Свободные экономические зоны РБ: история создания и анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2015 в 22:56, курсовая работа

Краткое описание

Неотъемлемой частью международных экономических отношений второй половины XX века становятся свободные (специальные) экономические зоны (СЭЗ). Для мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают, в основном, как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………
3
1.Экономическая сущность свободных экономических зон…………………………………….
5
1.1 Понятие и цели создания свободных экономических зон ……………………………….
5
1.2 Типы свободных экономических зон……………………………………………………...
9
2. Мировой опыт создания и функционирования свободных экономических зон.……………
12
2.1 Свободные экономические зоны США…….…………………………………….……….
12
2.2 Свободные экономические зоны Китая……………………………………………………
16
3. Свободные экономические зоны РБ:история создания и анализ………...……………..……
20
3.1 Специфика создания свободных экономических зон…………………………………….
20
3.2 Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в РБ………………
24
Заключение……………………………………………………………………………….……...
27
Список использованных источников………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая блин.docx

— 202.52 Кб (Скачать файл)

внедрение в производство отечественных и зарубежных научно-технических разработок и изобретений с последующим их использованием на других предприятиях республики;

развитие и эффективное использование транспортной инфраструктуры зоны;

развитие торгово-экономического сотрудничества с другими государствами, расширение международного торгового обмена через Республику Беларусь;

вовлечение в производственную деятельность неиспользуемого имущества, нетрадиционных природных ресурсов и источников энергии, развитие и обеспечение эффективного использования имеющейся инженерной и транспортной инфраструктуры;

проведение санации и реструктуризации отдельных объектов, повышение загрузки имеющихся производственных мощностей и занятости населения.

СЭЗ "Гомель-Ратон" является комплексной зоной, включающей производственные, экспортные и свободные таможенные зоны. Органом управления на территории СЭЗ "Гомель-Ра-тон" является администрация. Общий контроль за деятельностью администрации СЭЗ и координация этой деятельности осуществляются Советом Министров Республики Беларусь.

Бюджет СЭЗ "Гомель-Ратон" формируется за счет средств республиканского бюджета, налоговых и прочих поступлений. В бюджет СЭЗ зачисляется половина всех налогов, уплачиваемых на территории СЭЗ. Из средств бюджета осуществляется финансирование деятельности администрации и ее органов, в том числе расходов на содержание аппарата управления, обслуживание переданной в оперативное управление администрации республиканской и коммунальной собственности, развитие инфраструктуры и других расходов, связанных с функционированием СЭЗ "Гомель-Ратон". Создан фонд развития СЭЗ, управление которым осуществляется советом фонда.

 

 

3.2 Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в РБ

 

В условиях бурного научно-технического прогресса и обострения межгосударственной и межрегиональной конкуренции весьма важно не допустить отставания Республики Беларусь и ее регионов в области передовых технологий, внедрения достижений науки и техники в производство, укрепления конкурентоспособности, повышения уровни жизни. Среди широкого комплекса мер, содействующих решению этой проблемы, особая роль отводится свободным экономическим зонам.

Создание СЭЗ в том или ином регионе страны, с одной стороны, позволяет решить проблемы конкретного региона (ускорение темпов социально-экономического развития, снижение уровня безработицы и т.п.), а с другой - обеспечивает решение общегосударственных задач (привлечение в страну иностранных инвестиций, передовых технологий и т.д.).

Свободные экономические зоны республики - комплексные зоны, объединяющие функции экспортной, производственной свободной таможенной зон. Резиденты СЭЗ имеют особый порядок регулирования предпринимательской деятельности. Они уплачивают ограниченное количество налогов. Кроме того, по ряду налогов предоставляются преференции по сравнению с общереспубликанским налоговым режимом.

СЭЗ в Республике Беларусь призваны инициировать деловую и финансовую активность, в первую очередь, внешних инвесторов, стать источником новых рабочих мест для местного населения. По мере развития зон государство рассчитывает на оживление экономики регионов распространение деловой активности на экономику всей страны.

Создание и успешное функционирование СЭЗ может сыграть важную роль в переходе к рыночной экономике. Процесс разработки и реализации политики СЭЗ будет способствовать осознанию тех проблем, с которыми сталкивается Беларусь в конкуренции с другими странами за инвестиции, и поможет повысить конкурентоспособность белорусской экономики в области инвестиций и торговли. Создание СЭЗ влечёт за собой:

·увеличение притока иностранных инвестиций, улучшение инвестиционного климата и привлечение стратегических инвесторов;

·обеспечение благоприятных условий для привлечения новых и высоких технологий и передового зарубежного опыта;

·стимулирование экспорта и развитие импортозамещающих производств;

·создание новых рабочих мест .

Преимущества создания белорусских СЭЗ примерно такие же, как и за рубежом. Они состоят в следующем:

·ограничивается перечень уплачиваемых резидентами СЭЗ налогов и других платежей в бюджет;

·уплачивается НДС в размере 50% (от подлежащей уплате суммы с оборотов) при реализации импортозамещающих товаров, произведённых в СЭЗ, а при ввозе товаров на её территорию НДС и акцизы полностью исключаются;

·резиденты СЭЗ освобождаются от уплаты налога на прибыль сроком на пять лет с момента её объявления, а в дальнейшем уплачивают 50% ставки указанного налога;

·не уплачивается налог с продаж автомобильного топлива и с пользователей автомобильных дорог в дорожный фонд при реализации товаров, работ, услуг за пределы республики;

·не уплачивается налог на недвижимость по объектам, расположенным в границах свободной зоны и используемым в деятельности её резидентов;

·снижается финансовая нагрузка для предприятий СЭЗ по сравнению с теми субъектами хозяйствования, которые находятся за пределами зонального образования;

·на территории СЭЗ обеспечивается действие международного соглашения Республики Беларусь об избегании двойного налогообложения и не допускается увеличение перечня и размера ставок налогов;

·резиденты СЭЗ вправе иметь счета в уполномоченных банках в белорусских рублях и иностранной валюте, и для них обеспечивается внеочередной въезд на территорию пограничных пунктов через Государственную границу Республики Беларусь;

·полностью не уплачиваются таможенные платежи за ресурсы, ввозимые на территорию СЭЗ её резидентами для производственных целей;

·освобождается на 100% от таможенных пошлин экспортная или импортозамещающая продукция собственного производства.

Создание СЭЗ решает ряд региональных проблем. За счёт привлечения иностранных инвестицией задействуются ранее пустующие и неэффективно используемые производственные площади, создаются новые рабочие места, внедряются современные технологии, растут объёмы производства товаров, экспортируемых из СЭЗ, увеличиваются налоговые поступления и сборы в бюджет и во внебюджетные фонды. В результате такие структуры позволяют повысить конкурентоспособность белорусской экономики. В основу концепции белорусских СЭЗ положены теоретические разработки отечественных и зарубежных специалистов, а также передовой международный опыт их организации и функционирования .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИ Е 

Процесс создания СЭЗ требует тщательной подготовки и продуманного подхода по всем вопросам. Необходимо принимать во внимание множество факторов: экономическое положение страны, стабильность её инвестиционного и налогового законодательства, внешнеторговые связи. Разработка целей и задач должна быть всесторонней и всеобъемлющей. Только в этом случае функционирование СЭЗ может быть эффективным. Через создание СЭЗ правительство пытается решить те сложные проблемы, которые возникают в стране по разным причинам. Иностранные инвестиции - это то главное, ради чего, как правило, и создаются СЭЗ. Они позволяют активизировать внешнеэкономическую деятельность, улучшить имидж страны в глазах зарубежных инвесторов, которым СЭЗ предоставляет целый ряд преференций.

В курсовой работе я решила такие задачи:

·Рассмотрела определение и сущность свободных экономических зон;

·Изучила специфику создания СЭЗ;

·Охарактеризовала цели создания СЭЗ;

·Определила основные проблемы функционирования белорусских СЭЗ;

Таким образом, можно сделать вывод, что свободная экономическая зона - это часть национального экономического пространства со сложноорганизованной комплексной системой, характеризующейся целостностью и многообразием типов связей и отношений между ее элементами (субъектами), где для национальных и иностранных предпринимателей действует особый льготный, хозяйственный режим, способствуя решению различных социально-экономических и научно-технических задач.

 

Выполненное исследование позволяет нам сделать следующие выводы:

 

1.СЭЗ, как одна из форм организации территориального разделения труда действительно представляет собой существенные возможности ускорения социально-экономического развития территории.

2.СЭЗ способствуют формированию  ядер повышенной экономической  активности, постепенно реанимирующих  экономическую активность агонизирующей  периферии.

3.СЭЗ при определенных  условиях способны сделать технологический  прорыв и создать наукоемкие, конкурентоспособные производства, обеспечить приток капиталов  как иностранных, так и национальных инвесторов.

а) быстрая окупаемость и высокая экономическая эффективность деятельности СЭЗ, их инвестиционная привлекательность тем выше, чем выше уровень хозяйственного освоения территории их базирования. Этот факт закономерен в условиях рыночной экономики, где быстрее получение прибыли при относительно малых капиталовложениях в нулевой цикл организации! СЭЗ - непреложный закон рынка. Поэтому создание СЭЗ в слаборазвитых районах, не обеспеченных транспортной инфраструктурой должно сопровождаться повышенным вниманием со стороны административных органов территории, на которой создается СЭЗ.

б) второе непременное требование к СЭЗ - это научно-обоснованный выбор ее типа, в зависимости от характера территории. Технополисы, технопарки создавать в районах не располагающих соответствующим научным и технологическим обеспечением, кадрами, инфраструктурой - опрометчивое занятие, обреченное либо на полный про-вал, либо на постоянную финансовую поддержку этой «черной дыры» экономики.

Таким образом, подводя итог, можно с уверенностью отметить, что такое широко распространенное в мировой практике явление, как свободные экономические зоны имеет полное право на существование, так как ее территория обладает большим потенциалом на предмет организации СЭЗ.

 

Список использованных источников

1.А.А.Калинка»Экономика организации»  Минск 2001

2. Суша.Г.З.С 91 Экономика предприятия/Учебное пособие/Г.З.Суша М:Новое здание 2003

3. Экономика предприятия: учебное пособие/Э.В.Крум  Э40[и др.]; по общ. Ред. Э.В,Крум, Т.В.Енецкий-2-е издание, доработка и исправление-Минск

4.revolution.allbest.ru/ international/00040399_o_html

5.greatp.ru/referaty-po.economicheskoj.teorii/kursovaya_rabota_svobodnye.html

6. works.tarefer.ru>99/100368/index.html

 

7. referat.resurs.kz/ref/svobodnie-economicheskie-zoni

 

 

 

 


Информация о работе Свободные экономические зоны РБ: история создания и анализ