеристики, запах, качество отделки, характеристики, совместимые с другими изделиями  и т.п.

Не должны содержаться  в техническом регламенте требования к конструкции и исполнению объекта  технического регулирования, за исключением  случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение целей, перечисленных в п. 1 ст. 6. Это прямо указано в п. 4 ст. 7 Закона о техническом регулировании.

Органы и службы по стандартизации

Деятельность по стандартизации в РФ осуществляют соответствующие  органы и организации. Орган рассматривается  как юридическая или административная единица, имеющая конкретные задачи и структуру. Могут быть органы власти, фирмы, учреждения. Под органом занимающимся Стандартизацией подразумевается  орган, деятельность которого в области  Стандартизации общепризнанна на международном, федеральном или региональном уровне. Основные функции - разработка и учреждение нормативных документов доступных широкому кругу потребителей.

Национальным органом  по Стандартизации РФ является комитет  РФ по МСС (Госстандарт РФ), который  осуществляет госуправление Стандартизацией в стране, формирует и реализует госполитику в области Стандартизации. Госстандарт РФ выполняет следующие функции:

- координирует деятельность  госорганов управления, касающеюся вопросов МСС;

- взаимодействует с органами  власти субъектов Федерации в  составе РФ в области ММС;

- направляет деятельность  технических комитетов и субъектов  хозяйственной деятельности по  разработке, применению стандарта  к другим проблемам согласно  своей компетенции;

- подготавливает проекты  законов и других правовых  актов в пределах своей компетенции;

- устанавливает порядок  и правила проведения работ  по МСС;

- принимает большую часть  госстандартов, общероссийских классификаторов с технико-экономической информацией;

- осуществляет госрегистрацию нормативных документов, а также стандартных образцов, веществ и материалов;

- руководит деятельностью  по аккредитации испытательных  лабораторий и органов по сертификации;

- осуществляет госнадзор  за соблюдением обязательных  требований стандартов, правил метрологии  и обязательных сертификаций;

- представляет Россию  на международных организациях, занимающихся вопросом ММС, а  также международном совете СНГ;

- сотрудничает с соответствующими  национальными органами зарубежных  стран. Руководит работой НИИ  и территориальных органов выполняющих  функции;

- осуществляет контроль  и надзор за соблюдением обязательных  требований госстандартов и правил обязательной сертификации;

- участвовать в работах  по международной, региональной  и межгосударственной (в рамках  СНГ), межгосударственной стандартизации;

- устанавливает правила  применения в РФ международных  региональных и межгосударственных  стандартов, норм, рекомендаций. При  разработке госстандартов определяет организационно-технические правила, формы и методы взаимодействия субъектов хоздеятельности, как между собой, так и с госорганами управления, которые будут включены в нормативный документ;

- организует подготовку  и повышение квалификации специалистов  в области Стандартизации.

 

В структуре предусмотрены  подразделения для реализации значительного  объёма указанных работ: 19 НИИ, 13 опытных  заводов, издательство стандартов, типографии, 3 учебных заведения, более 100 территориальных  центов ССМ. На базе ЦССМ создаются  органы по сертификации и испытательные  лаборатории.

 

Технические комитеты по стандартизации (ТК)

С развитием информационных технологий приобрели актуальное значение методы классификации и кодирования  информации. В РФ принято госпрограмма перехода страны на принятую в международной  практике систему учёта и статистики соответствия с требованиями развития рыночной экономики. Без общероссийской классификации невозможно решение  проблемы согласованности вневедомственных потоков информации. Кроме того, необходимо обеспечить сопоставимость классификаторов в различных федеральных органов управления и международных организационных, а также информационную совместимость международных и национальных информационных систем. В РФ создаётся единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК). Её составляющие - общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, средств их введения, нормативных и методических документов по их разработке, ведению и применению объектами классификации и кодирования ЕСКК выступают: статистическая информация, финансовая информация, правоохранительная деятельность, макроэкономическая деятельность, банковское дело, бухгалтерский учёт, стандартизация, сертификация, производство продукции, предоставление услуг, таможенное дело, торговля, внешняя экономическая деятельность. Общее руководство и координацию работ по созданию ЕСКК осуществляют Госстандарт РФ и Госкомстандарт. Ведение информационных форм, федерального фонда стандартов, а также классификаторов подразумевает прежде всего поддержание соответствующего объекта в актуальном состоянии; прежде всего требуется своевременное внесение изменение классификаций и доведение этой новой информации до пользователя. Основная информация об изменении публикуется издательством стандартов в информационном указателе стандартов. В РФ в настоящее время действует следующая классификация:

1. Общероссийский классификатор  организаций и предприятий (ОКПО)

2. ОК органов госвласти и управления (ОКОГУ)

3. ОК экономический районов (ОКЭР)

