Рентабельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 21:21, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение прибыли и рентабельно-сти, как важнейшего показателя деятельности предприятия. При этом решаются следующие задачи: изучение видов прибыли и изучение методов ее расчета, понятие рентабельности, проведение индексного анализа динамики прибыли и рентабельности.

Содержание

Введение 3
I. Теоретическая часть 4
§ 1. Понятие прибыли и виды прибыли 4
§ 2 . Анализ показателей прибыли 7
§ 3. Показатели рентабельности 10
II. Практическая часть 15
Задание 1 15
Задание 2 18
Задание 3 20
Задание 4 21
III. Аналитическая часть 23
§ 1. Постановка задачи 23
§ 2. Технология выполнения компьютерных расчетов 26
§ 3. Анализ результатов статистических и компьютерных расчетов 28
Заключение 29
Список литературы 30 Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Содержаниереферат по рентабельности.docx

— 16.89 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 Введение 3

I. Теоретическая часть  4

§ 1. Понятие прибыли и  виды прибыли 4

§ 2 . Анализ показателей прибыли 7

§ 3. Показатели рентабельности 10

II. Практическая часть  15

Задание 1 15

Задание 2 18

Задание 3 20

Задание 4 21

III. Аналитическая часть  23

§ 1. Постановка задачи 23

§ 2. Технология выполнения компьютерных расчетов 26

§ 3. Анализ результатов статистических и компьютерных расчетов 28

Заключение 29

Список литературы 30 Список литературы

 

Описание.

 Введение 

Прибыль и рентабельность – это те показатели, которые  четко и ярко отражают эффективность  деятельности предприятия, рациональ-ность  использования предприятием своих  ресурсов, доходность направ-лений  деятельности (производственной, предпринимательской, инвести-ционной ит.д.).

Целью данной работы является изучение прибыли и рентабельно-сти, как важнейшего показателя деятельности предприятия. При этом решаются следующие  задачи: изучение видов прибыли и  изучение методов ее расчета, понятие  рентабельности, проведение индексного анализа динамики прибыли и рентабельности.

В первой главе курсовой работы рассматриваются основные поня-тия  прибыли и рентабельности.

Расчетная часть курсовой работы включает решение четырех  за-дач по темам из варианта расчетного задания.

Задание 1. Исследование структуры  совокупности.

Задание 2. Выявление наличия  корреляционной связи между за-траты  на производство и реализацию продукции  и прибыль от продаж, установление направления связи и измерение  ее тесноты.

Задание 3. Применение выборочного  метода в финансово-экономических  задачах.

Задание 4. Использование  индексного метода в финансово-экономических  задачах.

Основным источником явился учебник по экономической стати-стике  под редакцией И.И. Елисеевой, а  также сайты Госкомстата, Ми-нистерства Финансов, и некоторые другие источники, которые более подробно описаны  в списке использованной литературы.

 

I. Теоретическая часть 

§ 1. Понятие прибыли и  виды прибыли 

Конечным результатом  финансово-хозяйственной деятельности предприятия является прибыль (убыток), которые определяются как сальдо его доходов и расходов.

В соответствии с положениями  по бухгалтерскому учету все дохо-ды и расходы организации делятся  на следующие группы: по обычным  видам деятельности, операционные, внереализационные, чрезвычайные.

Доходы и расходы по обычным видам деятельности связаны  с производством и реализацией  продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ, оказанием  услуг. Доходом от обычных ви-дов  деятельности является выручка от продажи  товаров, продукции, ра-бот и услуг. Расходами по обычным видам деятельности являются из-держки производства и  обращения.

В состав операционных доходов  и расходов входят поступления и  расходы, связанные:

• с предоставлением за плату во временное пользование  активов предприятия и прав, возникающих  из патентов на изобретения, промышленных образцов и других видов интеллектуальной собственности;

• с участием в уставных капиталах других организаций (процен-ты по ценным бумагам, прибыль от совместной деятельности);

• с продажей, выбытием и  прочим списанием основных средств  и иных активов, не относящихся к  денежным средствам, продук-ции и  товарам;

• с предоставлением в  пользование денежных средств (кредитов, займов) в виде полученных и уплаченных процентов;

• с оплатой услуг кредитных  организаций и др.

