Проблема безработицы в России и пути решения. Государственная политика в отношении занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- раскрытие сущности понятия безработицы и ее роли в современной рыночной экономике;
- рассмотрение основных тенденций на российском рынке труда и обозначение наиболее актуальных направлений борьбы с безработицей;
- изучение российского опыта борьбы с безработицей и выявление на его основе новейших возможностей обеспечения занятости в нашей стране.
Объектом изучения являются состояние и тенденции развития рынка труда России.
Предметом выступают социально-экономические механизмы снижения безработицы.

Вложенные файлы: 1 файл

микроэкономика нир.docx

— 73.09 Кб (Скачать файл)

Глава 2.      Последствия безработицы и влияние на нее инфляции

2.1.   Экономические последствия безработицы

Реформирование трудовой сферы происходит медленно и противоречиво. Масштабы безработицы, снижение жизненного уровня большинства населения, правовая незащищенность работников свидетельствует  о том, что за пореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем приобрели. 
         Первое, к чему приводит безработица, — это недостижение потенциального уровня ВВП, т.е. недосоздание продукции (ситуация когда фактическая безработица больше естественной, возникает избыточная безработица). В 1960-е годы американский экономист А. Оукен провел исследование этого феномена. Проанализировав большой статистический материал, он пришел к выводу, что существует устойчивая взаимозависимость между величиной циклической безработицы и отставанием фактического ВВП от потенциального ВВП. На основе своих вычислений он сформулировал правило, получившее название закона Оукена.  
          Закон Оукена гласит: если фактический уровень безработицы выше естественного уровня безработицы на 1%, то отставание фактического ВВП от потенциального составляет 2,5%. 
          Иначе говоря, каждый процент циклической безработицы дает отставание по ВВП в размере равном 2,5%. Например, если в данном периоде (году) циклическая безработица составила 3%, то отставание фактического ВВП от потенциального равно 7,5%. Из таблицы 1 видно, что в 2004 году с учетом выработки на 1 работника 22,4 млрд. руб., то потери ВВП от безработицы по формуле А. Оукена будут составлять 48,8 млрд. руб. 
         Число 2,5 называется числом Оукена, параметром Оукена, или коэффициентом Оукена. Статистика показывает, что этот коэффициент в разных странах и в различные периоды времени может колебаться в пределах от 2 до 3. Его величина зависит от значимости фактора труда в создании продукта.   
         Несмотря, что в России в последнее время наблюдается стабильный экономический рост, этого не достаточно, чтобы достичь уровня  развитых государств Запада. 
         По признанию западных экономистов, безработица сегодня – центральная проблема стран с развитой рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией. 
          В 1999 году валовой внутренний продукт составил к уровню 1990 года (равен 100%) только 59%, объем промышленного производства – 50% и объем продукции сельского хозяйства – 57%. Все это сказалось на положении экономики России в системе международных координат. По величине создаваемого ВВП наша страна входит в десятку крупнейших стран мира, а по размеру ВВП на душу населения мы опережаем Индию и Китай, но отстаем от таких латиноамериканских стран, как Мексика и Бразилия; по объему промышленного производства Россия находится на 5 месте в мире (после США, Японии, Китая, Германии), однако в расчете на каждого жителя она входит во вторую десятку. Циклическая безработица порождает помимо недостижения потенциального уровня ВВП и ряд других негативных последствий. В результате высокой безработицы падают доходы населения, то есть падает платежеспособный спрос. Падение платежеспособного спроса — это дальнейшее углубление спада, если государство не предпримет необходимые меры. 
         Падение доходов населения вследствие безработицы вызывает сокращение реальных сбережений. Поскольку сбережения — это источник инвестиций, такой процесс вызывает и сокращение инвестиционных возможностей. Государство же по причине сокращения инвестиций, а, следовательно, снижения объемов производства, получает меньше налоговых поступлений в бюджет.

