Проблемы трудоустройства и профессионального обучения инвалидов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 10:29, курсовая работа

Краткое описание

В Российской Федерации наблюдается рост численности инвалидов (1995 год - 6,3 млн. человек, 2004 год - 11,4 млн. человек). Ежегодно признаются инвалидами около 3,5 млн. человек, в том числе более 1 млн. человек - впервые. Во многом это обусловлено высоким уровнем заболеваемости и травматизма населения, недостаточным качеством медицинской помощи и услуг, оказываемых лечебно-профилактическими учреждениями и учреждениями медико-социальной экспертизы, а также другими причинами. Основную долю в общей численности инвалидов составляют инвалиды II группы - 64 процента. Вместе с инвалидами I группы этот показатель составляет около 80 процентов. Увеличивается число инвалидов трудоспособного возраста и детей-инвалидов. Свыше 120 тыс. человек стали инвалидами вследствие боевых действий и военной травмы1.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
1.Обеспечение занятости инвалидов. Профессиональное обучение инвалидов………………………………………………………………………..4
2. Квотирование рабочих мест для инвалидов………………………………14
3. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов………….19
4. Условия труда инвалидов……………………………………………………23
5. Проблемы трудоустройства и профессионального обучения инвалидов в Российской Федерации…………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………37
Список литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 63.15 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2

1.Обеспечение занятости инвалидов. Профессиональное обучение инвалидов………………………………………………………………………..4

2. Квотирование рабочих мест для инвалидов………………………………14

3. Специальные рабочие места  для трудоустройства инвалидов………….19

4. Условия труда инвалидов……………………………………………………23

5. Проблемы трудоустройства и  профессионального обучения инвалидов в Российской Федерации…………………………………………………………26

Заключение………………………………………………………………………37

Список литературы…………………………………………………………….39

 

 

Введение

 

Статья 7 (часть 1) Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В частности, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан (часть 2 статьи 7 Конституции РФ).

В Российской Федерации наблюдается рост численности инвалидов (1995 год - 6,3 млн. человек, 2004 год - 11,4 млн. человек). Ежегодно признаются инвалидами около 3,5 млн. человек, в том числе более 1 млн. человек - впервые. Во многом это обусловлено высоким уровнем заболеваемости и травматизма населения, недостаточным качеством медицинской помощи и услуг, оказываемых лечебно-профилактическими учреждениями и учреждениями медико-социальной экспертизы, а также другими причинами. Основную долю в общей численности инвалидов составляют инвалиды II группы - 64 процента. Вместе с инвалидами I группы этот показатель составляет около 80 процентов. Увеличивается число инвалидов трудоспособного возраста и детей-инвалидов. Свыше 120 тыс. человек стали инвалидами вследствие боевых действий и военной травмы1. Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. и 25 апреля 2005 г.

24 ноября 2005 г. исполнилось 10 лет со  дня принятия Федерального закона N 181-ФЗ «О социальной защите  инвалидов в РФ», нормы которого  определили основы государственной  политики в отношении инвалидов. Срок, достаточный для того, чтобы  подвести определенные итоги, определить  тенденции, обозначить перспективы  правового регулирования в таком  сложном вопросе как трудоустройство  и профессиональное обучение  инвалидов.

 

 

1. Обеспечение занятости  инвалидов. Профессиональное обучение инвалидов

 

В соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Занятыми считаются граждане:

- работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу  за вознаграждение на условиях  полного либо неполного рабочего  времени, а также имеющие иную  оплачиваемую работу (службу), включая  сезонные, временные работы, за исключением  общественных работ;

- зарегистрированные в качестве  индивидуальных предпринимателей;

- занятые в подсобных промыслах  и реализующие продукцию по  договорам;

- выполняющие работы по договорам  гражданско-правового характера, предметами  которых являются выполнение  работ и оказание услуг, в том  числе по договорам, заключенным  с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также  являющиеся членами производственных  кооперативов (артелей);

- избранные, назначенные или утвержденные  на оплачиваемую должность;

- проходящие военную службу, альтернативную  гражданскую службу, а также службу  в органах внутренних дел, Государственной  противопожарной службе, учреждениях  и органах уголовно-исполнительной  системы2;

- проходящие очный курс обучения  в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и  высшего профессионального образования  и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению  федеральной государственной службы  занятости населения (далее - органы  службы занятости);

- временно отсутствующие на  рабочем месте в связи с  нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой  производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением  к мероприятиям, связанным с подготовкой  к военной службе (альтернативной  гражданской службе), исполнением  других государственных обязанностей  или иными уважительными причинами;

- являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных  организаций (объединений), благотворительных  и иных фондов, объединений юридических  лиц (ассоциаций и союзов), которые  не имеют имущественных прав  в отношении этих организаций.

Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости со стороны государства путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

1) установления в организациях  независимо от организационно-правовых  форм и форм собственности  квоты для приема на работу  инвалидов и минимального количества  специальных рабочих мест для  инвалидов. Квотирование рабочих  мест входит в систему методов  социальной защиты инвалидов, предусмотренную  Конституцией Российской Федерации, нормами международного права  в сфере занятости, действующим  федеральным законодательством. Организациям, численность работников которых  составляет более 100 человек, законодательством  субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов) 3;

2) резервирования рабочих мест  по профессиям, наиболее подходящим  для трудоустройства инвалидов. Перечень приоритетных профессий  рабочих и служащих, овладение  которыми дает инвалидам наибольшую  возможность быть конкурентоспособными  на региональных рынках труда, утвержден Постановлением Минтруда  РФ от 8 сентября 1993 г. N 150;

3) стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных  рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов. В соответствии с Указом Президента  РФ от 25 марта 1993 г. N 394 «О мерах  по профессиональной реабилитации  и обеспечению занятости инвалидов»  стимулирование проводится путем:

