Рынок труда в системе рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - на основании литературных источников выявить положительные и отрицательные тенденции белорусского рынка труда, изменения структуры занятого и незанятого населения по стране, разработка предположений по совершенствованию современной модели рынка труда. Задачами данной курсовой работы являются рассмотрение теоретических основ рынка труда, его структуры, основных элементов, механизма его функционирования.

Содержание

Введение
1.Рынок труда в системе рыночных отношений
1.1 Понятие, сущность рынка труда
1.2 Структура и функции рынка труда
2. Виды рынка труда
3. Особенности рынка труда
Заключение
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

 

Трудовой кодекс Республики Беларусь  призван решать следующие  задачи:  
• регулирование трудовых и связанных с ними отношений;  
• развитие социального партнерства между нанимателями (их объединениями), работниками (их объединениями) и органами государственного управления;  
• установление и защита взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей.

 

Важным регулирующим документом является Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины», в котором закреплен порядок контрактной формы найма.

 

Данные документы определяют правовые координаты, в которых республиканскими органами государственного управления осуществляется регулирование рынка труда и занятости населения. Важнейшие параметры и основные целевые показатели в этой сфере обосновываются в пятилетних программах и годовых прогнозах социально-экономического развития страны, в годовых государственных программах занятости населения. Система мониторинга рынка труда Республики Беларусь при Департаменте по занятости Министерства труда и социальной защиты отслеживает выполнение прогнозных параметров по таким блокам, как демографическая ситуация, состояние рынка труда, деятельность государственной службы занятости, безработица и меры по ее регулированию.

 

Рынок труда и сфера занятости, отражая многие противоречия переходного периода, сегодня испытывают большое влияние специфики трудовых отношений, сформировавшихся в условиях КАС. Развитие трудовых отношений до начала переходного периода характеризуется некоторыми особенностями.

 

1) Гарантированная занятость  и отсутствие у занятых в  народном хозяйстве конкуренции  со стороны безработных приводило  к снижению производительности  и мотивации труда, потере стимулов  к повышению квалификации и  качества работы.

2) Государство, являясь собственником подавляющей части средств производства, было практически единственным работодателем и монопольно устанавливало цену труда,

Ставки заработной платы  определялись централизованно, в административном порядке.

3) Не предусматривалась  дифференциация ставок заработной платы в зависимости от результатов, вызванных процессом инвестирования в человеческий капитал.

4) Высокий уровень  монополизации экономики в сочетании  с отсутствием рынка жилья,  административными ограничениями  на переезд в другие города (институт прописки) и внеэкономическим закреплением работников на предприятии (очередь на жилье и т.п.) приводил к ограничению мобильности рабочей силы.

5) Социалистическая экономика  характеризуется деформированной  структурой занятости - в промышленности и сельском хозяйстве занято избыточное количество рабочей силы. Этому способствует медленный рост производительности труда и политика, направленная на приоритетное развитие тяжелой промышленности и сельского хозяйства.

6) Существующие механизмы  разрешения социальных конфликтов были неэффективны. Профессиональные союзы существовали, но входили в структуру государства или партийного аппарата и не представляли интересы рабочих.

7) Крайне ограничены  возможности миграции за пределы  страны. Как известно, излишек рабочей силы в одной стране может быть продуктивно использован в другой на рабочих местах, которые местное население занимает неохотно.

8) В течение ряда  лет применялись массовые формы  принудительного труда.

9) Избыточный спрос  на рабочую силу со стороны государственных предприятий и так называемый дефицит рабочей силы, вопреки экономическим законам, искусственно создавался административными методами .

 

Неизбежным результатом  приватизации, структурных преобразований и сокращения численности работников, бывших государственных предприятий стала безработица, которая буквально за несколько лет превратилась в одну из самых острых проблем в странах с переходной экономикой. Численность зарегистрированных безработных в большинстве государств Центральной и Восточной Европы составляет 10-15%. Исключение составляют Чехия, Россия и Беларусь, в которых уровень безработицы остается относительно невысоким. Для нашей страны это связано, в первую очередь, с несовершенством статистического учета, а также низкими темпами проведения реформ и структурных преобразований, широким распространением практики придерживания рабочей силы государственными предприятиями.

 

Скрытая безработица, составляющая по некоторым оценкам до 20 % от общей  численности занятых оказывает  негативное воздействие на многие стороны хозяйственной жизни: способствует сохранению низкого уровня заработной платы и нерациональной экономической структуры, сковывает инициативу работников и т.д.

 

Еще одна тенденция - значительный рост числа уволившихся по собственному желанию (более 78% от общей численности, уволенных в 2009г.). Причины, побуждающие людей увольняться по собственному желанию, все больше приобретают экономическое содержание. Вынужденная неполная занятость, постоянные административные отпуска (часто без сохранения заработной платы) являются основными факторами, обусловливающими добровольный уход работников с предприятий и организаций в поисках стабильного места работы и нормального заработка.

 

Рынок труда представляет собой такую сферу рыночной экономики, где наиболее ярко прослеживаются ее недостатки, приводящие к дисбалансам и необходимости государственного регулирования. Стихийный рынок вытесняет из конкурентной борьбы за рабочие места социально незащищенные группы населения (молодежь, не имеющую профессионального образования и стажа работы, лиц с ограниченной трудоспособностью, женщин, вынужденных значительную часть времени и сил отдавать семье, пожилых людей). Целые отрасли и отдельные профессии могут оказаться «нерыночными», т.е. не приносящими прибыли и соответственно невостребованными рыночной экономикой.