2.2 Социальные  последствия безработицы

Помимо чисто экономических  последствий нельзя сбрасывать со счетов и значительные социальные и моральные  последствия безработицы, ее негативное влияние на общественные ценности и  жизненные интересы граждан. Вынужденная  бездеятельность значительной массы  трудоспособного населения и  каждого человека в отдельности  ведет к появлению жизненной  депрессии, потери квалификации и практических навыков; снижаются моральные устои, растет преступность, теряется самоуважение, распадаются семьи, растет социальная напряженность в обществе, которая  характеризуется также повышением числа самоубийств, психических  и сердечно-сосудистых заболеваний. В конечном итоге подрывается и физическое здоровье общества. 
          В связи с потерей работы многие семьи оказались за чертой бедности. 
          Бедность - это такое экономическое состояние людей, которые не имеют минимума (по нормам страны) средств к существованию. Количество бедного населения в нашей стране резко увеличилось после 1991 года и в течение 15 лет неумолимо продолжает расти. 
          Число бедных изменяется с изменением экономической фактуры в стране. В России, по некоторым данным, число бедных семей превышает 25% их общей численности, и в это число не входят семьи алкоголиков и наркоманов, дети которых практически живут на улицах городов. 
          Беспризорность - это еще одно негативное влияние безработицы. Чтобы хоть как-то прокормить свою семью, несознательные родители пускают своих детей на преступление, как уголовного, так и морального направления. И в связи с этим увеличивается число самоубийств среди молодежи. А молодые мама боятся рожать более одного ребенка. В связи с этим прослеживается в России отрицательная ситуация - смертность превышает над рождаемостью. Естественная убыль населения сопровождается падением производства. В России существенно уменьшилась средняя продолжительность жизни населения. Неустойчивая ситуация на рынке труда, экономические реформы, безработица, социальная незащищенность особенно молодежи влечет рост преступлений, наркомании и алкоголизма относительно молодого населения нашей страны. Число преступлений, совершенных несовершеннолетними, неумолимо растет. В 2005г. было возбуждено 132,6 тыс. уголовных дел, о преступлениях несовершеннолетних. Это включает в себя как мелкие хулиганства, так и кража имущества. Но нередко, за всеми этими преступлениями стоят более взрослые люди. Многие семьи, оказавшиеся на грани бедности, в связи с потерей работы, а, следовательно, единственного источника дохода, искали средства к существованию в теневом бизнесе. Одним из таких является распространение наркотических средств, а также их распространение, среди молодежи, что негативно складывается на умственном и физическом развитии детей. Таким образом, социальные последствия безработицы поражают как своими масштабами, так и своей жестокостью, как на молодежь, так и на людей предпенсионного возраста.

2.3 Взаимосвязь  безработицы и инфляции

Безработица и инфляция находятся  в определенной количественной зависимости. Профессор Лондонской экономической  школы А. Филипс в конце 1950-х годов  установил такую зависимость, которая  известна как кривая Филипса. 
          Кривая Филипса - графическое изображение зависимости между инфляцией и безработицей. П. Самуэльсон назвал кривую Филипса "компромиссом между инфляцией и безработицей", причем условия компромисса определяются наклоном кривой Филипса 
          1920-е годы в экономике складывалась такая ситуация, когда высокий темп инфляции сопровождался высоким уровнем безработицы, т.е. безработица и инфляция находились не в обратной, а в прямой зависимости. Это обстоятельство вызвало критику кривой Филипса как регулятора экономики. В 1980-е годы наблюдалось одновременное снижение инфляции и безработицы. Объяснение этому феномену давала кривая естественного уровня безработицы. Согласно этой теории, в данном периоде кривая Филипса вертикальна.

Выводы из кривой Филипса:

1. Уровень инфляции зависит  от динамики заработной платы,  так как зарплата - основной элемент  затрат на производство.

