Рынок труда и его значение для экономики страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой автор хотела бы раскрыть тему рынка труда, его значение для страны. А так же показать формы заработной платы и рассказать о проблемах рынка труда, именно в России. Так как на данный момент связь рынка труда и занятости населения в России сложны и противоречивы. Здесь проявляются как общие закономерности, имеющие место в разных странах мира, так и специфические для нашего государства процессы и явления.
По мнению автора, если бы не было рынка труда, то мы бы все остались на уровне обезьян или первобытных людей. Никогда бы не начался процесс эволюции, если бы мы обменивались кусками мяса динозавров за ту или иную услугу.

Содержание

Содержание:
1. Введение. страница 3
2.1. Рынок труда. Особенности рынка труда. страница 4
2.2. Заработная плата. Формы заработных плат. страница 6
2.3. Профессиональная структура рабочей силы страница 9
2.4. Значение рынка труда для экономики страны. страница 11
3. Заключение. страница ?
Список используемой литературы. страница ?

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая экономика.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)
 
 
  • контингент  населения, более или менее отстраненный от рынка труда. Это молодежь и  те, кто долгое время являлся безработным.»  (5, Интернет ресурс http://www.bankreferatov.ru/ )                                 

    Изменения в отраслевой структуре рабочей силы во многом предопределяют сдвиги в ее профессиональной структуре. Последние проявляются в изменении соотношения числа занятых по различным профессиям образовании новых и исчезновение старых профессий. Следует отметить, что существует тенденция о снижении в стране  хозяйственных профессий и увеличении доли работников сферы услуг, причем чем выше на ступеньку поднимается экономика страны, тем сильнее проявляется данная тенденция.

    Специалисты с нашей стране не являются самой  быстро растущей категории, так как  большинство получают образование  за рубежом. Несомненно что образование там достаточно на высоком уровне, но все таки в России применение тех знаний, разниться с практикой из-за несоответствия менталитете в первую очередь. Категория служащих является второй по степени  развитости. Усложнение общей системы хозяйственных связей рост информационных потоков вызвали необходимость анализа и обработки информации, что обусловило резкое увеличение численности служащих и их доли в занятом населении.

    Рабочие в промышленности, строительстве, в  транспортной системе являются самыми многочисленными в  профессиональной категории. Причем на основе технического процесса существенные изменения претерпевает и профессиональной состав индустриальных рабочих. Одновременно растет и численности доля квалифицированной рабочей силы.     

      «Сдвиги в структуре рабочей силы обуславливают  первоочередность решения проблемы профессиональной подготовки и переобучения кадров в стране, в соответствии с изменяющимся содержанием труда, массовым образованием новых профессий и специальностей.  России в связи с переходной экономикой в виде дефолта происходило массовой переобучение работников профессиям, пользующихся спросом в рыночной системе, такие как бухгалтер, аудитор т.д.» (5,134-135; Мировая экономика: Учебник, под редакцией доктора экономических наук, профессора Булатова А. С., Экономистъ, 2005 год, 734 страниц.)                                                 
 
 

5.1  Значение рынка труда для экономики страны. 

        Сегодня политика занятости в России направлена на помощь традиционным группам риска и лицам, которым грозит высвобождение с промышленных предприятий. Проблемы же наиболее ценной с точки зрения долговременной экономической отдачи части трудового потенциала остаются нерешенными. Тем временем обесценение и растрата человеческого капитала набирают силу в результате перехода квалифицированных работников на лучше оплачиваемую, но не требующую навыков и знаний работу, а также за счет “утечки мозгов”. Этот процесс усугубляется тем, что молодежь все чаще отдает предпочтение не получению образования и приобретению квалифицированных профессий, а примитивным видам занятий, быстро приносящих значительные доходы.

