Прибыль торгового предприятия и пути ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:27, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики получение прибыли является непосредственной целью производства. Прибыль создает определенные гарантии для дальнейшего существования и развития предприятия. Каждое предприятие, прежде чем начать производство продукции, определяет, каждую прибыль, какой доход оно сможет получить. Но экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов главным образом в результате повышения цен.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………...…………………………………………. 3
Глава 1. ПРИБЫЛЬ: ВИДЫ, ОЦЕНКА, ИСТОЧНИКИ.
1.1. Функции и виды прибыли ………………………………………………..... 5
1.2. Оценка прибыли ……………….……………………………..………….... 10
1.3. Источники и факторы, влияющие на увеличение прибыли ……………. 18
Глава 2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ДОХОД, ВИДЫ, ОГРАНИЧЕНИЯ.
2.1. Определение предпринимательского дохода ………………………..….. 23
2.2. Виды предпринимательского дохода, ограничения ………………......… 24
Глава 3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ КРУПНОГО И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.
3.1. Пути повышения прибыли ……………..…………………………………. 29
3.2. Нормы прибыли на российских предприятиях …………………...…….. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………..…………………. 38
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….….. 39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая_экономика.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)


Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………...…………………………………………. 3

Глава 1. ПРИБЫЛЬ: ВИДЫ, ОЦЕНКА, ИСТОЧНИКИ.

1.1. Функции и виды прибыли ………………………………………………..... 5

1.2. Оценка прибыли ……………….……………………………..………….... 10

1.3. Источники и факторы, влияющие на увеличение прибыли ……………. 18

Глава 2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ДОХОД, ВИДЫ, ОГРАНИЧЕНИЯ.

2.1. Определение предпринимательского дохода ………………………..….. 23

2.2. Виды предпринимательского дохода, ограничения ………………......… 24

Глава 3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ КРУПНОГО И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.

3.1. Пути повышения прибыли ……………..…………………………………. 29

3.2. Нормы прибыли на российских предприятиях …………………...…….. 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………..…………………. 38

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И  ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….….. 39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

В условиях рыночной экономики получение прибыли является непосредственной целью производства. Прибыль создает определенные гарантии для дальнейшего существования и развития предприятия. Каждое предприятие, прежде чем начать производство продукции, определяет, каждую прибыль, какой доход оно сможет получить. Но экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов главным образом в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствуют финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно выполнять государство в ходе осуществления экономических реформ.

Развитие  рыночных отношений требует осуществления  новой финансовой политики, усиления и воздействия на ускорение социально-экономического развития России, рост эффективности  производства и укрепления финансов государства. Важная роль в обеспечении  всесторонней интенсификации производства и повышения его эффективности принадлежит прибыли. Получение прибыли является обязательным условием функционирования предприятия.

Являясь источником производственного и  социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают расходы.

Прибыль - объективная  экономическая категория товарно-денежных отношений. Формирование регулируемого  рынка товаров сопровождается повышением роли прибыли в системе показателей экономической характеристики деятельности предприятий. К тому же прибыль - реальная база налогообложения и, как правило, источник уплаты налогов.

Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цены, себестоимость и другие рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью.

Совершенствование финансовых отношений предполагает вовлечение в хозяйственный оборот свободных финансовых ресурсов предприятий, населения и повышение эффективности их использования.

Цель курсовой работы - выяснение сущности прибыли, определение ее функции в экономике, выявление источника ее формирования.

Для достижения сформированных целей необходимо решить ряд задач. Что является прибылью, ее виды, оценки и источники. Предпринимательский доход, его виды, ограничения. Пути повышения прибыли и нормы прибыли на российских предприятиях.

В современных условиях тема прибыли очень актуальна, т.к. от нее зависит финансовая устойчивость предприятия.

Прибыль является составным  элементом рыночных отношений. Она  играет важную роль в формировании доходов бюджета и создании рынков средств производства, предметов  народного потребления и др.

Изучение социально-экономической  сущности прибыли имеет первостепенное значение для рассмотрения источников ее формирования, разработки системы  распределения, формирования основных направлений деятельности предприятий, решения социальных проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ПРИБЫЛЬ: ВИДЫ, ОЦЕНКА, ИСТОЧНИКИ.