2. Между инфляцией и  безработицей существует обратная  зависимость. Рост заработной  платы, увеличивающий спрос, приводит  к расширению производства и  созданию рабочих мест.

3. Для снижения уровня  безработицы в стране не следует  бороться с инфляцией.

4. Если безработица в  стране будет находиться на  уровне естественной, то инфляция  отсутствует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.     Проблема безработицы в России и пути решения. 
Государственная политика в отношении занятости

Уровень безработицы в  России в сентябре 2005 года составил 6.8% экономически активного населения  страны по сравнению с 6,5% в августе. Количество безработных по сравнению  с августом увеличилось на 4,4%, по отношению к аналогичному периоду 2004 года безработица сократилась  на 11,9%. В конце сентября 2005 года 5,1 млн. человек, в соответствии с методологией  Международной организации труда, классифицировались как безработные. В сентябре 2004 года этот показатель составлял 5,7 млн. человек, в августе 2005 - 4,8 млн. человек.  
В органах государственной службы занятости в качестве безработных в сентябре было зарегистрировано 1,7 млн. человек. Численность экономически активного населения к концу сентября составила, по оценке, 74,5 млн. человек, или около 51% от общей численности населения страны. 
          В феврале 2006 года численность безработных увеличилась на 1,1% по сравнению с предыдущим месяцем. Общая численность безработных в России составляет 5,727 млн. человек. Это 7,7% всего экономически активного населения страны.  
         При этом число официально зарегистрированных безработных в феврале 2006 года увеличилось на 3,7% по сравнению с предыдущим месяцем и составляло 1,906 млн. человек.   
          В Белгорододской области по данным  Госкомстата с 2000 года прослеживается отрицательная обстановка численность граждан имеющих статус безработных неумолимо продолжает расти. В декабре 2005 года зарегистрировано 10,4 тысяч человек. Количество безработных по сравнению с ноябрем этого же года повысилось на 800 человек, но снизилось по сравнению с декабрем 2004 годом на 800 человек .

 

3.1 Особенности  государственной политики занятости  и пути решения проблем безработицы

Политика занятости —  органическая часть экономической  политики государства. Она должна быть сфокусирована на решении наиболее актуальных проблем. Это:

  • содействие развитию малого предпринимательства на разных уровнях управления;
  • разработка концепции обеспечения занятости и выживания населения малых городов в условиях привязки их к одному-двум предприятиям;
  • стимулирование инвестиций в человека через общее, профессиональное и бизнес-образование, систему повышения квалификации и переподготовку;
  • ориентация на сокращение безработицы, оживление производства; преодоление практики несвоевременной выплаты заработной платы и возврат накопившейся задолженности;
  • становление эффективного рынка труда, предполагающее повышение цены труда по мере роста национальной экономики;
  • целенаправленное формирование государственного сектора экономики, его предпринимательского и непредпринимательского сегментов для сохранения рабочих мест, в частности увеличение практики общественных работ.  
              Январь-август 2005 года менее удачный, нежели 2004 год того же периода. Численность граждан обратившихся в поисках работы увеличилась, а вот численность нашедших работы при содействии органов службы занятости снизилась. Так же снизилась численность граждан, проходивших обучение по направлению службы занятости. 
              Пути решения проблем безработицы. Есть два пути: прямой и косвенный.  
              Прямой путь — это возрождение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности. 
              Косвенный — это административное или законодательное регулирование занятости. Это означает: 
              1.Обеспечение правовой защищенности наемных работников. 
              2.Использование альтернативных форм занятости. 
              Помимо гибких и нетрадиционных форм занятости, предусматривающих возможность выбора оптимального режима работы самими работниками, нужно использовать и мировой опыт работы «дележа рабочих мест» и «дележа работы» во времени и пространстве.  
              3.Развитие системы страхования от безработицы: 
              - повышение доли отчислений в фонд занятости, что позволит 
    стимулировать структурную перестройку предприятий; 
              - использование страховых принципов, когда наряду с работодателем в формировании фонда участвует и сам работник; 
              - финансирование государством специальных программ помощи конкретным социальным группам на рынке труда — попавшим 
    под сокращение военнослужащим, беженцам, молодежи и т.п.; 
              - адаптация безработных к изменившимся требованиям рынка 
    через систему профессиональной подготовки при максимальном 
    учете имеющейся базовой квалификации; 
              - упрощение процедуры регистрации безработных в службах занятости.  
              4.Усиление гарантий в сфере оплаты труда и решение проблемы неплатежей заработной платы. 
              5.Создание действенной системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства. Система социального партнерства на федеральном уровне призвана обеспечить ведение переговоров по определению минимальной заработной платы, а в ряде случаев — выработку критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках общегосударственной политики доходов и занятости. 
              Важнейшей задачей социального партнерства является устранение конфликтных ситуаций. К сожалению, партнеры наемных работников — государство и предприниматели — нередко нарушают взятые на себя обязательства, что приводит к возникновению трудовых конфликтов в различных формах. 
              В сложившейся в стране ситуации отсутствует главное — равноправие сторон. Необходимо преодолеть отчуждение работника от его рабочей силы, привести цену рабочей силы в соответствие со стандартами цивилизованного мира. Новая рыночная модель труда предполагает ликвидацию всех форм принуждения людей к труду, свободный выбор сфер профессиональной деятельности, свободный перелив рабочей силы между отраслями, профессиональными группами, территориями, формирование оплаты труда по законам спроса, предложения и цены рабочей силы, создание системы государственных гарантий, социальной защищенности граждан от безработицы. 
              Социальное партнерство реализуется через систему переговоров и заключаемых соглашений и договоров. Особое значение приобретает заключение коллективных договоров на предприятиях и в организациях там, где непосредственно происходит соединение владельцев рабочей силы и средств производства. В этих договорах должна быть предусмотрена взаимная заинтересованность наемных работников и предпринимателей в эффективной экономической деятельности, развитии производства и конкурентоспособности товаров и услуг, росте трудовой и социальной активности, смягчении остроты социальных противоречий и нахождении конструктивных форм разрешения трудовых конфликтов. 
              Для того чтобы социальное партнерство достигло своих целей, к заключению коллективных договоров надо подходить дифференцированно. При обсуждении коллективных договоров, их содержании и структуры нужно учитывать специфику предприятия, статус и характер его деятельности. Имеются в виду особенности предприятий в зависимости от форм собственности, размера и объема производства, их финансового состояния (рентабельное или убыточное), отраслевой принадлежности, местонахождения, состава работников, наличия социальной инфраструктуры. 
              Учитывая особенности российского рынка труда в переходный период, можно сделать вывод, что официально провозглашенный курс более полного и эффективного использования ресурсов (включая трудовые), в том числе за счет введения в действие различных форм хозяйственной деятельности, на нынешнем этапе реформ пока сопровождает разрушением трудового потенциала.

