Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 23:07, курсовая работа
Осуществляемые в нашей стране экономические реформы явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.
Введение……………………………………………………...…
стр.3
Глава 1. Малые предприятия в современной рыночной экономике………………….…………………..
стр.6
1.1 Сущность, понятие, функции малых предприятий в экономике государства……………………………………………
стр.6
1.2 Роль малых предприятий в экономике….…………………….
стр.9
1.3 Перспектива развития малого предпринимательства..…….
стр.12
Глава 2. Анализ проблем и перспектив развития малых предприятий в современной России……
стр.20
Глава 3. Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в России в условиях мирового кризиса……………….……………
стр.24
Заключение ..…………………………………………………..
стр.32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………
стр.34
Приложение 1…………………………………………………..
стр.36
Приложение 2…………………………………………………….
стр.37
Приложение 3…………………
Особенностью российского
В целом в российских условиях становление малого бизнеса как сектора экономики идет достаточно медленно. Это проявляется в том, что численность предпринимателей сокращается, часть малых предприятий утратила свои рыночные позиции, часть – перестала заниматься производственной деятельностью и переориентировалась на сферу торговли и обслуживания, а часть – перестала вообще функционировать12.
Между тем переход российской экономики на траекторию динамичного роста требует изменения пропорций в её секторах. Малый бизнес должен занимать более серьезные позиции, придавая на макроуровне недостающие российской экономике характеристики.
Это необходимо, так как малое предпринимательство способно при относительно небольших инвестициях стать хорошим «мотором» на микроуровне, который в сжатые сроки способен изменить институциональную и структурную несбалансированность на макроуровне.
В нашей стране малые предприятия распределяются по видам экономической деятельности, среди которых: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыбоводство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, гостиницы и рестораны, транспорт и связь, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. В таблице 1 можно видеть данные по состоянию числа малых предприятий по видам экономической деятельности13. К сожалению полученные данные не позволяют в полной мере анализировать ситуацию сегодняшнего состояния малого бизнеса в России. Как известно экономика России испытывает влияние нового витка мирового финансового кризиса и, разумеется, что он оказывает существенное влияние на состояние малого предпринимательства.
Однако согласно данным РосГосСтата с января по октябрь 2011 года было зарегистрировано 361590 малых предприятий, а ликвидировано за аналогичный период времени 300157 организаций (приложение 1). Больше всего в стране было зарегистрировано предприятий по оптовой и розничной торговле; ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 154801 малое предприятие. Стоит заметить, что в сфере производства зарегистрированных предприятий значительно меньше. Это говорит о том, что у нас в России производится значительно меньше, чем продаётся, получившуюся разницу замещает импорт. Особенно неутешительно выглядят данные по сельскому хозяйству, сельское хозяйство сегодня в России до сих пор подразумевает под собой огромное количество рисков и вместе с тем убытков, да ещё и конкуренция со стороны зарубежных производителей значительно усугубляет ситуацию, что существенно оказывает влияние на желание предпринимателей заниматься именно сельскохозяйственной деятельностью. Хотелось бы заметить, что в последнее время существенно возросло количество организаций осуществляющие операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, а это 65903 предприятий, что больше, чем в сельском хозяйстве (6953 малых предприятия) и строительстве (35779). Хорошо это или плохо можно судить по-разному, с одной стороны это доходы в бюджет от налогов и сборов, с другой такое огромное количество предприятие настроило рынок недвижимости на “свою волну” и сделало цены на жилплощадь просто не доступными для граждан со средним достатком, между тем жилищная проблема сегодня до сих пор остаётся в нашей стране актуальной. Вывод можно сделать такой: у нас в стране много продаётся, но мало производится, многие предприятия разорились в начале 90-х годов потому, что их продукция оказалась неконкурентоспособной из-за хлынувшего в страну потока импорта, да и на мировом рынке наша продукция не могла конкурировать. Состояние сельское хозяйства плачевное, у нас в стране занятие сельским хозяйством просто убыточное. Здесь есть много факторов: климат, технологии, слабая поддержка государства, инфляция и т.п. Сельское хозяйство подразумевает под собой огромное количество рисков, за то при работе с недвижимостью риски минимальны, да это дело более доходно, нежели сельское хозяйство, деньги на недвижимости заработать можно проще и больше.
Сегодня перед государством стоит задача развития производства и поддержки малого бизнеса. Малый бизнес не должен быть сосредоточен в только крупных городах страны. Россия имеет огромные природные ресурсы, но использует их нерационально, либо не использует вообще. С такими природными богатствами и при грамотной экономической стратегии Россия имеет все шансы стать богатейшей страной в мире и с самой высокоразвитой экономикой. Мировой финансовый кризис серьёзно осложнил экономическую обстановку в стране.
