Роль иностранных инвестиций в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 23:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – оценить влияние иностранных инвестиций на экономику России.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить основные виды иностранных инвестиций в России;
- рассмотреть факторы влияющие на инвестиционную деятельность в РФ;
- проанализировать структуру иностранных инвестиций по основным странам инвесторам;
- проанализировать структуру иностранных инвестиций по их виду;
- проанализировать структуру иностранных инвестиций по видам экономической деятельност

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятия и сущность иностранных инвестиций………………………4
1.1. Понятия инвестиций и их виды……………………………………………..4
1.2. Основные виды иностранных инвестиций в России………………………8
Глава 2. Анализ иностранной инвестиционной деятельности в РФ…………13
2.1. Факторы влияющие на инвестиционную ситуацию в России…………...13
2.2. Структура иностранных инвестиций по основным странам инвесторам.17
2.3. Анализ структуры иностранных инвестиций по типам инвестирования.22
2.4. Анализ структуры иностранных инвестиций по видам экономической деятельности……………………………………………………………………..27
Глава 3. Влияние иностранных инвестиций на экономику РФ………………31
3.1. Влияние иностранных капиталовложений на экономику России……….31
3.2. Противоречивое воздействие иностранных инвестиций на экономику России…………………………………………………………………………….37
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованной литературы…………………………………………...45

Вложенные файлы: 1 файл

кр.docx

— 105.21 Кб (Скачать файл)

Прямые вложения осуществляются как в СКВ, так и в национальной валюте.

Сравнивая относительную  предпочтительность привлечения капитала в различных формах, следует подчеркнуть, что прямые инвестиции имеют ряд  преимуществ, в том числе:

  • активизируется деятельность частного сектора;
  • расширяется выход на внешние рынки;
  • облегчается доступ к новым технологиям и методам управления;
  • больше вероятность реинвестирования прибыли внутри страны, чем вывоза в страну базирования;
  • приток предпринимательского капитала не увеличивает размер внешней задолженности;
  • создаются новые рабочие места;
  • расширяется налогооблагаемая база;

импорт товаров и услуг  замещается товарами и услугами отечественных  компаний.

Портфельные инвестиции.

Портфе́льные инвести́ции — инвестиции в ценные бумаги, формируемые в виде портфеля ценных бумаг. Портфельные инвестиции представляют собой пассивное владение ценными бумагами, например акциями компаний, облигациями и пр., и не предусматривает со стороны инвестора участия в оперативном управлении предприятием, выпустившим ценные бумаги.

Процесс приватизации государственной собственности, акционирование промышленных предприятий привели к формированию в России фондового рынка, создали объективные предпосылки для портфельных капиталовложений иностранных инвесторов.

Под портфельными инвестициями понимается покупка нерезидентами  акций, паев, векселей, государственных ценных бумаг (краткосрочных и долгосрочных) и других долговых ценных бумаг, составляющих менее 10% акционерного капитала предприятия. Портфельные инвестиции не дают права вкладчикам участвовать в управлении предприятием.

Формирование  фондового рынка в России относится  к началу 90-х годов, когда начался процесс приватизации. В России сформировалась особая модель рынка ценных бумаг, которая отличается от американской и немецкой модели. С одной стороны, в России отсутствуют какие-либо ограничения на деятельность банков на рынке ценных бумаг. Банки выступают одновременно и инвесторами, и профессиональными участниками рынка. В этом отличие от американского рынка. С другой стороны, в России получили развитие институты коллективного инвестирования и, что самое главное, существуют небанковские профессиональные посредники - брокерско-дилерские фирмы. Этим российский рынок отличается от немецкого, где нет небанковских структур. Еще одна характерная черта российской модели рынка связана с особым соотношением развития секторов государственных и корпоративных ценных бумаг.

Прочие инвестиции.

Официальная статистика России к «прочим инвестициям» относит  торговые кредиты, прочие кредиты, банковские вклады и кредиты правительств иностранных  государств, выданные под гарантии правительства Российской Федерации.

Фактически под прочими  инвестициями в российской статистике следует понимать ссудные инвестиции. В последние годы в мировой экономике прослеживается устойчивая тенденция к росту ссудных инвестиций. Как показывает мировой опыт, практически ни одно государство в мире при создании развитой рыночной экономики не могло обойтись без внешних заемных финансовых ресурсов.

