Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 19:24, реферат
Региональные рынки могут существовать как при лимитно - распределительной системе, так и при рыночной экономике. В первом случае рынки развиваются и функционируют в соответствии с логикой административно- директивного управления. Так, объем товарооборота и соответствующее товарное обеспечение для каждого территориально-административного образования устанавливается директивными планами.
С переходом к рыночным экономическим отношениям меняются роль и значение рынка в региональном воспроизводственном процессе. Пропорции регионального воспроизводственного процесса формируются через воздействие рыночных инструментов регулирования: цены, налоги, процент за кредит и др.
Всех потребителей ОПР в Удмуртской Республике целесообразно разделить на две категории: оптовых продавцов и оптовых покупателей. Причем спрос на те или иные услуги у этих категорий может отличаться. Например, у оптовых продавцов пользуются спросом такие услуги, как предоставление складских помещений в аренду, особенно у небольших фирм, которые в начальной стадии своей деятельности, из-за отсутствия финансовых возможностей, для организации собственного складского хозяйства со всей необходимой инфраструктурой, пользуются услугами ОПР. И это имеет для оптового рынка следующие преимущества:
- не требуется собственных
инвестиций в развитие
- сокращаются разные риски, например, уменьшается риск порчи продукта питания при правильном температурном режиме хранения или сокращения риск кражи товара при организованной системе безопасности и т.д.
- увеличивается гибкость требуемой складской площади (можно изменить арендованные площади и сроки их аренды);
- отпадает необходимость
в подборе квалифицированных
кадров для складского
Есть виды услуг, которые пользуются большим спросом у оптовых покупателей, например, услуги транспортной организации, которые занимаются немедленной доставкой товара покупателю.
Если квалифицировать всех потребителей ОПР на производителей, оптовиков и розничников, то самый большой спрос на услуги ОПР, как видно из таблицы 3.1, будет у оптовиков. И это объясняется тем, что если для производителей и розничников имеются другие каналы для реализации и закупки товара (товародвижения), то для оптовиков ОПР является основным местом их коммерческой деятельности.
Таблица 1 - Спрос на услуги оптового продовольственного рынка
Показатели |
Производители |
Оптовики |
Розничники |
Услуги общего характера: |
|||
Услуги маркетингового центра |
3 |
5 |
3 |
Услуги юридического центра |
1 |
5 |
3 |
Услуги бизнес-центра |
3 |
5 |
3 |
Услуги учебного центра |
1 |
5 |
1 |
Охрана и безопасность комплекса ОПР |
1 |
5 |
1 |
Въезд-выезд через терминал |
1 |
3 |
5 |
Гостиница |
1 |
5 |
5 |
Услуги подразделений рынка: |
|||
Складирование и хранение |
1 |
5 |
1 |
Тара и упаковка |
1 |
5 |
|
Предоставление помещений в аренду |
4 |
5 |
2 |
Предоставление оборудования в аренду |
1 |
5 |
1 |
Услуги специализированных предприятий |
|||
Банковские услуги |
5 |
5 |
5 |
Страховые услуги |
5 |
5 |
2 |
Транспортные услуги |
1 |
3 |
5 |
Таможенные услуги |
5 |
||
Санитарно-эпидемиологический контроль |
5 |
5 |
5 |
Стандартизация и сертификация |
5 |
5 |
5 |
Итого |
38 |
81 |
47 |
В таблице 1, потребности каждой из трех категорий потребителей в той или иной услуге ОПР условно оценим по пятибалльной системе.
Чем выше будет на ОПР
концентрация и монополизация спроса-
Слабая нормативная база, регулирующая работу оптовых продовольственных рынков, оборот продуктов питания не может обеспечить свободное товародвижение продуктов питания между регионами. Сильная законодательная база, могла бы помочь производителям и продавцам сдерживать непомерные аппетиты фискальных и других контролирующих служб. Учитывая все это, необходимо заметить, что на сегодняшний день особенно важна поддержка местных органов власти. Существенным моментом, доказывающим правильность такой позиции является еще и то, что попав на ОПР, товар легализуется, т.е. увеличивается налогооблагаемая база, а это значит – дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней.
