Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 20:43, реферат
Существующие, в настоящее время, в Российской Федерации свободные (особые) экономические зоны функционируют с 2005 года, то есть с момента вступления в силу Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Поэтому современные ОЭЗ делают только первые шаги, согласно новым разработанным нормативно – правовым актам и Федеральным законам, разработанным с учетом ошибок предшествующего периода.
Проблемы свободных экономических зон, созданных в 90-х годах привели к их полной ликвидации. При этом специалисты говорят о следующих проблемах, которые были связанны с функционированием СЭЗ:
· Программно-целевые проблемы:
- отсутствие государственной концепции создания СЭЗ;
отсутствие законодательной и нормативной базы.
Проблемы и перспективы развития российских свободных экономических зон
Существующие, в настоящее время, в Российской Федерации свободные (особые) экономические зоны функционируют с 2005 года, то есть с момента вступления в силу Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Поэтому современные ОЭЗ делают только первые шаги, согласно новым разработанным нормативно – правовым актам и Федеральным законам, разработанным с учетом ошибок предшествующего периода.
Проблемы свободных экономических зон, созданных в 90-х годах привели к их полной ликвидации. При этом специалисты говорят о следующих проблемах, которые были связанны с функционированием СЭЗ:
· Программно-целевые проблемы:
- отсутствие государственной концепции создания СЭЗ;
отсутствие законодательной и нормативной базы.
Недостаточность законодательного обеспечения деятельности иностранного капитала привела к низкому объему инвестиций в СЭЗ – в 2004г. 2% от общего объема прямых иностранных инвестиций в России
· Организационные проблемы состоят в том, что отсутствует эффективная система управления зонами на федеральном и местном уровнях.
· Социально-экономические проблемы:
- Разрыв и перераспределение
хозяйственных связей
- Отсутствие защиты
- Наличие на пути развития
свободного
- Проблема уровня квалификации российских кадров, как рабочих, так и управленческих, недостаток опыта;
- Проблема доверия к власти.
Правовое регулирование создания и функционирования этих зон проводилось не законами, а подзаконными актами, что не смогло обеспечить надлежащий уровень правовой защиты инвестиций. Так, общие вопросы, касающиеся режима предыдущих экономических зон, находили отражение в правительственных распоряжениях и постановлениях, президентских указах, международных договорах и других нормативных актах.
По сути, созданные в Российской Федерации свободные экономические зоны трансформировались в оффшоры. Компании регистрировались на соответствующих территориях, пользовались предоставляемыми им привилегиями, а деятельность свою вели за ее пределами. Большинство из этих зон так и не стали функционировать в полной степени, а их деятельность во многом нарушала федеральное законодательство.
Таким образом, цели, поставленные при создании этих зон, не были достигнуты, вследствие чего зоны ликвидировали. [11]
Анализируя предыдущий этап развития экономических зон, эксперты отмечали, что общий режим регулирования хозяйственной деятельности в России, который отличается неопределенностью прав собственности, недоступностью или высокой ценой долгосрочных финансовых средств для большинства компаний, диспропорционально высоким налоговым бременем в секторах, производящих не сырьевую продукцию, продолжает оставаться неблагоприятным для инноваций. Поэтому отдельными мерами по их поддержке обойтись нельзя. Необходимы комплексные улучшения в законодательной, административной и регуляторной сферах.
Данный вывод свидетельствует о том, что ошибки, допущенные на практике в ходе реализации положений нормативно-правовых актов, регулирующих функционирование прежних экономических зон, в определенной мере позволили ускорить переосмысление условий ведения промышленной политики страны. Стало очевидным, что эта политика не должна заключаться в простой раздаче бюджетных средств и поддержке неконкурентоспособных производств за счет протекционистских мер. Экономическая ситуация в России потребовала выработки иных подходов к проблеме государственного регулирования процесса создания особых экономических зон, основанных на конкретных задачах реформирования и развития и использующих накопленный мировой опыт.
Очевидно, что современная промышленная политика должна представлять собой комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности национальных компаний на внутреннем и внешнем рынках путем создания благоприятных условий для их динамичного развития и реализации их фактических и потенциальных конкурентных преимуществ.
Механизм ОЭЗ предполагает преференции по трем ключевым для бизнеса направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры, снижение административных барьеров. Именно сочетание этих факторов делает режим особой экономической зоны привлекательным для инвесторов, хотя каждый фактор в отдельности не так уж велик.
Для реализации этих факторов разрабатывался и принимался в 2005г. указанный Закон об ОЭЗ. Кроме этого законодательного акта в настоящее время действуют следующие Федеральные законы, регулирующие образование и деятельность ОЭЗ в Российской Федерации:
- от 22 июля 2005г. №117-ФЗ "О
внесении изменений в
- от 10 января 2006г. №16-ФЗ "Об
Особой экономической зоне в
Калининградской области и о
внесении изменений в
- от 17 мая 2007 г. №84-ФЗ "О
внесении изменений в статьи 5
и 23 Федерального закона "Об Особой
экономической зоне в
По мнению ряда специалистов, Закон об ОЭЗ действительно учитывает негативный опыт функционирования экономических зон начала 1990-х гг. Этим Законом не предусмотрено заключение индивидуальных соглашений, а установлены единые правила создания и функционирования зон. Иными словами, это закон прямого действия, не допускающий никакого торга вокруг механизмов и льгот. Тем более что зоны отбираются в результате конкурсов.
