Приватизация государственного и муниципального имущества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 22:46, реферат

Краткое описание

Приватизацию можно рассматривать в разных аспектах: организационно-техническом, экономическом, юридическом и др.
В качестве особого вида управленческой деятельности она представляет собой совокупность взаимосвязанных и целенаправленных действий субъектов приватизации по передаче объектов государственной и муниципальной собственности в частную. Причем эта деятельность осуществляется по решению и при непосредственном участии специальных органов государства и муниципальных образований в установленных порядке и формах’. Как управленческая деятельность приватизация структурно состоит из двух элементов: объектов и субъектов приватизации. Более подробно эти элементы будут рассмотрены ниже.

Содержание

Понятие и основные цели приватизации……………………………3
Законодательство о приватизации…………………………………...6
Субъекты и объекты приватизационных правоотношений………..8
Порядок и способы приватизации…………………………………..10
Список литературы……………………………………… .…………15

Вложенные файлы: 1 файл

ПРиватизация(доклад по гос.рег).docx

— 38.14 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшее профессиональное образование 
«Российский экономический университет им. Г.В. им. Плеханова» 

 

 

 

Реферат

 

по дисциплине: «Государственное регулирование торговой деятельности»

на тему: «Приватизация государственного и муниципального имущества»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил

студент группы КТДК-31 
очной формы обучения 
факультет экономики торговли и

товароведения  
Ахмедов Рамиль  
Преподаватель:

д.э.н. профессор Баженов Ю.К.

 

 

 

 

 

                                            Москва 2014

Содержание:

  1. Понятие и основные цели приватизации……………………………3
  2. Законодательство о приватизации…………………………………...6
  3. Субъекты и объекты приватизационных правоотношений………..8
  4. Порядок и способы приватизации…………………………………..10
  5. Список литературы……………………………………… .…………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и основные  цели приватизации

Легальное определение понятия «приватизация» дано в ст. 1 Закона о приватизации. Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Такое определение носит односторонний (в основном юридический) характер и не раскрывает ее существенных признаков.

Приватизацию можно рассматривать в разных аспектах: организационно-техническом, экономическом, юридическом и др.

В качестве особого вида управленческой деятельности она представляет собой совокупность взаимосвязанных и целенаправленных действий субъектов приватизации по передаче объектов государственной и муниципальной собственности в частную. Причем эта деятельность осуществляется по решению и при непосредственном участии специальных органов государства и муниципальных образований в установленных порядке и формах’. Как управленческая деятельность приватизация структурно состоит из двух элементов: объектов и субъектов приватизации. Более подробно эти элементы будут рассмотрены ниже.

Экономический аспект приватизации связан с категорией «собственность». С точки зрения экономической теории собственность — это отношения между людьми по поводу вещи. Понять экономическое содержание собственности можно только через анализ всей совокупности производственных отношений данного общества. Она (совокупность) включает в себя отношения производства, обмена, распределения, потребления. Приватизация является способом (средством) распределения (перераспределения) материальных и нематериальных благ.

Правовой аспект приватизации находит отражение в следующих моментах.

Во-первых, право регулирует организацию и проведение работ по приватизации. В правовых актах определяются основные цели и принципы приватизации, порядок ее проведения, права, обязанности и ответственность участников приватизации и т. д.

Во-вторых. Гражданский кодекс (ст. 217) рассматривает приватизацию как производный способ приобретения права собственности. Переход права собственности объектов приватизации определяется договором купли-продажи. Иначе говоря, приватизация есть производный способ приобретения права собственности; договор о продаже приватизированного имущества — основание (юридический факт) возникновения, изменения и прекращения гражданских прав (ст. 8 ГК).

На наш взгляд, термины «способ» и «основания» — не синонимы. Так, к производным способам приобретения права собственности относятся передача, изъятие, выкуп. Основаниями передачи являются: договоры об отчуждении вещи; наследование имущества и случаи правопреемства при реорганизации юридического лица; переход по наследству выморочного имущества. Причем договор купли-продажи — не единственный юридический факт в процессе приватизации. Решение об условиях приватизации, принимаемое уполномоченным органом, первично в составе юридических фактов. За решением следует заключение и исполнение договора купли-продажи объекта приватизации. Далее договор между продавцом и покупателем подлежит обязательной регистрации.

Общее правило о моменте возникновения права собственности у приобретателя по договору содержится в ст. 223 ГК. В частности, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. В силу п. 4 ст. 32 Закона о приватизации право собственности на приватизируемое недвижимое имущество переходит к покупателю со дня государственной регистрации перехода права собственности на такое имущество. Основания государственной регистрации такого имущества — договор купли-продажи недвижимого имущества, а также передаточный акт или акт приема-передачи имущества.

В настоящее время государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется в соответствии с Законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

Приватизационный процесс — сложное и многогранное явление. В рамках данного процесса имеет место реорганизация государственного или муниципального предприятия путем его преобразования (ст. 58 ГК), т. е. смены организационно-правовой формы. В связи с этим не убедительно звучит положение о том. что преобразование юридических лиц возможно в рамках одной формы собственности. Названная статья Гражданского кодекса не дает основания для такого утверждения. Напротив, при приватизации предприятия замена организационно-правовой формы происходит одновременно с изменением формы собственности.

Реорганизация предприятия (юридического лица) — самостоятельная стадия процесса приватизации, а потому она (реорганизация) осуществляется по собственным правилам. Покупатель государственного и муниципального предприятия становится универсальным правопреемником его имущественных и неимущественных прав и обязанностей в соответствии с условиями заключенного договора и законодательством. Однако в договоре купли-продажи между продавцом и покупателем могут быть предусмотрены специальные условия, делающие правопреемство не полным, а частичным.