В сельском хозяйстве Удмуртской Республики производится около 7,0% валового внутреннего продукта. Объем валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2008 г. составил 33,32 млрд. руб. против 25,3 млрд. руб. прошлого года. Произведено продукции растениеводства
13,372 млрд. руб., продукции животноводства – 19,948 млрд. руб.
В целом в расчете на 1 руб. государственной поддержки произведено 13,5 руб. сельскохозяйственной продукции. Удмуртия относится к району благоприятных природно-климатических условий для возделывания картофеля и овощей. Валовой сбор в 2008 г. овощей в хозяйствах всех категорий составил
172,1 тыс. т, средняя урожайность 259 ц с гектара, сбор картофеля 525,1 тыс. т при урожайности 147 ц с гектара.
В 2008 г. сельскохозяйственные культуры в хозяйствах всех категорий были размещены на площади 1128,0 тыс. га, что к уровню 2007 г. составило 98 %. Хозяйствами всех категорий в 2008 г. произведено 673 тыс. т молока, 151 тыс. т мяса, это превысило результаты предыдущего года на 5,6% по мясу и на 0,2% по молоку. При этом средний надой молока от одной коровы в год составляет 4 247 кг, среднесуточный прирост живой массы составил
493 грамма.
В 2008 г. поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий в Удмуртской Республике уменьшилось на 18,1 тыс. голов, в том числе коров – на 10,7 тыс. голов. Значительный спад поголовья наблюдается и по сельскохозяйственным организациям, которые уменьшили численность крупного рогатого скота на
17,9 тыс. голов, коров
– на 9,2 тыс. голов, то есть
увеличение численности
В динамике поголовья по годам отмечается положительная тенденция роста поголовья свиней, которая обеспечивается в основном за счет стабильной работы, модернизации производства на предприятиях промышленного свиноводства и крупных свиноводческих хозяйств республики.
Основная доля молока (72%) и мяса (64%) в Удмуртской Республике производится сельскохозяйственными организациями. В производстве картофеля (73%) и овощей (84%) преобладают хозяйства населения. Также малые формы хозяйствования существенно влияют на размеры продовольственного обеспечения мясом (34,6%) и молоком (25,3%).
Удельный вес организаций
Таблица 2 - Показатели закупочной деятельности потребкооперации Удмуртии
Кооперативные организации Удмуртской Республики закупают очень малую долю продукции, реализуемой сельскохозяйственными предприятиями и населением: мяса – немногим более 2,41 %, молока – около – 2,3 %, картофеля – 1,5% и овощей – 13,1%.
Основными предпосылками усиления роли оптовых продовольственных рынков и потребительской кооперации как основного заготовителя на селе в Удмуртской Республике является наличие тесных связей с местными органами власти по включению организаций потребительской кооперации в муниципальные и региональные программы развития АПК.
На республиканском уровне партнерские соглашения закрепляются в ежегодно заключаемом Соглашении правительства Удмуртской Республики и республиканского союза потребительских обществ. В Соглашении, в частности, подчеркивается, что правительство делает ставку на оптово-продовольственный рынок как на социально-ориентированную систему, выполняющую функции обслуживания сельских жителей на потребительском рынке и обеспечивающую занятость населения.
Для развития закупочной деятельности оптовых рынков необходимо расширять закупки товаров сельскими магазинами потребительской кооперации, действующими по схеме «магазин-заготпункт».
Рациональная организация управления закупками и сбытом сельскохозяйственной продукции и сырья в Удмуртской Республике позволяет решить следующие задачи:
- выявить ресурсы
- установить договорные
отношения с владельцами
- повысить уровень
организации закупок,
В увеличении товарного предложения большую роль играет производственная отрасль (табл. 3).
На конец 2008 г. в системе оптового продовольственного рынка Удмуртской Республики действовали 149 промышленных предприятий, цехов и участков по производству продовольственных товаров и 24 цеха при предприятиях общественного питания. Наибольшее число предприятий занято на производстве хлеба и хлебобулочных изделий – 38, кондитерских изделий – 21, колбасных цехов – 9 и на переработке рыбы – 12 предприятий.
