Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 22:08, курсовая работа
Целью выполнения данной курсовой работы является закрепление и углубление теоретических знаний по дисциплине «Экономика организации» и выработка практических навыков выполнения расчетов и анализа экономических показателей.
Задача курсовой работы состоит в том, что бы на практике использовать экономический потенциал хозяйствующих субъектов экономики различных форм собственности, рационально организовать производственный процесс, производственную мощность, сформировать расходы и себестоимости продукции, найти пути повышения эффективности производства и взаимодействия с финансово-кредитной и страховой системой.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………...4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСЧЕТА И АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ5
Понятие и виды производственно-сбытовых издержек……………………………………..5
Себестоимость продукции: понятие, состав, структура и виды……………………………7
Расчет себестоимости по статьям калькуляции……………………………………………10
Методы отнесения косвенных затрат на единицу продукции…………………………… 14
РАСЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ ЕДИНИЦЫ ПРОДУКЦИИ…………………………….…..16
Расчет прямых (переменных) затрат на единицу продукции ………………………….......16
Расчет косвенных затрат на единицу продукции ……………………………………….…18
Расчет полной себестоимости единицы продукции…………………………………….…20
Определение прибыли, рентабельности в процентах к затратам и выручки от реализации (цену изделия)………………………………………………………………………..…….….25
Определение точки безубыточности………………………………………………….…….27
Расчет объема выпуска необходимого для получения запланированной прибыли…....27
Графики безубыточности………………………………………………………………....…29
АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ………………………….………………... 32
Анализ структуры себестоимости и расчет объема продаж………………………..…..….32
Анализ рентабельности видов продукции и разработка предложений по изменению состава и структуры выпускаемой и реализуемой продукции………………………….....32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………...… 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСЧЕТА И АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Целью выполнения данной курсовой работы является закрепление и углубление теоретических знаний по дисциплине «Экономика организации» и выработка практических навыков выполнения расчетов и анализа экономических показателей.
Задача курсовой работы состоит в том, что бы на практике использовать экономический потенциал хозяйствующих субъектов экономики различных форм собственности, рационально организовать производственный процесс, производственную мощность, сформировать расходы и себестоимости продукции, найти пути повышения эффективности производства и взаимодействия с финансово-кредитной и страховой системой.
Актуальность данной работы заключается в том, что в условиях перехода страны к рыночным отношениям снижение себестоимости продукции является важным фактором развития экономики предприятия, так как она отражает эффективность использования ресурсов, результаты внедрения новой техники и прогрессивной технологии, совершенствование организации труда, производства, управления. Анализ показателей себестоимости имеет важное значение, т.к. они влияют на рентабельность и прибыль предприятия.
Себестоимость - это основной ценообразующий и прибылеобразующий фактор, поэтому анализ себестоимости позволяет, с одной стороны, дать обобщающую оценку эффективности использования ресурсов, с другой - определить резервы увеличения прибыли и снижения цены единицы продукции.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСЧЕТА И АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
Прежде всего следует отметить ,что прибыль предприятия зависит от двух показателей: цены продукции и затрат на её производство. Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически. Затраты на производство продукции - издержки производства могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых или материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, благодаря которым он сможет получать большую прибыль, иметь более выгодное положение над другими производителями.
Производственно-сбытовые издержки представляют собой совокупность расходов организации (предприятия), выраженных в денежной форме, на производство и реализацию продукции (работ, услуг). К издержкам производства относят издержки на изготовление продукции. К издержкам обращения (реализации) – расходы организации (предприятия) на проведение маркетинговых исследований, продвижение продукции на рынок, рекламу продукции, затраты на сопровождение, гарантийный надзор и устранение недостатков, выявленных в процессе эксплуатации, а также расходы на подготовку и освоение производства, подготовку кадров и другие расходы, связанные с извлечением прибыли.
Производственно-сбытовые издержки в зависимости от целей и задач экономического анализа могут быть классифицированы по ряду признаков (таблица 1.1.)
Таблица 1.1. Классификация производственно-сбытовых издержек
Признак классификации |
Вид затрат (издержек) |
По объекту отнесения (месту возникновения) |
На изделие (группу изделий) На процесс
На структурное подразделение |
По способу отнесения затрат на единицу
определенного вида продукции определенного вида продукции |
у Прямые Косвенные
Косвенные |
Окончание табл.1.1
Признак классификации |
Вид затрат (издержек) |
По характеру зависимости от объема производства
производства |
Постоянные Переменные
Переменные |
По роли в производственном процессе |
Производственные Внепроизводственные
Внепроизводственные |
По периодичности возникновения |
Текущие Единовременные
Единовременные |
Деление издержек по объекту отнесения связано с целями экономического анализа. Ими могут выступать структурный анализ затрат по различным стадиям производственного процесса, анализ затрат, связанных с деятельностью структурного подразделения организации (предприятия), анализ затрат, связанных с видом деятельности (бизнесом), регионом сбыта и т.п. Объектом отнесения в этих случаях выступают процесс либо структурное подразделение.