В современном мире экспорт  ссудного капитала осуществляется как  по государственной, так и по частной  линии, на двусторонней и многосторонней основе, на льготных и коммерческих условиях. По целевому назначению это  могут быть официальная государственная  помощь развитию, кредиты на осуществление  конкретных инвестиционных проектов, техническая помощь, экспортные кредиты, облигационные займы и др.

Большая часть ссудных  инвестиций приходится на международные  финансовые организации (МБРР, МВФ, МАР, МФК, ЕБРР, АзБРР И ДР.), крупные коммерческие банки и банковские консорциумы, национальные фонды экономического сотрудничества с зарубежными странами и др.

Как свидетельствует мировая  практика, более жесткие условия  займов и кредитов предлагают частные  банки и государственные организации  при кредитовании экспортных поставок. С точки зрения обычных коммерческих условий (срок кредита, льготный период, уровень процентной ставки) наиболее предпочтительными являются кредиты  международных финансовых организаций  и двусторонняя помощь развитию. Исходя из этого, в основном строится структурная  политика правительства России по привлечению  ссудных инвестиций.[3,стр.102]

 

 

 

 

 

 

          Глава 2. Анализ иностранной инвестиционной деятельности в РФ.

2.1. Факторы влияющие на инвестиционную ситуацию в России.

 Инвестиционный климат - это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых, климатических, природных, инфраструктурных и других факторов, которые предопределяют степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования.

Приток иностранного капитала в любую страну, а также эффективность  капиталовложений определяются преимуществами инвестиционного климата в данной стране.

Для активизации притока  иностранных инвестиций в российскую экономику необходимо создание благоприятного инвестиционного климата. Критерием  привлекательности национальной экономики  для иностранных инвесторов является уровень риска предпринимательской  деятельности и рентабельность инвестиционных проектов. При этом учитываются следующие  факторы:

- политическая стабильность;

- емкость и спрос внутреннего  рынка;

- доступ к природному  сырью;

- развитие правового регулирования  деятельности иностранных инвесторов  в стране;

- макроэкономическая политика  и перспективы экономического  роста;

- издержки производства;

- качество рабочей силы;

- кредитоспособность субъектов  хозяйственной деятельности.

Позитивными факторами, способствующими привлечению иностранных инвестиций в экономику России, являются:

- масштабы рынка, насчитывающего почти 150 млн. потенциальных потребителей; наличие относительно высококвалифицированной и дешевой рабочей силы;

- начавшийся экономический рост;

- сокращение бюджетного дефицита и снижение инфляции;

- осуществление налоговой реформы, предусматривающей снижение налогов с юридических и физических лиц;

- дальнейшая либерализация экономики в связи с вступлением в международные экономические и финансовые организации.

Сложившаяся к настоящему времени макроэкономическая ситуация способствует улучшению инвестиционного  климата. Сформировалась позитивная динамика ВВП и промышленного производства, укрепляется «реальная» платежеспособность предприятий, снижается убыточность  производства, улучшается внешнеэкономическая  конъюнктура для ряда отраслей экономики, развиваются процессы импорто-замещения.

Кроме того, Россия осуществила  ряд шагов, направленных на формирование благоприятного инвестиционного климата. Так, налоговая система РФ содержит меры, направленные на обеспечение  стабильности условий инвестиционной деятельности. В частности, налоговым  законодательством установлены  сроки вступления в силу федеральных  законов, актов законодательства о  налогах и сборах субъектов РФ и актов представительных органов  местной власти, что исключило  их вступление в силу задним числом.

С целью повышения уровня стабильности инвестиционного процесса также установлено: ставки ввозных  таможенных пошлин на одни и те же товары не могут изменяться чаще, чем один раз в шесть месяцев; единовременное изменение ставок ввозимых таможенных пошлин не может превышать 10 процентных пунктов или эквивалентного абсолютного  значения; национальная система преференций  пересматривается не чаще, чем один раз в год, а изменения вступают в силу не ранее, чем через 90 дней после их официального опубликования.