    Многие  выпускники вузов в течение длительного  времени лишены возможности трудоустройства  по специальности, многие же сами устраиваются на работу в коммерческие структуры. Этот процесс в большой степени  является отражением социально-экономической  дестабилизации. В здоровом обществе, где с высокой вероятностью можно на несколько десятилетий вперед рассчитать ожидаемые результаты того или иного выбора, значительная часть молодых людей предпочитает карьеру, приносящую скромные доходы на начальных порах, но гарантирующую устойчивый рост благосостояния по мере накопления знаний и опыта и соответствующего профессионального продвижения. В России же в условиях нестабильности преобладает ориентация на получение максимально возможных благ уже сегодня.

    Деградация  структуры занятости и оскудение человеческого капитала является, на мой взгляд, не менее важной проблемой, чем угроза массового всплеска открытой безработицы.

    По  анализу автора, благодаря данному учебнику, была произведена данная статистика:

«В России занятость в сельском хозяйстве вместе с лесным хозяйством уменьшилась с 1991г. по 1997 г. на 11 % , в промышленности  - на 34%, в строительстве – на 33 %. В сфере услуг, включая финансово – кредитную сферу, страхование, торговлю, общественное питание, снабжение, наблюдалась противоположная тенденция. В  первых двух сферах занятость увеличилась за 1991 – 1997 год на 77% ,а в остальных – на 55%. Произошло перераспределение занятости между секторами экономики. В 1997 году большая часть работающего населения (более 54%) была занята в негосударственном секторе. По статусу занятости население России распределялось в 1997 году следующим образом: работающие по найму – 95,2%, работающие не по найму 4,8%» (6,283; Мировая экономика: Учебное пособие для вузов  под редакцией доктора           экономических наук, профессора Николаевой И. П. третье издание, переработанное и дополненное, М - ЮНИТИ – ДАНА,2005 год, 510 страниц)

                              

      Рыночные  отношения в сфере труда находятся  в процессе становления.

Непосредственным следствием спада производства становится не рост безработицы, как это происходит в условиях развитого, эффективно функционирующего рынка труда, а нарастание внутрипроизводственной незанятости.

      Преобладание  нерегистрируемой и скрытой безработицы выдвигает на первый план проблему расчета ее уровня и структуры. Строить политику занятости исходя из официальных данных, отражающих лишь верхушку айсберга, нецелесообразно. В качестве методики исчисления фактического уровня безработицы можно, на наш взгляд, использовать сложный индекс. В состав индекса включены помимо официально зарегистрированных безработных также и фактически безработные, по тем или иным причинам не подлежащие регистрации, лица, занятые сокращенный рабочий день (неделю) или имеющие рабочее место, но из-за отсутствия работы не работающие, пассивно безработные. Уровень безработицы, рассчитанный по такой методике, в Великобритании, например, превышает официальный на 25%. В России расхождение с официальными данными должно быть, на наш взгляд, еще более значительным.

    Инфляция  и экономический хаос оказывают  двоякое воздействие на заработную плату: происходит дальнейшее снижение и без того низкой реальной заработной платы, особенно в государственном  секторе, и возрастает отрыв величины вознаграждения за труд от его результатов, качества и сложности. В результате заработная плата утрачивает свойственную ей в рыночной экономике функцию распределения труда между различными секторами экономики в соответствии со спросом. Это приводит к нарастанию диспропорций между структурами спроса на труд и его предложения в профессионально-квалификационном, отраслевом, территориальном и других аспектах. Консервации структурных диспропорций способствует искусственное поддержание завышенного спроса на рабочую силу.

    В сравнении со средствами, имеющимися в распоряжении центральной и  местной власти в развитых странах, финансовые, материальные и кадровые ресурсы, которыми располагают соответствующие  государственные органы в России для разработки и проведения политики занятости, крайне ограничены. Поэтому качественно иное значение приобретает правильный выбор приоритет.

    Преимуществом России по сравнению, например, со странами третьего мира, к которым она близка по ряду социально-экономических, экологических  и других параметров, является отвечающий мировым стандартам высокий уровень образовательного и профессионально-квалификационного потенциала населения. По качеству подготовки кадров по ряду профессий и специальностей (теоретическая физика, математика и др.) Россия до недавнего времени занимала одно из ведущих мест в мире. Однако быстрое снижение заработной платы и падение престижа большого количества профессий и специальностей, требующих труда высокого качества, приводит сегодня к тому, что страна теряет накопленный человеческий капитал.

