Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:19, контрольная работа
Правовые основы стандартизации в РФ установлены законом «О стандартизации». Положение закона обязательны к выполнению всеми госорганами управления субъектами хозяйственной деятельности независимо от форм собственности общественных объединений. Закон определяет меры госзащиты интересов потребителя и государства через требования, правила, нормы, вносимые в госстандарты при их разработке и госконтроль выполнении обязательных требований стандартов при их применении.
Согласно Закону о техническом
регулировании технический
Не должны содержаться в техническом регламенте требования к конструкции и исполнению объекта технического регулирования, за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение целей, перечисленных в п. 1 ст. 6. Это прямо указано в п. 4 ст. 7 Закона о техническом регулировании.
Органы и службы по стандартизации
Деятельность по стандартизации
в РФ осуществляют соответствующие
органы и организации. Орган рассматривается
как юридическая или
Национальным органом по Стандартизации РФ является комитет РФ по МСС (Госстандарт РФ), который осуществляет госуправление Стандартизацией в стране, формирует и реализует госполитику в области Стандартизации. Госстандарт РФ выполняет следующие функции:
- координирует деятельность госорганов управления, касающеюся вопросов МСС;
- взаимодействует с органами власти субъектов Федерации в составе РФ в области ММС;
- направляет деятельность
технических комитетов и
- подготавливает проекты
законов и других правовых
актов в пределах своей
- устанавливает порядок и правила проведения работ по МСС;
- принимает большую часть госстандартов, общероссийских классификаторов с технико-экономической информацией;
- осуществляет госрегистрацию нормативных документов, а также стандартных образцов, веществ и материалов;
- руководит деятельностью
по аккредитации испытательных
лабораторий и органов по
- осуществляет госнадзор за соблюдением обязательных требований стандартов, правил метрологии и обязательных сертификаций;
- представляет Россию
на международных организациях,
занимающихся вопросом ММС, а
также международном совете
- сотрудничает с
- осуществляет контроль
и надзор за соблюдением
- участвовать в работах
по международной,
- устанавливает правила
применения в РФ международных
региональных и
- организует подготовку
и повышение квалификации
В структуре предусмотрены подразделения для реализации значительного объёма указанных работ: 19 НИИ, 13 опытных заводов, издательство стандартов, типографии, 3 учебных заведения, более 100 территориальных центов ССМ. На базе ЦССМ создаются органы по сертификации и испытательные лаборатории.
Технические комитеты по стандартизации (ТК)
С развитием информационных
технологий приобрели актуальное значение
методы классификации и кодирования
информации. В РФ принято госпрограмма
перехода страны на принятую в международной
практике систему учёта и статистики
соответствия с требованиями развития
рыночной экономики. Без общероссийской
классификации невозможно решение
проблемы согласованности
1. Общероссийский классификатор
организаций и предприятий (
2. ОК органов госвласти и управления (ОКОГУ)
3. ОК экономический районов (ОКЭР)
4. ОК видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВДЭП)
5. ОК специальностей и оборудования (ОКСО)
6. ОК занятий (ОКЗ)
7. ОК управленческой документации (ОКУД)
8. ОК продукции (ОКП)
9. ОК информации по социальной защите населения (ОКИСЗН)
10. ОК услуг населению (ОКУН)
11. ОК стандартов (ОКФ)
12. ОК профессий рабочих, должностей служащих, тарифных разрядов (ОКПДТР)
13. ОК основных фондов (ОКОФ)
14. ОК валют (ОКВ)
15. ОК изделий и конструкторских документов в машиностроении и приборостроении (ЕСКД)
16. ОК единиц измерения (ОКЕИ)
17. ОК специальностей высшей научной классификации (ОКСВНК)
На сегодняшний день на стадии внедрения находится более 25 взаимосвязанных между собой классификаторов. В составе Госстандарта РФ имеются информационные фонд, который составляет ядро федерального фонда стандартов. В нём хранятся стандарты гос и др категорий (около 22 000) действующих в РФ и СНГ и более 30 000 международных стандартов, а также более 250 000 национальных стандартов зарубежных стран, общероссийские классификаторы, документы по ММС. Передача информации возможно по Российским и международным телекоммуникационным сетям ROSPAS, RELCOM, SPRINT и Интернет.
