Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 15:20, творческая работа
Главными задачами России в 1998 году стала гармонизация отношений со странами Запада и США, участие в деятельности международных организациях, а также укрепление своих позиций на постсоветском пространстве. Становление двухстороннего диалога с независимыми государствами, ранее состоявшими в Советском Союзе, стало наиболее болезненным и трудным курсом внешней политики Российской федерации 1991-2000 годах.
Россия на пороге XXI века внешняя политика.
Выполнила: студентка 301 гр
Полякова Любовь
Внешняя политика
Главными задачами России в 1998 году стала гармонизация отношений со странами Запада и США, участие в деятельности международных организациях, а также укрепление своих позиций на постсоветском пространстве. Становление двухстороннего диалога с независимыми государствами, ранее состоявшими в Советском Союзе, стало наиболее болезненным и трудным курсом внешней политики Российской федерации 1991-2000 годах.
В этот период значительно обострилась борьба за лидерство в процессах интеграции бывших союзных республик. Особое сопротивление было оказано в вопросах создания единого торгового и экономического пространства. Все конструктивные предложения российского правительства рассматривались как попытка посягательства на государственную независимость.
Россия и государства-участники
СНГ.
В 1994-1997 гг. важнейшей задачей Российской Федерации во внешнеполитической сфере стало разрешение наиболее трудных и болезненных проблем в отношениях с новыми независимыми государствами на постсоветском пространстве. В 1994 г. в рамках СНГ наметились объективные тенденции к большему экономическому и политическому сотрудничеству. Вместе с тем, обострилась борьба за лидерство в интеграционных процессах между бывшими республиками Советского Союза.
Главным направлением сотрудничества России со странами СНГ явилось налаживание двусторонних отношений. В октябре 1994 г. на очередном саммите лидеров СНГ было принято решение о создании Межгосударственного экономического комитета и о формировании Таможенного союза государств-участников Содружества.
Значительными усилиями отмечена была политика России по укреплению безопасности в рамках СНГ и проведению миротворческих операций. Так, 21 июля 1994 г. состоялось подписание российско-молдавского соглашения о прекращении боевых действий в Приднестровье и разводе противоборствующих группировок. А 8 мая 1997 г. при гарантии России и Украины лидеры Молдавии и Приднестровья подписали в Москве Меморандум об основах нормализации отношений.
При посредничестве России летом 1997 г. состоялись прямые переговоры лидеров Грузии и Абхазии в связи с урегулированием грузино-абхазского конфликта, а также прошло подписание Соглашения о прекращении боевых действий и формировании комиссии по национальному примирению в Таджикистане. Велико значение России в обеспечении охраны внешних границ СНГ, в том числе в Средней Азии.
К концу 1997 г. межгосударственными органами СНГ было подготовлено и подписано около 800 принципиальных межгосударственных документов. В рамках структур СНГ, помимо 10 уставных органов межгосударственного сотрудничества, действует около 60 отраслевых интеграционных структур.
РФ и ближнее зарубежье
Несмотря на обобщенности интересов и задач, с 1993 года в отношениях между странами постсоветского пространства и Россией появились первые противоречия. В первую очередь, они касались раздела имущественной базы Советской армии.
Попытка создание единого войска СНГ потерпели крах. Вопрос раздела Черноморского флота стал предметом раздора с властями Украины. Договоренности были достигнуты только в 1997 году, когда правительство России вынужденно пошло на ряд существенных уступок.
Напряженность в отношениях с Украиной возникла и вопросе отказа от ядерного оружия. Киев долго оттягивал сдачу ядерного потенциала, который размещался на территории Украины. Только в 1994 году между США, Украиной и Россией был заключен трехсторонний договор о разоружении.
Дружеские отношения были установлены с Беларусью. С государством было создано единое экономическое пространство, заключены договора, которые исключали возможные конфликты в сфере международного содружества. Во второй половине 90-х годов правительства двух стран рассматривали вариант возможного объединения в единое союзное государство.
Отношения России со странами дальнего зарубежья
С конца 1993 г. политическое руководство РФ все чаще заявляет о России как о великой державе, которая имеет самостоятельные национальные и геополитические интересы на международной арене. Проявлением этой тенденции стало укрепление отношений России со странами Азии, и прежде всего Китаем, Индией, Южной Кореей, восстановление полноценных отношений с Вьетнамом, расширение контактов со странами Ближнего и Среднего Востока и даже с Латинской Америкой.
В результате 1995-1996 гг. прошли под знаком острого политического диалога России с лидерами Запада по проблеме расширения НАТО на Восток. В итоге 27 мая 1997 г. в Париже состоялось подписание договора об особом партнерстве нашей страны с НАТО. А в июле 1997 г. на сессии Совета Североатлантического договора было принято принципиальное решение о присоединении Польши, Чехии и Венгрии к составу членов НАТО к весне 1999 г.
В связи с этим Россия предпринимает усилия для активизации своей политики на международной арене, которые позволили бы ей обеспечить собственную безопасность в новых условиях. Ельцин предложил создать Совет лидеров России, Франции и Германии - большую европейскую "тройку", к которой, возможно, присоединится и Великобритания. Таким образом, в 1996-1997 гг. внешняя политика России все более дистанцировалась от Вашингтона и на глобальном уровне происходила ее переориентация на роль ведущей евроазиатской державы, являющейся ключевым звеном в развитии новых отношений ведущих индустриальных государств Европы и Азии.
РФ и дальнее зарубежье
Россия, обладавшая статусом правонаследника СССР, в первой половине 90-х годов вынуждена была налаживать международные связи, которые были разорваны в период «холодной войны». В 1992 году между РФ и США была ратифицирована Декларация о завершении «холодной войны» Государства обязывались не рассматривать друг друга в качестве противников.
В 1994 году были подписаны договора о частичном разоружении, значительно сокращался ядерный потенциал мировых держав, в том числе и Российской Федерации. В 1996 году РФ стала членом Совета Европы. Однако, не смотря на заметное потепление в отношениях, в 1997 году между Россией и европейскими государствами возникли первые противоречия.
Российское правительство не поддерживало вступление некоторых восточных европейских государств (Польши, Чехии) в НАТО. Разногласия значительно усилились после ввода вооруженных сил НАТО на территорию Сербии.
В противовес натовским войскам, правительство РФ инициировало создание объединенной военизированной структуры с государствами постсоветского пространства.
Несмотря на то, что такая армия все же не была создана, Европа отреагировала весьма категорично: МВФ отказывался вести дальнейшую политику кредитования с РФ, было приостановлено членство в Совете Европы. Официальным объяснением таких жестких санкций было обвинение в нарушении прав и свобод человека в Чечне русским правительством.
Существенно усугубил кризис в дипломатических отношениях и косовский конфликт в первой половине 1990 года. Это стало первым крупным противостоянием России и НАТО с момента окончания «холодной войны».
Информация о работе Россия на пороге XXI века внешняя политика