Глава 3. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО КРИЗИСА
Причина современного мирового финансового кризиса, заключается в том, что послевоенная мировая экономическая система базировалась на выполнении Соединенными Штатами функции центрального банка мира. Именно доллар был и остается сейчас главной расчетной валютой в международной торговле. И пока доля США в общем объеме мирового ВВП доминировала, а размер международной торговли был относительно незначительным, доллар уверенно выполнял функцию средства платежа.
Статус центрального банка мира позволял США получать доход. Выпуская в обращение ничем не обеспеченные денежные знаки, американское правительство и все физические и юридические лица Соединённых Штатов могли приобретать товары и услуги практически в любой стране мира14.
На сегодня, после реализаций так называемого плана спасения экономики министра финансов США Полсона, долг правительства США превысил 15,03 триллиона долларов.
Уменьшение надежности доллара США как средства платежа и средства сбережения неизбежно ведет к параличу всей системе международных расчетов. Возможно существенное сокращение объемов международной торговли - как следствие падения спроса на основные виды ресурсов и рост экономического кризиса в большом количестве стран, экономика которых в большей степени зависит от экспорта сырьевых ресурсов. Это во многом касается и России, с ее бюджетом основанном на цене за баррель нефти.
Так, по мнению аналитиков, России, как и другим развивающимся рынкам, еще предстоит «новая волна» мирового финансового кризиса.
При этом делается упор на то, что выйти из кризиса в одиночку невозможно, только совместные усилия помогут преодолеть скопившиеся проблемы. Не случайно в мире собираются представители разных стран, то в формате «восьмерки», то «двадцатки», то 27 стран ЕС для обсуждения совместных действий15.
Не смотря на всю серьезность ситуации, если говорить о России, то сравнивать нынешнюю ситуацию с дефолтом 1998 года нельзя, за прошедшие тринадцать лет многое изменилось. Тогда Россия была практически нищей, обремененной долгами и невозможностью их возвращения. Сегодня страна признана примерным заемщиком, поскольку она расплатилась с внешними долгами, создала огромные золотовалютные резервы и стабфонд. С другой стороны, за эти годы российский бизнес стал более открытым, а финансовая система страны – либеральной. Капиталы спокойно перемещаются через границу в обоих направлениях, на фондовые биржи страны приходят иностранцы, российский бизнес привычно берет кредиты на Западе. Причем, привык это делать в таком количестве, что сейчас, когда западные банки оказались некредитоспособными, российский бизнес испытывает острый дефицит ликвидности. Такая же ситуация сейчас – практически на всех развивающихся рынках.
Так финансовый кризис в Российской Федерации повлиял на доступность кредитных ресурсов для малого и среднего бизнеса, реализацию инвестиционных проектов, а также на потребительскую активность населения, что также негативно сказывается на малом и среднем бизнесе. Однако мнению экспертов в условиях мирового кризиса малый бизнес России испытывает меньшее давление финансового кризиса при осуществлении производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности по сравнению с крупными и средними предприятиями. Учитывая периодизацию проявлений кризиса, можно констатировать, что российская экономика находится на первом-втором этапе. Ряд экспертов считает, что сложности в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности у малых предприятий начинаются на четвертом-пятом этапе16.
Между тем присущие мелким предприятиям
гибкость, простота и дешевизна управления,
способность содействовать
В то же время для мелких предприятий характерны такие слабости как чрезмерная зависимость от внешней среды, неустойчивость, особенно к финансовым потрясениям, недостаток ресурсов, сложности со сбытом продукции и т.п. Очевидно, что продолжающийся мировой финансовый кризис в большей степени окажет негативное влияние на ситуацию в сфере предпринимательства но особенно это коснется малого бизнеса.
Из-за девальвации рубля, произходившей с начала августа 2008 года по начало февраля 2009 года, в крайне тяжелом положении, в то время, оказался торговый сектор экономики, особенно его малые сегмент. Были нарушены связи между производителями товаров и торговыми организациями, особенно связанные с импортом товаров народного потребления, привычные схемы товаропотоков перестают функционировать.
Ощущалась нехватка оборотных средств, прежде всего у торговых предприятий. По данным экспертов, средняя обеспеченность ими даже в г. Москве снизилась в 2-3 раза. Как следствие, магазины нередко вынуждены были торговать тем, что производители или оптовики поставляют с отсрочкой платежа до реализации.
Действующая отечественная система безналичных расчетов все еще имеет много недостатков, а товарный бартер в сфере малого бизнеса практически не развит. Это существенно снижает возможности выживания предпринимательских структур и малых предприятий в условиях возрождающегося кризиса.
В целом недостаток финансовых ресурсов – одна из важнейших проблем малых предприятий в условиях кризиса. Более того, банкам не выгодно выдавать небольшие кредиты (а именно такие кредиты требуются малым предприятиям), в пределах 200 - 300 тысяч руб. Затраты на изучение деятельности потенциального крупного заемщика и малого предприятия практически одинаковы, а доход банка будет существенно различаться. При этом такие широко распространенные за рубежом направления финансовой поддержки малого бизнеса, как микрофинансирование, финансовый лизинг, кредитная кооперация в нашей стране практически не получили развития17.
