Пути создания и перспективы развития кредитной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 16:05, курсовая работа

Краткое описание

Денежно-кредитная политика является, как известно, одним из важнейших факторов косвенного воздействия государства на экономику. Данная политика имеет национальный и региональные аспекты. До 70-х годов предыдущего столетия в теориях регионального экономического развития основное внимание уделялось наличию реальных ресурсов: природных, рабочей силы, производственных мощностей. В то же время значимость финансовых ресурсов недооценивалась.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И РАЗВИТИЕ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РФ 5
1.1 Кредит: понятие, источники, функции 5
1.2 Принципы организации кредитной системы 7
2. СОВРЕМЕННАЯ КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА РФ 9
2.1 Структура кредитной системы 9
2.2 Специализированные финансово- кредитные учреждения 13
3.1.Пути создания 22
3.2 Перспективы развития кредитной системы 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_1.docx

— 73.86 Кб (Скачать файл)

В 1988 г. начался второй этап банковской реформы, который ознаменовался  созданием коммерческих банков на паевой и акционерной основах. На этом этапе  необходимо было решить две основные задачи:

создать новый механизм денежно-кредитного регулирования, который позволял бы правительству воздействовать на основные макроэкономические пропорции в  условиях отказа от централизованного  планирования;

сформировать институциональную  структуру финансового рынка  и обеспечить условия для свободного перелива капитала, мотивируемого рыночными  критериями.

К августу 1990 г. в стране действовало 202 коммерческих банка. Для этого  периода характерен крайне либеральный  подход к созданию новых банков. В 1990 - 1991 гг. процедура открытия банка  в России практически ничем не отличалась от процедуры открытия кооператива.

Создание негосударственных коммерческих банков означало преодоление монополии  в банковской сфере, отказ от отраслевой специализации банков, развитие коммерческих начал в банковской деятельности. Таким образом, были заложены основы двухуровневой банковской системы  с присущей ей возможностью саморегулирования. Коммерческие банки сыграли позитивную роль в становлении и развитии экономической рыночной системы  в стране, создании инновационной  среды, ломающей традиционные структуры  и открывающей путь к дальнейшим преобразованиям7.

Радикальные изменения, которые произошли  в банковской системе, были закреплены в разработанном на этом этапе  специальном банковском законодательстве. Принятые Верховным Советом РСФСР  законы РСФСР 2 декабря 1990 г. № 394-1 "О  Центральном банке РСФСР (Банке  России)" и № 395-1 "О банках и  банковской деятельности в РСФСР" стали законодательной основой  новой банковской системы, базирующейся на рыночных принципах. В тот момент они оценивались как наиболее прогрессивные в блоке принятых экономических законов, что ознаменовало утверждение либеральных рыночных отношений в денежно-кредитной  сфере. В настоящее время действуют  новые редакции этих законов - "О  Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 12 апреля 1995 г. (в  ред. от 10.01.03) [СЗ РФ. 2002. № 28. Ст.2790; 2003. № 2. Ст.157.] и "О банках и банковской деятельности" от 3 февраля 1996. Вступление их в действие стало итогом реформирования банковской системы страны в связи  с переходом к экономической  системе, основанной на рыночных принципах.

 

3.2 Перспективы  развития кредитной системы

В 2006 г. Банк России продолжит  проведение денежно-кредитной политики в рамках режима управляемого плавающего курса рубля. Курсовая политика будет  по-прежнему направлена на сглаживание  резких колебаний обменного курса, связанных с краткосрочными изменениями  рыночной конъюнктуры и не обусловленных  действием фундаментальных экономических  факторов.

В преддверии окончательной  либерализации трансграничных операций с капиталом в 2007 г. Банк России своей  перспективной задачей видит  создание условий для перехода к  более гибкому формированию курса  национальной валюты на внутреннем валютном рынке и, соответственно, минимизации  воздействия Банка России на соотношение  спроса и предложения иностранной  валюты. В среднесрочной перспективе  это позволит обеспечивать выполнение количественных ориентиров денежно-кредитной политики в области поддержания ценовой стабильности путем воздействия на стоимость денег в экономике преимущественно с помощью инструментов процентной политики органов денежно-кредитного регулирования.

В 2006 г. Банк России намерен  продолжить работу по совершенствованию  системы инструментов денежно-кредитной  политики, чтобы оперативно и адекватно  реагировать на изменение ситуации в денежно-кредитной сфере при  различных сценариях социально-экономического развития с учетом необходимости  предотвращения возможных угроз  для финансовой стабильности, обусловленных  действием как внешних, так и  внутренних факторов.

Несмотря на то, что в  следующем году прогнозные показатели платежного баланса по всем сценариям  социально-экономического развития характеризуются  заметным приростом международных  резервов РФ и сохраняется устойчивость состояния бюджетной сферы, конкретный набор инструментов денежно-кредитной  политики, которые будут востребованы в этот период, в существенной мере будет зависеть от факторов, имеющих  высокую степень неопределенности: состояния международных рынков товаров и капиталов, курсов основных мировых валют, экономических ожиданий участников внутреннего финансового  рынка, направления и масштабов  капитальных потоков в платежном  балансе страны, динамики внутреннего  и внешнего спроса.

Вместе с тем действия Банка России, направленные на формирование условий для развития межбанковского рынка и постепенного перехода к  более гибкому курсообразованию и системе управления, опирающейся  преимущественно на процентные ставки, предопределяют совершенствование  и развитие инструментов денежно-кредитной  политики с учетом приоритета рыночных инструментов в сочетании с использованием инструментов постоянного действия.

В 2006 г. Банк России продолжит  использование операций с собственными облигациями в качестве инструмента  стерилизации избыточного денежного  предложения. В результате принятия федерального закона, упрощающего процедуру  эмиссии облигаций Банка России, Возможности по использованию данного  инструмента стерилизации денежного  предложения существенно возрастают. В частности, в этом направлении  Банк планирует следующие мероприятия:

Размещение собственных  облигаций будет проводиться  на стандартный срок (6 месяцев) и  в соответствии с унифицированным  графиком (15-е число последнего месяца каждого квартала) с последующим  регулярным доразмещением;

На аукционах новые  выпуски ОБР будут размещаться  как на основе продажи за денежные средства, так и путем обмена уже  обращающихся выпусков ОБР. Данная схема предполагает поддержку постоянного срока обращения выпусков и аккумуляцию ликвидности в ограниченном числе выпусков облигаций Банка России;

В период обращения выпуска  ОБР со сроком до погашения от 3 до 6 месяцев Банк будет выставлять двусторонние котировки купли-продажи  облигаций, тем самым осуществляя  функции маркетмейкера. В результате участникам рынка будет предоставлена  возможность покупки выпуска  из не размещенного ранее остатка, а  также в случае необходимости  продажи выпуска Банку России.

Такая политика обеспечит  минимальный стартовый уровень  ликвидности выпусков, а также  будет способствовать дальнейшей активизации  операций кредитных организаций  с ОБР.

Банк России в следующем  году также будет использовать депозитные операции в качестве инструмента  связывания свободных денежных средств  кредитных организаций на краткосрочном  сегменте рынка.

В 2006 г. Банк России будет  применять рыночные инструменты  и инструменты постоянного действия для предоставления денежных средств  кредитным организациям. В качестве основных инструментов предоставления ликвидности кредитным организациям будут выступать операции Банка  России на открытом рынке. Банк России также продолжит использование  инструментов постоянного действия (сделок «валютный своп», ломбардных кредитов по фиксированным процентным ставкам). Внутридневные кредиты  и кредиты «овернайт» Банка России, предоставляемые кредитным организациям, будут использоваться для обеспечения  бесперебойного осуществления расчетов.

В 2006 г. действия Банка будут  направлены на дальнейшую унификацию, совершенствование и повышение  доступности механизмов предоставления и изъятия ликвидности. Эффективности  воздействия указанных инструментов денежно-кредитной политики на ситуацию в банковском секторе России во многом будет способствовать дальнейшее развитие платежной системы и финансового  рынка.

Деятельность Банка по совершенствованию платежной системы  в 2006 г. будет направлена на обеспечение  финансовой стабильности и реализацию денежно-кредитной политики.

Банк России будет продолжать работу по развитию методологической базы в области платежных систем, проведению мероприятий по расширению безналичных платежей, внедрению  современных технологий и методов  передачи информации, обеспечению эффективного, надежного и безопасного обслуживания всех участников расчетов. Указанная  работа будет проводиться с учетом международных стандартов и практики зарубежных центральных банков.

Ключевым моментом в развитии платежной системы Банка России будет осуществление мероприятий  по построению системы валовых расчетов в режиме реального времени по крупным, срочным платежам как важного  фактора для эффективного и стабильного  финансового и экономического развития страны.

Особое внимание будет  уделено мерам по совершенствованию  регулирования действующих в  стране частных платежных систем, которые обеспечивают внутрибанковские расчеты, расчеты на основе межбанковских  корреспондентских отношений, а  также клиринговые (неттинговые) расчеты, осуществляемые небанковскими кредитными организациями.