    Не  возможно утверждать, что в нашей  стране все однозначно.    Если к примеру я в сознательном  возрасте  живя в СССР, то  по отработанной структуре, предвидела бы свое будущее, а именно - закончила бы школу, а затем поступила в институт на дневное отделение, закончила бы и только потом устроилась работать на завод, фабрику  или  в просто подобное заведение. То есть иными словами моя карьера и в принципе жизнь была предрешена и моего бы мнения никто не спросил – чего бы мне хотелось и так далее.

    На  данный момент я могу выбрать самостоятельно работу и то направление, которое  мне ближе. Я не утверждаю, что  именно это правильно и других мнений быть не должно. Я думаю, что  свобода выбора теперь есть у каждого  и «что делать? где работать? как  жить?» решает каждый сам. Например, я сейчас работаю в рекламном агентстве, куда меня взяли без опыта работы, но с огромным желанием работать и учиться чему-то новому. А так же есть возможность совмещать работу и учебу, так как субботняя форма обучения дает возможность самому развиваться и еще не мало важный фактор – оплачивать свое обучение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение.

    В заключении хотелось сделать определенные выводы:

На сегодняшний день главной проблемой занятости остается не безработица, а неэффективное использование трудоустроенной рабочей силы, в первую очередь находящейся в вынужденном простое. В связи с этим значительную часть населения беспокоит угроза потери работы.

    В настоящее время ситуация на рынке  труда приобретает новые черты. Во-первых, многолетняя скрытая безработица, которой сопутствует ею же обусловленный  дефицит рабочей силы, продолжается. И на данный момент очень сильно ощущается дефицит, взять любое объявление в Интернете на сайтах работы: «требуется персонал, желательно с опытом работы», вот именно что ЖЕЛАТЕЛЬНО, а не обязательно с опытом работы. Падение производства, с одной стороны, и низкая эффективность организации производства и труда с другой, увеличивают масштабы недоиспользования работников.

Во-вторых возникли существенные сбои в воспроизводстве  профессионально-квалификационной структуры  занятых. Не восполняется естественное выбытие рабочих старших возрастов  по многим профессионально-квалификационным группам. Тем самым ставится под угрозу развитие ведущих отраслей народного хозяйства прежде всего машиностроения. Как выпускались машины сорок лет назад, так и выпускаются на сегодняшний день, разве что немного изменяется внешний дизайн. В целом масштабы и уровень профессиональной подготовки рабочих массовых профессий не соответствует перспективным требованиям. Перераспределение занятых по отраслям (прежде всего возрастание удельного веса непроизводственной сферы), в целом необходимое и прогрессивное, не только превышает нынешние возможности народного хозяйства, но и нередко осуществляется нерационально (непомерно высокая доля охранных структур, нехватка учителей и медицинских работников).

     Автор считает, что рынку труда России не хватает квалифицированного и чуткого управления нашего правительства. Нерешение вопроса влекут за собой негативные последствия для динамики трудовых ресурсов и упадок страны в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Список используемой литературы. 
 

  1.  Курс экономической теории, учебник 5-ое дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2003 год. – 832 страниц.
 
  1.  Экономическая  теория: учебник,  3-е издание Юрайд  – Издат, 2005 год, 399 странниц, Е.Ф. Борисов.

   

  1. Мировая экономика: Учебник, под редакцией доктора экономических наук, профессора Булатова А. С., Экономистъ, 2005 год, 734 страниц.   
 

4    Мировая  экономика: Учебное пособие для  вузов  под редакцией доктора           экономических наук, профессора  Николаевой И. П. третье издание,  переработанное и дополненное, М - ЮНИТИ – ДАНА,2005 год, 510 страниц 

  1. Лекции  по экономике за 2006год, Пименов
 
 
 
 
 
 

Используемая  литература в Интернете. 
 

1 Интернет ресурс http://www.bankreferatov.ru/ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Рынок труда и его значение для экономики страны