Региональная экономика Удмуртия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 19:24, реферат

Краткое описание

Региональные рынки могут существовать как при лимитно - распределительной системе, так и при рыночной экономике. В первом случае рынки развиваются и функционируют в соответствии с логикой административно- директивного управления. Так, объем товарооборота и соответствующее товарное обеспечение для каждого территориально-административного образования устанавливается директивными планами.
С переходом к рыночным экономическим отношениям меняются роль и значение рынка в региональном воспроизводственном процессе. Пропорции регионального воспроизводственного процесса формируются через воздействие рыночных инструментов регулирования: цены, налоги, процент за кредит и др.

Вложенные файлы: 1 файл

Региональная экономика.doc

— 482.50 Кб (Скачать файл)

Всех потребителей ОПР в Удмуртской Республике целесообразно разделить на две категории: оптовых продавцов и оптовых покупателей. Причем спрос на те или иные услуги у этих категорий может отличаться.  Например, у оптовых продавцов пользуются спросом такие услуги, как предоставление складских помещений в аренду, особенно у небольших фирм, которые в начальной стадии своей деятельности, из-за отсутствия финансовых возможностей, для организации собственного складского хозяйства со всей необходимой инфраструктурой, пользуются услугами ОПР. И это имеет для оптового рынка следующие преимущества:

- не требуется собственных  инвестиций в развитие складского  хозяйства, эти денежные средства  идут на пополнение собственных  товарных запасов и др.;

- сокращаются разные  риски, например, уменьшается риск порчи продукта питания при правильном температурном режиме хранения или сокращения риск кражи товара при организованной системе безопасности и т.д.

- увеличивается гибкость  требуемой складской площади  (можно изменить арендованные  площади и сроки их аренды);

- отпадает необходимость  в подборе квалифицированных  кадров для складского хозяйства.

Есть виды услуг, которые  пользуются большим спросом у  оптовых покупателей, например, услуги транспортной организации, которые  занимаются немедленной доставкой  товара покупателю.

Если квалифицировать  всех потребителей ОПР на производителей, оптовиков и розничников, то самый  большой спрос на услуги ОПР, как  видно из таблицы 3.1, будет у оптовиков. И это объясняется тем, что  если для производителей и розничников  имеются другие каналы для реализации и закупки товара (товародвижения), то для оптовиков ОПР является основным местом их коммерческой деятельности.

 

 

 

 

 

Таблица 1 - Спрос на услуги оптового продовольственного рынка

 

 

Показатели

Производители

 

Оптовики

Розничники

Услуги общего характера:

     

Услуги маркетингового центра

3

5

3

Услуги юридического центра

1

5

3

Услуги бизнес-центра

3

5

3

Услуги учебного центра

1

5

1

Охрана и безопасность комплекса  ОПР

1

5

1

Въезд-выезд через терминал

1

3

5

Гостиница

1

5

5

Услуги подразделений рынка:

     

Складирование и хранение

1

5

1

Тара и упаковка

1

5

 

Предоставление помещений в  аренду

4

5

2

Предоставление оборудования в  аренду

1

5

1

Услуги специализированных предприятий

     

Банковские услуги

5

5

5

Страховые услуги

5

5

2

Транспортные услуги

1

3

5

Таможенные услуги

 

5

 

Санитарно-эпидемиологический контроль

5

5

5

Стандартизация и сертификация

5

5

5

Итого

38

81

47


 

 

В таблице 1, потребности каждой из трех категорий потребителей в той или иной услуге ОПР условно оценим по пятибалльной системе.

Чем выше будет на ОПР  концентрация и монополизация спроса-предложения  продовольствия в регионе, т.е. чем  больше производителей и розничников  будет работать на ОПР, тем большее  количество оптовиков будет работать на данном рынке.

Слабая нормативная база, регулирующая работу оптовых продовольственных рынков, оборот продуктов питания не может обеспечить свободное товародвижение продуктов питания между регионами. Сильная законодательная база, могла бы помочь производителям и продавцам сдерживать непомерные аппетиты фискальных и других контролирующих служб. Учитывая все это, необходимо заметить, что на сегодняшний день особенно важна поддержка местных органов власти. Существенным моментом, доказывающим правильность такой позиции является еще и то, что попав на ОПР, товар легализуется, т.е. увеличивается налогооблагаемая база, а это значит – дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней.

В сельском хозяйстве Удмуртской Республики производится около 7,0% валового внутреннего продукта. Объем валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2008 г. составил 33,32 млрд. руб. против 25,3 млрд. руб. прошлого года. Произведено продукции растениеводства

13,372 млрд. руб., продукции  животноводства – 19,948 млрд. руб.

В целом в расчете на 1 руб. государственной  поддержки произведено 13,5 руб. сельскохозяйственной продукции. Удмуртия относится к району благоприятных природно-климатических условий для возделывания картофеля и овощей. Валовой сбор в 2008 г. овощей в хозяйствах всех категорий составил

172,1 тыс. т, средняя  урожайность 259 ц с гектара,  сбор картофеля 525,1 тыс. т при  урожайности 147 ц с гектара.

В 2008 г. сельскохозяйственные культуры в хозяйствах всех категорий были размещены на площади 1128,0 тыс. га, что к уровню 2007 г. составило 98 %. Хозяйствами всех категорий в 2008 г. произведено 673 тыс. т молока, 151 тыс. т мяса, это превысило результаты предыдущего года на 5,6% по мясу и на 0,2% по молоку. При этом средний надой молока от одной коровы в год составляет 4 247 кг, среднесуточный прирост живой массы составил

493 грамма.

В 2008 г. поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий  в Удмуртской Республике уменьшилось на 18,1 тыс. голов, в том числе коров – на 10,7 тыс. голов. Значительный спад поголовья наблюдается и по сельскохозяйственным организациям, которые уменьшили численность крупного рогатого скота на

17,9 тыс. голов, коров  – на 9,2 тыс. голов, то есть  увеличение численности крупного  рогатого скота икоров по-прежнему  является существенным резервом наращивания объемов производства молока имяса.

В динамике поголовья по годам отмечается положительная тенденция роста  поголовья свиней, которая обеспечивается в основном за счет стабильной работы, модернизации производства на предприятиях промышленного свиноводства и крупных свиноводческих хозяйств республики.

Основная доля молока (72%) и мяса (64%) в Удмуртской Республике производится сельскохозяйственными организациями. В производстве картофеля (73%) и овощей (84%) преобладают хозяйства населения. Также малые формы хозяйствования существенно влияют на размеры продовольственного обеспечения мясом (34,6%) и молоком (25,3%).

Удельный вес организаций потребительской  кооперации Удмуртской Республики в  закупках основных видов сельскохозяйственной продукции остаётся на низком уровне (табл. 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2 - Показатели закупочной деятельности потребкооперации Удмуртии

 

Кооперативные организации Удмуртской Республики закупают очень малую  долю продукции, реализуемой сельскохозяйственными предприятиями и населением: мяса – немногим более 2,41 %, молока – около – 2,3 %, картофеля – 1,5% и овощей – 13,1%.

Основными предпосылками усиления роли оптовых продовольственных рынков и потребительской кооперации как основного заготовителя на селе в Удмуртской Республике является наличие тесных связей с местными органами власти по включению организаций потребительской кооперации в муниципальные и региональные программы развития АПК.

На республиканском уровне партнерские соглашения закрепляются в ежегодно заключаемом Соглашении правительства Удмуртской Республики и республиканского союза потребительских обществ. В Соглашении, в частности, подчеркивается, что правительство делает ставку на оптово-продовольственный рынок как на социально-ориентированную систему, выполняющую функции обслуживания сельских жителей на потребительском рынке и обеспечивающую занятость населения.

Для развития закупочной деятельности оптовых рынков необходимо расширять закупки товаров сельскими магазинами потребительской кооперации, действующими по схеме «магазин-заготпункт».

Рациональная организация  управления закупками и сбытом сельскохозяйственной продукции и сырья в Удмуртской Республике позволяет решить следующие задачи:

- выявить ресурсы сельскохозяйственной  продукции, сырья, изделий, изготовленных в личных подсобных хозяйствах;

- установить договорные  отношения с владельцами продукции  и сырья;

- повысить уровень  организации закупок, обеспечить  своевременность расчётов со  сдатчиками, расширить зоны закупок.

В увеличении товарного предложения большую роль играет производственная отрасль (табл. 3).

На конец 2008 г. в системе оптового продовольственного рынка Удмуртской Республики действовали 149 промышленных предприятий, цехов и участков по производству продовольственных товаров и 24 цеха при предприятиях общественного питания. Наибольшее число предприятий занято на производстве хлеба и хлебобулочных изделий – 38, кондитерских изделий – 21, колбасных цехов – 9 и на переработке рыбы – 12 предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3 - Показатели производства продуктов питания кооперативными организациями Удмуртии

 

Обобщающим показателем  продовольственного обеспечения населения  региона является уровень потребления  продуктов питания на душу населения (табл. 4).

Таблица 4 - Потребление продуктов питания на душу населения в Удмуртии, кг в год

 

 

Фактическое потребление  продуктов питания значительно  уступает нормам рационального питания. В 2008 г. потребление продуктов питания  на душу населения, только хлеба и  хлебобулочных изделий, составляло менее рекомендуемой нормы. Фактическое потребление других продуктов приближалось к норме, по молоку, картофелю и мясу – превосходило соответственно на 11,1%, 25,5% и 54,6%.

На протяжении всего  периода развития основной сферой деятельности оптового продовольственного рынка являлась торговля. В 2008 г. в системе Удмуртпотребсоюза действовало 1124 магазина торговой площадью 89 тыс. м2, в т.ч. 60% магазинов осуществляли работу в сельской местности, удовлетворяя в основном спрос сельских жителей, розничные торговые предприятия потребительской кооперации непосредственно влияют на состояние продовольственного рынка области, поэтому основными направлениями развития розничной торговли являются следующие:

- увеличение товарооборота  в сельской местности путём применения комплекса маркетинговых мер, направленных на стимулирование потребительского спроса;

- увеличение доли продукции  собственного производства в  розничном товарообороте;

- эффективное использование  предприятий розничной торговли путём преобразования их в магазины-приемозаготовительные пункты, занимающиеся наряду с торговлей товарами еще и закупкой у населения сельскохозяйственной продукции, лекарственного и технического сырья;

- организация продажи  товаров культурно-бытового и  хозяйственного назначения в счёт оплаты за сданную сельскохозяйственную продукцию;

- установление удобных  для покупателей режимов торговли (круглосуточно, с продлённым рабочим днём).

Из всего вышеизложенного  следует, что одним из самых реальных и эффективных путей развития продовольственного рынка, обеспечения устойчивого роста сельскохозяйственного производства в личных подсобных и фермерских хозяйствах, а также создания соответствующей инфраструктуры является развитие потребительской кооперации в регионе.

При этом основой стартового капитала кооперации может стать материально-техническая база потребительской кооперации. Именно потребительская кооперация, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы могут быть поставщиками услуг личным подсобным хозяйствам.  В рамках реализации национального проекта «Развитие АПК» кооперативные организации способны организовать и оказывать сельскохозяйственным товаропроизводителям зооветеринарные, агросервисные, инженерно-технические и информационно-консультационные услуги, обеспечить переработку и сбыт произведенной продукции. Таким образом, кооперация может занять одно из приоритетных мест в сфере оптового продовольственного обеспечения региона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

  Рыночные механизмы регулирования развития отраслей народного  хозяйства вносят существенные коррективы в деятельность всей системы, подчиняя  спросу на нее  на  рынке  услуг  такого  вида  стратегию  предприятий,  ассоциаций, объединений.

      Формирование   новых   субъектов    рыночных    отношений    в    сфере

производственных  услуг в Удмуртской Республике обусловливает и совершенно  иной  характер  отношений по сравнению с  теми,  которые  были  присущи  прежней  форме  отношений.  В значительной степени это  предопределено   конкуренцией  и  совершенно  иной мотивацией предпринимательской деятельности субъектов рыночных  отношений  в регионах.

Оптовый продовольственный рынок представляет собой систему распределения продовольственных товаров и сырья между организациями-производителями, организациями оптовой торговли, а также организациями розничной торговли.

Функционирование  оптовых продовольственных рынков в Удмуртской Республике создаёт более эффективную систему распределения сельскохозяйственного сырья и продовольствия на основе организованного рынка, одним из важнейших сегментов станут оптовые продовольственные рынки. Экономическая эффективность продовольственных рынков проявится за счёт их конкуренции, свободного ценообразования и выразится в:    - снижении потерь продукции и расходов в системе распределения;  - сокращении  разницы между отпускной ценой производителя и розничной ценой;           - повышении  эффективности общей системы снабжения и распределения продовольствия;            - расширении  ассортимента продуктов питания и повышения их качества;

Реализация системы  развития оптовых продовольственных  рынков позволит на основе экономического стимулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей повысить объёмы производства и качество продукции, осуществить наполнение продовольственного рынка и улучшить социально- экономическое положение АПК в Удмуртской Республике.

Информация о работе Региональная экономика Удмуртия