Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 11:27, курсовая работа
Целью работы является исследование возможных путей повышения конкурентоспособности работников на рынке труда.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть основные аспекты конкурентоспособности работников;
-раскрыть понятие, сущность и виды конкурентоспособности работников;
- узнать факторы, влияющие на конкурентоспособность работника на рынке труда;
- исследовать методику определения конкурентоспособности работников на рынке труда;
- проанализировать реформирование рынка труда и перспективы повышение конкурентоспособности работников в России.
Введение …………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные аспекты конкурентоспособности работников ………………5
1.1 Понятие, сущность и виды конкурентоспособности работников …….5
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность работника на рынке
труда …………………………………………………………………………..7
Глава 2 Методика определения конкурентоспособности работников на рынке труда ……………………………………………………………………………..…12
2.1 Описание методики оценки конкурентоспособности рабочей силы
2.2 Практическое применение методики …………………………………..12
определения конкурентоспособности работников ………………………..21
Глава 3. Реформирование рынка труда и перспективы повышение конкурентоспособности работников в России…………………………………...24
Заключение …………………………………………………………………………29
Библиографический список ………………………………………………………..31
Совершенствование конкурентоспособности
работников, автором понимается как
пригодность к труду в рыночных
условиях, и соответствие динамичному
спросу со стороны различных
Речь идет о создании в
стране многоканальной системы адаптационного
обучения и рынка образовательных
услуг, об изменении организационных
и методических основ профессиональной
подготовки, о переобучении и повышении
квалификации, качественной перестройке
системы профессионального
Необходима перестройка и переориентация работников с ожидания минимальной социальной помощи от государства при вынужденной незанятости на активный поиск сферы приложения труда, на активное стремление к получению многосторонних знаний и приобретению мастерства как условий выживания, конкурентоспособности, устойчивости жизненного положения.
Повышение конкурентоспособности работников в России в переходный период имеет большое значение, поскольку от этого зависит эффективность рынка труда. Хотя общий уровень образования в РФ достаточно высок, однако, набор существующих профессий, как и вся остальная структура экономики, в значительной степени искажен.
Причина в том, что научно-технический, образовательный, квалификационный потенциал создавался по меркам социалистического планового хозяйства [12, С.15]. В те годы существовала нерациональная отраслевая структура производства. Более 80% всего экономического потенциала было занято производством средств производства и лишь 20% оставалось в производстве товаров потребления.
В отсутствии должной системы образования, подготовки и в особенности - переподготовки кадров, нехватка работников, обладающих необходимой квалификацией, снижает эффективность реформ, тормозя реакцию предложения рабочей силы на рынке труда. Экономический рост напрямую зависит от возможностей предприятий нанимать работников нужных профессий и квалификаций.
Переход к рынку предполагает либерализацию спроса и предложения рабочей силы. Спрос повышает роль индивидуального выбора. Предложение влечет за собой разнообразие отношений и форм собственности. Растущая роль индивидуального выбора позволяет людям самостоятельно принимать решения относительно профессии, которую им хотелось бы получить, выбрать место работы.
В данной связи ключевую позицию должна приобретать либерализация оплаты труда, поскольку заработная плата, которая определяется рынком, должна информировать работников о том, на какие профессии (специальности) имеется наибольший спрос.
Однако, на российском рынке
труда в настоящее время, как
показывают исследования, заработная
плата как экономическая
Резкое падение цены на
рабочую силу (ни в одной из развитых
промышленных стран мира нет такой
низкой заработной платы, как в России,
даже в ряде развивающихся стран
она выше) ведет к деградации системы
общего и профессионального
Россия имеет развитую
систему образования, подготовки и
переподготовки работников, которая
поддерживается богатым научным
потенциалом. Ученые России нередко
демонстрировали свои выдающиеся достижения,
в частности в области
Вывод:
Исходя из этого, можно было бы утверждать, что совершенствование систем образования, подготовки и переподготовки работников не так приоритетно по сравнению с другими важными и неотложными делами, которые требуют внимания в условиях жестких финансовых ограничениях. Поэтому, реформирование в данной области могло бы и подождать.
Однако, такое решение
явилось бы серьезной ошибкой. Поскольку,
как подтверждают исследования экономистов,
высокий уровень образования
и профессиональней подготовки рабочей
силы способствует повышению
Заключение
Понятие «конкурентоспособность»
используется сравнительно недавно, с
90-х годов прошлого века, и это
не случайно. Раньше российской экономики
не приходилось сталкиваться с этим
явлением, поскольку господствовала
плановая экономика, что исключало
любое соревнование. Правда, нельзя
сказать тоже самое о предпринимателях,
торговавших с другими
Анализ различных источников
выявил множество различных трактовок
понятия «
Уровень конкурентоспособности персонала определяется его конкурентными преимуществами на конкретном рынке. Фатхутдинова Р.А. выделяет наследственные (способности, темперамент, физические данные) и приобретенные (образование, деловые качества, интеллигентность и культура, организованность, возраст, коммуникабельность, целенаправленность мотивации деятельности, эмоциональность и характер) конкурентные преимущества.
Кроме конкурентных преимуществ
на конкурентоспособность
Разнообразие факторов, влияющих
на конкурентоспособность
Существует несколько методик оценки конкурентоспособности персонала, отличающихся по способу проведения: метод эталонной экспертной оценки знаний, умений, навыков персонала; метод положительной оценки эффективности знаний в личной и профессиональной жизни (самооценка по карте личностных качеств); определение коэффициента профессиональной перспективности; выявление уровня заработной платы.
Анализ используемых в отечественной литературе трактовок конкурентоспособности человека как субъекта экономической жизни позволяет выделить две концептуальные схемы, отражающие различные точки зрения на объект конкурентоспособности на рынке труда, формы его организации.
Работодателю необходимо периодически пересматривать свои целевые стратегические и тактические установки, разрабатывая соответствующие концепции поддержания конкурентных преимуществ человеческого ресурса, находящегося в его распоряжении. Только в этом случае он сможет занимать лидирующие позиции.
В историческом аспекте теория
конкурентных преимуществ пришла на
смену теории сравнительных преимуществ.
Сравнительные преимущества, лежащие
в основе конкурентоспособности
страны или фирмы определяются наличием
и использованием находящихся в
изобилии факторов производства, таких,
как трудовые и сырьевые ресурсы,
капитал, инфраструктура и т.д. но по
мере развития технологических инноваций
и глобализации бизнеса изменяется
структура международной
Портрет универсального конкурентоспособного работника составить довольно сложно. Все зависит от личных особенностей человека и сферы его работы. Именно специфика профессии и задает конкретный набор конкурентных преимуществ.
Библиографический список
1 Ивановская Л., Суслова Н. Конкурентоспособность управленческого персонала //Маркетинг. — 2012. — №6. — С. 36
2 Сотникова С.И., Немцева Ю.В. Конкурентоспособность персонала как объект управления // Вестник Омского университета: Серия «Экономика». — Выпуск №4. — 2012. С.12
3 Сотникова С.И. Управление карьерой: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2011. С. 162
4 Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: Учебно-практическое пособие. 2-е изд. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2011.с.129