Прибыль и рентабельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

оцесс производства основывается на взаимодействии трех основных элементов: основного капитала, оборотного капитала и рабочей силы. Использование средств производства работниками материальной сферы обеспечивает выпуск промышленной продукции. Сопоставление конечного результата хозяйственной деятельности промышленного предприятия с затратами живого и овеществленного труда на его достижение отражает эффективность производства.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 57.82 Кб (Скачать файл)

Введение

     Процесс производства основывается на взаимодействии трех основных элементов: основного  капитала, оборотного капитала и рабочей  силы. Использование средств производства работниками материальной сферы  обеспечивает выпуск промышленной продукции. Сопоставление конечного результата хозяйственной деятельности промышленного  предприятия с затратами живого и овеществленного труда на его  достижение отражает эффективность  производства.

     Обобщающими показателями экономической эффективности  производства являются прибыли и  рентабельность. Прибыль в рыночных условиях — главная цель предпринимательства  и критерий эффективности производства.

     На  рынке товаров предприятия выступают  как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они  реализуют ее потребителю, получая  при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Для  выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку  с затратами на производство и  реализацию, которые принимают форму  себестоимости продукции. Когда  выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует  о получении прибыли. Предприниматель  всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее получает. Если выручка  равна себестоимости, то удалось  лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При реализации без убытков, отсутствует и прибыль  как источник производственного, научно-технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие  получает убытки - отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее  и банкротство.

     Рентабельность  характеризует результативность использования  средств производства и трудовых ресурсов. Она определяется как отношение  полученной предприятием прибыли к  сумме основных и оборотных фондов. Управление рентабельностью (планирование, обоснование и анализ-контроль) находятся  в центре экономической деятельности предприятий, работающих на рынок.

     Целью данной работы является раскрытие основных финансово-экономических показателей  деятельности предприятия,  а именно прибыли и рентабельности, их видов, приведение формул расчетов прибыли  и рентабельности, путей повышения  прибыли, описание процесса формирования прибыли и ее распределение предприятием.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Прибыль предприятия, ее сущность и формирование

      Прибыль – конечный финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия, показатель ее эффективности, источник средств для осуществления инвестиций, формирования специальных фондов, а также платежей в бюджет. Получение прибыли – цель деятельности любой коммерческой организации.

      Прибыль наряду с суммой амортизационных  отчислений является основным источником финансирования капитальных вложений, осуществления воспроизводства  основных средств, пополнения собственных  оборотных средств, материального  стимулирования работников, затрат на социальное развитие.

      Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие  функции.

      Во-первых, характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия.

     Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей  функцией. Ее содержание состоит в  том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью.

     В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.

     Различают прибыль от реализации продукции, балансовую прибыль, валовую прибыль и чистую прибыль.

     Прибыль от реализации – финансовый результат производственной и сбытовой деятельности предприятия, основанная или преобладающая часть валовой (балансовой) прибыли. Прибыль (или убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разность между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей и затратами на ее производство и реализацию, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).

     Из  приведенного определения следует, что происхождение прибыли от реализации связано с получением валового дохода предприятием от реализации своей продукции (работ, услуг) по ценам, складывающимся на основе спроса и  предложения. Валовой доход предприятия  – выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат – представляет собой форму  чистой продукции предприятия, включает в себя оплату труда и прибыль. Связь между ними показана на рис. 1. 

Материальные  затраты Валовой доход
Оплата  труда Прибыль
Издержки  производства (себестоимость) Чистый доход
Объем реализации

    Рис. 1. Себестоимость, валовой доход и  прибыль предприятия

      Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой – от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым затратам.

      Объем продаж зависит от эффективности  осуществления коммерческой работы: от умения создавать выгодные условия  для реализации своей продукции, т.е. проводить маркетинг, организовать рекламу, сбыт, сформировать ценовую  и товарную политику и т.д.

     Уровень издержек производства зависит от эффективности  организации производства и труда, выбранной технологии, технической  оснащенности предприятия.

      Вместе  с тем прибыль на предприятии  зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль». Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты (расходы) на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.д.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.).

      Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом или плюсом финансового результата от операций с основными фондами (средствами), нематериальными активами и иным имуществом.

      Во  всех странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Поэтому  на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой  валовую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной  от налогообложения, отчислений на капиталовложения.

      В результате на предприятии остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляет часть балансовой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, включая финансовые санкции за нарушения налогового законодательства. Чистая прибыль – единственный источник средств для выплаты дивидендов в акционерных обществах, распределения между участниками пропорционально их долям в обществах с ограниченной ответственностью.

      В условиях рыночных отношений предприятие  должно стремиться, если не к получению  максимальной прибыли, то по крайней  мере к тому объему прибыли, который  позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих  товаров и оказания услуг, но и  обеспечивать динамичное развитие его  производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли  и нахождение методов по лучшему  их использованию.

      В условиях рыночных отношений, как свидетельствует  мировая практика, имеются два  основных источника получения прибыли.

      Первый  источник – это монопольное положение  предприятия по выпуску той или  иной продукции или уникальности продукта. Поддержание этого источника  на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие  противодействующие силы, как антимонопольную  политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.

      Второй  источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его  использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно  адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу.

      Величина  прибыли в данном случае зависит:

      во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску  продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);

      во-вторых, от создания конкурентоспособных условий  продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.);

      в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса  прибыли);

      в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения издержек производства.

      Однако  получение прибыли в условиях рынка всегда связано с риском – над предприятием постоянно  висит угроза потерять вложенный капитал целиком или частично. Именно поэтому в теории и на практике используется понятие «предпринимательская прибыль», которая по своей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам в банк.

      По  своему содержанию понятие «риск» относится как к хозяйственной, коммерческой, так и к финансовой деятельности. Для определения риска используются два основных метода: статистический и экспертный. В основе статистического лежат приемы математической статистики (расчет вариации, дисперсии и стандартного отклонения по показателям финансово-хозяйственной деятельности). Этими показателями являются рентабельность производства, продукции, инвестиций, продаж и т.д.

      Полностью избежать риска в предпринимательской  деятельности  практически невозможно, но существует система методов смягчения  его отрицательных последствий. К ним относятся самострахование (создание резервных фондов), участие в венчурных компаниях, хеджирование, заключение фьючерсных сделок и т.д. 
 

1.1 Максимизация прибыли (факторы роста прибыли)

      Максимизация  прибыли представляет собой краткосрочную  задачу, решение которой рассчитано на сравнительно небольшой период времени.

     В процессе планирования прибыли важно  определить, за счет каких факторов она растет или снижается. При  высоком удельном весе постоянных расходов в себестоимости продукции рост объема реализации приведет к еще  большему росту прибыли за счет снижения доли постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции.

     Поскольку прибыль исчисляется как разница  между ценой и себестоимостью, то очевидно, что на размер прибыли  оказывают влияние рост цен и  снижение себестоимости.

     В период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности  производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора. На очередь приходит метод снижения затрат.

     В практике предпринимательской деятельности применяются различные способы  снижения себестоимости. Безусловно используются такие приемы, как экономия топливно-сырьевых ресурсов, материальных и трудовых затрат, снижение доли амортизационных  отчислений в себестоимости, сокращение административных расходов и т.п. Однако следует помнить, что уменьшение себестоимости имеет свой предел, после которого оно невозможно без  снижения качества продукции. То же относится к административным и коммерческим расходам, которые невозможно свести к нулю, поскольку без них предприятие нормально функционировать не сможет и продукция реализовываться не будет.

Информация о работе Прибыль и рентабельность предприятия