Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 14:46, лекция
Целью предпринимательской, в том числе производственной деятельности, является прибыль. Таким образом, функционирование предприятий и отраслей преследует получение наибольшей прибыли путем производства и реализации востребованных рынком товаров (услуг, работ). Именно так в наибольшей степени удовлетворяются потребности населения. Получение прибыли и ее наращивание является экономическим условием успешного функционирования предприятий промышленности. Только так можно своевременно обновлять основные фонды, расширять масштабы производства, создать предпосылки для роста эффективности производства, повышения конкурентоспособности.
-Уяснить экономическую сущность показателей “Прибыль и рентабельность”.
-Выявить роль показателей прибыли и рентабельности в повышении эффективности производства.
-Наметить основные пути роста прибыли и рентабельности.
Прибыль и рентабельность. Пути повышения.
Задачи темы:
-Уяснить экономическую сущность показателей “Прибыль и рентабельность”.
-Выявить роль показателей прибыли и рентабельности в повышении эффективности производства.
-Наметить основные пути роста прибыли и рентабельности.
§1. ПРИБЫЛЬ И ПУТИ ЕЕ РОСТА
Целью предпринимательской, в том числе производственной деятельности, является прибыль. Таким образом, функционирование предприятий и отраслей преследует получение наибольшей прибыли путем производства и реализации востребованных рынком товаров (услуг, работ). Именно так в наибольшей степени удовлетворяются потребности населения.
Получение прибыли и ее наращивание является экономическим условием успешного функционирования предприятий промышленности. Только так можно своевременно обновлять основные фонды, расширять масштабы производства, создать предпосылки для роста эффективности производства, повышения конкурентоспособности.
С другой стороны, чем больше
прибыли у предприятий отрасли,
тем больше отчислений из этой прибыли
на налоги, на формирование национального
дохода, бюджетов разного уровня. А
это создаст экономические
Прибыль - это часть чистого дохода общества, создаваемая на предприятии и совместно используемая предприятием и государственными и муниципальными органами.
Прибыль следует в отраслевой экономике рассматривать как разность между денежными доходами (поступлениями) и расходами (затратами):
п = вд - з ,
где: П - прибыль, млн. руб.
ВД - валовой доход (выручка, поступления), млн. руб.
3 - затраты на производство
и функционирование
Валовой доход формируется из выручки от реализации продукции (услуг, работ), включая всю ее стоимость в текущих ценах - овеществленный и живой труд.
ВД = М + ФОТ + П,
где: М - овеществленный труд (материальные затраты, амортизация)
ФОТ - фонд оплаты труда (зарплата и др.)
П - прибыль.
Доход складывается из прибыли и оплаты труда (П + ФОТ). Общая (валовая, балансовая) прибыль на предприятии отрасли складывается из прибыли от реализации продукции основного производства, прочей реализации и внереализационной прибыли:
где: - общая (балансовая) прибыль, млн. руб.
- прибыль от реализации по основной деятельности, млн.руб.
- прибыль от прочей реализации, млн. руб.
- внереализационная прибыль, млн. руб.
При нормально функционирующей экономике преобладающую долю (более 90%) представляет прибыль от реализации по основной деятельности (в дальнейшем прибыль от реализации, Пр). Поэтому в отраслевой экономике правомерно этому уделяется основное внимание.
Прибыль от реализации - это совокупность разности цены и себестоимости различных товаров (услуг, работ) на объем их реализации в натуре:
где: - объем от реализации, млн. руб.
Ц - цена единицы продукции, руб.
- объем реализованной продукции в натуре (т, шт.).
Объем реализации, как известно, определяется как:
где: - остаток продукции на начало года
- объем произведенной продукции за год
- остаток продукции на
конец года. Как видно из формулы
прибыли от реализации
1. Размер объема реализации.
2. Цена реализации.
3. Себестоимость единицы
продукции с учетом
4. Ассортиментные сдвиги
в сторону увеличения доли
более рентабельных (прибыльных) видов
изделий и соответственно
Таким образом, чем больше
объема реализации, цены реализации, прогрессивнее
ассортиментные сдвиги в смысле роста
доли более рентабельных видов изделий,
тем выше сумма прибыли. И чем
ниже себестоимость единицы
Из факторов роста прибыли следуют и конкретные пути ее увеличения.
Пути роста прибыли в отраслях промышленности в самом общем виде будут следующие.
1. Всемерное увеличение
объема реализации и
2. Снижение себестоимости продукции по всем элементам затрат и статьям калькуляции.
3. Проведение грамотной,
научно-обоснованной ценовой
4. Осуществление прогрессивных
структурных сдвигов в сторону
увеличения доли более
Как было отмечено, преобладающая
часть прибыли предприятия
В современный период особенно важно эффективно и масштабно заняться инвестиционной, финансовой и прочей деятельностью, памятуя, что деньги не пахнут, а должны служить благому делу -финансовой устойчивости отрасли и ее предприятий, государству, обществу, каждому работнику и жителю страны. Прибыль - это процветание.
Полученная на предприятиях отрасли прибыль распределяется между предприятием, государством и муниципальными органами.
Из общей суммы, полученной
на предприятии отрасли прибыли,
выделяется та ее часть, которая освобождена
от налогов и сборов. Затем из
оставшейся суммы (гораздо большей
части) изымаются налоги и сборы
в госбюджет, муниципальные бюджеты,
целевые перечисления в соответствии
с законодательством и
§2. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
Как отмечено выше, прибыль
является итоговым показателем деятельности
предприятий отрасли. Это также
важнейший экономический
Для соизмерения размера прибыли и величины использованных средств для ее достижения в отраслевой экономике используется показатель рентабельности производства.
Рентабельность производства
является наиболее обобщающим, качественным
показателем экономической
Рентабельность производства в самом общем виде в отраслевой экономике определяют как:
где: Р - рентабельность производства, %
П - сумма прибыли, млн. руб.
ОФ - стоимость основных фондов, млн. руб.
ОС - стоимость оборотных средств, млн. руб. Период функционирования предприятия может быть разным -месяц,
квартал, год, а посему стоимость основных фондов и оборотных средств исчисляют в среднем значении. Рентабельность
производства можно вообще определить в любом диапазоне времени, в любой период целевого функционирования, чтобы
знать эффективность проведенных производственных операций. Как правило, при стабильном функционировании она
исчисляется за квартал, а чаще за год.
В отраслевой экономике различают рентабельность производства общую и расчетную. Общая рентабельность практически совпадает с ранее определенной рентабельностью:
Прибыль принимается в виде общей, балансовой суммы, а стоимость оборотных средств до нормируемой ее части, что неверно. Надо принимать в расчет всю использованную стоимость оборотных средств - собственных и заемных.
Расчетная рентабельность исчисляется как отношение расчетной (чистой) суммы прибыли к стоимости основных фондов и нормируемых оборотных средств за минусом льготных фондов (освобожденных от платы за имущество):
Расчетная рентабельность как
показатель эффективности потеряла
смысл, и по существу не имеет какого-либо
практического значения. Она может
только характеризовать, какой ценой,
размерами каких средств
Гораздо больший интерес представляет показатель рентабельности продукции, исчисленный как отношение прибыли к полной себестоимости продукции:
где: Ри - рентабельность конкретного изделия, % П - прибыль от изделия, руб. Сп - полная себестоимость продукции, руб. Если изделие одно, то формула принимает вид:
где: Ц - цена единицы изделия
- полная себестоимость единицы данного изделия.
А рентабельность всей реализованной
продукции исчисляется как
Этот показатель очень важен для принятия текущих и стратегических решений. Указанный показатель в ходе анализа показывает рентабельность или убыточность производимой продукции, степень их рентабельности и убыточности. В рынке, где цель предпринимательской деятельности - получение максимума прибыли, предприятие после такого анализа должно принять соответствующее решение - избавиться от убыточных и малорентабельных изделий и, наоборот, с помощью маркетинга увеличить высокорентабельные виды продукции. Если же отрасль дотационная или отдельные изделия дотируются, то следует сделать определенные корректировки.
Анализ рентабельности отдельных видов продукции, а также всей совокупности ее, поможет выявить внутренние резервы снижения себестоимости продукции, пути повышения качества продукции для возможного соответствующего увеличения цен, что в любом случае повысит рентабельность продукции, а значит улучшит финансовое, социально-экономическое положение предприятий промышленности.
Как видно из общей формулы рентабельности производства
факторами роста будут:
1. Величина прибыли.
2. Стоимость и эффективность использования основных фондов.
3. Стоимость и эффективность
использования оборотных
Чем выше прибыль, чем с
меньшей стоимостью основных фондов
и оборотных средств она
Таким образом, из факторов рентабельности производства следуют и основные пути ее повышения.
В отраслевой экономике к наиболее обобщающим путям повышения рентабельности производства с учетом всего вышеизложенного будут следующие.
1. Все пути и мероприятия, повышающие сумму прибыли.
2. Все пути, улучшающие
эффективность использования
3. Все пути, улучшающие
эффективность использования
В экономической литературе,
в том числе по финансам, экономике
предприятий, анализе хозяйственной
деятельности и других используется
множество специфических
При нормально функционирующей
экономике уровень
Информация о работе Прибыль и рентабельность. Пути повышения