Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 12:03, курсовая работа
Дос¬тигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, то есть от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм. В условиях современной переходной экономики конкурентоспособность начала рассматриваться как философия работы в условиях рынка, предполагающая:
- понимание нужд потребителя и тенденций их развития;
- знание поведения и возможностей конкурентов;
- знание состояния и тенденций развития рынка и окружающей среды;
- умение создать такой товар и так довести его до потребителя, чтобы потребитель предпочел его товару конкурента.
ВВЕДЕНИЕ
Перемены, начавшиеся в республике в 90-е годы, выдвинули на первый план ряд новых экономических форм и понятий, определяющих условия хозяйствования, (от уровня предприятий до народного хозяйства в целом) взамен ранее применявшимся формам административного воздействия. Среди них особое место занимают конкуренция как способ достижения цели эффективного развития и конкурентоспособность, как индикатор и рычаг управления эффективностью.
Величие страны определяется не только размером ее территории, богатством природных ресурсов, мощью армии, но и конкурентоспособностью производимых товаров и услуг. Эти категории являются фундаментом качества жизни — меры достоинства нации.
С точки зрения микроэкономического подхода, победа в конкурентной борьбе является конечной целью всякой фирмы. Причем, победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, то есть от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм. В условиях современной переходной экономики конкурентоспособность начала рассматриваться как философия работы в условиях рынка, предполагающая:
- понимание нужд потребителя и тенденций их развития;
- знание поведения и возможностей конкурентов;
- знание состояния и тенденций развития рынка и окружающей среды;
- умение создать такой
товар и так довести его
до потребителя, чтобы
Актуальность данной темы
обусловлена тем, что развитие рыночных
отношений значительно повлияло
на темпы и характер научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и
В данной курсовой работе рассматриваются следующие основные вопросы: факторы, влияющие на конкурентоспособность; влияние инноваций на конкурентоспособность продукции; пути повышения конкурентоспособности на основе инноваций. Раскрытие этих вопросов, по моему мнению, позволит сделать вывод о значимости инноваций для повышения конкурентоспособности предприятий.
Развитие рыночных
отношений неразрывно связано с
борьбой товаропроизводителей за более
выгодные условия производства и
сбыта товаров с целью
Понятие конкуренции лежит в основе такой экономической категории, как конкурентоспособность. Конкурентоспособность объекта (товара или услуги) формируется в процессе деятельности конкретного экономического субъекта хозяйствования, осуществляемой посредством выполнения управленческих, организационных, производственных и сбытовых функций. Способность самого экономического субъекта хозяйствования конкурировать, побеждать в конкурентной борьбе, проявляющаяся в его конкурентном отличии, дающем субъекту наилучшие возможности в сохранении существующих и привлечении новых покупателей и завоевании новых рынков сбыта, характеризует «конкурентоспособность субъекта (фирмы)» [7, с.5].
Конкурентоспособность
товара определяет во многом конкурентоспособность
и самого предприятия, его финансово-экономическое
состояние и репутацию. Но это
возможно только в том случае, если
в структуре реализованной
Существует множество
определений
В работе Гарбацевича конкурентоспособность продукции определяется ее конкурентным преимуществом на внутреннем и внешнем рынках, что достигается на основе сочетания эффективного использования всех ресурсов с обеспечением относительно низких цен и высокого качества товара, который имеет спрос, удовлетворяет конкретные потребности покупателя и обеспечивает стабильность получаемой прибыли и повышение эффективности товаропроизводителя. Однако в данном определении неучтено то, что конкурентные преимущества могут предполагать и более высокие цены продукции, которые оправдываются предоставлением больших выгод.
В настоящее время
существует большое количество классификаций
факторов конкурентоспособности
· внутренние факторы: определяются требованиями потребителей: цена, качество, сроки строительства, гарантийное и сервисное обслуживание. [2,с.20]
· показатели качества товара - показатели, определяемые действующими стандартами, нормами, рекомендациями; сюда же относятся гарантии безопасности, сохранность продукции;
· экономические показатели - показатели, формирующие себестоимость и цену товара. [5, с.39-46]
3) Внешние факторы:
1. Уровень конкурентоспособности
страны (с увеличением этого
2. Уровень конкурентоспособности
отрасли (с увеличением этого
показателя улучшаются все
3. Уровень конкурентоспособности
региона (с увеличением этого
показателя улучшаются все
4. Уровень конкурентоспособности
организации, выпускаемой
5. Сила конкуренции
на выходе системы, среди ее
конкурентов (старых и новых) (увеличение
силы (интенсивности) конкуренции
повышает
6. Сила конкуренции
на входе системы, среди
7. Сила конкуренции
среди товаров-заменителей (
8. Появление новых
потребностей (снижает
9. Уровень организации производства, труда и управления у посредников и потребителей товаров, выпускаемых системой (повышение уровня организации повышает конкурентоспособность товара);
и управления у посредников и потребителей товаров, выпускаемых системой (повышение уровня организации повышает конкурентоспособность товара);
10. Активность контактных
аудиторий (общественных
Внутренние факторы:
1. Патентоспособность
(новизна) конструкции (
2. Рациональность
организационных и
3. Конкурентоспособность
персонала системы (повышение
конкурентоспособности
4. Прогрессивность
информационных технологий (с увеличением
удельного веса прогрессивных
технологий повышается
5. Прогрессивность
технологических процессов и
оборудования (с увеличением удельного
веса прогрессивных технологий
повышается
6. Научный уровень
системы управления (менеджмента) (с
увеличением количества
7. Обоснованность
миссии системы (миссия
Необходимо отметить,
что во всех приведенных классификациях
факторов конкурентоспособности
Всякий товар
обладает комплексом свойств, определяющих
степень его пригодности к
использованию в конкретных условиях.
Чтобы объективно оценить конкурентоспособность
товара, производитель должен при
анализе использовать те же критерии,
которыми оперирует потребитель. Только
в этом случае можно ожидать, что
оценка, данная своему товару предприятием,
совпадает с мнением
Среди критериев, характеризующих
конкурентоспособность
В принципе, такое разделение критериев можно использовать в оценке конкурентоспособности любой продукции независимо от отрасли.
Число критериев
конкурентоспособности зависит
от вида и сложности продукции
в техническом и
Например, экономические критерии промышленной продукции представлены ценой потребления, которая складывается из расходов потребителя на покупку (товара) и расходов, связанных с потреблением, причем цена потребления обычно существенно выше продажной цены.
Поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальна цена потребления за весь срок его службы у покупателя.
Качественные показатели
конкурентоспособности
Виды показателей качества товара:
1. Показатели назначения товара, характеризуют его отдачу, использование на конкретные цели.
2. Показатели надежности товара, отражают сохраняемость свойств и долговечность товара.
3. Показатели экологичности и безопасности применения товара оценивают уровень вредного воздействия объекта на окружающую среду.
4. Показатели
5. Показатели эргономичности
товара используются при
6. Показатели технологичности
товара характеризуют уровень
соответствия требованиям
7. Показатели эстетичности
товара оценивают влияние на
чувственное восприятие
8. Показатели стандартизации и унификации используются для оценки уровня конструктивной унификации, как самого товара, так и его отдельных элементов.
9. Патентно-правовые
показатели товара
Инновационная деятельность – это деятельность, направленная на получение новых знаний и продуктов, результатом которой является коммерческая реализация новых технических средств, технологий, новой продукции, материалов, новых методов организации и управления производством и др., дающая экономический (доход, прибыль), социальный, экологический либо иной эффект [3, c. 210].
В настоящее время
эффективность инновационной
Новшество – оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности с целью повышения её эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, организационную, производственную или другую структуру и т.п.
Инновации – это новшества, доведённые до стадии коммерческого использования и предложения на рынке с целью получения определённого положительного эффекта.
Формирование и реализация инновационной политики основываются на создании такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал страны. Благодаря использованию новых информационных технологий этими потенциалами могут воспользоваться как малые, так и крупные организации всех форм собственности. Инновационная политика – мощный рычаг, с помощью которого можно регулировать циклические спады в экономике, обеспечить её структурную перестройку и заполнить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.
Инновационная деятельность
предприятия является важнейшим
инструментом, обеспечивающим конкурентоспособность
выпускаемых товаров и
Каждое предприятие стремится обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции, т.е. такой, которой отдаст предпочтение потребитель на конкурентном рынке в данное время исходя как из ценовых, так и неценовых факторов.
Предпочтение по ценовым
факторам обеспечиваются инновационной
деятельностью, которая направлена
на использование новых
Внедрение инноваций все
больше рассматривается компаниями
как единственный способ повышения
конкурентоспособности
Повышение конкурентоспособности
продукции вследствие проведения мероприятий
инновационной политики можно охарактеризовать
с помощью следующих
1. Уровень технологического
развития (отношение объёма продукции,
произведенной по отдельным
2. Уровень экспортной
ориентации (отношение объёма продукции,
реализованной на отдельных
3. Уровень сертификации (отношение
объёма продукции,
4. Уровень обновления (отношение
объёма новой продукции,
Инновационная политика предприятия
направлена, прежде всего, на повышение
конкурентоспособности
Конкурентоспособность товара – это степень реального или потенциального (в случае стратегического планирования или прогнозирования) удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными товарами, представленными на данном рынке [3, c. 245].
Конкурентоспособность товара определяет его способность выдерживать конкуренцию с аналогичными товарами-конкурентами, что выражает его конкурентные преимущества на данном рынке. Конкурентные преимущества товара достигаются за счёт производства прежде всего нового, востребованного рынком товара или на основе сочетания эффективного использования всех ресурсов предприятия и снижения издержек производства с обеспечением относительно низких цен и высокого качества товара, который имеет спрос на рынке, выгодно отличается от аналогичных товаров-конкурентов по уровню обслуживания, удовлетворяет конкретные потребности покупателя и обеспечивает товаропроизводителю стабильность в получении прибыли и на этой основе – расширенное воспроизводство.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Брылев А. Конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции. // АПК: экономика и управление. - 1998. - №10. - с.58-65.
2. Гарбацевич С.Л. Организационно-экономический механизм обеспечения конкурентоспособности предприятий Республики Беларусь: Автореферат диссертации / С.Л. Гарбацевич. Мн. Акад. Упр. При Президенте., 2002. - 20 с.
3. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. - М.: Высшая школа, 1995. - 64 с.
4. Золотогоров В.Г. Экономика: Энциклопедический словарь. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2003. - 720 с.
5. Трубилин А. Конкурентоспособность - главный фактор эффективного производства. // АПК: экономика, управление. - 2002. - №12. - с.39-46.
6. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. Серия "Высшее образование" - М.: ИНФРА-М, 2000. - 312 с.
7. Царькова С.В. Методологические аспекты исследования конкурентоспособности переходной экономики России: Автореф. дис. - М., 1999. - 23 с.
8. Юдин В.Е. Роль качества в экономической политике и обеспечении конкурентоспособности отечественной продукции. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2000. - №5. - с.13-16.
Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности предприятия на основе инноваций