Проблема принципиала-агента, ее роль в теории фирмы и в теории государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 10:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – показать значение проблемы взаимоотношений принципала и агента, и роль агента в функционировании фирмы и государства.
Задачи работы – раскрыть следующие вопросы:
- становление агентской теории корпоративного управления;
- модель агентских отношений;
- варианты решения проблемы принципала и агента;
- проблема «принципал-агент» на политическом рынке.

Содержание

Введение……………………………………………………….………………3
1. Становление агентской теории управления фирмой………………….…6
2. Модель агентских отношений……………………………………………13
3. Агентские издержки: классификация……………………………………18
4. Формы проявления ответственности агента………………………….…22
5. Агент и принципал в одном лице………………………………………..24
6. Варианты решения проблемы взаимодействия принципала и агента…28
Заключение………………………………………………………...…………44
Список использованной литературы……………………………………….46

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема принципиала-агента - копия.doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

К способам контроля за деятельностью управляющих также относятся:

1) деятельность совета директоров (наблюдательного совета), однако этому препятствуют, во-первых, возможность конфликта интересов внутри совета директоров, во-вторых, неполнота информации о решениях менеджеров и их последствиях.

2) решения общего собрания  акционеров. Общее собрание акционеров может регулярно заслушивать отчеты управляющих и выносить решения об их замене. Однако, этот способ мало эффективен при большом числе акционеров и нерегулярном созыве собраний.

3) угроза банкротства  фирмы, что может повлечь принудительную  смену руководства.

4) угроза слияния или  поглощения. Сокращение прибыли из-за недобросовестного или недостаточно эффективного управления фирмой ведет к понижению стоимости ее акций, что облегчает их скупку другой фирмой.

5) конкуренция на рабочем  месте. Создание конкуренции на рабочем месте управляющего предпола-гает заключение с управляющими контракта, согласно которому размер денежного вознаграждения устанавливается в зависимости от соотношения результатов его работы с результатами работы менеджеров других подразделений

6) денежные поощрения  управляющих. Денежные поощрения управляющих возможны в виде денежных выплат за достижение менеджером поставленных собственником целей или в виде пакетов акций с целью превращения собственника-распорядителя в собственника-владельца.

7) репутация менеджера. Увольнение недобросовестного менеджера, если такое происходит, сказывается на его репутации, что снижает его оценку на рынке управляющих и возможности получения хорошей должности в другой компании.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Цель агента ограничена целями и интересами «принципала». Идеальный агент тот, кто интересы «принципала» воспринимает как свои собственные.

Суть проблемы – конфликт интересов между принципалом и агентом.

Проблема принципала и агента – угроза манипулирования принципала при выполнении поручений агентом, введение принципала в заблуждение.

Главная проблема – создается угроза выполнения задания фирмы из-за возникающей асимметрии информации. Разные интересы этому способствуют.

Противоречие интересов приобретает форму конфликта в силу технической невозможности для принципала полностью контролировать все действия и решения агента.

Способы решения проблемы:

1) организация соревнования агентов. Вознаграждается не абсолютные, а относительные результаты. Обеспечивается самоконтроль агентов друг за другом.

2) участие агента в прибыли фирмы. Наделение его правом на долю остаточного дохода.

3) фирма как коалиция агентов. Каждый из агентов попеременно становится на позицию принципала, возникает доверие и заинтересованность.

Ключевой вопрос в разрешении проблемы – создание системы стимулов, эффективных форм организации.

Таким образом, функционирование организаций с неизбежностью ставит вопрос об оппортунистическом поведении агента на основе располагаемой им уникальной информации. Поэтому проблема принципала и агента является частным случаем ситуации морального риска: принципал выступает в роли страховщика от «естественных» рисков, а агент — в роли скрывающего от него важную информацию о клиенте (состояние здоровья, бизнеса и т.д.)6. Ключевой вопрос здесь касается системы стимулов, способствующих или, наоборот, препятствующих распространению агентом достоверной информации. На рынке конкуренция стимулирует распространение достоверной информации. Напротив, в обычном варианте отношений принципала и агента асимметричность информации и перспективы оппортунизма стимулируют манипулирование агентом принципала.

Ответственность в менеджменте является взаимной — принципала и агента.

Ответственность принципала как участника системы управления бизнесом заключается в формулировании целей и задач, в доведении своего понимания целей и задач до агента (синхронизация пониманий), в задании правил действий при достижении целей, в ликвидации монополии агента на информацию, в проведении контроля, не отвлекающего внимание исполнителя и в справедливом вознаграждении агента.

Ответственность агента как участника системы управления бизнесом заключается в оказании помощи принципалу при формулировании целей и задач, в понимании условий достижения установленных целей, в качественном и мотивированном исполнении, в оказании помощи принципалу при разработке и внедрении системы контроля, минимизирующего вмешательство в деятельность агента.

Оптимальный контракт, направленный на решение проблемы «принципал-агент» в общественном выборе, должен содержать вариативную часть оплаты труда агента-президента, поставленную в прямую зависимость от конечного результата экономического развития государства.

 

 

Список использованной литературы

 

 

1. Веблен Т. Теория делового предприятия. – К., 2009.

2. Гринберг Дж., Бэйрон Р. Организационное поведение от теории к практике. – М.: Вершина, 2006.

3. Гуриев С. Конспекты лекций по теории контрактов / С. Гуриев. — К.: РЭШ, 2001.

4. Кузьминов Я.И. Институциональная экономика: Учеб.-метод. пособие. Ч.1/Я.И. Кузьминов, М.М. Юдкевич. - Х.: ГУ ВШЭ, 2000. - 114 с.

5. Лемещенко П.С., Мельникова Н.А. Институциональная теория фирмы. – Мн., 2005.

6. Макиавелли Н. Государь. – К.: Политиздат, 2008.

7. Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учеб. пособие / А.Н. Олейник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 416 с.

8. Природа фирмы / Под ред. О. Уильямсона, С. Уинтера. – К., 2011.

9. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика – М.: Юрайт-Издат, 2009.

10. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма. – К.: Киевиздат; CEV Press, 2006. – 702 с.

11. Шаститко А. Е. Экономическая теория организаций. – М.: ИНФРА-М, 2007.

12. Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. – М., 2010.

13. Юдкевич М.М. Основы теории контрактов: модели и задачи/М.М. Юдкевич, Е.А. Подколзина, А.Ю. Рябинина. – М.: ГУ ВШЭ, 2012.

14. Williamson O.E. The Economic Institutions of Capitalism. Firms, Markets, Relational Contracting. - New York: The Free Press, 2005.

15. Кадочников Д.В. Права собственности и корпоративное управление в экономике. // Вестник молодых ученых, Серия «экономические науки», 2011, №3.


Информация о работе Проблема принципиала-агента, ее роль в теории фирмы и в теории государства