4. ОК видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВДЭП)

5. ОК специальностей и оборудования (ОКСО)

6. ОК занятий (ОКЗ)

7. ОК управленческой документации (ОКУД)

8. ОК продукции (ОКП)

9. ОК информации по социальной защите населения (ОКИСЗН)

10. ОК услуг населению (ОКУН)

11. ОК стандартов (ОКФ)

12. ОК профессий рабочих, должностей служащих, тарифных разрядов (ОКПДТР)

13. ОК основных фондов (ОКОФ)

14. ОК валют (ОКВ)

15. ОК изделий и конструкторских документов в машиностроении и приборостроении (ЕСКД)

16. ОК единиц измерения (ОКЕИ)

17. ОК специальностей высшей научной классификации (ОКСВНК)

 

На сегодняшний день на стадии внедрения находится более 25 взаимосвязанных между собой  классификаторов. В составе Госстандарта РФ имеются информационные фонд, который  составляет ядро федерального фонда  стандартов. В нём хранятся стандарты  гос и др категорий (около 22 000) действующих в РФ и СНГ и более 30 000 международных стандартов, а также более 250 000 национальных стандартов зарубежных стран, общероссийские классификаторы, документы по ММС. Передача информации возможно по Российским и международным телекоммуникационным сетям ROSPAS, RELCOM, SPRINT и Интернет.

Применение нормативных  документов в РФ

Вопросы применения нормативных  документов в России касаются:

– использования национальных стандартов и других нормативных  документов отечественными организациями  и субъектами хозяйственной деятельности;

– применения международных, региональных нормативных документов и стандартов других стран в РФ;

– применения нормативных  документов на экспортируемую или импортируемую  продукцию, а также использования  отечественных стандартов зарубежными  странами.

Российские нормативные  документы применяют государственные  органы управления и субъекты хозяйственной  деятельности. В зависимости от объекта стандартизации и вида деятельности пользователя нормативные документы необходимы при выполнении различного рода работ или оказании услуг; при создании проектов; разработке технической документации, условий технологического процесса; регламентации видов, деятельности, связанных с реализацией всех фаз жизненного цикла любого объекта стандартизации. Могут быть такие ситуации, когда продукция была освоена и выпускается предприятием раньше принятия нового или пересмотра государственного (отраслевого) стандарта. Российское законодательство в таких случаях допускает нераспространение новых нормативных документов на данную продукцию, если в них содержатся соответствующие указания (примечания).

Для экспортируемой продукции российского производства применимость нормативных документов определяется контрактом, но возможны исключения, обусловленные законодательством РФ. При этом соблюдается приоритет потребителя, т.е. допускаются изготовление и поставка продукции за рубеж в соответствии с требованиями международных, региональных стандартов, а также национальных либо фирменных стандартов принимающей страны. Выбор нормативного документа фиксируется в контракте.

Для импортируемой продукции российское законодательство устанавливает следующие правила. Импортируемая продукция не может быть реализована или передана для реализации, если она не соответствует обязательным требованиям на такую продукцию в отечественных действующих нормативных документах. Подтвердить это несоответствие необходимо путем сертификации. Если импортируемая продукция подлежит обязательной сертификации по российскому законодательству, она должна сопровождаться сертификатом соответствия и знаком соответствия. Сертификат и знак соответствия должны быть либо выданы российским уполномоченным на то органом, либо признаны этим органом в порядке, соответствующем Закону РФ «О сертификации продукции и услуг».

Применение международных, региональных и национальных стандартов других стран в России возможно на основе международных соглашений о  сотрудничестве, а также по разрешению региональных организаций, национальных органов по стандартизации. Кроме  правовой основы, нужно учитывать  и целесообразность применения указанных  нормативных документов, которая, прежде всего, диктуется потребностями  внутри страны либо во внешнеэкономической  деятельности. Очень важно также, чтобы требования указанных выше стандартов способствовали научно-техническому прогрессу, не уступали нормам и требованиям  отечественных стандартов и соответствовали  условиям их выполняемости российскими  предприятиями и организациями.

Международные, региональные стандарты, правила, нормы международных  организаций, занимающиеся стандартизацией, а также национальные зарубежные стандарты вводятся в России через  принятие государственного стандарта РФ (ГОСТ Р). В этот стандарт включается полный текст указанных нормативных документов в русском переводе либо еще и дополнения, если это необходимо для учета специфики внутренних потребностей и др. Российское законодательство допускает также применение международных, региональных, зарубежных национальных стандартов, правил и норм, разработанных международными организациями, отечественными отраслями, предприятиями и общественными объединениями до их принятия в качестве ГОСТ Р. В таком случае, как правило, они используются как соответствующие категории стандартов.

