Предпринимательство в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 19:13, реферат

Краткое описание

Существование предпринимателей и предпринимательства – объективная реальность сегодняшнего дня. Не вызывает сомнения, что предприниматели – это наиболее активная и мобильная часть общества. Но можно ли говорить о предпринимателях как о сформировавшейся, устоявшейся и достаточно однородной профессиональной группе? Реальные условия конкретного бизнеса, его размер создают свой социально-психологический тип предпринимателя, особенности его социально-профессиональных характеристик. Само становление профессии предприниматель происходило на протяжении длительного времени, прежде чем приобрело современный облик.

Содержание

Введение
Бизнес-слой российского общества.
Особые черты наших бизнесменов
Образ наших бизнесменов
Кланы и группировки
Заключение
Список использованной литературы:

Вложенные файлы: 1 файл

Предпринимательство в современной России.docx

— 38.92 Кб (Скачать файл)

Предпринимательство в современной  России

Содержание

    • Введение
    • Бизнес-слой российского общества.
    • Особые черты наших бизнесменов
    • Образ наших бизнесменов
    • Кланы и группировки
    • Заключение
    • Список использованной литературы:
    • Введение
    • Существование предпринимателей и предпринимательства – объективная реальность сегодняшнего дня. Не вызывает сомнения, что предприниматели – это наиболее активная и мобильная часть общества. Но можно ли говорить о предпринимателях как о сформировавшейся, устоявшейся и достаточно однородной профессиональной группе? Реальные условия конкретного бизнеса, его размер создают свой социально-психологический тип предпринимателя, особенности его социально-профессиональных характеристик. Само становление профессии предприниматель происходило на протяжении длительного времени, прежде чем приобрело современный облик.
    • В отечественной и зарубежной литературе нет единства в трактовке современного предпринимательства, мотивов деятельности предпринимателей, особенностям их социально-психологических качеств. Споры, в основном, ведутся вокруг отличительных и социально значимых черт предпринимателей. Наиболее распространена точка зрения, согласно которой отличительным признаком предпринимательства выступает его инновационный характер Смольков В.Г. Предпринимательство как особый вид деятельности ,Социол. исслед. 1994. № 2..
    • Бизнес-слой российского общества
    • По мнению Т.И. Заславской, необходимо различать предпринимательство в узком и широком смыслах; она предлагает к собственно предпринимателям (в узком смысле) относить ядро группы, отвечающее всем базовым признакам предпринимательства. Для определения более широкого круга лиц, причастных к предпринимательской деятельности, она вводит новый термин «бизнес-слой» как родовое понятие, объединяющее всех россиян, в той или иной степени занятых бизнесом, начиная с собственников предприятий, банков и фирм, кончая наёмными работниками. По данным исследования « Мониторинга экономических и социальных перемен в России», проведённого ВЦИОМ и Интерцентром с марта по декабрь 1993г. и охватившего 2354 работника, бизнес-слой хотя и различен, не однороден, но достаточно многочислен – 11,5% всего работающего населения. Заславская Т. И. Бизнес-слой российского общества. С. 8 – 14.
    • Бизнес-слой можно определить как совокупность объектов производительной, коммерческой или финансовой деятельности, осуществляемой с целью получения прибыли, автономно принимающих экономические решения и несущих за них личную ответственность. Это широкий круг лиц, причастных к предпринимательской деятельности, узкий сегмент которого, или «ядро», составляют предприниматели в собственном значении слова.
    • Так называемый бизнес-слой неоднороден по своему составу и охватывает, по данным мониторинга ВЦИОМ, 11,5% Кравченко А. И.Социология. Гл. 3.5. Бизнес-слой в российском обществе, с. 347.экономически активного населения России. Он распадается на ряд групп:
    • § собственно предприниматели (11%)
    • § самозанятые (11%)
    • § бизнесмены – менеджеры (7%)
    • § менеджеры – совладельцы (7%)
    • § «классические менеджеры» (18%)
    • § полупредприниматели (46%)
    • Полупредприниматели, занимающиеся предпринимательством лишь часть времени, составляющие около половины бизнес-слоя, а другую – работающие по найму работают 71% занятых бизнесом. Большинство бизнес-слоя еще не выделилось из категории работников наемного труда. А собственно предпринимательское ядро, отвечающее общепринятым представлениям, составляет всего 1 – 1, 5% экономически активного населения.
    • Конституирующими признаками предпринимательства выступают деятельность, направленная на получение прибыли; свобода и автономность экономических решений; самостоятельный характер деятельности, выражающийся в личном риске и личной ответственности. Предприниматели как самостоятельная социальная группа российского общества операционализируются по критериям социальной стратификации: политический потенциал группы (объем властных и управленческих функций), экономический потенциал (масштаб собственности), а также социокультурный потенциал (уровень образования, квалификации и т. д.).