Приватизацию в узком (строгом) смысле слова надо отличать от разгосударствления и коммерциализации. Разгосударствление можно коротко охарактеризовать как ослабление монополии государства в сфере управления экономикой путем преобразования государственных предприятий в иные организационно-правовые формы. В отличие от приватизации при разгосударствлении государственная собственность не превращается в частную. В свою очередь, коммерциализация представляет собой реорганизацию государственных и муниципальных предприятий путем выделения из их состава структурных единиц с предоставлением им права юридического лица без изменения форм собственности.

В экономической литературе было высказано мнение о широкой трактовке понятия «приватизация». Так. российский ученый А. Радыгин считает, что определение приватизации в широком смысле включает не только приватизацию в собственном смысле, но и процесс модификации управления государственным предприятием без отчуждения имущественных прав на основе подряда, аренды и других договоров. Синонимом такой трактовки в значительной мере является понятие «разгосударствление», на что обращалось внимание ранее.

Широкая трактовка приватизации характерна и для ученых запада. Например, проф. Э. Савас под приватизацией понимает осуществление разнообразных мероприятий по изменению масштабов деятельности государства либо по усилению роли частного сектора в предпринимательской деятельности. Названный ученый включает в понятие «приватизация» мероприятия по усилению ориентации общества на частые интересы.

Итак, приватизация — это совокупность мероприятий.

Американские ученые X. Фейгенбаум и Д. Хениг рассматривают тактическую приватизацию как средство, направленное на достижение политических целен конкретных партий, политиков или заинтересованных групп. Последние стремятся к изменению баланса власти путем привлечения своих союзников и вознаграждения тех, кто их поддерживает. Например, программа продажи собственности, выдвинутая правительством Ширака, которое находилось у власти во Франции в 1986—1988 гг., была направлена в основном на то, чтобы обеспечить победу на выборах. Подобную стратегию применило правительство М. Тэтчер в преддверии выборов. Российский истеблишмент также использует «козырную карту» приватизации в политических целях.

С юридической точки зрения приватизация должна иметь строго очерченные законом границы (понятие приватизации в узком смысле слова, основные ее цели, круг регулируемых отношений и т. д.). Что касается широкой трактовки приватизации, то она лишь отражает многогранность рассматриваемой категории. Так, приватизация может иметь политический, коммерческий, психологический и другие аспекты. В противном случае (когда термин «приватизация» обладает разным значением) весьма сложно очертить крут общественных отношений, которые подпадают под действие Закона о приватизации.

Приватизация преследует несколько основных целей, которые указываются в государственной программе приватизации. В настоящее время действует Государственная программа приватизации, утвержденная Указом Президента РФ 1993 г. № 2284 (в ред. от 16 августа 2004 г. № 1084). К числу таких целей относятся:

а) повышение эффективности российской экономики в целом и деятельности отдельных предприятий на основе структурной перестройки экономики;

б) формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений;

в) вовлечение в процесс приватизации населения путем продажи приватизируемого государственного и муниципачьного имущества за приватизационные чеки на специализированных чековых аукционах до 1 июля 1994 г. и за деньги после 1 июля 1994 г.;

г) завершение в основном приватизации крупных и средних предприятий промвппленности и строителвства. а также объектов «малой приватизации»;

д) привлечение в производство инвестиций, включая иностранные;

е) содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения, в том числе защите прав частных собственников (акционеров).

В процессе приватизации некоторые цели меняются с учетом политической, экономической ситуации в стране, других факторов. Так. на первом этапе приватизации была достигнута главная ее цель — перераспределение государственной и муниципальной собственности между участниками приватизации (государством, субъектами Российской Федерации, муниципальным! образованиями, физическими и юридическими лицами).

Итак, приватизация государственного и муниципального имущества представляет собой один из способов распределения (перераспределения) материальных и нематериальных благ в форме возмездного отчуждения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований. в собственность физических и (или) юридических лиц для достижения основных целей, которые указываются в Государственной программе приватизации.

2. Законодательство о приватизации

Законодательство о приватизации является комплексным (частно-публичным), хотя во многом носит ярко выраженный административно-правовой характер.

Практически значимым является вопрос о соотношении гражданского законодательства и законодательства о приватизации. Общее правило о таком соотношении сформулировано в ст. 3 ГК, в которой говорится о том, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, иных правовых актах, должны соответствовать Кодексу. Вместе с тем особенности гражданско-правового регулирования тех или иных вопросов устанавливаются законодательством о приватизации, если в Гражданском кодексе имеется на этот счет соответствующая ссылка. Например, в и. 3 ст. 96 ГК прямо указывается на то, что особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации. Аналогичное правило содержится в и. 5 ст. 1 Закона об акционерных обществах. Более того, в данном Законе предусмотрено, что указанные особенности действуют с момента принятия решения о приватизации до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75% принадлежащих им акций в этом акционерном обществе, но не позднее окончания установленного планом приватизации данного предприятия срока приватизации, Одним адовом, названный Закон отвечает на принципиально важный вопрос: когда действие законодательства о приватизации прекращается?

В связи с этим надо согласиться с С. А. Хохловой в том. что существование в России двух систем собственности (одна система собственности создана на основе приватизированного законодательства, другая — на основе общего гражданского законодательства) — ненормальное явление. Эту большую проблему нужно решать путем издания специальных актов, определяющих пределы действия законодательства о приватизации1.

Другой пример. Положения Гражданского кодекса, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются в процессе приватизации, если иное не предусмотрено законами о приватизации (ст. 217 ГК). Так. при совершении сделок в ходе приватизации государственного и муниципального имущества нормы законов о приватизации имеют приоритет по отношению к общим положениям Кодекса.

Информация о работе Приватизация государственного и муниципального имущества