Применение нормативных документов в РФ |
Вопросы применения нормативных документов в России касаются: – использования национальных стандартов и других нормативных документов отечественными организациями и субъектами хозяйственной деятельности; – применения международных, региональных нормативных документов и стандартов других стран в РФ; – применения нормативных документов на экспортируемую или импортируемую продукцию, а также использования отечественных стандартов зарубежными странами. Российские нормативные
документы применяют Для экспортируемой продукции российского производства применимость нормативных документов определяется контрактом, но возможны исключения, обусловленные законодательством РФ. При этом соблюдается приоритет потребителя, т.е. допускаются изготовление и поставка продукции за рубеж в соответствии с требованиями международных, региональных стандартов, а также национальных либо фирменных стандартов принимающей страны. Выбор нормативного документа фиксируется в контракте. Для импортируемой продукции Применение международных, региональных и национальных стандартов других стран в России возможно на основе международных соглашений о сотрудничестве, а также по разрешению региональных организаций, национальных органов по стандартизации. Кроме правовой основы, нужно учитывать и целесообразность применения указанных нормативных документов, которая, прежде всего, диктуется потребностями внутри страны либо во внешнеэкономической деятельности. Очень важно также, чтобы требования указанных выше стандартов способствовали научно-техническому прогрессу, не уступали нормам и требованиям отечественных стандартов и соответствовали условиям их выполняемости российскими предприятиями и организациями. Международные, региональные стандарты, правила, нормы международных организаций, занимающиеся стандартизацией, а также национальные зарубежные стандарты вводятся в России через принятие государственного стандарта РФ (ГОСТ Р). В этот стандарт включается полный текст указанных нормативных документов в русском переводе либо еще и дополнения, если это необходимо для учета специфики внутренних потребностей и др. Российское законодательство допускает также применение международных, региональных, зарубежных национальных стандартов, правил и норм, разработанных международными организациями, отечественными отраслями, предприятиями и общественными объединениями до их принятия в качестве ГОСТ Р. В таком случае, как правило, они используются как соответствующие категории стандартов. Необходимо иметь в
виду, что действующие стандарты
любого уровня могут содержать ссылки
на другие стандарты. В ситуации принятия
в национальный стандарт международных
и других указанных выше стандартов
необходимо обратить особое внимание
на содержащиеся ссылки, чтобы они
не ввели в заблуждение – в том стандарте, который
решено применить, могут быть ссылки
на другие стандарты, которые уже
применяются в стране. Тогда нужно
убедиться, аналогичны ли их требования
соответствующим – ссылка может указывать на стандарт, который не принят в России. В этом случае принятие международного стандарта осложняется, поскольку требуется решение вопроса о возможности и целесообразности использования того стандарта, на который ссылаются. Разновидность региональных стандартов, принятых в РФ, составляют межгосударственные стандарты, действующие в рамках СНГ. Если РФ присоединилась к этим стандартам, то они применяются на ее территории без переоформления и вводятся постановлением Госстандарта РФ или Госстроя РФ. Применение российских стандартов другими странами предусмотрено отечественным законодательством, что не противоречит правовым международным нормам в данной области. Юридические и физические лица зарубежных государств имеют право пользоваться в своей деятельности российскими нормативными документами на основании соглашений, договоров, заключаемых на соответствующих уровнях. Кроме того, правовой основой могут служить и официальные разрешения, полученные иностранным юридическим или физическим лицом от органов, организаций или предприятий, принявших нормативный документ. |
Характер требований нормативных документов |
Нормативные документы могут
содержать: обязательные Инструкции обычно излагаются в повелительном наклонении, а рекомендации – в сослагательном, требования содержат критерии, которые должны быть соблюдены. Альтернативные требования
представляются в форме выборочных
либо дополнительных норм. Альтернативные
требования могут рассматриваться
как обязательные в договорных отношениях,
а также при сертификации продукции
на знак соответствия национальному (или
другой категории) стандарту, когда
подтверждается полное соответствие всех
характеристик испытуемого В сущности положение – обобщающее понятие, оно может быть изложено в форме сообщения, инструкции, рекомендации или требования. |
Ответственность за нарушение обязательных требований стандартов |
Согласно Закону РФ «О стандартизации» Нарушение должностными лицами или гражданами, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, обязательных требований государственных стандартов при реализации, эксплуатации, транспортировке и хранении продукции влечет наложение штрафа в размере от пяти до 100 минимальных размеров оплаты труда. Такое же наказание определено за уклонение юридических и физических лиц от предъявления продукции, а также сведений о ней и соответствующей документации органам государственного надзора (Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, ст. 170). С 1 января 1997 г. специальная уголовная ответственность установлена за обман потребителей в отношении качества товара, установленного договором (в сферах торговли товарами и предоставления услуг), а также за производство и реализацию товаров и услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Уголовная ответственность за нарушение требований стандартов по продукции производственного назначения не предусмотрена, а административная ответственность установлена за несоблюдение обязательных требований при ее продаже (поставке), использовании, транспортировке и хранении. Гражданско-правовая ответственность за нарушение требований к качеству определяется на основе положений гражданского законодательства. |
Статья 19.19. Нарушение требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений
Статья 19.19 ч. 1
Нарушение требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 настоящего Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Статья 19.19 ч. 2
Нарушение правил обязательной сертификации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.6, частями 2 и 4 статьи 13.12, частью 2 статьи 14.4, частью 2 статьи 14.16, статьей 20.14 настоящего Кодекса, то есть реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция, либо недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно представление недостоверных результатов испытаний продукции либо необоснованная выдача сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертификации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Статья 19.19 ч. 3
Нарушение правил поверки средств измерений, требований аттестованных методик выполнения измерений, требований к состоянию эталонов, установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле, а равно выпуск, продажа, прокат или применение средств измерений, типы которых не утверждены, либо применение неповеренных средств измерений - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей