Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2012 в 10:59, контрольная работа
Создание новых поколений техники повысит конкурентоспособность России на мировом рынке. Для этого необходимо обновление промышленности на основе инновационных обрабатывающих технологий. Модернизация промышленности должна начинаться с технологического перевооружения машиностроительного комплекса – предстоит заменить устаревший парк оборудования на современный, что потребует огромных ресурсов.
ЗАДАНИЕ №1 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВИДЫ ИННОВАЦИЙ 4
2. ПРОДУКТОВЫЕ ИННОВАЦИИ 7
2.1 Определение продуктовых инноваций 7
2.2 Значимость продуктовых инноваций для машиностроения 7
2.3 Пути улучшения показателей качества инновационным путем 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
ЗАДАНИЕ №2 19
ЗАДАНИЕ №3 21
ЛИТЕРАТУРА 23
Традиционное CUTизготовление деталей резанием, основанное на удалении слоев металла с предварительно сформированной заготовки большего размера, является ресурсоемким неэффективным процессом. Инновационное производство основано на создании изделия в натуре по электронной 3Dмодели послойным формообразующим синтезом. Это пока дорогие ADDтехнологии будущего. Но они компактны, лишены силовых возмущений и способны формировать свойства поверхностных и внутренних слоев синтезируемых деталей. Недостатки ADDсистем: ограничения по габаритномассовым параметрам, нестабильность внутриструктурных напряжений материала послойно изготовленной детали, непрогнозируемая прецизионность и качество поверхностных слоев. Если провести анализ затрат на традиционный и инновационный технологический комплект средств обрабатывающего производства (парка станков и номенклатуры расходных средств) в масштабах страны, то цифры могут оказаться в пользу инновационного варианта даже в сегодняшних ценах.
Станкоиндустрия весьма многономенклатурна и разнопланова – на каждом ее уровне существуют инновационные решения: в сфере инструментообеспечения, комплектующих и оснастки, в средствах промышленной автоматизации и робототехнике, складских и транспортных технологиях, метрологии и заготовительном оборудовании, softобеспечения, подготовки производства и др. Отметим, что конкурентоспособную продукцию наши станкостроители выпускают пока только в небольших объемах – это узкая линейка дорогого наукоемкого оборудования. По уровню качества и технологичности к мировым стандартам приближаются разработки «Стерлитамакского станкозавода», «Савеловского машзавода», ОАО «Саста», «РСЗ», МАО «Седин», «ИЗТС». Предприятие «Самоточка» (традиции, опыт и кадровые корни Московского завода шлифовальных станков МСЗ) разрабатывает комплексные инновационные решения в зубообрабатывающих производственных процессах, в т.ч. прецизионных . Инновационными отечественными фирмами в сфере лазерных технологий являются также НПЦ «Лазеры и аппаратура ТМ», ЗАО НИИ ЭСТО (Зеленоград); ВНИТЭП (Дубна), ООО «Лазерный центр», «Центр лазерных технологий» (СПетербург), НПФ «ТЕТА», ООО «АТЕКО» (Москва) и другие [7]. Важной нишей российских станкостроителей является создание уникального крупногабаритного спецоборудования для тяжелого и энергомашиностроения, оборонной отрасли.
Сейчас
российское машиностроение нуждается
в
Перекошенная структура отечественного машиностроения в пользу закрытого ОПК и монополизированных госкорпораций не позволяет говорить о конкуренции и рыночных механизмах управления перевооружением и обновлением основных производственных фондов предприятий – все решает управляемый чиновниками гостендер. Сейчас в стране нет ни рыночного, ни директивнопланового управления промышленностью – выделяемые на инновации средства до станкозаводов не доходят. Ведь наши станкозаводы пока остаются единственной надеждой на перспективное обновление – они честно трудятся, невзирая на трудности. Дожившие до наших дней станкоинструментальные предприятия – это инженерная элита российского машиностроения, способная обновить его производственную инфраструктуру. Надо правильно наладить государственный менеджмент межотраслевого взаимодействия «машиностроениестанкозаводы» по заказамсбыту оборудования, сформировать единые бизнеснормативы, равноправные с зарубежными фирмами, и поддержать отечественного производителя финансово и правовыми формами. Вхождение России в ВТО обострит проблему выживаемости отечественного машиностроения – без госрегулирования и введения новых форм управления не обойтись.
Сейчас
активно прорабатываются
Рис. 3. Взаимодействие участников технологической платформы фондообразующего производства
Существует заблуждение, что инновации должны продвигаться в промышленность ВУЗами при поддержке предприятий – именно так выстроены сейчас госбюджетные инвестиции. Если инвестором является госбюджет – есть опасность рождения неконкурентоспособных «инноваций», т.к. госбюджетное финансирование снижает требовательность к наукоемкости продукции. Если заказчиком инновации становится государство, то кто является ее потребителем и оценивает ее конкурентоспособность? Технические вузы имеют лишь новшества какогото уровня (патенты, поисковые НИОКР, лабораторные образцы и т.п.) и не имеют навыков и инструментария их промышленного внедрения. Поэтому в этом вопросе приоритеты во взаимодействии «ВУЗпредприятие» должны быть, безусловно, отданы производственным предприятиям. Только инженерыпрактики, владеющие современным синтезом мехатронных систем и высокими сборочными технологиями, при поддержке квалифицированных менеджеров и ученых, способны созидать knowhow и промышленно реализовывать новшества [2].