 

1.1. Функции и виды прибыли.

Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и  полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является произведенная продукция, которая становится товаром при условии ее продажи потребителю.

На  стадии продажи выявляется стоимость  товара, включающая стоимость прошлого осуществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в производстве продукции. Ее величина определяется рядом факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы. В этом смысле для хозяйствующего субъекта она представляет собой часть затрат по производству продукции. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественное признание ее полезности. На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли.

Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых  предприятиями любой формы собственности.[4]

Хозяйствующий субъект, как правило, ставит своей  целью получение прибыли, но не всегда ее извлекает. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они продают ее потребителю, получая при этом доход, что не означает получения прибыли. Для выявления финансового результата от продажи продукции необходимо сопоставить валовой доход с валовыми расходами на производство и обращение, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда валовой доход превышает валовые расходы, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Если валовой доход равен валовым расходам, то происходит лишь возмещение затрат на производство и продажу продукции. Продажа состоялась без убытков, но отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При валовых расходах, превышающих валовой доход, предприятие получает убытки - отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

Таким образом, прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе хозяйственной и коммерческой деятельности.

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие  основные функции:

  • Оценочная функция (прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства и оценивающим хозяйственную деятельность предприятия).

  • Стимулирующая функция (прибыль оказывает стимулирующее воздействие на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия).

  • Фискальная функция (прибыль является источником формирования бюджетных ресурсов и внебюджетных фондов).

Значение  прибыли состоит в том, что  она отражает финансовый результат, отражающий эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень расходов и т.д. Вместе с тем на величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находится конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени, зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на производимую и продаваемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.[5]

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем проданной продукции  и себестоимость, поэтому для  выявления конечного финансового  результата необходимо сопоставить  стоимость объема проданной продукции и стоимость ресурсов, используемых в производстве, затрат на ее продажу.

Таким образом, прибыль характеризует  экономический эффект, полученный в  результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия  с помощью прибыли в качестве единственного показателя оценить невозможно. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей.

Содержание  стимулирующей функции прибыли  состоит в том, что прибыль  одновременно является финансовым результатом и основным источником собственных финансовых ресурсов предприятия, т. е. реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. За счет доли чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, осуществляется финансирование мероприятий по расширению производственной деятельности, научно-техническому и социальному развитию предприятий, материального поощрения работников. Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

Стремление  к получению прибыли ориентирует  товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для хозяйствующего субъекта прибыль является сигналом, указывающим на то, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

Экономическая нестабильность, монопольное положение  товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов, главным образом, в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствует финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно реализовывать государство в ходе осуществления экономических реформ.

Наконец, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней, внебюджетных фондов. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

Рассматривая  прибыль как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке хозяйственной  и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели прибыли. Важными информативными показателями деятельности предприятия являются налогооблагаемая и чистая прибыль (прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия).

Основным  объектом при взимании налога на прибыль  выступает налогооблагаемая прибыль. Поэтому важное значение приобретает управление формированием этой прибыли, исходя из изменений в валовых расходах производства и обращения и в валовых доходах предприятия.

Налогооблагаемая  прибыль - это прибыль, которая определяется путем уменьшения суммы корригированного валового дохода предприятия на сумму валовых расходов предприятия и сумму амортизационных отчислений.

Можно выделить следующие виды налога на прибыль:

  • налог на дивиденды;

  • налог на репатриацию доходов;

  • налог на выплату выигрышей;

  • налог на доходы от страховой деятельности;

  • другие налоги, которые удерживаются при выплате доходов (прибылей).

Отнесение вышеперечисленных налогов к  разным видам налога на прибыль дает возможность избежать двойного налогообложения  доходов (прибылей) в финансовой практике отечественных предприятий.

Уплатив в бюджет соответствующий налог  с прибыли, предприятие получает в свое распоряжение оставшуюся, так  называемую чистую прибыль.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, в том числе государственные, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления чистой прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.

Информация о работе Прибыль торгового предприятия и пути ее повышения