Предприятие (фирма) как основное звено рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 14:50, курсовая работа

Краткое описание

Слово "предприятие" происходит от слова предпринимать что-либо, вести дело. Условно можно выделить внутреннюю и внешнюю стороны деятельности предприятия. Внутренняя деятельность предприятия заключена в непосредственном производстве товаров и услуг. Ее участниками являются: трудовой коллектив в лице работников и управленцев; собственник предприятия (единоличный либо коллективный); предприниматель. В рыночной экономике особое место отводится предпринимателю, способному выполнять исключительно важную функцию на предприятии — "зарабатывание прибыли". Предприниматель должен обладать особым набором качеств: инициативностью, склонностью к новому и передовому, расчетливостью и т.п. Очень часто предприниматель работает по найму, не являясь собственником предприятия.

Содержание

Глава 1. Предприятие (фирма) как основное звено рыночной экономики.
Сущность предприятия (фирмы), формы экономической деятельности, структура предприятия (фирмы). 2
Библиографический список 12

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по экономике.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

Внутренняя среда предприятия – комплекс факторов, воздействующих на бизнес предприятия изнутри (персонал, технологии, материальные ресурсы, местоположение, менеджмент, маркетинг и т. д.).

 

Таблица 2. – Факторы внутренней среды предприятия

Факторы внутренней среды

Основное содержание и возможное направление воздействия факторов на эффективность производств

Производство,

материальные ресурсы

Соответствие уровня потребления ресурсов лучшим отечественным и зарубежным аналогам: удельный расход материалов, материалоемкость продукции; энергоемкость продукции, отходы производства, экологические штрафы, экономия материальных ресурсов, стимулирование экономии ресурсов, обеспеченность фирмы оборотными средствами, соответствие их расчетным (нормативным) величинам

Персонал

Численность рабочих, численность управленческих кадров, механизм управления персоналом, уровень квалификации кадров, затраты на оплату труда, отчисление во внебюджетные фонды, система экономического стимулирования, затраты на переподготовку кадров, производительность труда, эффективность использования персонала

Продукция

Соответствие потребительских свойств продукции требованиям отечественного и мирового рынков, система качества продукции; формирование эффективной ассортиментной политики, жизненный цикл продукции; возможности снижения производственных затрат

Финансы

Соотношение собственных и заемных средств. Поиск источников финансирования, кредитования и инвестирования. Разработка методик управления финансами

 

Технология

Соответствие техники, технологии требованиям современного уровня качества продукции. Балансовая стоимость основных фондов, сокращение сроков амортизации основных фондов, реальная загрузка основных фондов, эффективность использования отдельных видов основных фондов

Инновации

Оснащение научно-информационной базой предприятия; патентование и лицензирование инноваций; повышение заинтересованности работников во внедрении инноваций. Наличие интеллектуальной собственности, научной базы фирмы, финансовые и кадровые возможности развития собственной НИОКР

Маркетинг

Проведение маркетинговых исследований внешней среды предприятия (SWOT-анализ, PEST-анализ). Стимулирование сбыта и выявление каналов товаропродвижения; рекламная деятельность

Стратегия

Формирование миссии и целей предприятия. Анализ внутренней среды предприятия (SNW-анализ). Разработка стратегических и тактических планов предприятия

Информация

Информационные потоки на предприятии. Накопление и обработка баз данных. Система поиска информации. Компьютеризация и техническое оснащение деятельности предприятия

Менеджмент

Соответствие управленческой структуры предприятии, адекватной организационной структуре, целям и задачам предприятия

НИОКР

Наличие интеллектуальной собственности, научной базы фирмы, финансовые и кадровые возможности развития собственной НИОКР


 

Внешняя среда предприятия – комплекс факторов, воздействующих на предприятие извне (государство, конкуренты, поставщики, потребители и т. д.).

Практически все факторы внешней среды относятся к неконтролируемым со стороны организации и ее служб. Самый хороший план может провалиться из-за негативного воздействия неконтролируемых факторов. Вместе с тем организация может не только приспосабливаться к внешней среде, но и в определенной мере влиять на нее.

Таблица 3. – Факторы внешней среды предприятия

Факторы внешней среды

Содержание и возможное направление воздействия на них

Потребители

Анализ желаемого качества продукции для потребителей, средний уровень дохода, уровень спроса и т. д.

Поставщики

Поставщики оборудования. Ведение реестра поставщиков оборудования с указанием наименования предприятия, рейтинга фирмы, объемов производства, конкурентных преимуществ, гарантийных обязательств и условий сервисного обслуживания, финансовой характеристики фирмы.

Поставщики сырья и материалов. Ведение предприятием реестров поставщиков с указанием наименования предприятия, качества и стоимости материальных ресурсов, условий и возможных объемов поставок,

мощность фирмы-поставщика, финансовое положение. Поставщики финансов. Ведение реестра поставщиков с указанием наименования, законодательных ограничений, предельного размера инвестиций (кредита, лизинга), условий и гарантий возвратности, условий страховки, сроков и процентов по кредиту и т. п. Поставщики трудовых ресурсов

Конкуренты

Ведение реестра конкурентов с указанием наименования предприятия, ассортимента продукции, преимуществ и недостатков выпускаемой ими продукции, цен реализации и др.

Государство

Законодательство: внешнеэкономическая деятельность, налоговая политика государства, правила регистрации предприятия и т. д.

Экономико-политическая сфера

Государства

Динамика отраслевых экономических показателей в области и России, индекс инфляции, ставка рефинансирования, численность безработных, средняя заработанная плата, прожиточный минимум, размер ММРОТ и др.

Экономико-географическое положение предприятия

Местоположение предприятия должно обеспечивать минимальные затраты по содержанию производственных, офисных помещений, транспортных расходов по материально-техническому обеспечению и реализации продукции, услуги, включая расходы на рекламу; арендная плата, коммунальные и иные платежи


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Гражданский кодекс РФ.
  2. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
  3. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
  1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

  1. Алексеенко Н.А., Гурова И.Н. Экономика промышленного предприятия. // Н.А. Алексеенко, И.Н. Гурова, М.: Издательство Гревцова, 2009 г. – 264 с.
  2. Большухина, И.С. Экономика предприятия : учебное пособие / И.С. Большухина; под общ. ред. В.В. Кузнецова. – Ульяновск : УлГТУ, 2007. – 118 с.
  3. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. // О.И. Волков, В.К. Скляренко - М.: ИНФРА-М, 2006. - 280 с.
  4. Кейлер В.А. Экономика предприятия: Курс лекций. // В.А. Кейлер— М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, «Сибирское соглашение», 2005. - 132 с.
  5. Кочетков, А.И. Экономика предприятия. Учебное пособие. // А.И. Кочетков– М.: Копмлекс – Т, - 2005. – 451 с.
  6. Магомедов М.Д., Куломзина Е.Ю., Чайкина И.И. Экономика организации. // М.Д. Магомедов, Е.Ю. Куломзина – М.: : Дашков и Ко, 2010 г. – 276 с.
  7. Мухина И.А. Экономика организации. // И.А. Мухина – М.: НОУ ВПО МПСИ, 2010 г. – 320 с.
  8. Титов В.И. Экономика предприятия : учебник //В.И. Титов. — М. : Эксмо, 2008. — 416 с.
  9. Самойлович В.Г., Телушкина Е.К. Экономика предприятия. Серия: Высшее профессиональное образование. // В.Г. Самойлович, Е.К. Телушкина– СПб.: Академия, 2009 г. – 224 с.

Информация о работе Предприятие (фирма) как основное звено рыночной экономики