Отраслевую инновационную политику нужно сосредоточить на проектной, сборочной и сервисной стадиях жизненного цикла отечественного оборудования, а также на комплексном подходе к перевооружению производств. Никто не снимет с инженерных служб машиностроительных предприятий ответственности за инновационное обновление фондов – инжиниринговые фирмы и разного рода «системные интеграторы» в России не помогут изза слабости правового поля, закрытости и специфики деятельности госпредприятий.
Для
производственной среды России важны
и актуальны инновации
Российские
инновации лучше адаптированы к
нашей промышленной культуре и технологическому
менталитету. Зарубежные компании никогда
не снижают требований к соблюдению
технических условий
При обновлении промышленности следует выделять производственную основу развития экономики и интеллектуальный базис. «Перескочить» на новый этап развития можно средствами производства трансфером технологий, но не знаниями. Даже получив их «извне», они должны быть обязательно воспроизведены и освоены внутренними интеллектуальными ресурсами. Это связано с законами познания – нельзя допускать в стране разрыва логики образовательного процесса и потери системы инженерной подготовки в накоплении общемировых знаний. Потеря кадров и знаний фатальна – мы станем лишь эксплуатирующей страной, неспособной создавать новое. Сейчас при наличии у нас квалифицированных инженеров можно ускорить процесс перехода к новым технологиям создания техники новых поколений собственными силами, используя накопленный потенциал мирового интеллекта и инноваций. Для этого важно актуализировать креативное образование, чтобы продолжить интеллектуальную эстафету поколений в профессиональных знаниях.
Вторая сторона проблемы – неверные принципы смены поколений. Сейчас идет исключение из активной производственной жизни опытных специалистов, являющихся носителями знаний «последней надежды» – их «уход» станет невосполнимой потерей. Молодые реформаторы должны помнить, что менеджмент не играет в машиностроении главную роль – это стало очевидно по результатам последнего 10тилетия. Нужен производственнотехнологической подход к обновлению этой наукоемкой сферы нашей экономики.
В заключение, отмечу, что инновации должны стать нормой профессиональной жизни, поскольку окружающий мир давно уже диктует нам свои инновационные законы, а мы, по российской традиции, ждем когда «гром грянет». Молодое поколение должно стоять в очереди за знаниями и образованием, а не просто за формальной «корочкой», т.к. именно интеллектуальный потенциал страны является тем базисом, который даст толчок обновлению всех сфер жизни нашего общества, немаловажную роль в котором играет прикладная наука и машиностроение.
Определение показателей концентрации товарного рынка
В качестве исследуемого показателя возьмем оборот организаций по видам экономической деятельности за 2010 г в отраслевом разрезе [15]. Для расчета коэффициента концентрации производства и индекса концентрации производства Герфиндаля-Гиршмана выберем 10 наиболее значимых отраслей.
Коэффициент концентрации рынка представляет собой процентное отношение всех продаж товаров (услуг) предприятиями, имеющими самые значительные доли на рынке к общему объему продаж, и рассчитывается по формуле:
m
∑Qk
k
CR=-------------- ,
m n
∑Qk+∑Qj
k
j
где CR – коэффициент концентрации рынка; Qk – объем продаж k-го крупного предприятия; Qj – объем продаж j-го менее крупного предприятия; m – число самых крупных (по доле на рынке) предприятий; n – число менее крупных предприятий.
Индекс
концентрации производства по Герфиндалю–Гиршману
рассчитывается путем возведения в
квадрат процентной доли в производстве
каждой из фирм, изготавливающих взаимозаменяемую
продукцию для данного рынка, и суммирования
полученных результатов. Для отрасли,
где условиям определения концентрации
производства соответствуют n товаропроизводителей,
формула имеет вид
HHI
= (Sl)2 + (S2)2+...+ (Sn)2,
где si – доля продаж i-го товаропроизводителя, выраженная в процентах: i =1,2, ..., n.
По приведенным выше формулам произведены расчеты, данные сведены в Таблицу 1.
Таблица 1 – Расчет
показателей концентрации в отраслевом
разрезе
№ п/п | Всего, млрд. руб. | 81388,6 | CR10 | HHI |
1 | сельское хозяйство,
охота и лесное хозяйство |
1150,30 | 1,41% | 2 |
2 | добыча полезных ископаемых | 6248,70 | 7,68% | 58,95 |
3 | обрабатывающие производства | 18764,40 | 23,06% | 531,55 |
4 | строительство | 3652,10 | 4,49% | 20,14 |
5 | оптовая и розничная
торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
33359,80 | 40,99% | 1680,04 |
6 | гостиницы и рестораны | 434,30 | 0,53% | 0,28 |
7 | транспорт и связь | 6628,20 | 8,14% | 66,32 |
8 | операции с
недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
4406,90 | 5,41% | 29,32 |
9 | здравоохранение
и предо- ставление социальных услуг |
311,50 | 0,38% | 0,15 |
10 | предоставление
прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
486,00 | 0,6% | 0,36 |
ИТОГО: |
92,69% | 2389,10 |