Проблемы развития предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования заключается в том, что стратегическими задачами экономики Казахстана являются развитие отечественного наукоемкого производства, разработка и освоение новых информационных технологий, ориентированных на получение конкурентоспособной продукции и обеспечение интересов национальной экономической безопасности за счет сохранения и развития промышленного и научно-технического потенциала республики.

Содержание

Введение

1. Состояние и тенденции развития предпринимательства в Казахстане

2. Анализ развития предпринимательства в Актюбинской области

3. Оценка экономической эффективности программ малого бизнеса в Актюбинской области

Заключение

Литература

Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 70.51 Кб (Скачать файл)

     В течение года проводилась системная  работа совместно с государственными институтами развития по реализации инвестиционных проектов, обеспечивающих внедрение конкурентоспособных  и экспортоориентированных производств. Впервые в Казахстане с участием АО «Банк развития Казахстана» и  АО «Инвестиционный фонд Казахстана»  принят к финансированию проект реконструкции  завода железобетонных изделий в  г. Актобе с организацией производства ячеистого бетона мощностью 170,0 тыс. куб. метров в год на общую сумму 19,2 млн. долл. США. На рассмотрении в  финансовых институтах развития находится  ряд других инвестиционных проектов. По итогам 1 полугодия 2005 года в Актюбинской  области сохранены позитивные тенденции  в развитии экономики и высокие  темпы роста по основным показателям. Объем промышленного производства составил в действующих ценах 267,8 млрд. тенге, что на 62,6 млрд. тенге больше 6 месяцев 2005г. Индекс физического объема составил 105,6%. Меры по развитию обрабатывающей промышленности позволили обеспечить рост объемов производства в данном секторе на 3,7 млрд.тенге к уровню соответствующего периода 2005 года. Объем произведенной продукции составил 42,1 млрд. тенге.

     В горнодобывающей промышленности объем производства увеличился на 5,2%. С начала 2006 года в промышленности обеспечен рост производства по следующим видам деятельности: производство резиновых и пластмассовых изделий - на 36,7%; целлюлозно-бумажная промышленность и издательское дело - на 71,8%, металлургическая промышленность - на 6,7 %.

     Легкая  промышленность, произвела продукции  на 68,7 млн. тенге, что составило 89,3% к  уровню прошлого года. Снижение связано  с технической и технологической  отсталостью, отсутствием финансовых средств на модернизацию основных фондов, и т.д.

     На  предприятиях машиностроительной отрасли  отмечен рост объемов производства в 1,9 раза к соответствующему периоду  прошлого года и составил 6,6 млрд. тенге.

     В химической отрасли основную долю производимой продукции составляет продукция АО «АЗХС» объем произведенной продукции на котором снизился на 12,9% и составил 3625,3 млн. тенге. Снижение связано с удорожанием себестоимости продукции из-за роста цен на энергоносители и ограничением поставки серной кислоты с АО «Казахмыс». В пищевой отрасли за отчетный период объем производства составил 7,8 млрд. тенге, по сравнению с соответствующим периодом 2005 года отмечен рост производства по всем основным продовольственным товарам. Строительная индустрия региона получила достаточно позитивное развитие. Увеличено производство керамических плит, кирпича, сборных строительных конструкции из бетона и т.д.

     В 2006 году предусмотрены к реализации в добывающей отрасли 5 проектов на сумму 173,6 млн. долл. США (630 раб. мест), в обрабатывающей 23 проекта, 5 инфраструктурных проектов Программа индустриально-инновационного развития Актюбинской области на 2004--2006 годы.

     В целях реализации Стратегии индустриально-инновационного развития, формирования эффективной  инновационной системы создан ТОО  «Региональный индустриальный технопарк  «Актобе». Учредителями ТОО «Региональный  индустриальный технопарк «Актобе» (далее Технопарк) выступили ТОО  «Батыс Инжиниринг» -60% доли в уставном капитале, АО «Актобемунайфинанс» -30% и  акимат области- 10%. Уставной капитал  на первоначальном этапе составил 100 млн. тенге.