Было разработано три стратегии по строительству и созданию ОЭЗ: короткая - до середины 2008г., среднесрочная - до 2010г. и долгосрочная - до 2012г.
Некоторые эксперты также считают, что надо стремиться к тому, чтобы в зонах размещались, прежде всего, те производства, которые ориентированы на экспорт продукции или на производство продукции, не имеющей аналогов на территории России. Это было бы оптимально с точки зрения не искажения конкурентной среды на российском рынке.
Так, на строительство внутриплощадочной инфраструктуры ОЭЗ планируется выделить из федерального бюджета на три года (2008 - 2010 гг.) более 30млрд руб., которые вносятся в уставный капитал ОАО "Особые экономические зоны" (100% акций ОАО принадлежат государству). Кроме того, предусмотрено выделение еще около 40 млрд руб., которые пойдут на строительство аэропортов, автодорог, объектов водного хозяйства и т.д. Плюс бюджеты субъектов Федерации и муниципалитетов за три года выделят около 38млрд руб. на строительство инфраструктуры ОЭЗ.
Иными словами, серьезным стимулом для частных инвестиций в ОЭЗ служат государственные вложения.
Потенциальные зарубежные инвесторы проявляют все больший интерес к возможностям вкладывать ресурсы в создающиеся в России ОЭЗ. Для закрепления положительной тенденции в данном вопросе необходимо принимать дальнейшие усилия по улучшению деятельности не только государственных структур в этой сфере, но и потенциальных инвесторов. ОЭЗ хотя и являются эффективным инструментом привлечения инвестиций в российскую экономику, они не могут решить все ее проблемы.
Эти и другие вопросы создания и функционирования ОЭЗ в целом подтверждают актуальность дальнейшего продвижения законодательной базы. Отметим, что 14 июня 2007г. Государственной Думой был принят в первом чтении правительственный законопроект №424303-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации и другие нормативные правовые акты Российской Федерации". Этот проект предусматривает создание портовых особых экономических зон.
Актуальность принятия законопроекта обусловлена усилением зависимости темпов экономического роста в России от степени развитости отечественной транспортной инфраструктуры, в том числе портовой. Принятые за последние годы меры (в том числе по реформе естественных монополий) оказались недостаточными для притока инвестиций в эти секторы экономики. Поэтому одной из возможных форм привлечения инвестиций и дальнейшего развития экономического потенциала производственной деятельности морских, речных портов и аэропортов может стать создание на их базе образований с особыми экономическими условиями функционирования - портовых особых экономических зон. [19]
Еще одна проблема состоит в отсутствии четко сформулированных целей создания зон, не противоречащих как интересам регионов, так и Федерации в целом. Руководители регионов видят, как правило, в таких зонах лишь одну сиюминутную привлекательную сторону - перспективу получения льгот по полному или частичному освобождению от налогов. Многие полагают, что СЭЗ помогут им избавиться от проблем, решить которые сами они не в состоянии: плохого состояния инфраструктуры, развала производства, безработицы, тяжелой социальной обстановки, экологических проблем. И при этом не думают о том, кто же тогда в такую "свободную зону" придет со своим капиталом? [22]
На данный момент наиболее актуальными проблемами являются оформление земельных участков для застройки зон. Существуют пробелы в законодательстве, и пока не отлажены все процедуры предоставления земельных участков. Но соответствующие поправки в законы уже подготовлены. Разработаны подробные планы по всем промышленно-производственным и технико-внедренческим особым экономическим зонам. А короткую стратегию (до середины 2008г) превратили в тактический план в виде заданий министра экономического развития и торговли Германа Грефа. В них расписаны сроки проектирования и строительства объектов, указаны примерные объемы и источники финансирования. Например, в промышленно-производственной зоне в Липецке к 2010 году появится более 5 тысяч рабочих мест. В нее будет привлечено свыше 40 миллиардов рублей. Зарегистрировано более 20 резидентов. А всего в шесть зон к концу 2010 года рассчитывается привлечь не менее 100 миллиардов рублей частных инвестиций, зарегистрировать свыше 300 резидентов. Конечно, эти планы достаточно примерные. Наверняка они еще будут корректироваться с учетом прихода инвесторов. [14] Эффект от создания особых экономических зон туристско-рекреационного типа (к 2016 году):
количество туристов – 10 млн. в год;
создание рабочих мест – более 155 тыс.;
привлечение частных инвестиций – более 260 млрд. рублей. (Огонек)
Свободные экономические зоны могут стать хорошим стимулом для притока инвестиций в российскую экономику, а так же для увеличения темпов экономического роста страны, посредством продуманных законопроектов и целенаправленным составлением и исполнением планов.
В настоящее время в Российской Федерации СЭЗ находятся на стадии становления и насколько они будут успешными можно только предполагать.
Информация о работе Проблемы и перспективы развития российских свободных экономических зон