Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 13:05, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение прогнозирования бюджетного сектора.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
а) рассмотрение структуры бюджетного сектора;
б) представление агрегатов;
в) раскрытие понятия государственного долга;
г) изучение процесса прогнозирования бюджета.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Структура бюджетного сектора…………………………………………..6
1.1 Бюджетные системы……………………………………………………………..6
1.2 Состав правительственного сектора……………………………………………8
1.3 Дисциплина труда и ее роль в совершенствовании производственных факторов условий труда……………………………………………………………10
Глава 2. Представление агрегатов………………………………………………...14
2.1 Типы бюджетных операций…………………………………………………...14
2.2 Композиция бюджета…………………………………………………………..17
2.3 Государственный долг…………………………………………………………23
Глава 3. Прогнозирование бюджета………………………………………………29
3.1 Статьи доходов и грантов……………………………………………………...29
3.2 Статьи расходов………………………………………………………………...33
3.3 Финансирующие статьи………………………………………………………..37
Заключение………………………………………………………………………….40
Список использованной литературы……………………………………………...43
Рост расходов должен быть соизмерим с ростом доходов. В противном случае правительство вынуждено принимать меры по их ограничению.
Секвестирование расходов — ограничение бюджетных расходов размерами поступлений в бюджет от текущих доходов, внутреннего и внешнего финансирования.
Своеобразный способ секвестирования расходов заключается в наращивании задолженности бюджета перед получателями бюджетных средств, в аккумулировании бюджетных неплатежей, что было характерно для России в 1990-е гг.
В условиях высокой инфляции все статьи бюджета в целях обеспечения межвременной сопоставимости можно выражать как процент ВВП в текущих ценах (Табл. 3.4) [20].
Консолидированный бюджет Российской Федерации за январь-апрель 2011-2012 гг.
январь-апрель 2012 г. |
январь-апрель 2011 г. |
отклонение | |||
млрд руб. |
% ВВП |
млрд руб. |
% ВВП |
Или ВВП | |
Доходы, в том числе: |
2 434,4 |
13,7 |
2 511,7 |
16,1 |
- 2,4 |
- налог на прибыль организации |
606,7 |
3,4 |
749,7 |
4,8 |
- 1,4 |
- НДФЛ |
637,0 |
3,6 |
558,7 |
3,6 |
0,0 |
- акцизы внутренние |
132,2 |
0,8 |
108.2 |
0,7 |
- 0,1 |
- доход на совокупный доход |
119,5 |
0,7 |
89,1 |
0,6 |
0,1 |
- налог на имущество |
254,8 |
1,5 |
244,4 |
1,6 |
- 0,1 |
- безвозмездные поступления от других бюджетов системы РФ |
532,1 |
3,0 |
578,2 |
3,7 |
- 0,7 |
Расходы, в том числе: |
2 148,3 |
12,1 |
1 807,9 |
11,6 |
0,5 |
профицит (дефицит) |
286,0 |
1,6 |
703,7 |
4,5 |
- 2,9 |
оценка ВВП |
17 800,0 |
15 682,0 |
По данным консолидированного бюджета РФ за январь-апрель 2012 г. составили 13,7% ВВП, что на 2,4 п.п. ВВП ниже значения за аналогичный период 2011 г.
Очевидна тенденция сокращения доходов консолидированного бюджета в 2012 г. относительно 2011 г.: если по итогам января доходы бюджетов субъектов РФ в текущем году были выше доходов января 2011 г. на 1,3 п.п. ВВП, то уже по итогам двух месяцев 2012 г. отклонение составило 0,8 п.п. ВВП относительно января-февраля 2011 года. А по итогам четырех месяцев 2012 г. разрыв между доходами консолидированного бюджета субъектов РФ в 2012 г. и 2011 г. увеличился до минус 2,4 п.п. ВВП.
Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ в январе-апреле текущего года выросли относительно этого же периода прошлого года на 0,5 п.п. ВВП и составили 12,1% ВВП, или 2148,3 млрд рублей.
Сокращение доходов и увеличение расходов консолидированного бюджета за январь-апрель 2012 г. в долях ВВП привело к уменьшению профицита бюджета субъектов РФ до 1,6% ВВП (286 млрд руб.), что на 2,9 п.п. ВВП ниже уровня января-апреля 2011 г. и на 0,7 п.п. ВВП ниже уровня января-марта 2012 г.