     Акиматом  области установлены прямые контакты с институтами развития РК, проводятся информационно-консультационные работы бизнес структурами области по финансированию инвестпроектов. С участием АО «Банк  развития Казахстана» и АО «Инвестиционный  фонд Казахстана» принят к финансированию проект реконструкции завода по выпуску  ячеистого бетона мощностью 180,0 тыс.куб.метров в год. Для реализации проекта  образовано новое АО «АктобеСтройИндустрия», где институциальным инвестором выступает АО «Инвестиционный фонд Казахстана» (48% акций), ТОО «Фирма «Жигер» (52,0%). Общая сумма проекта составляет 24836,0 тыс.долл.США. в т.ч. средства: АО «БРК» - 12821,0 тыс.долл.США, АО «ИФК» - 5185,0 тыс.долл.США, собственные средства АО - 6830,0 тыс. долл. США. АО «БРК» принят к финансированию проект модернизации производства рентгеновских аппаратов  АО «Актюбрентген», находится на рассмотрении инвестиционный проект по производству обогащенного каолина (ТОО «Тагам»). АО «ИФК» приняты к рассмотрению проект заготовки и переработка кожевенного сырья (ТОО «Казахстанпроминвест») и проект по производству расснаряжения боеприпасов и повторного наполнения корпусов боеприпасов ТОО «Казахстанский Центр Комплексной Утилизации Боеприпасов «Нитрохим».

     В настоящее время с институтами  развития хозсубъектами области  прорабатываются вопросы по финансированию следующих инвестиционных проектов: строительство завода по выпуску  грузовых железнодорожных вагонов, полувагонов, платформ, железнодорожных  цистерн; завода железобетонных изделий  по производству фундаментных блоков, опор для линий электропередач.

     Совместно с научно-производственной корпорацией  «ДАЛЕМ-АСА» прорабатывается вопрос организации производства стеклянного  волокна, финансирование которой предполагается через АО ««Национальный инновационный  фонд». В июне 2005 года акиматом области  проведен открытый конкурс по государственным  закупкам услуг по проведению аналитических  и маркетинговых исследований по перспективам развития горно-металлургического  комплекса и транспортно-логистических  услуг в Актюбинской области.

     В рамках Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы предполагается проведение активной государственной научной и инновационной  политики, направленной на стимулирование науки и инновационной деятельности в стране. Для достижения поставленных целей предполагается дальнейшее развитие финансового рынка и совершенствование  фискальной, образовательной, антимонопольной, инфраструктурной политики. В рамках политики стандартизации предусматривается  переход на мировые стандарты во всех отраслях экономики и управления. Успешная реализация Стратегии должна способствовать проведению качественных изменений в структуре экономики, которые приведут к ее устойчивому росту, основанному на эффективном использовании человеческого, произведенного и природного капитала, выходу Казахстана на новый уровень социального развития и устройства общества. Для обоснования отдельных предложений по совершенствованию методов и механизмов государственного регулирования экономики в соответствующих разделах Стратегии приводится опыт зарубежных стран по реализации импортозамещающей и экспортоориентированной политики, включая различные виды и стадии экспортной политики, а также факторы, которые способствуют достижению конкурентного преимущества на мировых рынках. Приоритетами индустриально-инновационной политики являются развитие и создание потенциально конкурентоспособных, в том числе экспортоориентированных, производств, работающих в отраслях экономики несырьевой направленности. В целях решения долгосрочных стратегических задач особое внимание необходимо уделять созданию условий для развития наукоемких и высокотехнологичных производств. В Приложении 5 представлены основные направления индустриально-инновационной политики. В Казахстане за последние пять лет объемы финансирования науки составляют порядка 0,2% ВВП, что является недостаточным. Так, по итогам исследования за 2005 год наибольшая инновационная активность в Казахстане (при среднем показателе 2,1%) была характерна для предприятий иностранной (5%) и частной (3,7%) форм собственности. Между тем на государственных предприятиях инновационная активность была равна 0,6% (см. Приложение 6). Чаще всего инновационные проекты осуществлялись на промышленных предприятиях (56,8%).

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В заключение подведем итоги реферата и предложим перспективы развития предпринимательской деятельности в Казахстане. Проведенный анализ состояния и тенденций в развитии бизнеса в Казахстане свидетельствует, что предпринимательство - важнейшее  направление развития экономики, и  в настоящий момент его вклад  в экономику республики становится всё более весомым. Однако, несмотря на то, что в целом, по республике, количество занятых в сфере предпринимательства  из года в год повышается, а, удельный вес к экономически активному  населению остаётся ещё низким по сравнению с государствами с  развитыми рыночными отношениями.