 

Цель регулирования  рынка труда в переходной экономике  заключается в содействии расширению спроса и поддержке эффективного предложения рабочей силы, с тем  чтобы: развить трудовые ресурсы  и приспособить их к структурным изменениям для улучшения возможностей экономического роста; содействовать социальному равенству путем улучшения как способности к занятости, так и возможности для занятости в первую очередь для социально незащищенных групп населения; стимулировать занятость в период экономического спада.

Во всех странах политика, проводимая на рынке труда, подразделяется на пассивную и активную. Пассивная  политика регулирования рынка труда  включает следующие меры:

- регистрацию ищущих работу;

- определение размера пособий по безработице и организацию системы их выплат;

- осуществление неденежных форм поддержки безработных и членов их семей и т.п.

 

Одной из самых распространенных форм пассивной политики занятости  являются программы страхования  от безработицы, широко применяемые в странах с переходной экономикой.

 

Сокращение безработицы  и достижение более полной занятости  в переходной экономике требует  проведения активной политики на рынке  труда. Основная ее цель - ускорение  процесса структурной реорганизации, а также предотвращение, уменьшение длительности и снижение уровня безработицы.

 

Активная политика на рынке труда нацелена на повышение  конкурентоспособности работника  в борьбе за рабочее место путем  обучения, переподготовки, содействия самозанятости, индивидуальной трудовой деятельности, т.е. на проведение «профилактики» безработицы и ее массового распространения. Она представляет собой комплекс мер, осуществляемых сетью специальных государственных учреждений и нацеленных на поддержание занятости, повышение мобильности рабочей силы, создание новых рабочих мест, а также содействие более быстрому возвращению безработных к активному труду.

 

Одним из эффективных  направлений активной политики на рынке  труда является целенаправленное воздействие  на развитие важнейшего института рынка труда - службы занятости. Основная ее задача состоит в повышении эффективности функционирования рынка труда путем распространения информации, позволяющей сократить время поиска вакансий безработными и работников предпринимателями; способствующей найму работников, наиболее соответствующих требованиям работодателей; позволяющей работникам найти место с подходящими условиями труда и уровнем заработной платы.

 

Для устранения несоответствия структуры свободных рабочих  мест и временно незанятой рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе необходима своевременная и соответствующая потребностям производства профессиональная подготовка и переподготовка безработных и работников, находящихся под угрозой увольнения.

В условиях характерного для стран с переходной экономикой высокого уровня трудовой активности при низкой заработной плате и отсутствии стабильного роста свободных рабочих мест особый интерес представляет развитие самостоятельной занятости.

 

В Республике Беларусь, согласно Положению «О содействии Государственной службой занятости безработным в организации самостоятельной занятости», безработный, изъявивший желание организовать свое дело, имеет право на обучение основам предпринимательства, получение субсидии в размере 25 минимальных заработных плат и ссуды из средств Государственного фонда содействия занятости на срок не более 18 месяцев. Как указано в Положении, размер ссуды определяется социальной значимостью организуемого вида предпринимательской деятельности, содержанием технико-экономического обоснования, наличием средств фонда занятости на эти цели и не может превышать 150 минимальных заработных плат.

 

В условиях растущей безработицы  особое место занимает организация  общественных работ. Данные программы  представляют безработным общественные виды деятельности без специальной профессиональной подготовки. Они призваны улучшать материальное положение слабо защищенных групп населения, а также морально поддерживать их во время переходного периода, пока не появятся новые рабочие места.

 

Основные документы, соответственно которым осуществляется регулирование  рынка труда в Беларуси, являются: Конституция Республики Беларусь, Закон  Республики Беларусь, трудовой кодекс Республики Беларусь, коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка, трудовые договоры.

 

Республика Беларусь признаёт приоритет общепризнанных принципов международного права  и обеспечивает соответствие им законодательств  о труде.

 

В документы и нормативные  акты, регулирующие функционирование рынка труда, вносятся своевременные изменения и дополнения в соответствии с проводимой государственной политикой, такие как Закон Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» и Закон Республики Беларусь от 15 июля 2008 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной службы». 

 

Состояние рынка труда  в Республике Беларусь

Среди важнейших проблем  развития рынка труда в РБ следует  назвать

1) определение масштаба  массовых увольнений и разработку  политики, призванной снизить их  негативное воздействие.

2) перемещение работников  из государственного сектора  в частный. Причем это происходит  на фоне одновременного массового  сокращения и создания рабочих мест в обоих секторах.

3) Несмотря на быстрый  рост, частному сектору до сих  пор принадлежала относительно  незаметная роль в поглощении  безработицы.

4) низкая степень информированности  безработных о вакансиях в  частном секторе и препятствия  для территориальной и профессиональной мобильности труда.

5) Практически во всех  отраслях экономики преобладающим  является государственный сектор, доля которого в структуре  спроса на рабочую силу составляет 66 % рынка свободных рабочих мест  и вакансий.

6) Характерной особенностью безработицы в странах с переходной экономикой является ее застойный характер, т.е. достаточно низкие показатели поступления и выбытия из состава безработных.

Одним из проявлений данной тенденции является увеличение средней  продолжительности нахождения без работы и формирование крупной прослойки хронически безработных - более 40 % от их общей численности.

7) Таким образом, продолжительность  безработицы в РБ быстро увеличивается,  что порождает порочный цикл: чем выше доля хронически безработных, тем ниже выбытие из состава безработных при данных уровнях безработицы и вакансий.

8) Относительно высокая  доля среди безработных лиц  квалифицированного труда и значительное  несоответствие с профессионально-квалификационной  точки зрения предложения рабочей силы и спроса на нее.

10) Уровень безработицы  среди молодежи во всех странах  с переходной экономикой очень  высок. Иногда он в 3-4 раза  превышает уровень безработицы  в целом по стране.

Информация о работе Рынок труда в системе рыночных отношений