Прибыль и рентабельность предприятия торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы изучить пути повышения прибыли и рентабельности и применить их на предприятии. Научиться рассчитывать виды прибыли, рентабельности.

Содержание

Введение
Экономическая характеристика предприятия……………………………………………….……1
Прибыль и рентабельность предприятий………………………………………….…………..…..3
Прибыль торгового предприятия: сущность, источники образования, функции …………………………………………………………………………………………………………………………….…….3
Виды прибыли и порядок их расчета…………………………………………………………….….5
Рентабельность: виды, показатели, методика расчета………………………………..….9
Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность, их расчет………………..……14
Прибыль и рентабельность ООО «Стимул»…………………………………………………….17
2.6 Пути повышения прибыли и рентабельности на предприятии ООО «Стимул» ………………………………………………………………………………………………………………………………..22
Заключение.
Список используемых источников.

Вложенные файлы: 1 файл

ПРОЕКТ.docx

— 142.87 Кб (Скачать файл)

    - величина  других доходов и расходов, входящих  в состав прибыли (проценты  полученные и уплаченные, доходы  от участия в других организациях, прочие операционные и внереализационные  доходы и расходы);

    - уровень  налогообложения прибыли.

       С учетом последовательности торгово-хозяйственной деятельности, особенностей формирования доходов и затрат процесс образования прибыли торгового предприятия может быть представлен следующим образом:

5

Основным источником получения торговым предприятием прибыли  является валовой доход.  Валовой  доход в суммовом выражении определяется как разницу между продажной  и покупной стоимостью товаров.

            Валовой доход от реализации  товаров отражает цену торговых  услуг, т.е. долю торговли в  розничной цене товара. Розничная  цена товара в обобщенном виде  исчисляется по формуле:        РЦ = СС + ПII + ТНII + НДС + ТН + НП,

где, РЦ – розничная  цена товара, руб.; СС – себестоимость  производства товара, руб.; ПII – прибыль  производственного предприятия, руб.;  ТНII – торговая надбавка посреднического  предприятия, руб.; НДС – налог  на добавленную стоимость, руб.; ТН –  торговая надбавка розничного торгового  предприятия, руб.;  НП – налог  с продаж, руб. 

6

            Валовой доход торгового предприятия  в основном образуется за счет 

торговых надбавок. Торговые надбавки устанавливаются  в процентах к ценам, по которым  товар закупается у производителей (отпускная цена) или у посредников (оптовая цена).

Торговая надбавка предназначена для возмещения издержек обращения (затрат торговли по реализации товаров), уплаты налогов и сборов и образования прибыли торгового  предприятия.

            В настоящее время предприятиям  розничной торговли и независимо  от подчиненности и форм собственности  предоставлено право самостоятельно  устанавливать размеры торговых  надбавок (наценок) при формировании  свободных (рыночных) цен на отечественные  и импортные товары с учетом  их качества, конъюнктуры рынка  и сложившегося уровня цен  в регионе. Таким образом, размеры  минимальной торговой  надбавки  для предприятий торговли не  регламентированы. Однако в соответствии  с Указом Президента РФ от 28.02.95 г. № 221 и постановлением Правительства  РФ от 07.03.95 г. №239 «О мерах по  упорядочению государственного  регулирования цен (тарифов)»  органы исполнительной власти  субъектов РФ устанавливают и  регулируют размеры торговых  надбавок к ценам на продукты  детского питания, лекарственные  средства и пр.

            Прибыль от реализации товаров  определяется по формуле:

ПР = ВД – НДС –  ИО,   где ПР    – прибыль от реализации товаров, руб.;  ВД    – валовой доход от реализации товаров, руб.;  НДС – налог на добавленную стоимость, руб.;  ИО   – издержки обращения, руб.

            Налог на добавленную стоимость  по своей сути является налогом  на потребителя, так как он  фиксируется в розничной цене  товара и его конечным плательщиком  является потребитель.