     Одним из основных направлений государственной  поддержки предпринимательства  является реализация его механизма  через созданные инфраструктуры малого предпринимательства (фонды, кредитные  и страховые учреждения, технологические  парки, бизнес-инкубаторы и т.д.). Анализ инфраструктуры показал, что отсутствуют  страховые компании; лизинговые, аудиторские  и консалтинговые фирмы. Предприниматели, в основном, ориентированы на мощную рыночную инфраструктуру таких городов, как Алматы, Астана и др.

     Одной из ключевых форм совершенствования  механизма государственной поддержки  предпринимательства является внедрение  в экономику новых форм организации  производства и услуг, способных  эффективно заменить прежние и которые  должны стать основой для формирования среднего класса.

     Поддержку субъектов предпринимательства, особенно в производственной сфере, лучше обеспечивать за счёт механизма государственного заказа. Данный механизм может значительно расширить спектр стимулирующего воздействия государства.

     Среди мер государственной поддержки  предпринимательства ключевое значение имеет помощь и содействие государства  в закреплении малого предпринимательства  за определенным рынком. Реализацию данного  предложения можно обеспечить путем  регулярной публикации перечня приоритетных видов производств, в развитии которых  государство заинтересовано, и перечня  регионов, которые оно хотело бы развивать.

     Действенной мерой государственной поддержки  в одном направлении было бы предоставление преференций при размещении госзаказа  на производство определенных видов  товаров, работ и услуг из опубликованного  списка.

     Задачами  программы поддержки предпринимательства  в республике являются:

     -определение  приоритетных направлений развития  бизнеса в отраслевом и региональном  разрезе. 

     В первую очередь речь идет о создании частных и коллективных структур рыночной экономики в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции, производства товаров народного  потребления, развития инновационной  деятельности;

     -формирование  всех компонентов рыночной инфраструктуры  в Казахстане как суверенном  государстве (товарных, фондовых  бирж, холдинговых, маклерских, брокерских, лизинговых, страховых, аудиторских  компаний);

     -создание  и активная деятельность государственных  и негосударственных органов и организаций по поддержке новых экономических структур. Образование республиканских и местных фондов поддержки предпринимательства.

     Все перечисленные меры по совершенствованию  государственной поддержки предпринимательства  позволят в конечном итоге расширить  сферы его деятельности и увеличить  объёмы, а также окажут позитивное влияние на каждое конкретное предприятие.

 

      Литература 

1 Конституция  Республики Казахстан -Алматы. 1995.

1 Гражданский  кодекс Республики Казахстана - Алматы. 1998.

2 Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение  благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу  Казахстана. - Алматы: «Білім». - 1997.

3 Указ Президента  Республики Казахстан О дальнейших  мерах по реализации Стратегии  развития Казахстана до 2030 года (с  изменениями и дополнениями по  состоянию на 01.02.2006 г.)

4 Указ Президента  Республики Казахстан от 17 мая  2003 года № 1096 О Стратегии индустриально-инновационного  развития Республики Казахстан  на 2003-2015 годы

5 Указ Президента  Республики Казахстан от 28 августа  2006 года № 167 О Стратегии территориального  развития Республики Казахстан  до 2015 года

6 Назарбаев  Н.А. Стратегия вхождения Казахстана  в число пятидесяти наиболее  конкурентоспособных стран мира. Послание Президента РК народу  Казахстана. Астана, 1 марта 2006 г.  «Казахстан на пороге нового  рывка вперед в своем развитии». // Казахстанская правда. - 02.03.2006.

7 Назарбаев  Н.А. Казахстан на пути ускоренной  экономической, социальной и политической  модернизации. Послание Президента  РК Назарбаева Н.А. народу Казахстана. Астана, 16 февраля 2005 г. // Казахстанская  правда. - 18.02.2005.

8 О защите  частного предпринимательства. Закон  Республики Казахстан от 4 июля 1992. // Сборник законодательно-правовых актов «Малый и средний бизнес: Законодательство Республики Казахстан. Алматы. 1999.

9 О защите  прав граждан и юридических  лиц на свободу предпринимательской  деятельности. Указ Президента Республики  Казахстан от 27 апреля 1998 г. №  3928. // Сборник законодательно-правовых  актов «Малый и средний бизнес: Законодательство Республики Казахстан.  Алматы. 1999.

Информация о работе Проблемы развития предпринимательства