Необходимо иметь в  виду, что действующие стандарты  любого уровня могут содержать ссылки на другие стандарты. В ситуации принятия в национальный стандарт международных  и других указанных выше стандартов необходимо обратить особое внимание на содержащиеся ссылки, чтобы они  не ввели в заблуждение пользователей  нормативного документа. Ссылки могут  носить двоякий характер:

– в том стандарте, который  решено применить, могут быть ссылки на другие стандарты, которые уже  применяются в стране. Тогда нужно  убедиться, аналогичны ли их требования соответствующим государственным  стандартам. Если это так, то в оформляемом  нормативном документе должна быть ссылка на государственный стандарт;

– ссылка может указывать  на стандарт, который не принят в  России. В этом случае принятие международного стандарта осложняется, поскольку  требуется решение вопроса о  возможности и целесообразности использования того стандарта, на который ссылаются.

Разновидность региональных стандартов, принятых в РФ, составляют межгосударственные стандарты, действующие  в рамках СНГ. Если РФ присоединилась к этим стандартам, то они применяются  на ее территории без переоформления и вводятся постановлением Госстандарта РФ или Госстроя РФ.

Применение российских стандартов другими странами предусмотрено отечественным законодательством, что не противоречит правовым международным нормам в данной области. Юридические и физические лица зарубежных государств имеют право пользоваться в своей деятельности российскими нормативными документами на основании соглашений, договоров, заключаемых на соответствующих уровнях. Кроме того, правовой основой могут служить и официальные разрешения, полученные иностранным юридическим или физическим лицом от органов, организаций или предприятий, принявших нормативный документ.

Характер требований нормативных документов

Нормативные документы могут  содержать: обязательные требования, подлежащие обязательному выполнению в соответствии с законом или действующим регламентом (техническим регламентом), иальтернативные требования и положения.

Инструкции обычно излагаются в повелительном наклонении, а  рекомендации – в сослагательном, требования содержат критерии, которые должны быть соблюдены.

Альтернативные требования представляются в форме выборочных либо дополнительных норм. Альтернативные требования могут рассматриваться  как обязательные в договорных отношениях, а также при сертификации продукции  на знак соответствия национальному (или  другой категории) стандарту, когда  подтверждается полное соответствие всех характеристик испытуемого изделия  всем требованиям нормативного документа.

В сущности положение – обобщающее понятие, оно может быть изложено в форме сообщения, инструкции, рекомендации или требования.

Ответственность за нарушение  обязательных требований стандартов

Согласно Закону РФ «О стандартизации» ответственность за нарушение его положений несут юридические и физические лица, органы государственного управления. В соответствии с действующим в России законодательством ответственность носит уголовный, административный либо гражданско-правовой характер. Нарушения выявляются службами государственного контроля и надзора за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов.

Нарушение должностными лицами или гражданами, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, обязательных требований государственных  стандартов при реализации, эксплуатации, транспортировке и хранении продукции  влечет наложение штрафа в размере  от пяти до 100 минимальных размеров оплаты труда. Такое же наказание определено за уклонение юридических и физических лиц от предъявления продукции, а также сведений о ней и соответствующей документации органам государственного надзора (Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, ст. 170).

С 1 января 1997 г. специальная уголовная ответственность установлена за обман потребителей в отношении качества товара, установленного договором (в сферах торговли товарами и предоставления услуг), а также за производство и реализацию товаров и услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Уголовная ответственность за нарушение требований стандартов по продукции производственного назначения не предусмотрена, а административная ответственность установлена за несоблюдение обязательных требований при ее продаже (поставке), использовании, транспортировке и хранении. Гражданско-правовая ответственность за нарушение требований к качеству определяется на основе положений гражданского законодательства.


Статья 19.19. Нарушение требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение  требований нормативных документов по обеспечению единства измерений

Статья 19.19 ч. 1

Нарушение требований технических  регламентов, обязательных требований государственных стандартов, за исключением  случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 настоящего Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение  от представления продукции, документов или сведений, необходимых для  осуществления государственного контроля и надзора, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Статья 19.19 ч. 2

Нарушение правил обязательной сертификации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.6, частями 2 и 4 статьи 13.12, частью 2 статьи 14.4, частью 2 статьи 14.16, статьей 20.14 настоящего Кодекса, то есть реализация сертифицированной  продукции, не отвечающей требованиям  нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализация сертифицированной продукции  без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака  соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция, либо недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно представление недостоверных результатов испытаний продукции либо необоснованная выдача сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертификации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Статья 19.19 ч. 3

Нарушение правил поверки  средств измерений, требований аттестованных  методик выполнения измерений, требований к состоянию эталонов, установленных  единиц величин или метрологических  правил и норм в торговле, а равно  выпуск, продажа, прокат или применение средств измерений, типы которых  не утверждены, либо применение неповеренных средств измерений - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей


Информация о работе Правовые основы стандартизации