Пути повышения конкурентоспособности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 13:10, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта: разработка направлений роста конкурентоспособности торговой организации.
Для достижения поставленной цели поставлены и решены следующие задачи:
• изучить сущность, понятие, задачи принципов оценки конкурентоспособности торговой организации
• рассмотреть основные подходы к оценке уровня конкурентоспособности торговой организации;
• произвести оценку финансового положения и конкурентоспособности ООО «Элит – Парфюм» на ранке сбыта косметики и парфюмерии;
• разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО «Элит – Парфюм».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ……………………….…..….6
1.1. Понятие конкурентоспособности организации…………………….…….6
1.2. Методы оценки конкурентоспособности…………………………..……14
1.3. Стратегическое планирование как метод повышения
конкурентоспособности…………………………………………..……….….32
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ООО «ЭЛИТ - ПАРФЮМ» (Г. ЧИТА)…...………….……………………...….…41
2.1. Общая характеристика ООО «Элит- Парфюм» (г. Чита)…...………....41
2.2. Анализ внутренней среды ООО «Элит-Парфюм» (г. Чита)…...……....43
2.3. Оценка конкурентоспособности ООО «Элит -Парфюм» (г. Чита)…...65
2.4. Анализ внешней среды ООО «Элит - Парфюм» (г. Чита)…... .……...67
2.5. SWOT – анализ ООО «Элит-Парфюм»…………………………………75
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ЭЛИТ -ПАРФЮМ» (Г. ЧИТА)…......81
3.1. Формирование стратегии повышения конкурентоспособности
ООО «Элит-Парфюм» (г. Чита)…...……………………..……………….….81
3.2. Мероприятия по проведению ассортиментной политики
ООО «Элит- Парфюм» (г. Чита)…...……………………………...…………89
3.3. Расчет эффекта от реализации мероприятий…….………………….….95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....100
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………103
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….…..106

Вложенные файлы: 1 файл

пути повышения кокурентоспособности организации .docx

— 503.12 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Читинский институт (филиал)

 

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

«Байкальский  государственный университет экономики  и права»

Кафедра Экономики и управления

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ОРГАНИЗАЦИИ

(НА ПРИМЕРЕ ООО «ЭЛИТ-ПАРФЮМ»)

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г.Чита, 2011г

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..………3  
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ……………………….…..….6

    1. Понятие конкурентоспособности организации…………………….…….6
    2. Методы оценки конкурентоспособности…………………………..……14
    3. Стратегическое планирование как метод повышения

конкурентоспособности…………………………………………..……….….32

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

ООО «ЭЛИТ - ПАРФЮМ» (Г. ЧИТА)…...………….……………………...….…41

2.1. Общая характеристика ООО «Элит- Парфюм» (г. Чита)…...………....41

2.2. Анализ внутренней среды ООО «Элит-Парфюм» (г. Чита)…...……....43

2.3. Оценка конкурентоспособности ООО «Элит -Парфюм» (г. Чита)…...65

2.4. Анализ  внешней среды ООО «Элит - Парфюм» (г. Чита)…... .……...67

2.5. SWOT – анализ ООО «Элит-Парфюм»…………………………………75

ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ООО «ЭЛИТ -ПАРФЮМ» (Г. ЧИТА)…......81

3.1. Формирование стратегии повышения конкурентоспособности

ООО «Элит-Парфюм» (г. Чита)…...……………………..……………….….81

3.2. Мероприятия по проведению ассортиментной политики

ООО «Элит- Парфюм» (г. Чита)…...……………………………...…………89

3.3. Расчет эффекта от  реализации мероприятий…….………………….….95

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....100

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………103

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….…..106

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

До 90-х гг. прошлого века в  нашей стране не было практической необходимости в исследовании проблем конкуренции и конкурентоспособности. Предполагалось, что в социалистическом обществе, основанном на общественной собственности на средства производства и планомерной организации производства, конкуренции нет. Отношения товарищеского сотрудничества и братской взаимопомощи порождают социалистическое соревнование, являющееся прямой противоположностью конкуренции. Таким образом, отсутствие частной собственности на средства производства и сбыта товарных ресурсов, а так же директивное планирование являлось причиной отсутствия конкуренции. Сама категория конкуренции рассматривалась в качестве характерной черты капитализма. Так, в Большой Советской Энциклопедии конкуренция определялась как «антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров». Основой конкурентоспособности выступала сравнительная прибыльность экспорта поставщиков. 