Но за последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые желали вложить средства в российские предприятия, но были вынуждены отказаться от этого. Причинами отказа стали:

- высокие издержки и,  как следствие, неконкурентоспособность  производства в России;

- сложные и запутанные  способы регистрации инвестиций  в российские предприятия;

- неуступчивость российских  партнёров, а также их неадекватная  оценка вклада российской стороны;

- резкое расхождение между  словами и делами российских  руководителей и чиновников (почти  все компании жалуются на то, что на встречах с российскими  руководителями высокого уровня  – членами правительства, министрами, руководителями субъектов Российской  Федерации – их заверяют в  том, что им предоставят помощь  в решении возникших проблем,  но когда дело доходит до  непосредственных исполнителей, движение  полностью останавливается);

- неготовность руководителей  российских предприятий к конкретным  действиям и сотрудничеству с  иностранными инвесторами, низкий  уровень менеджмента. 

Крайне острой проблемой  стало регулирование таможенного  режима в России. В настоящее время  ряд иностранных компаний, реализующих  импортозамещающие проекты, столкнулись  с ситуацией, в которой действующие  ставки таможенных пошлин на сырьё, комплектующие  и готовую продукцию делают производство в России нецелесообразным.[8,стр.98]

Неблагоприятный инвестиционный климат имеет для страны, принимающей  инвестиции, реальное денежное выражение, в котором исчисляются материальные потери вследствие недополучения значительных инвестиций и низкой эффективности «работающих» капиталовложений.

Для потенциальных инвесторов в России при анализе политической ситуации решающую роль играет политика государства в отношении иностранных  инвестиций, вероятность национализации иностранного имущества, участие страны в системах международных договоров  по различным вопросам, прочность  государственных институтов, преемственность  политической власти, степень государственного вмешательства в экономику и  т.д.

На инвестиционном климате  отрицательно сказываются не только прямые ограничения деятельности иностранных  фирм, содержащиеся в законодательстве, но и нечёткость и особенно нестабильность законодательства принимающей стороны, поскольку эта нестабильность лишает инвестора возможности прогнозировать развитие событий, что снижает рентабельность вложений.

Высокие инвестиционные риски  и низкая норма рентабельности большинства предприятий реального сектора экономики делают его недостаточно привлекательным для иностранных инвесторов. Ставка рефинансирования (25%) несопоставима с уровнем рентабельности большинства предприятий реального сектора экономики.

Состояние инвестиционного  климата усугубляется низкими темпами  реструктуризации банковской системы, недостаточным объемом собственных  капиталов для кредитования даже среднесрочных инвестиций у большинства  выживших после финансового кризиса  банков.

Улучшению инвестиционного  климата будет способствовать создание банковской структуры, которая аккумулировала бы финансовое обеспечение государственных  гарантий. Такое структурное подразделение  может быть создано в составе  Российского банка развития. Банк развития, контрольный пакет акций  которого будет принадлежать государству, является специализированной финансовой структурой, предназначенной аккумулировать средства внутренних и внешних источников для развития реального сектора  экономики. [7,стр.187]

2.2. Структура иностранных  инвестиций по основным странам  инвесторам.

Для оптимизации притока инвестиций в Россию важно понимание того, представители каких государств сегодня наиболее активно вкладывают в нее капиталы, а также имеют  наибольший потенциал и склонность к росту прямых инвестиций.

 

 

 

 

 

Объем накопленных  иностранных инвестиций в экономике  России 
по основным странам-инвесторам

млн.долларов США

 

Накоплено на конец2010г.

В том числе

Справочно 
поступило 
в 2010г.

прямые

порт- 
фельные

прочие

всего

в % к 
итогу

Всего инвестиций1)

300106

100

116199

8920

174987

114746

из них по основным 
странам-инвесторам

253242

84,4

89913

7568

155761

93660

в том числе:  
Кипр

61961

20,7

44737

1732

15492

9003

Нидерланды

40383

13,5

22401

8

17974

10696

Люксембург

35167

11,7

661

203

34303

5374

Китай

27940

9,3

942

0,1

26998

7631

Германия

27825

9,3

9254

11

18560

10435

Соединенное Королевство (Великобритания)

21578

7,2

3501

4481

13596

40770

Ирландия

11488

3,8

568

4

10916

2557

Франция

10343

3,4

2922

28

7393

3702

Япония

9022

3,0

824

2

8196

1109

Виргинские (Британские) острова

7535

2,5

4103

1099

2333

2383

1) Включая инвестиции  из государств-участников СНГ.

Информация о работе Роль иностранных инвестиций в экономике России