Основное сокращение объема поступлений доходов в бюджеты субъектов РФ за четыре первых месяца 2012 г. относительно этого же периода прошлого года произошло по налогу на прибыль (на 1,4 п.п. ВВП) и межбюджетным трансфертам (на 0,7 п.п. ВВП).
Расходы консолидированного бюджета РФ за январь-апрель 2011–2012 гг.
январь-апрель 2012 г. |
январь-апрель 2011 г. |
отклонение | |||
млрд руб. |
% ВВП |
млрд руб. |
% ВВП |
Или ВВП | |
Расходы, всего в том числе: |
2148,3 |
12,1 |
1807,9 |
11,6 |
0,5 |
Общегосударственные вопросы |
136,3 |
0,8 |
131,5 |
0,9 |
- 0,1 |
Национальная оборона |
0,9 |
0,0 |
0,7 |
0,0 |
0,0 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
21,9 |
0,2 |
72,5 |
0,5 |
- 0,3 |
Национальная экономика |
337,5 |
1,9 |
239,7 |
1,6 |
0,3 |
Охрана окружающей среды |
4,8 |
0,1 |
3,0 |
0,1 |
0,0 |
Образование |
582,2 |
3,3 |
440,3 |
2,8 |
0,5 |
Культура и кинематография |
73,0 |
0,5 |
57,0 |
0,4 |
0,1 |
Здравоохранение |
360,1 |
2,1 |
292,5 |
1,9 |
0,2 |
Обслуживание государственного долга |
16,8 |
0,1 |
16,8 |
0,1 |
0,0 |
Межбюджетные трансферты |
5,8 |
0,1 |
5,5 |
0,1 |
0,0 |
Динамика расходов консолидированного бюджета РФ на протяжении четырех месяцев 2012 г. остается неизменной. Основной прирост расходов наблюдается по разделам: «Образование» – на 0,5 п.п. ВВП, «Национальная экономика» – на 0,3 п.п. ВВП и «Здравоохранение» – на 0.2 п.п. ВВП.
Сокращение расходов произошло по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» – на 0,3 п.п. ВВП. По остальным разделам по итогам января-апреля текущего года относительно аналогичного периода прошлого года в долях ВВП изменений не произошло либо изменения находились в пределах 0,1 п.п. ВВП.
Объем государственного долга субъектов РФ на 01.05.2012 г. составил 1161,9 млрд руб., что почти на 2 млрд руб. меньше, чем на начало апреля.
Следуя вышесказанному, прогнозирование получения и предоставления грантов может основываться на информации о намерении правительства предоставить бюджетные гранты другим государствам или получить их от других стран. Прогноз расходов осуществляется по отдельным статьям, и его результаты корректируются с учетом тех мер, которые собирается принять правительство для сдерживания расходов и подавления инфляции.
3.3 Финансирующие статьи
Источниками прогноза внешнего финансирования бюджета являются правительственные планы получения иностранных кредитов и предполагаемые
выплаты по обслуживанию долга, которые обычно содержатся в кредитных соглашениях. Поступления и выплаты по кредитным соглашениям, отражаемые в национальной валюте в бюджете на основе бюджетного года, должны согласовываться со статьей поступлений и выплат по кредитам в платежном балансе, где они показываются в долларах на основе календарного года. Та часть внешних займов, которая используется для финансирования бюджетных расходов на приобретение иностранных товаров, удовлетворяет часть внутреннего спроса и не приводит к росту денежной массы [7, с. 216].
Финансирование дефицита за счет внутренних займов зависит от способности правительства размещать свои долговые ценные бумаги на внутреннем банковском и внебанковском рынке и обслуживать платежи по внутреннему долгу. Если спрос на долговые инструменты правительства в силу их высокой надежности велик и процентная ставка по ним, следовательно, ниже, чем по внешним кредитам, приоритет будет отдан внутреннему финансированию бюджета. Если же процент внутри страны, скорректированный на трансакционные издержки и рыночную оценку потенциальных рисков, выше, чем за рубежом, то скорее всего открьггая экономика будет искать финансирование для бюджета на мировом рынке. Особое внимание при прогнозировании источников и масштабов финансирования бюджета необходимо обратить на реальность правительственных планов по обслуживанию внешнего и внутреннего долга. Возможна ситуация, что он вырастет настолько, что новые займы будут полностью поглощаться платежами по прошлым займам и чистое финансирование для бюджета окажется нулевым или даже отрицательным.
Очевидно, что спрос бюджета на деньги для его финансирования неизбежно раздувает денежную массу и ведет к всплеску инфляции. Если этот спрос удовлетворяется за счет прямых кредитов центрального банка, который для этого просто создает резервные деньги, то с макроэкономической точки зрения это наихудший способ финансирования дефицита, имеющий неизбежные инфляционные последствия. Заимствование государством у банковской системы имеет несколько меньшее влияние на рост денежной массы, поскольку, отдавая деньги государству, банки тем самым ограничивают средства, за счет которых они смогли бы предоставлять кредиты. Займы государства могут бьггь настолько велики, что они вытеснят частный сектор с кредитного рынка, который не сможет конкурировать с бюджетом за ограниченную ликвидность, и подорвут тем самым потенциал экономического
роста. Наименее болезненным способом финансирования дефицита является заимствование средств у небанковской системы, что просто перераспределяет совокупный спрос от частного сектора к правительственному, но, по крайней
мере, не увеличивает его. Поэтому приоритетным направлением политики в области финансирования дефицита бюджета является его финансирование за счет государственных займов из небанковских источников — пенсионных фондов, страховых компаний, промышленных предприятий, общественных организаций, частных лиц и пр. [12, с. 104].
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что финансирование дефицита бюджета происходит из внутренних и внешних источников. Из внутреннего финансирования наиболее инфляционным способом является заимствование у центрального банка, менее инфляционным — заимствование у коммерческих банков, практически совсем неинфляционным — заимствование за пределами банковской сферы.
В первой главе данной работы мы рассмотрели структуру бюджетного сектора. Из этой главы мы узнали что:
1) бюджетная система представляет собой
совокупность бюджетов государства, его
административно-
2) правительственный сектор экономики — это все правительственные единицы, образованные в результате политического процесса, осуществляющие монопольную власть в стране в интересах экономического, социального и политического развития, направленную преимущественно на предоставление общественно-необходимых услуг. Организационно правительственный сектор состоит из центрального правительства, региональных (областных, краевых и пр.) правительств, местных (городских, районных) правительств и других наднациональных органов, осуществляющих функции сбора налогов и расходования государственных средств.
3) дисциплина труда является объективно необходимой формой связи между работниками, участвующими в процессе труда. Ее основное требование заключается в том, чтобы люди, участвующие в едином или разных, но связанных между собой процессах труда, подчинялись определенному порядку поведения. Состояние дисциплины труда в конкретной организации зависит от многих факторов и условий. Для укрепления дисциплины труда нужно уметь правильно использовать стимулы к труду и реализовать экономические интересы работников.
Мы также рассмотрели типы бюджетных операций. В процесс бюджетирования входят: бюджет продаж, бюджет коммерческих расходов, бюджет производства, бюджет производственных запасов, бюджет производственных накладных затрат, бюджет управленческих расходов.
Бюджет — баланс, в одной стороне которого находятся все доходы, в другой — расходы. Статьи любого бюджета можно переклассифицировать таким образом, чтобы все их можно было отнести к одной из следующих групп — доходы, гранты, расходы, кредиты минус субсидии, финансирование.
Доходы представляют собой все невозмещаемые поступления в бюджет, будь то обеспеченные или необеспеченные, за исключением поступлений, получаемых от других правительств и международных организаций. Гранты состоят из невозмещаемых и необеспеченных поступлений в бюджет, не носящих принудительного характера, от иностранных правительств или международных организаций. Расходы покрывают все невозмещаемые и необеспеченные платежи правительства из бюджета для финансирования текущих или капитальных расходов. Кредиты минус платежи состоят из валовых кредитов, предоставляемых правительственными органами для реализации государственных программ за вычетом платежей по подобным кредитам, предоставленным ранее. Дефицит бюджета — часть расходов и предоставленных кредитов, которая превосходит поступления в бюджет от налогов, грантов и которая финансируется правительством за счет мобилизации ресурсов внутри страны и за рубежом.
Раскрыв понятие государственного долга, мы узнали, что он представляет собой совокупность прямых обязательств правительства перед остальной экономикой и внешним миром, аккумуированных в результате бюджетных операций в прошлом, которые должны быть покрыты за счет бюджета в будущем. Государственный долг может классифицироваться либо в зависимости от того, кто предоставляет займы правительству, либо по типу долгового инструмента, издаваемого правительством. Государственный долг может быть внутренним, если его держателями являются резиденты, и внешним, если его держателями являются нерезиденты. Государственный долг тесно взаимосвязан с бюджетным дефицитом.