3.2 Создание более  гибкой модели рынка труда

В идеале в России следует  создать максимально гибкий, но по возможности легализованный рынок  труда, гарантирующий низкую безработицу (на уровне США, примерно 4-5% экономически активного населения) и устойчивые высокие темпы экономического роста (3-5% в год с соответствующим ростом заработной платы).  
          Для этого придется немало поработать, прежде всего, над правовой инфраструктурой. Необходимо ввести срочность контрактов; ликвидировать пожизненный найм, формально доминирующий сегодня в России; предусмотреть и обеспечить относительную простоту увольнения экономически избыточных работников, даже в случае, когда контракт не истек, потому что эта избыточность способствует неэффективному распределению трудовых ресурсов и, в конечном счете, уменьшает занятость. Низкий размер пособия при увольнении является одним из факторов, обеспечивающих мобильность рабочей силы. 
          Коллективные договоры должны заключаться преимущественно на уровне предприятия. Коллективные же договоры на уровне отраслей, регионов, тем более общенациональном не должны иметь обязательной силы. Это вносит огромные диспропорции в размер заработной платы и способно привести к разорению многих предприятий, которые в противном случае могли бы выжить. Право на забастовки должно быть обеспечено безусловно. Но его необходимо дополнить эффективным арбитражем, механизмами обеспечения исполнения индивидуальных и коллективных трудовых договоров — это то, чего сейчас нам не хватает: до суда не всегда могут достучаться даже крупные работодатели или профсоюзы, не говоря уже об отдельном работнике.  
          Минимальная оплата труда должна поддерживаться в пределах 20% средней заработной платы — это уровень, характерный для развитых стран с низким уровнем безработицы, таких как США. У нас сейчас минимальная зарплата составляет порядка 10% от среднего уровня. Но если Дума поддержит идею повысить ее до прожиточного минимума, то есть примерно до 50% средней заработной платы по стране, — это приведет к снижению занятости для России в целом и обернется настоящей катастрофой для многих бедных регионов. Скажем, в Дагестане минимальная оплата труда тогда будет на 50% выше средней заработной платы. Легальная экономика в регионе вообще перестанет существовать — просто по элементарным законам экономической реальности.  
          Снижение уровня безработицы требует усиления государственного регулирования миграционных процессов, ограничения использования иностранной рабочей силы на российском рынке труда, особенно в регионах с высоким уровнем безработицы. 
          Есть еще одна проблема, с которой российский рынок труда пока не справляется: межрегиональная   мобильность. Насколько остро стоит проблема территориальной мобильности, мы можем судить хотя бы по разбросу безработицы и средней заработной платы по регионам: дифференциация первой — более 20 раз, второй — 12. В Москве огромный дефицит трудовых ресурсов, потому что зарегистрированная безработица здесь составляет всего 0,3%, что в рыночной экономике свидетельствует об остром дефиците рабочей силы. А рядом, в Ивановской области огромный избыток рабочей силы, высочайшая открытая безработица. Наличие таких диспропорций это тоже прямой вычет из экономического роста и фактор повышенной безработицы. 
          Здесь не срабатывают в первую очередь экономические факторы, связанные с рынком жилья, — даже прописка в данном случае дело третьестепенное. Одно из основных препятствий для внутренней миграции — субсидирование оплаты жилья. Рынок официально арендуемого жилья у нас невозможен просто потому, что муниципальное жилье оплачивается по цене ниже рыночной. Естественно, спрос на него во много раз превышает предложение. Это дефицит, административно распределяемый ресурс. Поэтому, если человек оставил свое арендуемое жилье в одном регионе, он не может получить его в другом. Значит, переехать он может, только поменявшись. А возможность обмена зависит от баланса миграции. Если этот баланс жестко асимметричен, обмен становится практически невозможен, что в свою очередь блокирует миграцию. Арендуют жилье приблизительно 50% россиян. Следовательно, половина населения страны не имеет возможности переместиться в другой регион в поиске работы. Другая половина населения — собственники жилья, это довольно высокий показатель. С точки зрения влияния на занятость, миграцию, безработицу это отрицательный фактор. Чтобы исправить сложившееся положение, прежде всего, нужно сформировать рынок закладных и жилищного кредита, чтобы хоть как-то облегчить собственникам жилья его продажу в одном месте и покупку в другом. 
          Но собственность на жилье все равно привязывает человека к определенному месту. Поэтому мы должны поощрять переход к аренде в жилищной сфере. И пример нужно брать опять-таки с США. В период Великой депрессии собственность на жилье там преобладала и безработица была самой высокой в мире. В 60-е годы доля собственного жилья резко упала, но не менее масштабный структурный кризис 70-80-х годов Штаты перенесли значительно легче.

Информация о работе Проблема безработицы в России и пути решения. Государственная политика в отношении занятости