Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 13:13, контрольная работа
Целью работы является отражение теоретических вопросов внешнеэкономической деятельности российских предприятий, отражение ее современного состояния. Наиболее важным является выявление перспектив и путей развития внешнеэкономической деятельности.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Основы внешнеэкономической деятельности предприятия ……….......4
1.1. Предприятие как субъект внешнеэкономической деятельности ……6
1.2. Основные формы внешнеэкономической деятельности российских предприятий……………………………………………………………………...9
1.3. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности…………………………………………………………………….14
2. Проблемы развития внешнеэкономической деятельности
(на примере машиностроения)………………………………………………..19
2.1. Современное состояние внешнеэкономической деятельности
российского машиностроения ………………………………………………..21
2.2. Перспективы и пути развития внешнеэкономической
деятельности российских предприятий (на примере машиностроения)..26
Заключение ……………………………………………………………………..32
Список использованной литературы……………………………………..…33
В международной торговле выделяют четыре основных вида внешнеторговых операций:
Экспортная операция – это продажа товара иностранному контрагенту с вывозом его за пределы страны.
Импортная операция – это приобретение товара у иностранного контрагента с ввозом его в страну.
Реэкспортная операция
– продажа с вывозом за пределы
страны ранее импортированного, но
не подвергшегося переработке
Реимпортная операция – приобретение с ввозом из-за границы ранее экспортированного и не подвергшегося там переработке товара.
Предприятия стремятся к внешнеторговой деятельности по разным причинам. Так, в частности, может потребоваться закупка сырья или каких-либо товаров за рубежом по той причине, что нет возможности приобрести данную продукцию у отечественных производителей. Такая ситуация приводит к необходимости импорта. Возможна и обратная ситуация - когда фирма имеет товары, продажа которых за рубежом может оказаться более выгодной, чем в своей стране. Так проявляется потребность в экспорте.
Необходимой предпосылкой и обязательным условием внешнеторговой деятельности предприятия является выполнение целого ряда операций, связанных с обеспечением продвижения товара от продавца к покупателю. В ряду этих операций выделяют такие, как транспортные, транспортно-экспедиторские, страховые, а также операции, связанные с введением международных расчетов. Таким образом, внешнеторговые операции охватывают широкий комплекс экономического, валютно-финансового и правового характера.
Внешнеторговые операции осуществляются на основе заключаемых сделок. Под международной торговой сделкой понимают договор между двумя или несколькими фирмами, находящимися в разных странах, по поставке товара и/или оказанию услуг в соответствии с согласованными условиями.
Договор купли-продажи
не считается международным, если он
заключен между сторонами разной
государственной
Таким образом, основным
признаком международной
К понятию «торговая сделка» относятся все сделки, связанные с обменом товаров и предоставлением услуг.
Среди прочих форм внешнеэкономической деятельности российских предприятий наиболее значительная роль принадлежит экспорту. Но, выходя на внешний рынок, руководство предприятия должно понимать, что в современном мировом хозяйстве обычная торговля все быстрее уступает место более сложным отношениям между продавцами и покупателями. Значительная часть сбыта промышленной продукции связана с различными формами промышленного сотрудничества. Речь идет о международной кооперации производства (МКП). Российские предприятия уже имели некоторый опыт развития таких отношений с бывшими странами СЭВ, но эта кооперация была, как правило, для них невыгодна в связи с устаревшим механизмом хозяйствования и навязывалась им «сверху».
«Международная кооперация
производства – это скоординированная
или совместная, обычно долговременная
производственно-экономическая, и, как
правило, научно-техническая
В современном мире МКП занимает ведущее место среди остальных форм внешнеэкономических связей, в силу присущих ей объективных преимуществ. Суть МКП состоит в:
Международная кооперация производства имеет ряд особо важных преимуществ для предприятий России в современных условиях. Она позволяет:
Российские предприятия, вступая в МКП, ставят своей первоочередной целью повышение качества и конкурентоспособности производимой продукции, которая пользовалась бы успехом, как на внутреннем, так и на мировом рынке, а также применение высокоэффективной и экологически чистой техники и технологий.
МКП имеет множество форм и разновидностей, предопределяемых особенностями кооперационных проектов.
В применяемой Европейской Экономической Комиссией ООН укрупненной группировке форм МКП, выделены следующие модели договорной МКП.
Кооперация на лицензионной основе. Здесь осуществляется передача лицензии ее владельцем (лицензиаром) партнеру (лицензиату) на использование последним промышленной или интеллектуальной собственности первого. В ряде случаев передача лицензий дополняется продажей лицензиаром лицензиату некоторых видов оборудования или технологических линий, относящихся к переданным лицензиям и предмету кооперации. В оплату всего полученного лицензиат поставляет лицензиару кооперированную продукцию, а также может выполнять работы и услуги.
Кооперация по модели 1, дополняемая постоянной поставкой лицензиаром лицензиату комплектующих в определенной доле стоимости компонентов или конечной продукции.
Кооперация по модели
1 с одновременной передачей
Совместное производство, предусматривающее:
Подрядная МКП, при которой
заказчику предоставляется
Однако во многих случаях
российским предприятиям приходится довольствоваться
лишь подрядной кооперацией, и другими
простыми формами МКП. Скачку к наиболее
развитым, комплексным формам МКП
в России препятствуют: отсутствие
у многих предприятий опыта кооперационного сотрудничества;
ограниченный научно-технический и производственно-
На начальной стадии привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику получила распространение такая форма внешнеэкономической деятельности, как создание совместных предприятий. Они создавались на основе договора между отечественным государственным предприятием, которое выделяло определенную часть имущества, имевшегося в его распоряжении (здания, оборудование, научно-технические знания), в качестве вклада в уставный фонд СП. Доля иностранного инвестора в уставном фонде определялась стоимостью поставляемых им машин, оборудования, современных технологий и наличных денег в СКВ. С самого начала в процессе создания СП наиболее остро встала проблема определения реального соотношения вкладов российского и иностранного партнеров. Уже на первых этапах выявились определенные недостатки этой формы предпринимательства для нашей страны, поскольку занижалась реальная доля отечественных участников при формировании уставных фондов СП.
В настоящее время
серьезных западных инвесторов интересует
не столько партнерство с
1.3.
Государственное регулирование
внешнеэкономической
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности является составной частью экономической политики государства в современных условиях. Россия провозгласила курс на формирование открытой экономики, которая призвана способствовать росту эффективности производства. Но, учитывая мировой опыт, полностью открывать российский рынок для иностранных компаний можно только постепенно, так как большинство наших производителей не выдерживают с ними конкуренции.
Внешнеэкономическая деятельность в России регулируется совокупностью норм, изложенных в законах РФ или указах Президента. К числу важнейших законодательных актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, относятся Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», Таможенный кодекс Российской Федерации, Закон «О таможенном тарифе».
В статье 4 Закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» сформулированы принципы этого регулирования:
Конкретный механизм
регулирования
В условиях экономического кризиса, неконкурентоспособности национальной экономики, сильного спада производства внешнеэкономическую деятельность. Основными методами регулирования внешнеэкономических связей являются финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом; административные средства регулирования. Но в последнее время правительство почти полностью отказалось от административных методов (кроме специфических видов торговли), а также от квотирования экспорта. Отменены также и экспортные пошлины.