            Прибыль от финансово-хозяйственной  деятельности (валовая прибыль) исчисляется  по формуле:  

7

ПФХД = ПР ± СДР, где: ПФХД – прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной  

деятельности, руб.;  ПР   – прибыль от реализации, руб.;  СДР – сальдо внереализационных и прочих операционных доходов и расходов, руб.

            Налогооблагаемая прибыль представляет собой расчетный показатель. Она определяется путем корректировки валовой прибыли предприятия как в сторону ее увеличения, так и в сторону уменьшения в соответствии с положениями действующего законодательства.

            Прибыль, остающаяся в распоряжении  предприятия (чистая прибыль),  может быть вычислена по формуле:     ЧП = ВП – НП,

где ЧП – чистая прибыль  предприятия, руб.; ВП – валовая прибыль, руб.;

       НП – налог на прибыль, руб.;

            Основные направления использования  прибыли, остающейся в распоряжении  предприятия, определяются его  учредительными документами или  решением учредителей, в которых  должно быть указано, какие  фонды и в каких размерах  создаются на предприятии за  счет чистой прибыли и на  какие цели они направляются.

            Принципиальная схема распределения  прибыли, остающейся в распоряжении  предприятия, представлена на  рис. 4. 

 
 
 
 
 


    2.3 Рентабельность: виды, показатели, методика расчета.

    Прибыль – это конечный финансовый результат  деятельности предприятия. При  рыночной экономике результаты деятельности оцениваются системой показателей, основным среди которых является рентабельность, определяемая как отношение  прибыли к одному из показателей  функционирования торгового предприятия. При расчете рентабельности могут  быть использованы разные показатели прибыли. Это позволяет выявить  не только общую экономическую эффективность  работы предприятия, но и оценить  другие стороны его деятельности.

    Для принятия управленческих решений обычно используется структурированная система показателей, ориентированная на определенную цель. Система показателей позволяет  избежать опасности одностороннего и неполного отражения деятельности предприятия, поскольку отдельные  показатели обладают ограниченной информационной ценностью, что может привести к  неадекватной их интерпретации. Система  показателей особенно важна в  тех случаях, когда необходимо учесть несколько целей и установить взаимосвязи между элементами системы. При этом необходимо подчеркнуть, что  неоправданно большое число показателей  перегружает материалы аналитического исследования и, более того, уводит в сторону от цели анализа.

Состав системы  показателей в определенной степени  зависит от вида проводимого анализа. Принято выделять два вида финансового  анализа: внутренний и внешний. Внешний  финансовый анализ производится независимыми аналитиками и в основном базируется на общедоступной информации, поэтому  он менее детализирован и более  формализован. Информационная база внутреннего  анализа гораздо шире, соответственно расширяются и возможности самого анализа. Независимо от вида проводимого анализа система показателей не может быть раз и навсегда жестоко заданной,  более того, она должна постоянно корректироваться как по форме, так и по существу.

9

    Показатель  рентабельности отражает соотношение  прибыли предприятия и факторов, которые являются, по сути, предпосылками  ее возникновения. Бухгалтерская отчетность позволяет рассчитать большое количество показателей рентабельности, поэтому  их необходимо систематизировать в  аналитические группы с целью  упорядочения и обеспечения оптимальности  при выполнении аналитических процедур.

    Возможные сочетания прибыли с влияющими  на нее факторами дают в итоге  множество показателей рентабельности, различных не только по решаемым задачам  и содержанию, но и по использованным при ее расчете показателям прибыли. В качестве последних в отечественной  практике традиционно используются показатели балансовой прибыли, прибыли  от реализации товаров и чистой прибыли.

    Выбор необходимых показателей рентабельности определяется тем, насколько они  в совокупности представляют собой  не просто набор, а систему, построенную  на определенных принципах: отдельные  показатели не дублируют друг друга, но и не оставляют «белых пятен»; не противоречат друг другу, а взаимно  дополняют и другие. А для этого  важно правильно оценить аналитические  возможности каждого показателя рентабельности и определить его  значение в системе.

