Рынок труда и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:15, курсовая работа

Краткое описание

Преобладающая общность интересов «товара» рабочей силы и ее потребителей – экономики и государства – является важнейшей социально-экономической чертой рыночной экономики, создающий прочную гуманистическую основу развития народного хозяйства и всего общества. Несомненно, что организованный, во многом управляемый государством и поддерживаемый предприятиями товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйства народного хозяйства рынок труда является одним из ключевых, жизненно важных звеньев социально-экономической системы любой страны.

Содержание

Введение. 3
1. РЫНОК ТРУДА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ. 5
1.1. Роль рынка труда. 5
1.2. Структура и сущность рынка труда. 6
1.3 Регулирование рынка труда. 9
2. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ. 14
2.3 Причины, масштабы и формы безработицы. 18
Заключение. 20
Список используемой литературы. 22

Вложенные файлы: 1 файл

УП рынок труда.docx

— 33.20 Кб (Скачать файл)

Преобладающая общность интересов  “товара” рабочей силы и ее потребителей - экономики и государства - является важнейшей социально - экономической  чертой рыночной экономики, создающей  прочную гуманистическую основу развития народного хозяйства и  всего общества. Несомненно, что  организованный, во многом управляемый  государством и поддерживаемый предприятиями  товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйства  рынок рабочей силы является одним  из ключевых, жизненно важных звеньев  социально - экономической системы  любой страны.

Конечной целью рынка  труда является, во-первых, удовлетворение профессионально - трудовых и жизненных  интересов экономически активного  населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства  нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности  в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.

1.3 Регулирование рынка  труда.

Современный рынок труда  испытывает на себе ощутимое государственное  воздействие. Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму  трудовых отношений. Оно не только предъявляет  спрос на рабочую силу в государственном  секторе экономики, но и регулирует его в частном секторе, определяя  основные параметры найма в масштабах  национальной экономики. Большое влияние  на рынок труда оказывают государственные  социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и прочие.) Эти программы содействуют определенной стабилизации социально- экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного механизма. В результате появляется особый элемент цены труда, в прямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах.

Значительна и посредническо - вспомогательная роль государства на рынок труда. Оно частично берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют максимально быстрой адаптации последствий и меняющихся требований рынка.

Видное место в регулировании  рынка труда занимает биржа труда. Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и  предпринимателями при совершении сделки купли- продажи рабочей силы и регистрацию безработных. Первые биржи труда были открыты в первой половине XIX века. В России биржи труда возникли в начале ХХ века. Они создавались городскими управами в крупных промышленных центрах, таких как Москва, Петербург, Рига, Одесса. Наряду с биржами труда в России до 1917 года получили широкое распространение платные частные посреднические конторы. В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, так называемые бюро занятости, подчиненные министерством труда. В задачу государственного бюро занятости входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в- четвертых, профориентация молодежи. Деятельность бирж труда оказывает не очень большое влияние на рынок труда, направления выдаваемые биржами труда, не являются обязательными для предпринимателей. Многие предприниматели нанимают работников непосредственно через отделы кадров своих предприятий, что позволяет особенно квалифицированным работникам не пользоваться услугами бирж труда, а связываются напрямую с предприятиями. В середине 80-х годов в регулировании рынка труда произошли значительные изменения. Они связаны с практическим воплощением в жизнь теоретических концепций неоконсерватизма во многих развитых странах Запада. Теоретические взгляды неоконсерваторов исходят из того, что вследствие зарегулированности рынка труда он настолько потерял гибкость, что по существу перестал быть рынком. Ему присуще состояние хронического не равновесия, связанное с масштабным вмешательством регулирующих субъектов в его механизм.