В зависимости от избранного объекта отнесения все издержки могут быть разделены на прямые и косвенные. К прямым относятся затраты, величина которых может быть непосредственно рассчитана на объект отнесения на основе первичных документов (конструкторской и технологической документаций, накладных, счетов-фактур и т. п.), в которых делается ссылка на объект.. Косвенные издержки не могут быть прямо отнесены на объект в момент их возникновения в силу тех или иных причин. В качестве таких причин могут выступать:
К косвенным издержкам относятся: общепроизводственные, общехозяйственные и коммерческие расходы. При рассмотрении детального состава этих расходов, которые принято относить к косвенным, в ряде случаев могут встретиться прямые расходы. Например, в составе коммерческих расходов учитываются расходы на тару и упаковку, которые явно являются прямыми. Однако практика показывает, что не всегда рационально слишком точное деление расходов на прямые и косвенные с целью повышения точности расчетов.
С учетом характера влияния объема производства (сбыта) продукции на величину затрат они делятся на постоянные и переменные. К постоянным относят издержки, которые остаются практически неизменными в целом по организации. В расчете же на единицу продукции их величина обратно пропорциональна объему выпуска (объему продаж) продукции организации (например, заработная плата администрации организации, коммунальные услуги и т. д.).
К переменным относят издержки, величина которых в расчете на единицу продукции практически не зависит от объема выпуска (объема продаж).
По отношению издержек к производственному процессу они делятся на производственные и непроизводственные. К производственным относят издержки, возникающие в процессе производства (на заготовительной, обрабатывающей или сборочной стадиях производства). К непроизводственным относят издержки, непосредственно не связанные с производственным процессом (сбытовые затраты, административно- хозяйственные расходы организации (предприятия).
По периодичности возникновения издержки организации (предприятия) принято делить на текущие и единовременные. К текущим относят издержки, совершаемые с регулярной периодичностью в краткосрочном периоде: материальные затраты, затраты на оплату труда и др. Единовременными являются издержки, совершаемые однократно в краткосрочном периоде или повторяющиеся в производственном процессе нерегулярно. Например, это затраты на приобретение технологического оборудования.
1.2. Себестоимость продукции: понятие, состав, структура и виды.
Для того чтобы знать, во что обходиться изготовление продукта, предприятие должно производить его стоимостную оценку по вещественному и количественному составу (средства и предметы труда), а также по составу и количеству затрат труда, требуемых для его изготовления.
Себестоимость продукции - это затраты предприятия на ее производство и реализацию, выраженные в денежной форме. Расчет и анализ себестоимости продукции является важнейшей задачей любого предприятия и входит в систему управленческого учета. В соответствии с определением себестоимости продукции следует различать себестоимость производства и реализации, выпуска продукции и продаж. Себестоимость выпуска (производства) продукции характеризует в денежном измерении все материальные затраты и затраты на оплату труда, которые в том или ином производстве падают на единицу и на весь объем выпускаемой продукции.
Кроме того, себестоимость составляет часть стоимости продукции и показывает, во что обходится производство продукции для предприятия (фирмы), поэтому себестоимость является основным ценообразующим фактором. Чем больше себестоимость, тем выше будет цена при прочих равных условиях. Разница между ценой и себестоимостью составляет прибыль. Следовательно, для увеличения прибыли необходимо либо повысить цену, либо снизить себестоимость. Снизить ее можно путем сокращения включенных в нее затрат.
В себестоимость продукции включают следующие затраты:
• затраты на подготовку и освоение производства;
• затраты, непосредственно связанные с производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства, включая расходы по контролю производственных процессов и качества выпускаемой продукции;
• расходы, связанные с изобретательством и рационализацией, изготовлением и испытанием моделей и образцов, организацией выставок и конкурсов, выплатой авторских вознаграждений и др.;
• расходы, связанные с обслуживанием производственного процесса;
• затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности,
• расходы, связанные с управлением производством;
• выплаты, предусмотренные законодательством о труде, за непроработанное время, оплата очередных и дополнительных отпусков, оплата рабочего времени за выполнение государственных обязанностей и др.;
• отчисления на государственное страхование и в Пенсионный фонд от расходов на оплату труда, включаемые в себестоимость продукции, а также в фонд занятости;
• отчисления по обязательному медицинскому страхованию;
• платежи по обязательному страхованию имущества предприятия, учитываемого в составе производственных фондов и отдельных категорий работников;
• затраты на воспроизводство основных производственных фондов, включаемых в себестоимость продукции в форме амортизационных отчислений на полное восстановление от стоимости основных фондов;
• износ по нематериальным активам.
Структура себестоимости прежде всего зависит от отраслевой специфики и нацеливает на необходимость акцентирования внимания на те затраты, которые являются превалирующими.
По объему учитываемых затрат различаются три вида себестоимости: