Приоритеты индустриально-инновационной политики в Республике Казахстан до 2015 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 19:58, реферат

Краткое описание

Цели: Достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевой направленности, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике.
Задачи: Обеспечение в обрабатывающей промышленности среднегодовых темпов роста в размере 8-8,4%, повышение производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снижение энергоемкости ВВП в 2 раза; повышение производительности основных фондов обрабатывающей промышленности; создание предпринимательского климата, структуры и содержание общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор и совершенствовать конкурентное преимущество, осваивать элементы в цепочке добавленных стоимостей в конкретных производствах, добиваясь наибольшей добавленной стоимости; стимулирование создания наукоемких и высокотехнологичных экспортоориентированных производств; диверсификация экспортного потенциала страны в пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью; переход к мировым стандартам качества; развитие интеграции с региональной и мировой экономикой с включением в мировые научно-технические и инновационные процессы.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат инновации.docx

— 33.90 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Республики Казахстан

Международная Академия Бизнеса

Кафедра «Экономика и Логистика»

 

 

 

 

 

 

 

                                           

 

                                          

 

                                            Дисциплина:

                                       Экономика предприятия

                                                       Реферат

На тему: Приоритеты индустриально-инновационной политики в Республике Казахстан до 2015 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 2 курса

МГ – 1201

Абдуллаев Ф.Р.

Проверил: к.э.н, доцент Досалиев Б.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Алматы 2013 г.

 

       Приоритеты индустриально-инновационной политики в Республике Казахстан до 2015 г.

       Цели: Достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевой направленности, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике.

Задачи: Обеспечение в обрабатывающей промышленности среднегодовых темпов роста в размере 8-8,4%, повышение производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снижение энергоемкости ВВП в 2 раза; повышение производительности основных фондов обрабатывающей промышленности; создание предпринимательского климата, структуры и содержание общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор и совершенствовать конкурентное преимущество, осваивать элементы в цепочке добавленных стоимостей в конкретных производствах, добиваясь наибольшей добавленной стоимости; стимулирование создания наукоемких и высокотехнологичных экспортоориентированных производств; диверсификация экспортного потенциала страны в пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью; переход к мировым стандартам качества; развитие интеграции с региональной и мировой экономикой с включением в мировые научно-технические и инновационные процессы.                                                                                                                                          

Срок реализации: 2003-2015 годы 
                    1 этап - 2003-2005 годы 
                     2 этап - 2006-2010 годы 
                      3 этап - 2011-2015 годы

Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы (далее - Стратегия) разработана  в соответствии с поручениями  Президента Республики Казахстан, данными  в Послании народу Казахстана "О положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2002 год" и на десятом Форуме предпринимателей Казахстана.

Стратегия формирует государственную экономическую политику Казахстана на период до 2015 года и нацелена на достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленности развития.

Производство конкурентоспособных и экспортоориентированных товаров, работ и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере услуг является главным предметом государственной индустриально-инновационной политики.

На фоне глобализации мировой  экономики экономика Казахстана сталкивается с рядом проблем. К основным проблемам относятся: сырьевая направленность, незначительная интеграция с мировой экономикой, слабая межотраслевая и межрегиональная экономическая интеграция внутри страны, невысокий потребительский спрос на товары и услуги на внутреннем рынке (малая экономика), неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, общая техническая и технологическая отсталость предприятий, отсутствие действенной связи науки с производством, низкие расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР), несоответствие менеджмента задачам адаптации экономики к процессам глобализации и переходу к сервисно-технологической экономике. 

Для решения проблем и  достижения поставленных целей и  задач в рамках Стратегии предполагается помимо активизации функционирования Банка Развития создание таких специальных  институтов развития, как Казахстанский  инвестиционный фонд, Корпорация по страхованию  экспорта и Инновационный фонд.

При этом данные институты  будут проводить политику инвестирования в создание новых и развитие действующих  производств с высокой добавленной стоимостью и поддержку научных и научно-технических исследований и разработок на основе комплексного анализа перспективных отраслей, выявления наиболее важных их элементов.

Стратегия предполагает проведение активной государственной научной  и инновационной политики, направленной на стимулирование науки и инновационной  деятельности в стране. Для достижения поставленных целей предполагается дальнейшее развитие финансового рынка и совершенствование фискальной, образовательной, антимонопольной, инфраструктурной политики. В рамках политики стандартизации предусматривается переход на мировые стандарты во всех отраслях экономики и управления.

Успешная реализация Стратегии  должна способствовать проведению качественных изменений в структуре экономики, которые приведут к ее устойчивому  росту, основанному на эффективном  использовании человеческого, произведенного и природного капитала, выходу Казахстана на новый уровень социального  развития и устройства общества.

Для обоснования отдельных  предложений по совершенствованию  методов и механизмов государственного регулирования экономики в соответствующих  разделах Стратегии приводится опыт зарубежных стран по реализации импортозамещающей  и экспортоориентированной политики, включая различные виды и стадии экспортной политики, а также факторы, которые способствуют достижению конкурентного преимущества на мировых рынках.

В целом в результате реализации Стратегии к 2015 году экономика страны должна быть подготовлена к переходу к сервисно-технологическому развитию.

 

 

 

Определение приоритетов  индустриально- инновационной политики.

  Приоритетами индустриально-инновационной политики являются развитие и создание потенциально конкурентоспособных, в том числе экспортоориентированных, производств, работающих в отраслях экономики несырьевой направленности. В целях решения долгосрочных стратегических задач особое внимание необходимо уделять созданию условий для развития наукоемких и высокотехнологичных производств.

Данный подход не закрывает  для предпринимателей различных  отраслей экономики путь к техническому и организационному совершенствованию  действующих производств и созданию новых видов продукции экспортной ориентации.

Конкретные предложения  должны возникать в частном секторе, а банки второго уровня и создаваемые  инвестиционные государственные институты  развития на основе специальных методик  будут анализировать предложения  в целях их потенциальной реализации в партнерстве с частным сектором. К работе по оценке предложений будут  привлекаться отечественные и иностранные  специалисты.

Законодательство стран  с рыночной экономикой, в том числе  и Республики Казахстан, запрещает  направлять бюджетные средства на оказание финансовой и инвестиционной поддержки  частным предприятиям. В соответствии с этим финансовая поддержка конкретных частных компаний расценивается  как проявление государственной  коррупции.

Практика показала правильность данного подхода.

Как правило, государство  не может и не должно заниматься непосредственной финансовой поддержкой конкретных компаний, но оно может  и должно выступать катализатором  и инициатором в вопросах повышения  конкурентоспособности экономики  и способствовать модернизации частных  предприятий, вовлекая их в инновационные  процессы и тем самым создавая и улучшая производственный и  конкурентный потенциал. Интеллектуальный продукт исследований является первоосновой производственных инноваций. В настоящее время сформировался вид товара как результат интеллектуальной деятельности, развивается рынок технологий и лицензий. Система охраны промышленной собственности является обязательным атрибутом развитых государств.

Для реализации индустриально-инновационной  политики необходимо периодически осуществлять анализ уровня развития отраслей экономики  с целью определения потенциально конкурентоспособных производств, в том числе экспортоориентированных, создающих экономическую ЦДС, с учетом тенденций развития мировых рынков и инициатив частного сектора. Одновременно с этим Казахстану необходимо усилить исследования мировых и региональных рынков в целях нахождения своего места в отраслевых ЦДС. Эта задача затрудняется тем, что вхождение в мировую экономику, включая и сырьевой сектор, приходится начинать с нуля.[22, с.9.                         Полем или базой для развития и формирования конкурентоспособных и экспортоориентированных производств по методу ЦДС должны стать производства, аккумулирующие в себе крупные инвестиционные проекты и производящие продукты, которые технологически можно многократно преобразовывать, увеличивая на каждом переделе размер добавленной стоимости. Почти все страны - экспортеры нефти озабочены проблемой диверсификации своей экономики. В мире накоплен некоторый опыт в этом направлении.

