Проблемы планирования в холдинговых структурах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:35, доклад

Краткое описание

Особая значимость планирования на российских предприятиях в современных условиях видится в его рыночной ориентации, причем наибольшее внимание должно уделяться стратегическим аспектам планирования.
В этом смысле планирование представляет собой процесс предвидения целей, затрат и результатов деятельности предприятия в условиях неопределенности и изменчивости рынка, основанной на способности предвидеть различные неожиданности и быть готовым к их преодолению.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ВИД УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………..5
2. ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В ХОЛДИНГОВЫХ СТРУКТУРАХ..................................................................................................11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….....15

Вложенные файлы: 1 файл

доклад планирвание.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ  И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 
  
  
 

ДОКЛАД

По дисциплине “Стратегическое и тактическое управление в корпорации”

 

ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В ХОЛДИНГОВЫХ СТРУКТУРАХ 

 

 

 

 

 

 

Руководитель:     _____________                                     к.э.н, доцент кафедры     (подпись)                                            Грибанова Н.Н.

 

Студент:     _____________                                              группа КУ-09-1

(подпись)                                            Романюк М.А.

 

 

Иркутск 2013

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

1. ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ВИД УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………..5

2. ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В ХОЛДИНГОВЫХ СТРУКТУРАХ..................................................................................................11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….....15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы курсовой работы заключена в том, что в  современных условиях хозяйствования предприятия в полной мере осознали необходимость изучения системы  стратегического планирования деятельности предприятия.

Не менее маловажным является планирование деятельности предприятия, которое необходимо для создания стратегии.

Система централизованного  управления порождала соответствующую  идеологию директивного планирования, рассматривая план как закон, не подлежащий изменениям, который неукоснительно надо было соблюдать, в то время как рыночная система хозяйствования ориентирует предприятие на планирование как на непрерывный творческий процесс в условиях непредсказуемости и неопределенности.

Сегодня в России нет  альтернативы рынку, однако прочно утверждается мнение о необходимости системы планирования в хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности.

Особая значимость планирования на российских предприятиях в современных  условиях видится в его рыночной ориентации, причем наибольшее внимание должно уделяться стратегическим аспектам планирования.

В этом смысле планирование представляет собой процесс предвидения  целей, затрат и результатов деятельности предприятия в условиях неопределенности и изменчивости рынка, основанной на способности предвидеть различные неожиданности и быть готовым к их преодолению.

Планирование помогает предприятию выбрать наиболее рациональный путь своего развития с помощью различных  стратегий.

В современных условиях хозяйствования большинство предприятий практически не ведут должных работ в области планирования, другие, в том числе ориентированные на массовый выпуск продукции, перешли на исключительно «позаказный метод планирования», т.е. планирование их производственно-хозяйственной  деятельности ведется только на основе имеющихся заказов, что, как правило, обеспечивает лишь незначительную загрузку имеющихся производственных мощностей.

Отдельные предприятия  хотя и проводят маркетинговые исследования   по поиску потребителей своей продукции  и рынков сбыта, однако планирование как таковое им не присуще, ибо эти исследования не увязаны со всеми направлениями производственно-хозяйственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ВИД УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевым положением современной теории управления является системный подход, согласно которому процесс обоснования и выработки любого управленческого решения отталкивается от общей цели развития системы и подчиняет ее достижению деятельность всех элементов системы.

Системный подход в управлении предполагает выделение:

  • управляющей подсистемы, или субъекта управления;
  • управляемой подсистемы, или объекта управления

Субъект управления –  это управленческие работники (персонал) различных уровней иерархии управления, а объект управления – предприятие, на которое направлено управленческое воздействие. Объект и субъект управления находятся в процессе постоянного взаимодействия.   

Следовательно, процесс  управления осуществляется посредством  передачи информации в обоих направлениях: от субъекта к объекту управления и наоборот.

Предметом управления является информация, которая фиксирует условия перехода от существующего к желаемому  состоянию объекта управления.

Результатом процесса управления является управленческое решение, которое направлено на повышение эффективности функционирования и развития предприятия.

По своему содержанию процесс управления – определенная последовательность взаимосвязанных действий (процедур), каждое из которых предполагает осуществление  соответствующих функций.

Функция управления – относительно обособленные процессы деятельности управленческого работника, которые позволяют обосновывать, принимать и осуществлять управленческое воздействие. Их выделение происходит в результате разделения и специализации труда в сфере управления[ 8, с.159].

Важнейшим системообразующим элементом  управления является планирование.

Планирование как вид управленческой деятельности направлено на выбор оптимальной  альтернативы развития предприятия  рассчитанной на определенный период времени. Его результатом является план мероприятий (заданий) – многоцелевая программа развития предприятия, которая направлена на достижение эффективного использования всех видов ресурсов в определенный период времени. Другими словами, план дает описание будущего (желаемого) состояния и тенденций развития объекта управления, в котором находят отражение цели субъекта управления, разрабатывающего этот план, то есть план всегда включает систему целей и схему действий по их реализации (мероприятия, задания, ресурсы).

В мировой практике планирование представляет собой достаточно сложный вид умственной деятельности, который имеет следующие особенности:

1.  Планирование – это всегда предварительное принятие решений, то есть оно нацелено на достижение определенных результатов в перспективе. 

2. Достижение планируемого результата определяется действием большой совокупности взаимосвязанных условий и факторов, что приводит к постоянным изменениям, как в самом предприятии, так и во внешней по отношению к нему среде. По этой причине надо помнить, что будущее состояние предприятия всегда является неопределенным, решение одних проблем не исключает появление других, даже более сложных. Вследствие этого система планирования должна быть гибкой, способной адаптироваться к постоянным изменениям, как самого предприятия, так и внешней среды. Другими словами, план нуждается в постоянной корректировке.

3. Процесс планирования  всегда связан как с предотвращением  ошибочных действий, так и с  сокращением числа неиспользованных  возможностей.

Роль планирования заключается не в предсказании будущего состояния предприятия и не в пассивном приспособлении к происходящим изменениям, а в активном преобразовании предприятия и внешней по отношению к нему среды [6, с.65].

Стратегическое планирование выступает составной частью стратегического управления, которое представляет собой процесс, протекающий в три основных этапа (рисунок 2). Этапы стратегического управления, как правило, частично могут совпадать во времени и оказывать влияние друг на друга.

 

1 этап

Определение долгосрочных перспектив развития предприятия (стратегия)

2 этап

Разработка комплекса  мероприятий (заданий) по реализации стратегии  развития предприятия

3 этап

Контроль и выявление  основных проблем при реализации стратегии развития предприятия


Рис. 1.2 Основные этапы стратегического управления

 

Реализация выбранной  стратегии, или стратегическое управление, предусматривает корректировку  стратегического плана. Оно осуществляется на основе общих принципов и правил управленческой деятельности. К числу  наиболее распространенных из них следует отнести:

- контроль – используется  в тех случаях, когда прогнозируется  достаточно стабильное развитие  предприятия;

- экстраполяция –  применяется в тех случаях,  когда на перспективу прогнозируется  проявление тенденций, аналогичных предыдущему периоду;

- разработка принципиально  новых стратегий – используется  в том случае, когда в перспективе  ожидается появление принципиально  новых тенденций в развитии  предприятия;

- принятие оперативных  решений – целесообразно применять  в тех случаях, когда в развитии предприятия возникают неожиданные ситуации, которые приводят к резкому изменению тенденций развития как предприятия в целом, так и отдельных подразделений [10, с. 156]. 

Таким образом, стратегическое управление представляет собой комплексную систему управления, которая базируется на прогнозировании внешней окружающей среды и выработке способов и методов адаптации объекта управления к ее постоянным изменениям.

Эффективность стратегического  плана оценивается через степень  достижения его целей.

В процессе расчетов показателей эффективности  стратегических планов предприятий  могут учитываться следующие  результаты:

- производственные – выручка,  полученная от реализации произведенной  продукции за минусом израсходованной   на собственные нужды;

- социальные, связанные с изменением  условий жизнедеятельности работников  предприятия и членов их семей.

В качестве дополнительных показателей  при оценке реализации стратегических планов могут использоваться:

- коэффициент действенности плана,  который может определяться как отношение между достигнутыми и намеченными (запланированными) результатами;

- коэффициент экономичности плана  как отношение между намеченными  (запланированными) и фактическими  затратами;

- производительность, которая  может рассчитываться как отношение достигнутых результатов к фактическим затратам;

- коэффициент уровня  жизни населения (работников), определяемый  как отношение между достигнутым  и намеченным (запланированным) уровнем  жизни населения (работников);

- прибыльность, определяемая как отношение доходов в целом к общей сумме расходов.

В заключение необходимо отметить, что эффективность стратегического  планирования и управления непосредственно  связана с проблемами оценки и  управления риском.

Стратегическое планирование осуществляется в условиях неопределенности и риска. Количественное определение риска предполагает знание основных последствий планируемых действий и мероприятий, каждое из которых может наступить с той или иной степенью вероятности. В настоящее время существует три основных способа сокращения величины риска:

  • страхование;
  • диверсификация производства;
  • увеличение объема и повышение достоверности информации, необходимой для обоснованного принятия управленческих решений.

В последние годы в  арсенале стратегического планирования и управления разработан и стал использоваться на практике ряд специальных методов, к числу наиболее распространенных из них следует отнести построение сценариев, моделирование, разработку планов на основе прогностических гипотез, экспертные оценки различных вариантов стратегии развития и построение матриц.

Современный этап развития стратегического управления основывается на убеждении в том, что успех  предприятия определяется рациональной организацией производства и современной  организационной структурой управления, снижением издержек за счет эффективного использования всех видов ресурсов. В этой связи стратегическое планирование и управление как раз и должны стать прерогативой исполнителей, которым следует проявлять инициативу на этапе не только планирования, но и воплощения стратегии.

Успех деятельности предприятия  связан с тем, насколько быстро и  удачно предприятие может приспосабливаться  к экономическому, социально-политическому  и социально-культурному окружению [9, с.315].

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В ХОЛДИНГОВЫХ СТРУКТУРАХ

Информация о работе Проблемы планирования в холдинговых структурах