    • Предприниматели – это собственники капитала, лично руководящие предприятиями или бизнесом.
    • Хотя менеджеры и предприниматели из одной и той же породы людей, между ними есть различия, наложенные характером работы: первые трудятся в организации, а вторые – на свободном рынке. Оказалось, что поведение менеджеров – это чаще всего приспособление к старому, а предпринимателей – его изменение.
    • Менеджер – это человек, вникающий во все детали, он изменяет окружение и делает его лучше таким образом, что не выходит за рамки установленных организацией норм и правил. Напротив, предприниматель, как всякий новатор, предпочитает вносить разнообразие.
    • Исследования свидетельствуют, что выходцы из семей бизнесменов имеют больше шансов открыть собственное дело. И неважно, удачным или неудачным был бизнес родителей. И неважно, удачным или неудачным был бизнес родителей. Главное – передать любовь к своему делу и первоначальные навыки. Правда, этим мир бизнеса не отличается от других профессий, особенно интеллигентных, где преемственность поколений и трудовые династии также играют определяющую роль.
    • Исследование, проведенное Институтом социологии РАН в 1986 – 1993 гг., свидетельствует, что в качестве социальной базы формирования прослойки предпринимателей выступают три группы. Первая – управленцы. Их переход в предприниматели логичен. И в советское время, и ныне управленцы являлись и являются одной из наиболее влиятельных социальных групп. Именно они распоряжаются материальными и другими ресурсами российского общества. Не удивительно, что бюрократический класс оказался в выигрыше от набирающего силу процесса приватизации. В их руках – не только материальные ресурсы, но и ресурс, всегда являвшийся в России одним из самых значимых, а именно – полезные социальные связи. При отсутствии стабильных правовых норм и правоохранительного контроля эти связи становятся основным гарантом любой предпринимательской деятельности, базой, на которой в значительной мере развивается частный сектор. Вторая группа – специалисты. Их переход в предпринимательский класс обычно сопряжен с сокращением финансирования бюджетных организаций. Третьим источником пополнения предпринимателей стали те, кто окончил институт или техникум. Исследования показывают, что среди молодых людей процесс социального расслоения нарастает быстрее, чем в обществе в целом.
    • Возвращаясь к попытке выделить наш бизнес-слой, обратимся к самому очевидному его участнику – так называемому директору предприятия, или говоря несоветским языком, топ – менеджеру или senior executive. Среди них также наблюдается значительное расслоение. Грубо очерчивая его границы, можно разделить директоров на 4 типа:
    • 1. Очень предприимчивые господа, они поставили доставшиеся им в наследство от советской системы предприятия на новые рельсы, модернизировали и сделали весьма конкурентоспособными в новых рыночных условиях;
    • 2. Те, что разбогатели, “утопив” свои предприятия и “слив” их основные активы в аффинированные структуры (родственники, друзья, партнеры). Как правило, сами предприятия фактически стоят, либо вообще объявлены банкротами и закрыты;
    • 3. “Красные директора”, которые и не обогатились, и не сумели поднять свои предприятия. Собственно их даже не совсем правомерно относить к бизнес-слою, ибо “красные” не входят ни в одно из наших понятий, кроме того, они – исчезающий вид в нашей экономике (слабые динозавры обречены, быть пожранными более сильными – хищниками);
    • 4. Особняком стоит небольшая группа директоров предприятий-монополистов (часто, полугосударственных). Однако, если до последнего времени они жили в относительном спокойствии (монопольное положение – особенно на местных рынках, взаимозачеты, бартер – просто “Клондайк” для обогащения), то в последнее время их положение способно сильно поколебаться (как в связи с ростом контроля государства, так и ростом конкуренции на многих прежде закрытых рынках).
    • Другой возможный способ приблизиться к бизнес-слою – разделить его представителей по сферам деятельности: на товарную, торговую и финансовую сферы, и рассмотреть их портреты. Для реализации поставленной задачи обратимся к исследованиям Р.В.Рывкиной, результаты которых приведены в ее книге “Драма перемен”.
    • 1. Производственники. Они, безусловно, одни из пионеров российского бизнеса. Они начинали в тяжелейших условиях, но помня о тяготах советской экономики, сравнивали свое новое положение с эпохой СССР, видели многие плюсы и искренне верили в успех своих начинаний, а испытываемые трудности оценивали лишь как издержки перехода “на новые рельсы”. Сейчас они чувствуют себя хозяевами своего дела – его собственниками, владельцами, тем более что очень часто они сами его и поднимали из руин советског<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Arial'; font-size: 9pt; color:

Информация о работе Предпринимательство в современной России