В результате экономическая  жизнь стала характеризоваться  слабым повышением эффективности производства, устойчивой и массовой безработицей. Ситуация обострилась еще и потому, что новые формы и ускорение  научно- технического прогресса, структурная  перестройка экономики, обострение конкуренции на внутреннем и внешних рынках предъявили особые требования к совокупной рабочей силе, которая в новых условиях должна отличаться повышенной профессиональной, квалификационной и региональной, а также международной мобильностью. Такая мобильность, по мнению неоконсерваторов, немыслима в условиях “блокирования” рынка государством и профсоюзами. Выходом из положения является, как считают неоклассики, известное де регулирование, фексибилилизация рынка труда, т.е. повышение его гибкости, приспособляемости к современным требованиям, что не может быть достигнуто без существенного усиления конкурентного механизма. Фексибилилизация рынка труда предполагает введение гораздо более гибкой, чем прежде системы оплаты труда, которая должна базироваться не на методе аналитической оценки рабочих мест, который применялся в 60-80-х годов, а на принцип индивидуальных ставок заработной платы. Возрастет роль единовременных выплат, причем последние часто увязываются не с текущим трудовым вкладом работника, а с его общей компетентностью, потенциально возможными способностями и дифференциацией трудовых функций, ростом квалификации. Используются и такие формы материального вознаграждения, как участие в прибыли предприятия. Возрастает роль работника в свободном выборе форм оплаты труда, социальных выплат, продолжительности рабочего времени и форм занятости. Получают распространение нестандартные виды занятости - надомничество, временная работа по индивидуальному контракту, частичная занятость. В рамках де регулирования рынка труда все более отчетливо проявляются требования о пересмотре и частичном устранении законодательных положений, относящихся к регламентации этого рынка, равно как и об ослаблении системы социальных гарантий в целях восстановления на рынке конкурентных начал. Важнейшей формой регулирования рынка труда должно стать не трудовое законодательство, а индивидуальное трудовое соглашение.

Итогом фексибилилизации рынка труда не может быть тотальный демонтаж системы его регулирования и ликвидация социальных гарантий трудящихся, что неминуемо привело бы к серьезному обострению социальных отношений. Необходимо найти такой механизм функционирования рынка труда, который позволил бы с наибольшей оптимальностью сочетать экономическую эффективность с социальным прогрессом общества.

2.Занятость населения.

2.1 Причины, масштабы и  формы безработицы.

Безработица как экономическая  категория является отражением сложности процесса согласования предложения рабочей силы со спросом на неё. Этот процесс, если его рассматривать в масштабах страны, напрямую зависит от того, насколько обширна территория и как различаются в ней природно-климатические условия, какова структура экономики и какое место занимает в этой структуре промышленность, какими отраслями и темпами предприятий она преимущественно представлена. Среди других факторов в той или иной степени всегда фигурируют национальные традиции, но главную роль играет политическое устройство общества. Именно от последнего зависит, в какой степени при согласовании предложения и спроса учитывается специфика наёмного труда.

Таким образом, безработица  – это объективно существующий спутник  наёмного труда независимо от того, признаётся экономика рыночной или  нет и, соответственно, производятся либо нет официальная оценка численности  и регистрация безработных.

В политэкономии социализма и экономике труда всегда постулировалось, что труд рабочих и служащих лишь выглядит наемным по своей форме, но по сути в условиях общественной собственности на средства производства таковым быть не может и не является. Однако если непредвзято смотреть на развитие советской послевоенной экономики, становится очевидным наличие существенных элементов товарно-денежных отношений в движении рабочей силы, характерных именно для реального наёмного труда.

Эти элементы прослеживаются уже в самом акте найма и  увольнения рабочих и служащих. Предприятия  и организация в основном самостоятельно набирали рабочую силу преимущественно  из предлагаемой самими потенциальными работниками. Собственное желание было наиболее распространенной причиной ухода с места работы.

Важным элементом, характерным  для товарно-денежных отношений  в сфере найма и использования  рабочей силы, была дифференциация фактической заработной платы на однотипных производствах и однородных занятиях по типам городов: в крупных  городах она, как правило, была выше, чем в средних и тем более  малых.

Расширение масштабов  безработицы будет тесно связано  с заметным увеличением прежде всего незанятых, имеющих традиционные индустриальные рабочие профессии. В связи с увеличением молодёжных контингентов населения вполне вероятен также рост числа завершивших бощее образование, или впервые приступающих к профессиональной деятельности после окончания профессиональных учебных заведений всех уровней. Проблема безработицы из числа молодёжи приобретает ещё большую актуальность, чем прежде, наряду с возрастающим давлением на рынок труда незанятых, находящихся в возрасте 50-54 года, большую часть которых составляют женщины. Отметим, что трудоустройство безработной молодёжи – это тоже в значительной мере проблема женской безработицы.

Возможность обеспечения  более благоприятной ситуации на рынке труда - -в дополнительной мобилизации  внутренних финансовых резервов для  роста инвестиций и других средств, необходимых для увеличения числа  эффективных рабочих мест как на восстановительной основе, так и на основе озсдания новых мест в рамках структурной перестройки экономики, расширения спроса на отечественную продукцию. Целевое расширение спроса экономики на рабочую силу и изыскание дополнительных ресурсов для этого предполагают повышение приоритетности целей и задач политики занятости в принятии решений по макроэкономическому развитию.

 

Заключение.

Рынок труда является фундаментом  рыночной экономики. Он диктует свои непреложные законы. Эти законы достаточно просты. Они гласят, что заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума, что работающие по найму  должны иметь нормальную продолжительность  рабочего времени, что тот, кто оказался среди вынуждено безработных, должен получить трудовую и материальную помощь. Законы рынка труда действуют  на уровне здравого смысла, опираясь на них человек, может добиться в  жизни того, на что он действительно  способен, не полагаясь особо на государство. Если законы рынка труда  действуют в полной мере и трудовое законодательство отвечает их требованиям, а экономика дает материальное обеспечение  рабочей силе в виде разнообразных  рынков товаров и услуг, общество идет по пути к процветанию. Даже содержание нетрудоспособных и безработных  не представляется ему в тягость: эффективное хозяйство, основанное на свободном и заинтересованном труде позволяет содержать освобожденных от труда, предоставлять им необходимую поддержку. Для общества экономически выгоднее и нравственно честнее поступать, таким образом, чем прилаживать к делу без надобности каждого ради всеобщей занятости. Не желающий или не способный работать по объективным причинам не должен мешать трудящимся, что естественно вытекает из законов рынка труда.

Однако достижение этой простой  истины дается чрезвычайно трудно. В общественном сознании безработица  воспринимается как беда, ужасное  несчастье, которое приносит в дом  рынок труда. И, тем не менее, безработица - не оборотная сторона свободы  труда, и ее определяют более глубокие обоснования, чем рыночные отношения  купли продажи рабочей силы. Переход  от одной экономической системы  к другой- от трудозатратной, основанной на всеобщем уравнительно- принудительном труде, к экономике высокоэффективного свободного труда- неизбежно приводит к появлениям массовой безработицы. Бороться с безработицей - это все равно, что бороться с прогрессивными преобразованиями в экономике, с политическими и социальными свободами личности. Безработица- результат состояния экономики и общества, в котором мы живем, она не причина социальных бедствий и конфликтов, а их результат. Как общественное явление безработица заслуживает самого пристального внимания. Безработицей начинает заниматься наука, ее начинают серьезно изучать. Рынок труда, занятость и безработица являются важными экономическими явлениями их необходимо изучать хотя бы для того чтобы не вернулась система поголовной занятости, включая ее самые отвратительные и бесчеловечные формы, когда человека действительно лишали свободы и элементарного человеческого быта ради безусловной занятости рабочих мест на лесоповалах, в рудниках, на стройках индустриальных гигантов и т.д.

Рыночной экономике соответствует  рынок труда, уже создаются правовые основы для раскрепощения человека труда от зависимости и подчинения тоталитарным структурам. Но это только начало пути к свободе труда. Проводя курс на эффективную занятость, необходимо обеспечить простор для трудовой мобильности высвобождаемых работников к лучшим условиям занятости, создать их заинтересованность в переквалификации, исходя из потребностей рынка труда, и предоставлять достаточные гарантии только тем трудящимся, которые по объективным причинам не могут быть использованы на производстве, включая оказание им трудовой и материальной помощи в случае вынужденной безработицы. Предоставляемые гарантии должны стимулировать активный поиск работы. Развитие сферы и форм занятости происходит вне государственного производства, по законам рынка труда. В этих условиях неизбежно возникает новая ситуация, когда предприятия будут вынуждены соревноваться за привлечение лучших работников. Но вместе с тем необходима общественная помощь тем, кто оказался слабее в этой конкуренции. Эти люди могут рассчитывать на поддержку государства через систему социальных гарантий.

 

Список литературы.

1) Ананьев А. Новые процессы  в занятости населения в условиях  перехода к рыночной экономики // Вопросы экономики 1995 № 5.

2) Экономическая теория: учеб. для вузов/ под ред. А.И. Добрынина,  Л.С. Тарасевича. 3-е изд. СПб., 1999

3) Мэнкью Г. Принципы экономики. Учебник XXI века. СПб. 1999.

4) Безработица, структурная  перестройка экономики и рынок  труда в Восточной Европе и  России / Под редакцией Р. Емцова, С. Коммандера и Ф. Коричелли. – М.: ИНФРА – М, 1995.

5) Занятость и рынок  труда: новые реалии, национальные  приоритеты, перспективы / Отв. ред. Л.С.Чижова; Институт макроэкономического исследования. – М.: Наука, 1998.

6) Труд и занятость России / Гос. ком. РФ по статистике  – М.:1999.


Информация о работе Рынок труда и его особенности