а) выплаты работодателям из местных бюджетов и иных источников компенсации на покрытие доходов, недополученных вследствие применения на их предприятиях, в учреждениях и организациях труда инвалидов, применения других мер стимулирования их деятельности по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов;

б) оказания всемерной поддержки и помощи предприятиям, учреждениям и организациям, взявшим на себя полностью или частично функции по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов;

в) проведения мероприятия по привлечению внебюджетных средств для финансирования деятельности по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов;

4) создания инвалидам условий  труда в соответствии с индивидуальными  программами реабилитации инвалидов, которые содержат комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности4;

5) создания условий для предпринимательской  деятельности инвалидов, в том  числе и обучения предпринимательской  деятельности. Предпринимательской  является самостоятельная, осуществляемая  на свой риск деятельность, направленная  на систематическое получение  прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ  или оказания услуг лицами, зарегистрированными  в этом качестве в установленном  законом порядке.

Согласно Положению об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности, утвержденному Приказом ФСЗ РФ от 18 апреля 1996 г. N 93, целью обучения основам предпринимательской деятельности является подготовка граждан к указанной деятельности, а также к работе в коммерческих организациях путем приобретения ими необходимых правовых, экономических, социальных, других профессиональных знаний, умений и навыков в избранной сфере предпринимательства. Обучению предшествуют услуги по профориентации, включающие в себя профинформирование, профконсультирование и профотбор. Организация обучения основам предпринимательской деятельности осуществляется в рамках действующих программ поддержки предпринимательства, разрабатываемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Комплектование учебных групп для обучения осуществляют учреждения профессионального образования с учетом образовательного и профессионального уровня граждан в согласованные с заказчиками сроки5.

При невозможности организовать обучение по месту постоянного проживания граждан они могут быть направлены с их согласия на обучение в другую местность. Обучение заканчивается аттестацией граждан, прошедших обучение, проводимой учреждениями профессионального образования в установленном порядке, в формах, предусмотренных учебными планами и профессиональными образовательными программами. Гражданам, успешно завершившим обучение основам предпринимательской деятельности, учреждениями профессионального образования выдаются документы об окончании обучения в зависимости от видов и сроков обучения6.

Обучение основам предпринимательской деятельности может включать в себя следующие основные направления подготовки граждан к трудовой деятельности в сфере предпринимательства: организация собственного дела, составление бизнес-плана, маркетинг, экспорт, финансы, бухгалтерский учет, налогообложение, законодательство, управление ресурсами, управление персоналом и др.;

6) организации обучения инвалидов  новым профессиям. Постановление  Минтруда РФ и Минобразования  РФ от 13 января 2000 г. N 3/1 «Об утверждении  Положения об организации профессиональной  подготовки, повышения квалификации  и переподготовки безработных  граждан и незанятого населения»  устанавливает право инвалидов  в приоритетном порядке пройти  профессиональное обучение. Профессиональное  обучение инвалидов проводится  по профессиям, специальностям, пользующимся  спросом на рынке труда, и повышает  их возможность в поиске оплачиваемой  работы (доходного занятия). Профессиональное обучение может также проводиться по профессиям, специальностям под конкретные рабочие места, предоставляемые работодателями7.

При организации профессионального обучения инвалидам могут быть предложены с учетом их образования, профессионального опыта и состояния здоровья варианты выбора профессии, специальности (по которым возможно обучение), пользующихся спросом на рынке труда. Профессиональное обучение заканчивается аттестацией, проводимой в установленном порядке образовательными учреждениями, организациями. Форма аттестации (квалификационные экзамены, зачеты, защита рефератов, выпускных письменных работ и др.) определяется профессиональными образовательными программами. Лицам, прошедшим соответствующее обучение в полном объеме и аттестацию после обучения, образовательными учреждениями, организациями выдаются документы установленного образца.

Профессиональное обучение безработных инвалидов включает в себя следующие виды обучения:

- профессиональная подготовка  с целью ускоренного приобретения  обучающимися навыков, необходимых  для выполнения определенной  работы, группы работ;

- переподготовка рабочих для  приобретения ими новых профессий  для работы (доходного занятия) по  этим профессиям;

- обучение рабочих, имеющих профессии, вторым профессиям для расширения  их профессионального профиля  и получения возможностей для  работы (доходного занятия) по совмещаемым  профессиям;

- повышение квалификации рабочих  с целью обновления знаний, умений  и навыков, роста профессионального  мастерства и повышения конкурентоспособности по имеющимся у них профессиям, а также изучения новой техники, технологии и других вопросов по профилю профессиональной деятельности;

- профессиональная переподготовка  специалистов для получения дополнительных  знаний, умений и навыков по  образовательным программам, предусматривающим  изучение отдельных дисциплин, разделов  науки, техники и технологии, необходимых  для выполнения нового вида  профессиональной деятельности, а  также получение новой квалификации  в рамках имеющегося направления  подготовки (специальности) 8;

- повышение квалификации специалистов  с целью обновления теоретических  и практических знаний в связи  с повышением требований к  уровню квалификации и необходимостью  освоения новых способов решения  профессиональных задач;

- стажировка специалистов для  формирования и закрепления на  практике теоретических знаний, умений и навыков, приобретения  профессиональных и организаторских  качеств для выполнения профессиональных  обязанностей.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. N 1285 «О порядке участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности» основными задачами лечебно-трудовой деятельности граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, являются трудовая терапия и улучшение общего состояния здоровья граждан, их трудовое обучение и переобучение с целью освоения новой профессии в соответствии с их физическими возможностями, медицинскими показаниями и иными обстоятельствами.

Информация о работе Проблемы трудоустройства и профессионального обучения инвалидов в Российской Федерации