Будут также поддерживаться инициативы кредитных организаций  по созданию клиринговых систем, которые  смогут предоставлять платежные  услуги с использованием платежных  карт и тем самым способствовать их распределению в РФ.

Будет продолжена работа по совершенствованию тарифной политики в сфере предоставления платежной  системой услуг пользователям.

Развитие экономики страны, рост запросов в финансовых и нефинансовых секторах экономики требуют наличия  надежных, безопасных и эффективных  механизмов проведения расчетов в сфере  розничных платежей, внедрения современных  платежных услуг.

Банк России намерен продолжить осуществление мониторинга состояния  розничных платежей в экономике, в том числе проводимых посредством  расчетов наличными деньгами.

В соответствии с современными международными подходами Банк намерен  совершенствовать надзор за платежными системами с учетом законодательства Российской Федерации и банковской практики. Это позволит конкретизировать состав и порядок сбора информации и формы аналитической работы.

Учитывая существующие международные  тенденции, Банк России будет осуществлять совершенствование технической  инфраструктуры платежной системы. Будет продолжено создание централизованной вычислительной инфраструктуры для  обработки платежных сообщений  территориальных учреждений, что  позволит в дальнейшем использовать единые высокопроизводительные и надежные аппаратно - программные платформы, сократить количество используемых учетно-операционных комплексов.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Денежно-кредитная политика наряду с бюджетной, структурной  и налоговой политикой является в руках государства важнейшим  инструментом регулирования экономики  в целях обеспечения стабильного  роста. Государство, используя те или  иные монетарные инструменты, оказывает  воздействие на объем и структуру  денежной массы, темпы инфляции, нивелирует последствия неблагоприятной экономической  конъюнктуры.

Банковская система по отношению к денежно-кредитной  политике играет двойственную роль: с  одной стороны, банковская система  является передающим звеном монетарной стратегии, с другой стороны, ликвидность  и финансовая устойчивость кредитных  организаций нередко выступают  в качестве одной из целей или  объектов такой политики.

В современном понимании  денежно-кредитная политика имеет  своим основанием как минимум  три элемента: эластичную денежную массу, состоящую не только из наличных денег, но и из банковских депозитов; развитые кредитные учреждения, осуществляющие безналичные расчеты, операции с  валютой, векселями, государственными и корпоративными ценными бумагами; единый эмиссионный и регулирующий орган, именуемый центральным, национальным или государственным банком. Традиционно  для регулирования применяются  такие монетарные инструменты, как  учетная политика центрального банка, операции на открытом рынке с ценными  бумагами и валютой.

Учетная политика, или политика рефинансирования коммерческих банков, всегда играла значительную роль в  монетарной политике государства. Изменяя  ее, центральные банки развитых стран  регулируют банковскую ликвидность, и  в конечном счете оказывают воздействие  на экономическую ситуацию в стране.

Банковский сектор России сегодня подходит к тому рубежу, после которого он либо приобретет новый импульс и новое качество своего развития, либо как финансовый посредник экономики постепенно будет оттесняться на вторые роли.

Данный тезис подтверждается двумя основными тенденциями. С  одной стороны, в последнее время  наблюдается снижение темпов развития банковского сектора: замедление темпов роста всех видов кредитования, отстаивание  прироста банковского капитала от темпов роста активов, относительно невысокие  темпы прироста вкладов населения, которые в 2005 г. остаются практически  на уровне прошлого, неблагоприятного для данного рынка, года. С другой стороны, все активнее развиваются  небанковские финансовые посредники, трансграничное кредитование, рынок  корпоративных облигаций и т. п.

Темпы роста кредитов физическим лицам по итогам 2005 г. составляет 70% против 110% в 2003 и 2004 гг., темпы роста  кредитов корпоративным клиентам – 27% против 40% в 2003 – 2004 гг. Темпы прироста активов банковской системы в 2004 – 2005гг. на 5 – 10 процентных пунктов  опережали темпы прироста капитала банковской системы. Среднегодовые  темпы роста вкладов населения  снизились с 50% в 2001 – 2003 гг. до 30 – 35% в 2004 – 2005 годах.

Отдельного рассмотрения при разработке долгосрочных программ развития банковского сектора требуют  программы развития ипотечного кредитования и кредитования малого и среднего бизнеса. Сегодня достаточно трудно делать прогнозы в отношении ожидаемых  темпов роста данных сегментов рынка, так как не все здесь зависит  от банков

Информация о работе Пути создания и перспективы развития кредитной системы РФ