    Рентабельность  товарооборота (продаж) отражает зависимость  между прибылью и товарооборотом и показывает величину прибыли, полученную с единицы проданного товара. Поскольку  бухгалтерский учет хозяйственных  операций ведется в денежном выражении, то коэффициент рентабельности продаж умножается на 1000, показывает, какая  прибыль была получена с 1 тыс. рублей проданных товаров. Чем больше прибыль, тем выше рентабельность товарооборота. 
 

    10

 

Рис. 5.  Основные показатели рентабельности торговых предприятий

1. - рентабельность  продаж (норма общей прибыльности)

- рентабельность  продаж собственников

- рентабельность  продаж кредиторов

- рентабельность  продаж при маржинальном подходе

Рентабельность продаж при маржинальном подходе = (выручка от реализации за вычетом переменных затрат / выручка от реализации) * 100%

2. - рентабельность  торговой деятельности

* 100%

- рентабельность  инвестиционной деятельности

ROI - рентабельность инвестированного капитала, %;

NI - чистая прибыль ,рублей;

IC - инвестированный капитал, рублей;

EC - собственный капитал, рублей;

 LTL - долгосрочные обязательства, рублей.

- рентабельность  финансово-хозяйственной деятельности

3. - рентабельность  активов 

11

РА=П/А,

где РА – расчетная рентабельность активов;

  П – чистая прибыль, определяемая за вычетом из валового дохода себестоимости продукции (в случае производственной компании) или затрат на ее приобретение (в случае торговой компании) вкупе с операционными расходами; А – суммарная стоимость активов предприятия.

- рентабельность  инвестированного капитала

- рентабельность  заемного капитала

4. - рентабельность  хозяйственных средств

- рентабельность  экономического потенциала

- рентабельность  основных средств

- прибыльность 1 кв. м. торговой площади

       

- рентабельность  оборотных средств

      * 100%

- рентабельность  средств на оплату труда

- прибыльность труда  одного работника 

     Показатель  рентабельности собственного капитала позволяет инвесторам оценивать  потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги. На основе показателя можно  определить период (число лет), в  течение которого полностью окупаются  средства, вложенные в торговое предприятие.  
 
 

     12

     Рентабельность  собственного капитала рассчитывается как отношение чистой прибыли  к собственному капиталу.

     Рентабельность  активов рассчитывается как отношение  балансовой прибыли к общей сумме  активов, данный показатель используется в качестве основного (обобщающего) и позволяет оценить эффективность  суммарных капиталовложений по финансовым источникам вне зависимости от сравнительных  размеров источников этих средств.

     Рентабельность  производственных фондов торгового  предприятия определяется по соотношению  суммы (валовой, чистой) и средней  стоимости основных и материальных оборотных средств, умноженному  на 100.

     Уровень рентабельности, исчисленный отношением суммы прибыли от реализации товаров  к сумме издержек обращения, показывает эффективность текущих затрат. Увеличение или сокращение издержек обращения  непосредственно влияет на уменьшение или рост прибыли. Этот показатель рентабельности определяет эффективность торговой сделки по товарам.

     Рентабельность, рассчитанная по отношению к численности  занятых на предприятии работников, характеризует эффективность использования  рабочей силы и показывает размер полученной прибыли в расчете  на одного работника (отношение балансовой прибыли к среднесписочной численности  работников).

     Отношение прибыли от реализации товаров к  величине торговой площади предприятия  характеризует размер полученной прибыли  в расчете на 1 кв. м. площади магазина. Рациональное использование торговой площади позволит повысить размер прибыли. 
 
 

     13

     2.4 Факторы,  влияющие на прибыль и рентабельность, их расчет

     Выявление факторов, влияющих на прибыль, предполагает изучение экономических условий  ее формирования. Под воздействием внешних и внутренних условий  хозяйственной деятельности торгового  предприятия существенно изменяются абсолютная величина и относительный  уровень прибыли.

Информация о работе Прибыль и рентабельность предприятия торговли