Ниже в таблице 2 приведены Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации (приложение 2).
По состоянию на 1 июля 2011 года в России было зарегистрировано 231,2 тыс. малых предприятий, что на 5,3% больше, чем по состоянию на 1 июля 2010 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей увеличилось на 7,0 ед. и составило 161,8 ед.
Рост числа малых предприятий, как в абсолютном значении, так и в расчете на 100 тыс. жителей, зафиксирован в пяти федеральных округах. Наибольший рост отмечен в Северо-Западном федеральном округе (на 15,6% или 32,9 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей), Уральском федеральном округе (на 15,6% или 20,3 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей) и Сибирском федеральном округе (на 9,1% или 13,9 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей). В меньшей степени количество малых предприятий выросло в Северо-Кавказском федеральном округе (на 6,1% или 2,0 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей) и Центральном федеральном округе (на 4,0% или 0,7 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей).
В Приволжском федеральном
Сокращение показателя наблюдалось в Южном федеральном округе (на 2,5% или на 4,5 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей) и Дальневосточном федеральном округе (на 2,8% или 0,6 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа)18.
По итогам января-июня 2011 года среднесписочная численность занятых на малых предприятиях (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране выросла на 4,1% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и составила 5 808,0 тыс. человек. Удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых за этот период увеличился на 0,52 п.п. и составил 12,5% (приложение 3).
Количество занятых на малых предприятиях выросло в шести федеральных округах. Наибольший рост отмечен в Дальневосточном федеральном округе (на 12,2%) и Уральском федеральном округе (на 10,1%). При этом доля работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых в рассматриваемых округах выросла на 1,49 п.п. и 0,92 п.п. соответственно.
В меньшей степени показатель вырос в Северо-Кавказском федеральном округе (на 7,7%), Сибирском федеральном округе (на 7,3%), а также в Центральном федеральном округе (на 5,7%) и Приволжском федеральном округе (на 1,0%).
В Южном федеральном округе среднесписочная численность занятых на малых предприятиях сократилась на 1,0%, в Северо-Западном федеральном округе – на 0,9%. [13].
По итогам первого полугодия 2011 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в целом по стране наблюдался рост количества малых предприятий, среднесписочной численности занятых на малых предприятиях, а также оборота малых предприятий. При этом объемы инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ в рассматриваемом периоде сократились.
На 1 июля 2011 года количество зарегистрированных малых предприятий в целом по России увеличилось по сравнению с 1 июля предыдущего года на 5,3%, среднесписочная численность занятых на малых предприятиях выросла на 4,1%, а удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых достиг уровня 12,5%. Объем оборота малых предприятий с учетом ИПЦ вырос на 10,2%. На фоне положительной динамики указанных показателей объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ в первом полугодии 2011 года оказался на 6,1% ниже показателя за аналогичный период прошлого года.
Итоги деятельности малых предприятий в январе-июне 2011 года в региональном разрезе можно рассматривать как позитивные. В 51 регионе увеличилось количество зарегистрированных малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей; увеличение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях отмечено в 49 регионах; объем оборота малых предприятий с учетом ИПЦ вырос в 68 регионах; инвестиции в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ выросли в 48 регионах19.
Еще одним аспектом, затормаживающим развитие малого бизнеса, можно рассматривать закоррумпированность органов власти и чиновничьего аппарата.
С 2009 года радикально усилена деятельность по предотвращению и пресечению действий чиновников, направленных на коррупционное вмешательство в дела малого бизнеса. Усилена борьба с этими явлениями со стороны прокуратуры, Федеральной антимонопольной службы, Счетной Палаты.
Продолжается работа по устранению законодательно установленных в прошлые годы излишних административных барьеров. С 1 июля 2009 года вступил в силу Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которым закреплен принцип уведомительного начала предпринимательской деятельности для 13 видов бизнеса, подавляющее число предприятий в которых – это субъекты малого и среднего предпринимательства. В этих же сферах легче всего начать собственное дело тем, кто остается без работы. Проверки малых компаний осуществляются не чаще, чем 3 раза в год, а внеплановая проверка - только с санкции прокурора20.
Вместе с тем, следует отметить, что разрабатываемые планы по поддержке малого бизнеса пока ориентированы абстрактно на весь данный сектор. При этом совершенно не учитываются социально-организационные различия в среде малых предприятий. Например, помощь предприятиям, созданным представителями социально-уязвимых групп населения (инвалидами, женщинами, молодежью), мелким фирмам, экспортирующим свою продукцию, инновационному бизнесу в условиях кризиса должна быть более конкретной, точечно целенаправленной. Таким предприятиям должны предоставляться специфические налоговые льготы, а, возможно, и льготные кредиты на инвестиции в основные фонды, на модернизацию оборудования, устанавливаться ускоренные амортизационные списания и т.п.