В целях смягчения влияния  изменения коңюнктуры на нефть и  нефтепродукты страны - крупнейшие экспортеры нефти в последние  десятилетия реализуют меры по совершенствованию  производственной структуры экономики  за счет перераспределения доходов, получаемых от экспорта нефти. Одновременно с этим проводится работа по экспорту капитала в другие страны с целью  получения дохода от экономики развитых стран.

В Казахстане благоприятной  средой для диверсификации структуры  экономики является увеличивающийся  с каждым годом объем инвестиций в нефтегазовую промышленность.

Каспийский регион будет  переживать мощный рост инвестиционной и производственной активности, в  значительной мере влияющий на общую  экономическую динамику Казахстана, в связи с ростом добычи углеводородов, строительством магистральных, в том  числе экспортных, нефте- и газопроводов, морских портов и портовых сооружений для хранения и перевалки грузов, железнодорожных нефтеналивных и газонаполнительных терминалов, введением новых мощностей в электроэнергетике и телекоммуникационной инфраструктуре.

Развитие добычи углеводородов  на Каспии будет способствовать становлению  отечественной сырьевой базы для  нефтехимической индустрии. В близи промышленной зоны Кашаганского месторождения с привлечением крупных инвесторов планируется строительство нефтехимического комплекса по переработке попутного природного газа. Комплекс позволит получать широкую гамму жидких компонентов и первичных нефтехимических продуктов - этан, пропан, бутан, гексан, этилен, пропилен, ацетилен, бензол, ксилол и др., и на их основе пластические массы и эластомеры.

В ближайшие пятнадцать лет  в развитие добычи казахстанской  нефти инвесторы намерены вложить  более 80 млрд. долл. США. Эти средства будут затрачены на создание производственных, инфраструктурных и социальных объектов, обеспечивающих работу вводимых предприятий.

Названные инвестиционные вложения создадут спрос на широкий спектр товаров и услуг, часть из которых  будет носить временный для условий  Казахстана характер, а другая часть  будет направлена на создание производств, которые даже после исчерпания запасов  нефти будут востребованы на внешнем  и внутреннем рынках.

Например, развитие инфраструктуры Каспийского побережья создаст  предпосылки для создания индустрии  отдыха и развлечений, морские порты - для уменьшения транспортных расходов по перевозке грузов, машиностроительные заводы - для производства барж, грузовых, промысловых и военных кораблей, выпуска широкого ассортимента оборудования и бытовой техники и т.д. Увеличение степени переработки сырья имеет  хорошие перспективы в части  развития ЦДС.

Углубление переработки  нефти и газа позволит производить  около 200 разновидностей полимерных изделий, которые используются практически  во всех отраслях экономики и в  быту. Развитие ЦДС в этом направлении  создаст условия для образования  многоотраслевой транснациональной  корпорации.

Значительные перспективы  для развития ЦДС имеются в  металлургической промышленности. В  Казахстане имеются запасы минеральных  руд, содержащих почти 100 элементов  периодической системы Д. Менделеева, из которых во времена СССР извлекалось  в различные виды продукции 74 элемента. Продукция цветной металлургии  Казахстана использовалась при производстве наукоемких и высокотехнологичных  товаров - космических аппаратов, вооружения, электронной техники. 

В Казахстане имеется как  богатый научный потенциал в  этой области, так и опыт внедрения  на предприятиях цветной металлургии  научно-инновационных разработок по извлечению из сложных и бедных руд, рудных отвалов, металлургических шлаков и хвостов переработки широкой  гаммы цветных, благородных и  редкоземельных металлов. Внедрение  новых технологий по переработке  металлургических шлаков и рудных отвалов  позволит получать уже в среднесрочной  перспективе продукт с высокой  добавленной стоимостью.

Приток крупных инвестиций в Казахстан вызовет спрос  на продукцию цветной металлургии, химической и мебельной промышленности и т.д. Все это возможно производить  в Казахстане за счет углубления переработки  нефти, газа и металлов, со временем эта продукция может найти  свою нишу на мировом рынке.

Информация о работе Приоритеты индустриально-инновационной политики в Республике Казахстан до 2015 г