Таблица 3 - Показатели производства продуктов питания кооперативными организациями Удмуртии
Обобщающим показателем продовольственного обеспечения населения региона является уровень потребления продуктов питания на душу населения (табл. 4).
Таблица 4 - Потребление продуктов питания на душу населения в Удмуртии, кг в год
Фактическое потребление продуктов питания значительно уступает нормам рационального питания. В 2008 г. потребление продуктов питания на душу населения, только хлеба и хлебобулочных изделий, составляло менее рекомендуемой нормы. Фактическое потребление других продуктов приближалось к норме, по молоку, картофелю и мясу – превосходило соответственно на 11,1%, 25,5% и 54,6%.
На протяжении всего периода развития основной сферой деятельности оптового продовольственного рынка являлась торговля. В 2008 г. в системе Удмуртпотребсоюза действовало 1124 магазина торговой площадью 89 тыс. м2, в т.ч. 60% магазинов осуществляли работу в сельской местности, удовлетворяя в основном спрос сельских жителей, розничные торговые предприятия потребительской кооперации непосредственно влияют на состояние продовольственного рынка области, поэтому основными направлениями развития розничной торговли являются следующие:
- увеличение товарооборота в сельской местности путём применения комплекса маркетинговых мер, направленных на стимулирование потребительского спроса;
- увеличение доли продукции собственного производства в розничном товарообороте;
- эффективное использование предприятий розничной торговли путём преобразования их в магазины-приемозаготовительные пункты, занимающиеся наряду с торговлей товарами еще и закупкой у населения сельскохозяйственной продукции, лекарственного и технического сырья;
- организация продажи товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения в счёт оплаты за сданную сельскохозяйственную продукцию;
- установление удобных
для покупателей режимов
Из всего вышеизложенного следует, что одним из самых реальных и эффективных путей развития продовольственного рынка, обеспечения устойчивого роста сельскохозяйственного производства в личных подсобных и фермерских хозяйствах, а также создания соответствующей инфраструктуры является развитие потребительской кооперации в регионе.
При этом основой стартового капитала кооперации может стать материально-техническая база потребительской кооперации. Именно потребительская кооперация, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы могут быть поставщиками услуг личным подсобным хозяйствам. В рамках реализации национального проекта «Развитие АПК» кооперативные организации способны организовать и оказывать сельскохозяйственным товаропроизводителям зооветеринарные, агросервисные, инженерно-технические и информационно-консультационные услуги, обеспечить переработку и сбыт произведенной продукции. Таким образом, кооперация может занять одно из приоритетных мест в сфере оптового продовольственного обеспечения региона.
Заключение
Рыночные механизмы регулирования развития отраслей народного хозяйства вносят существенные коррективы в деятельность всей системы, подчиняя спросу на нее на рынке услуг такого вида стратегию предприятий, ассоциаций, объединений.
Формирование новых субъектов рыночных отношений в сфере
производственных услуг в Удмуртской Республике обусловливает и совершенно иной характер отношений по сравнению с теми, которые были присущи прежней форме отношений. В значительной степени это предопределено конкуренцией и совершенно иной мотивацией предпринимательской деятельности субъектов рыночных отношений в регионах.
Оптовый продовольственный рынок представляет собой систему распределения продовольственных товаров и сырья между организациями-производителями, организациями оптовой торговли, а также организациями розничной торговли.
Функционирование оптовых продовольственных рынков в Удмуртской Республике создаёт более эффективную систему распределения сельскохозяйственного сырья и продовольствия на основе организованного рынка, одним из важнейших сегментов станут оптовые продовольственные рынки. Экономическая эффективность продовольственных рынков проявится за счёт их конкуренции, свободного ценообразования и выразится в: - снижении потерь продукции и расходов в системе распределения; - сокращении разницы между отпускной ценой производителя и розничной ценой; - повышении эффективности общей системы снабжения и распределения продовольствия; - расширении ассортимента продуктов питания и повышения их качества;
Реализация системы развития оптовых продовольственных рынков позволит на основе экономического стимулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей повысить объёмы производства и качество продукции, осуществить наполнение продовольственного рынка и улучшить социально- экономическое положение АПК в Удмуртской Республике.