К внереализационным доходам  и расходам относятся:

• полученные и уплаченные пени, штрафы, неустойки за нару-шение  условий договоров;

• прибыль или убытки прошлых  лет, выявленные в отчетном го-ду;

• суммы дебиторской и  кредиторской задолженности, по кото-рым  истек срок исковой давности;

• курсовые разницы;

• прочие внереализационные  доходы и расходы.

Чрезвычайные доходы и  расходы предприятия возникают  как по-следствия чрезвычайных обстоятельств  хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества). В качестве чрезвычайных доходов могут выступать, например, страховые возмещения.

В зависимости от вида доходов  и расходов могут быть рассчитаны различные по экономическому содержанию показатели прибыли. В ста-тистике  финансов предприятий используется система показателей при-были, представленная в форме № 2 бухгалтерского отчета «Отчет о при-былях и убытках»: валовая прибыль (Пв), прибыль от продаж (Пп), при-быль до налогообложения, или бухгалтерская прибыль (Пб), чистая при-быль предприятия (Пч). Рассмотрим содержание и порядок расчета  этих показателей.

Валовая прибыль характеризует  финансовый результат производ-ственной деятельности предприятия и рассчитывается как разница меж-ду выручкой от продажи  товаров, продукции, работ и услуг  и их себе-стоимостью. Выручка от продажи товаров, продукции, работ  и услуг - это сумма поступлений, связанных с выполнением работ  и оказанием услуг, осуществлением хозяйственных операций, являющихся доходами от обычных видов деятельности. Объем выручки указывается без  налога на добавленную стоимость, акцизов  и других аналогичных обязательных платежей.

Торговые и снабженческие  организации в качестве выручки  отра-жают стоимость проданных товаров; в посреднических организациях, действующих  по договорам комиссии, выручкой от реализации является стоимость оказанных  ими посреднических услуг. В отличие  от боль-шинства предприятий в  организациях, основным видом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование  своих активов (аренда), участие в  уставных капиталах других организа-ций, предоставление прав, возникающих из патентов на изобретения, выручкой от реализации считаются поступления, получение которых связано с  этой деятельностью.

Для расчета валовой прибыли  из выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг вычитается их себестоимость. Под себестоимо-стью проданных товаров, продукции, работ, услуг понимают затраты, связанные с продажей товаров, производством  продукции, работ, услуг в части, относящейся к реализованным  в отчетном периоде товарам, про-дукции, работам и услугам. Предприятия, осуществляющие торговую деятельность, при расчете прибыли показывают в качестве себестоимо-сти покупную стоимость товаров, вы ручка от продажи  которых получе-на в данном отчетном периоде.

Прибыль от продаж определяется как разница между валовой  при-былью и суммой коммерческих и управленческих расходом. Коммерче-ские расходы - это затраты, связанные  со сбытом произведенной про-дукции и издержки обращения по торговой деятельности. Управленче-ские расходы - это общепроизводственные расходы, которые не распре-деляются по видам  продукции, работ, услуг.

Прибыль до налогообложения (бухгалтерская прибыль) является наиболее общим показателем, отражающим все  виды деятельности предприятия, включая  производственную, инвестиционную и финансо-вую деятельность. Она складывается из прибыли от продаж (Пп), сальдо операционных доходов и расходов (Со), сальдо внереализационные до-ходов и расходов (Свн):

Пб = Пп + Со + Свн 

Чистая прибыль предприятия - это прибыль, остающаяся в распо-ряжении  предприятия после уплаты всех налогов, экономических санк-ций, отчислений в благотворительные фонды, с  учетом чрезвычайных доходов и расходов. Чистая прибыль используется для  выплаты диви-дендов, акционерам предприятия, для финансирования инвестиций в  объекты производственного назначения и социальной сферы, для обес-печения  социально-бытового обслуживания работников предприятия.

§ 2 . Анализ показателей прибыли 

Статистический анализ прибыли  предприятий включает в себя анализ динамики общей суммы бухгалтерской  прибыли и ее от дельных компонентов, анализ структуры бухгалтерской  прибыли и ее изменения, индексный  анализ влияния факторов на объем  прибыли. При изучении динамики показателей  финансовых результатов нужно помнить, что темп роста по абсолютным показателям 

может быть рассчитан лишь в том случае, если базисное и  отчет-ное значения показателя имеют  одинаковый знак. Если в базисном пе-риоде  имел место убыток, а в отчетном - прибыль, темп роста не рассчи-тывается.

Используя формулу бухгалтерской  прибыли, которая представляет собой  аддитивную модель факторов, влияющих на общую сумму при-были до налогообложения, можно проанализировать, как повлияло на динамику прибыли изменение величины ее отдельных компонентов. Для этого  абсолютное изменение каждого компонента прибыли соотносится с базисным уровнем общей прибыли. Величина относительного прирос-та бухгалтерской  прибыли за счет каждого компонента зависит от темпа изменения ее составляющих и от их доли в общей  сумме прибыли. По-этому важно  проследить изменения в структуре  прибыли. Это можно сделать с  помощью обобщающих показателей  структурных изменений, к простейшим из которых относятся индекс структурных  различий (А), линейный (Sd) и квадратический (Sо) коэффициенты абсолютных струк-турных сдвигов:

Линейный и квадратический коэффициенты абсолютных струк-турных сдвигов показывают, на сколько в  среднем процентных пунктов меняется доля каждого элемента прибыли по сравнению с базисным уровнем.

Чем меньше значение этих показателей, тем меньше изменений в структуре  произошло в отчетном периоде  по сравнению с базисным.

Финансовый результат  деятельности предприятия по производству продукции и услуг отражает показатель «валовая прибыль», поэтому не-обходим  более детальный анализ именно этого  показателя, включающий оценку выполнения плана, оценку изменения в динамике, факторный анализ прибыли. В целом  по предприятию величина изменения  валовой прибыли зависит от следующих  факторов:

• цен на готовую продукцию  и тарифов на услуги;

• себестоимости единицы  в продукции, работ, услуг;

• объема продукции;

• ассортимента продукции  с точки зрения ее доходности (рента-бельности).

 

Список литературы.

 

1. Гусаров В.М. Статистика: Учебное пособие для вузов.  – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

2. Колесникова И.И. Социально-экономическая  статистика: учебное пособие. –  М.: Финансы и статистика, 2006. –  517 с. 

3. Социальная статистика: Учебник/Под ред.И.И Елисеевой.  – М.: Финансы и статистика,2007. – 480с. 

4. Статистика: Учебное пособие/Харченко  Л.П., Долженкова В.Г., Ионин В.Г.  и др.; под ред. В.Г.Ионина. –  Изд. 2-е, перераб. и доп. –  М.: ИНФРА-М, 2001.

5. Сборник задач по теории  статистики: Учебное пособие/ Под  ред. проф. В.В.Глинского и к.э.н., доц. Л.К.Серга. – Изд.3-е.- М.:ИНФРА-М;  Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002.

6. Теория статистики: Учебник  / Под ред. Р.А.Шмойловой.- М.:Финансы  и статистика, 2000.

7. Статистика / Под редакцией  И.И. Елисеевой. - М: Высшее образование, 2007.

8. Елисеева И.И. Юзбашев  М.М. Общая теория статистики. Учебник,- М.: Финансы и статистика, 2007

9. Курс социально-экономической  статистики : Учебник /М.Г. Назаров  и др.- М.: Финансы и статистика,1985.

10. Ефимова М.Р. Общая  теория статистики : Учебник. –  М.: ИНФРА–М, 2002.

11. Социально-экономическая  статистика : Учеб. пособие для вузов  / Под ред. В.Н. Салина, Е.П. Шпактовской.  – М.: Финансы и ста-тистика, 2003.

12. Статистика: Курс лекций / Л.П. Харченко и др. – М.: ИНФРА-М, 1999


Информация о работе Рентабельность предприятия