Переход России от планово-директивной  экономики к рыночной привел к  появлению конкуренции практически  во всех сферах деятельности хозяйствующих субъектов и привлек внимание к изучению самой проблемы конкурентоспособности.

Понятие «конкурентоспособность организации» является рыночным, многофакторным и междисциплинарным. Оно исходит из конкуренции и проявляется в конкурентных преимуществах организации.

Конкуренция - экономическое  соперничество обособленных торговых сетей за долю рынка. Конкуренция является главным элементом рыночного механизма регулирования спроса и предложения товаров, выступает как форма социально-экономических отношений и взаимодействия рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства, приложения труда и капитала, купли и продажи товаров. Исходными средствами конкуренции являются цена и качество товара, соотношение цены и качества, сервис, престижность, торговая марка организации.

Основными направлениями  применения результатов оценки потенциала на предприятии является выработка  стратегии поведения его на рынке. По результатам анализа менеджеры могут сделать выводы о положении предприятия относительно конкурентов. Анализ выявляет сильные и слабые стороны в работе организации, а также качественно характеризует имеющиеся у нее ресурсы. На основе результатов полученных в ходе оценки потенциала может быть разработана программа реформирования организации и составлены краткосрочные и долгосрочные прогнозы развития.

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что изучение конкурентоспособности торговой организации обеспечивает эффективное функционирование на рынке.

Цель дипломного проекта:  разработка направлений роста конкурентоспособности торговой организации. 

Для достижения поставленной цели поставлены и решены следующие задачи:

  • изучить сущность, понятие, задачи принципов оценки конкурентоспособности торговой организации
  •   рассмотреть основные подходы к оценке уровня конкурентоспособности торговой организации;
  • произвести оценку финансового положения и конкурентоспособности ООО «Элит – Парфюм» на ранке сбыта косметики и парфюмерии;
  • разработать рекомендации по повышению  конкурентоспособности     ООО «Элит – Парфюм».

Объектом наблюдения является ООО «Элит – Парфюм».

В работе широко использованы следующие  методы, применяемые в практике анализа: сравнение, горизонтальный, вертикальный и трендовый и факторный анализ.

Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка и приложений.

Во введении обоснованы актуальность, цели и задачи работы. В первом разделе  рассмотрены   теоретические аспекты определения конкурентоспособности. Во втором разделе проводится оценка конкурентоспособности      ООО «Элит – Парфюм», в третьем разделе разработаны основные направления маркетинговой политики ООО «Элит – Парфюм». В заключении сделаны общие выводы. Список использованных источников состоит из 35 наименований, в том числе методической литературы и статей периодической печати и Internet. В проекте так же используются данные финансовой отчетности       ООО «Элит – Парфюм» за период 2009 – 2010 гг.

Значимость  дипломного проекта состоит в том, что разработанные предложения могут применяться в практической деятельности организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ОЦЕНКИ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

 

 

    1. Понятие конкурентоспособности организации

 

 

Одна из важнейших предпосылок  экономического возрождения России – стабилизация и рост производства во всех отраслях, на каждом отдельно взятом предприятии. Однако, в отличие от планово-административной в условиях рыночной экономики нужен рост не любого производства и любой ценой, а только конкурентоспособного. Сегодня в России проблема конкурентоспособности и участие в ее решении государства стоит очень остро.

Основу рыночной экономики  составляет понятие конкуренции, как  главной движущей силы эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках. Важнейшим фактором в рыночной экономике является дух соперничества, который в значительной степени определяет формы хозяйственной деятельности людей и наиболее ярко проявляется в такой экономической категории, как конкуренция. Конкуренция возникает в том случае, если на одном и том же рынке продается много близких по своим потребительским свойствам товаров. Суть конкурентной борьбы состоит в улучшении или сохранении позиции предприятия на рынке, что достигается благодаря отличию поставляемых предприятием товаров от товаров-конкурентов как по степени соответствия конкретной потребности клиентов, так и по затратам на ее удовлетворение.

Рыночный механизм предложения  и спроса доводит пожелания потребителей до предприятий-изготовителей продукции, а через них до поставщиков ресурсов. Именно конкуренция заставляет предприятие-изготовителя и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять пожелания потребителей. При этом конкуренция вызывает расширение производства и снижение цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства. Однако этим не ограничивается положительное воздействие конкуренции на экономику предприятия и ее результативность. Конкуренция заставляет предприятия наиболее полно воспринимать научно-технические достижения, применять эффективные технику и технологию, современные методы организации производства и повышать качество выпускаемой продукции. Поэтому на современном этапе для успеха в конкурентной борьбе большое значение приобретают теоретические аспекты понятия конкуренции и раскрытие ее экономической сущности как основы рыночной экономики и движущей силы развития хозяйствующих субъектов. Конкуренция и конкурентная борьба в настоящее время являются главным содержанием функционирования экономической системы, базирующейся на рыночных механизмах, ключевыми категориями в общей схеме категорий рыночного хозяйства [21, с.6].

 Этимологически слово  «конкуренция» восходит к латинскому  «concurrentia», означающему «столкновение», «состязание». Именно поведенческая трактовка этой категории изначально установилась в экономической литературе. Адам Смит, в частности, связывал конкуренцию с честным, без сговора соперничеством, ведущимся между субъектами рынка за наиболее выгодные условия продажи и покупки товаров. Основным методом конкурентной борьбы ему виделось изменение цен. При этом он замечал, что рыночная экономика, не управляемая коллективной волей, не подчиненная единому замыслу, тем не менее, следует строгим правилам поведения на рынке. В соответствии с этими правилами свободная конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения. Таким образом, конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования. Вместе с тем, конкуренция – механизм регулирования пропорций общественного производства, поскольку благодаря конкуренции происходит перераспределение капиталов между отраслями. Конкуренция – та самая «невидимая рука», которая координирует деятельность участников рынка [33].

Заинтересованность предприятий  в результатах своей деятельности усиливает необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, что требует совершенствования работы всех служб и подразделений хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность выступает важнейшим фактором обеспечения безопасности объекта, т.е. его выживания в «суровых условиях действительности» и его последующего эффективного развития.

Для того, чтобы более  полно осветить сущность конкурентоспособности  предприятия, необходимо дать как можно  полное представление о конкурентоспособности.

Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке [18, с.12].

Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране.

Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции [10, с.11].

Конкуренция – необходимое явление  при условии, что предложение  превышает спрос и, как правило, возникает между товарами, а не производителями.

Различают следующие виды конкуренции: 

  • функциональная – может возникать из-за того, что одну и ту же потребность можно удовлетворить по-разному.
  • видовая– реализация аналогичных товаров разными предприятиями или одним предприятием, но разного оформления. Важно иметь образ предприятия.
  • предметная– как правило, между аналогичными товарами разных предприятий.
  • ценовая – наиболее простой вид. Снижая цену, можно осуществить захват рынка.

 Конкурентоспособность предприятия  зависит от ряда таких факторов, как:

  • конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;
  • вид реализуемого товара;
  • емкость рынка (количество ежегодных продаж);
  • легкость доступа на рынок;
  • однородность рынка;
  • конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;
  • конкурентоспособность отрасли;
  • возможность технических новшеств в отрасли;
  • конкурентоспособность региона и страны [32].

К общим принципам, которые дают конкурентные преимущества производителям, относятся:

  • нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела;
  • близость предприятия к клиенту;
  • создание автономии и творческой атмосферы на предприятии;
  • рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать;
  • демонстрация важности общих для предприятия ценностей;
  • умение твёрдо стоять на своем;
  • простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала;
  • умение быть одновременно мягким и жестким. Держать под жестким контролем наиболее важные проблемы и передавать подчинённым менее важные.

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности организации