Рыночная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 12:13, контрольная работа

Краткое описание

В экономической системе с развитыми рыночными отношениями указанные проблемы (что, как и для кого) решаются через рыночный механизм посредством цен, спроса и предложения, конкуренции, прибылей и убытков. Каждый хозяйствующий субъект рыночной экономики исходит при производстве товаров из условий конкуренции и возможностей получения наибольшей прибыли, использует средства производства и ресурсы, которые требуют меньше затрат (решение вопроса: как производить), а продажа произведенных товаров и их потребление (для кого производить) определяются в соответствии с доходами различных групп населения

Содержание

1. Понятие рыночной экономики
2. Рынок: типы, функции, структура
2.1Типы рынка
2.2 Функции рынка
2.3 Структура рынка
Задача
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КР экономика п.п.docx

— 133.34 Кб (Скачать файл)

9) деформация экономических  интересов субъектов рыночных отношений (например, у торговцев возникает интерес не продать, а припрятать товар), отсутствие мотивации к эффективному труду, риску в хозяйственной деятельности;

10) отсутствие у потребителя  права выбора товара.

Чтобы устранить деформацию рынка, ликвидировать болезни рыночной экономики (безработицу, инфляцию, нестабильность), необходимо создать условия для перехода к рыночному хозяйству в России и последующего его развития. Такими условиями являются:

• наличие в экономике разнообразных форм собственности (полиморфизм

собственности) и многообразных  форм хозяйствования, а также свободной

конкуренции между ними, свобода участия, всех хозяйственников в конкуренции и выхода из неё, достаточное количество производителей, должно быть не менее 15—20 изготовителей однотипной продукции (если производителей 4—5— это олигополия, если 1—2 — монополия, что может сдерживать развитие рынка);

• обеспечение свободы хозяйственной деятельности, выбора партнеров по

хозяйственным связям, самостоятельность, независимость и ответственность за хозяйственные решения рыночных субъектов, их способность самостоятельно заключать контракты, договоры, размешать и принимать заказы; способность свободно распоряжаться частью своих доходов; отсутствие жесткого административного товарного распределения (по карточкам, талонам, фондирования и др.), т.е. свободная купля-продажа;

• формирование механизма свободного ценообразования, право рыночных

субъектов самим устанавливать цены. Это не жесткое условие, ибо классический рынок как бы задает извне «невидимой рукой» цену покупателям и продавцам. Наличие союзов производителей и потребителей как своеобразная реакция на цены, которая не устраняет рынок;

• свободное маневрирование ресурсами, их наличие, обеспечивающее

мобильность в использовании  факторов (материальных, трудовых, финансовых) производства для его развития; возможность изменить условия производства, его технологию, свободное перемещение любых капиталов в любую сферу приложения; недогрузка мощностей - это обязательное условие для функционирования здоровой рыночной экономики;

• полнота и доступ к информации о состоянии рынка всех хозяйственников;

• наличие рыночной инфраструктуры, т.е. комплекса отраслей, систем,

служб, предприятий, обслуживающих  рынок;

• сохранение наряду с распространением рыночных отношений значительного нерыночного сектора экономики;

• последовательная интеграция национальной экономики в систему

мирохозяйственных связей;

• обеспечение со стороны государства социальных гарантий гражданам,

предоставление всем равных возможностей в «зарабатывании средств» и поддержка нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества.

    2.2 Функции рынка:                             

Сущность рынка находит  свое выражение в его экономических и социальные

функциях. Мировой и национальный опыт показывает, что рынок оказывает

громадное влияние на все  стороны жизни общества. Можно выделить следующие основные экономические функции рынка.

1. Информационная функция.  Ее суть состоит в том, что через систему целого ряда показателей (цены, проценты, количество, качество и ассортимент товаров и услуг и т. п.) рынок, как гигантский компьютер, собирает, перерабатывает и выдает обобщенную информацию в рамках той экономической территории, которую он охватывает, информирует общество о состоянии экономики.

2. Посредническая функция.  Рынок соединяет в единую систему экономически обособленных, товаропроизводителей и потребителей. В результате продавцы и покупатели находят друг друга, у каждого из них появляется возможность выбрать и подходящего покупателя, и нужного продавца.

3. Регулирующая функция.  Рынок дает ответы на вопросы:

что производить? как производить? для кого производить? На основе

межотраслевой и межрегиональной  конкуренции идёт бесконечный перелив

капиталов и ресурсов, что в конечном счёте формирует такую структуру

экономики, которая отвечает требованиям рынка, требованиям  потребителей.

4. Ценообразующая функция. Известно, что у каждого товаропроизводителя

складываются свои индивидуальные затраты и, следовательно, индивидуальные стоимости и цены. Между тем рынок признаёт лишь общественно необходимые затраты и соответственно общественные, рыночные цены, которые одновременно отражают  и потребности покупателя, и уровень предложения товарной массы.

5. Функция экономичности  потребления, сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

6. Стимулирующая функция.  Ориентир рыночных цен на общественный уровень затрат, на учет спроса потребителей побуждает каждого товаропроизводителя экономить свои индивидуальные затраты и представлять рынку те товары, которые нужны покупателю. В свою очередь рынок побуждает и Покупателя заботиться об экономичности потребления, об экономии затрат на приобретение товаров, побуждает соизмерять уровень спроса с уровнем доходов.            

7. Эквивалентная функция.  Рынок сопоставляет индивидуальные  затраты труда отдельного производителя с общественным «эталоном», соизмеряя затраты и результаты, а также выявляя ценность товара.

8. Созидательно-разрушительная  функция. Рынок обеспечивает динамичное

изменение всех хозяйственных  пропорций между отраслями и регионами. Он как бы взрывает старую структуру хозяйства и на каждом новом этапе развития формирует новую структуру. Разумеется, этот процесс тяжелый, мучительный, болезненный, но он - реальность. Яркий и наглядный пример тому – структурная перестройка хозяйства в современной России.

9. Санирующая, оздоровительная  функция. В этом смысле рынок напоминает

санитара, который убирает  из хозяйства все устаревшее, больное, очищает

общественное производство от устаревших отраслей, экономически

нежизнеспособных хозяйствующих субъектов и даст дорогу отраслям экономичным, хозяйствам высокоэффективным. Совершенно очевидно, что и этот процесс является болезненным, мучительным, ибо он ускоряет гибель слабых хозяйств.

10. Дифференцирующая функция.  Рынок расслаивает, дифференцирует

товаропроизводителей, т. с. обогащает одних и разоряет других. Общеизвестно, что средний цикл жизни малого бизнеса не превышает шести лет, что, как правило, из каждых трех начинающих предпринимателей двое разоряются в сравнительно короткий период (1,5 - 2 года).

Вопрос о функциях рынка  позволяет вплотную рассмотреть  еще один аспект

проблемы – преимущества и недостатки рыночного механизма.

Выше при анализе функций  было выяснено, что рыночный механизм хозяйствования имеет целый ряд очевидных преимуществ, достоинств и оказывает на экономическую жизнь общества положительное влияние. Можно отметить следующие проявления положительного влияния рынка:

• стимулирует рост производства, ускоряет темпы его развития;

• повышает эффективность  производства, побуждает экономить труд и ресурсы;

• формирует структуру  хозяйства, отвечающую потребностям и запросам

потребителя;

• в определенной мере рынок  создает саморегулирующуюся систему хозяйства, где каждый занимает свою нишу;

• многовековой опыт использования  рынка свидетельствует о его естественной природе, которая отвечает нуждам общества;

• рынок обогащает определённую часть, населения, Однако рынок не следует

идеализировать, поскольку  ему присущи недостатки. Можно указать наследующие проявления отрицательного, влияния рыночного механизма на экономическую и социальную жизнь общества:

• как саморегулирующаяся система рынок не является идеальной системой.

Частичное и в особенности  общее макроэкономическое равновесие в данной

системе реализуется через  постоянное нарушение этого равновесия. Иными

словами, рыночная система  недостаточно стабильна. Типичной формой ее

нестабильности является циклический характер развития экономики;

• одной из форм нарушения  равновесия и одновременно формой нестабильности экономики является инфляция, рост цен. Последствия этой формы макроэкономической нестабильности экономически разрушительны и социально опасны;

• рыночная система не обеспечивает полного использования ресурсов. Ей

свойственны неполная занятость вещественных и трудовых ресурсов. Безработица- неизбежный спутник рынка, ее последствия социально-драматичны;

• рынок сам порождает  факторы, которые нарушают свободу  предпринимателя;

Такими факторами являются различные формы Монополизма, которые деформируют правила игры на свободном, классическом рынке;

• рынок не учитывает  так называемых отрицательных  внешних  эффектов (например, загрязнение окружающей среды). Товаропроизводители, нарушая экологическую среду, не хотят дести затраты по восстановлению сил природы, по восстановлению экологического равновесия

• рынок не в полной мере учитывает влияние положительных внешних эффектов (услуги образования, науки, здравоохранения и т. п.). Он учитывает только индивидуальный коммерческий аспект этих эффектов, но не придает значения социального воздействия этих факторов, он как бы недооценивает полную полезность этих благ и услуг;

• рынок безразличен к  производству так называемых общественных благ и услуг (национальная оборона, охрана общественного порядка, воспитание детей и т. п.);

• рынок не только обогащает, но и неизбежно разоряет часть  предприятий и

часть домашних хозяйств;

• рынок не способен решить целый ряд социальных проблем: содержание

пенсионеров, больных, инвалидов, сирот и т. п.;

• рынку чужды нравственные идеалы добра, справедливости, патриотизма 

Разные народы сложили  немало пословиц и поговорок по этому поводу «рынку нет дела до человека без кошелька»; «рынок - это специально отведенное место, где люди могут обманывать друг друга», «хотя честный человек может преуспеть в делах, щепетильность будет для него помехой, и тогда недостаток моральной гибкости ему придется восполнить умением».

Все вышеизложенное позволяет  сделать вывод о том, что рыночный механизм нуждается в регулировании, в корректировке. Такой механизм имеет смешанная экономика.

    2.3 Структура рынка                               

Характеристику рынка  как совокупности актов купли-продажи можно раскрыть через его структуру, систему и инфраструктуру. Становление и налаживание эффективно функционирующей системы инфраструктуры рынка является важнейшим компонентом процесса перехода экономики России на рыночные условия хозяйствования.  Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.       

Признаками любой структуры  являются:

а) тесная связь между  ее элементами

б) определенная устойчивость этих связей;

в) целостность, совокупность данных элементов.

Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.

Можно выделить следующие  критерии для характеристики структуры  и системы рынка:

Первый — по объектам:

• рынок товаров и услуг (потребительский рынок);

• рынок факторов производства;

• финансовый рынок;

• рынок научно-технических  разработок, патентов;

• рынок информации;

• рынок средств обращения;

• рынок отдельных товаров  или товарных групп (мяса, одежды, обуви);

• рынок лицензий и др.

     Рынок товаров и услуг (потребительский рынок). Исторически первоначально возник именно он. Описывая товарное хозяйство и рыночную систему, мы тем самым описывали историю и механизм функционирования рынка товаров и услуг. Мы можем лишь дополнительно указать на организацию самого этого рынка и конкретные, его формы. Это товарные биржи, множество других форм оптовой и розничной торговли, маркетинга и маркетинговых организаций и т. д. Исторически, развиваясь и совершенствуясь по мере созревания, объективных экономических условий, от рынка товаров и услуг отделялись рынки факторов производства. Это делало рынки целесообразнее и рациональнее, более специализированными, следовательно, более совершенными.

     Рынок жилья до недавнего времени в нашей стране существовал в виде

купли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и куплены. В связи с приватизацией государственного жилого сектора можно ожидать формирования полноценного, а не ограниченного узкой зоной обмена или теневой продажи «по договоренности» рынка жилья, охватывающего все виды жилой площади. Это покончит с вопиющей социальной несправедливостью, когда (зачастую обеспеченные) люди получают жилье бесплатно, а другие покупают за полную стоимость.

     Рынок факторов производства. Объектами купли-продажи на этом рынке являются земля, рабочая ста в средства производства (капитал). Соответственно, можно различать и сегменты этого рынка — рынок земли, рынок труда, рывок капиталов.

На рынке земли огромную роль играет географический фактор и ограниченность самих земель, как никакого другого ресурса. В силу этого в каждой стране в зависимости от ее нахождения на планете, территории и других факторов рынок земли носит сугубо специфический характер. Он глубоко национален, исторически традиционен. Дело в том, что под землей понимается не только земля как таковая, но и те дополнительные — очень существенные — товары и услуги, которые она дает урожай, сырье, материалы, полезные ископаемые и т. д.

Рынок рабочей силы организуется в форме биржи труда, где непосредственно формируется сложная инфраструктура, позволяющая сводить вместе работодателей и наемных рабочих, продающих свою рабочую силу. Биржа труда представляет собой целый научно-исследовательский комплекс, занимающийся регистрацией безработных и свободных рабочих мест на предприятиях. Имея полную информацию по этим аспектам, 6иржа направляет на предприятия соответствующую им по профилю и квалификации рабочую силу, занимается её переподготовкой переквалификацией. Бирка держит тесную связь с профсоюзами и предпринимателями и получает от них мощную поддержку. Хотя

Информация о работе Рыночная экономика