Свободные экономические зоны (СЭЗ) и их классификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:50, контрольная работа

Краткое описание

Создание СЭЗ рассматриваются их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Экономика СЭЗ имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режим благоприятен для внешних и внутренних инвестиций.
Помимо привлечения иностранного капитала, задействованного для активизации экономических процессов внутри страны, создание производственных свободных экономических зон увязывают с тремя основными задачами: стимулирование промышленного экспорта и получение на этой основе валютных средств, рост занятости, превращение зон в полигон по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.

Содержание

Введение
История создания СЭЗ
Цели создания СЭЗ
Классификации свободных экономических зон
Заключение
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

Но несмотря на различия этих целей, они имеют и некоторую общность, в рамках которой можно выделить экономические, социальные и научно-технические цели.

Экономические цели:

  • более глубокое включение национального рынка в мировую систему хозяйства;
  • привлечение иностранных и национальных инвестиций для развития высокорентабельного производства;
  • использование преимуществ международного разделения труда для расширения выпуска экспортной продукции;
  • увеличение валютных поступлений в бюджет страны.

Социальные цели:

  • комплексное развитие отсталых регионов;
  • увеличение количества рабочих мест и обеспечение занятости населения;
  • обучение и подготовка квалифицированных национальных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров;
  • насыщение национального рынка высококачественными товарами.

Научно-технические цели:

  • использование новейших зарубежных и отечественных технологий;
  • приобщение к новым формам управленческого труда;
  • привлечение опыта и научно-исследовательских достижений инженерно-технических центров;
  • повышение эффективности используемых производственных мощностей, инфраструктуры и конверсионных комплексов.

Все эти и другие цели организации  СЭЗ могут быть реализованы при  целой системе условий, создаваемых  для зарубежных инвесторов принимающей  страной. В этом плане назовем  наиболее важные условия для нормального  функционирования СЭЗ:

  • политическая стабильность в стране создает общий благоприятный инвестиционный климат. Она, как показала практика, бывает решающей в привлечении зарубежных инвестиций;
  • наличие хорошо разработанной законодательной базы, гарантирующей права и стимулирующей деятельность зарубежных и отечественных инвесторов;
  • наличие развитой инфраструктуры (производственной и коммерческой);
  • очень важным условием является природно-географическая среда;
  • благоприятная экономическая конъюнктура.

Важнейшим стимулятором для развития СЭЗ является и система льгот инвесторам. Каждая страна или тот или иной ее регион при создании СЭЗ определяют свой набор льгот. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и связана с реализуемыми на ее территории программами и проектами. Однако в экономической литературе называют четыре основные группы льгот [6, 131]:

1. Внешнеторговые льготы предусматривают  введение особого таможенно- тарифного режима, льготного налогообложения внешнеторговых операций и упрощенного порядка их осуществления, а также создание особого валютного режима, в частности, – сведение до минимума валютного контроля, предоставление возможности свободной реализации прибыли.

2. Фискальные меры содержат нормы,  связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Льготы могут касаться налоговых баз различных налогов (прибыль или доход, стоимость имущества, др.), отдельных компонентов налоговых баз разных видов налогов (амортизационные отчисления, затраты на НИОКР, на заработную плату и др.), уровня налоговых ставок, вопросов постоянного или временного освобождения от налогообложения.

3. Финансовые меры включают различные  формы субсидий, предоставляемых  через систему низких цен на  коммунальные услуги, через понижение арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями (включая возможность долгосрочной аренды и субаренды), а также льготные государственные кредиты.

4. Административные меры предоставление  инвесторам права использования средств инфраструктуры (включая объекты коммунального пользования), упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказание различных содействующих бизнесу услуг, таких как, например, предоставление оперативной информации по конъюнктуре рынка, подготовка бизнес-планов и т.д.

Все указанные льготы, как показала мировая практика, могут применяться  в самых различных комбинациях, однако и они не всегда являются решающим стимулом привлечения иностранного капитала.

3. Классификация свободных экономических  зон.

 

 Со времени подписания в  1973г. Киотской конвенции, определяющей  свободную зону как своеобразный  внешнеторговый анклав, где товары  считаются находящимися за пределами  таможенной территории, СЭЗ получили широкое распространение во многих странах. Международные корпорации рассматривают СЭЗ как благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль (норма прибыли в СЭЗ в среднем составляет 30-35%, а в азиатских зонах – более 40%). Сроки окупаемости капиталовложений в СЭЗ сокращаются в 2-3 раза.

Выделяют следующие типы СЭЗ: таможенные зоны; беспошлинные торговые зоны; таможенные свободные зоны; зоны свободной торговли; внешнеторговые зоны; предпринимательские  зоны; зоны технико-экономического развития; зоны развития новой и высокой технологии; научно-промышленные парки; экспортно-производственные зоны; свободные промышленные зоны; оффшорные центры; свободные банковские зоны; туристические центры и др.

СЭЗ – это часть национальной территории, имеющая расширенную самостоятельность в решении хозяйственных вопросов, особый режим управления и преференциальные условия экономической деятельности для иностранных и национальных предпринимателей.

Классификацию СЭЗ осуществляют по 4 критериям:

1.     По характеру деятельности.

2.  По степени интегрированности в мировую и национальную экономику.

3.      По отраслевому  признаку.

4.      По характеру  собственности.

I.                   По характеру деятельности выделяют:

1. Зоны свободной торговли  представляют собой ограниченные участки территории, в пределах которой установлен льготный режим хозяйственной, в т.ч. внешнеэкономической, деятельности. Возникли еще в XVII – XVIII вв. Функции их сводятся к ввозу, хранению, сортировке, упаковке и перевалке товаров. Иногда допускается незначительная обработка иностранных товаров в целях их дальнейшего реэкспорта. К числу ЗСТ можно отнести магазины «дьюти фри» в международных аэропортах и свободные гавани (порты) со льготным торговым режимом.

2. Экспортно-производственные или промышленно-производственные зоны. Их относят к зонам 2-го поколения, возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товары, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью.

 Промышленно-производственные  зоны создаются на территории  со специальным  таможенным  режимом, где производится экспортная  или импортозамещающая продукция.  Эти зоны пользуются существенными  налоговыми и финансовыми льготами.

3. Научно-промышленные парки или технико-внедренческие зоны. Относятся к зонам 3-го поколения (70-80-е гг. XXв.). В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот.

Наибольшее число таких зон  функционирует в США (технопарки), Японии (технополисы), Китае (зоны развития новой и высокой технологии). В  них организуется разработка и выпуск конкурентоспособной наукоемкой продукции.

4. Сервисные зоны представляют  собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги.

К числу сервисных зон относятся  оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые  гавани (НГ). Они привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой тайны, лояльностью государственного регулирования. В этих зонах концентрируется банковский, страховой бизнес, через них осуществляются экспортно-импортные операции, операции с недвижимостью, трастовая и консалтинговая деятельность.

Налоговые гавани отличаются от ОЗ тем, что в них все фирмы (местные  и иностранные) получают налоговые  льготы на все или некоторые виды деятельности.

В н.в. в мире более 300 оффшорных  центров, среди них около 70 НГ. В числе стран, где функционируют оффшорные компании, Лихтенштейн, Панама, Нормандские острова, Остров Мэн (Великобритания), Антильские острова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария.

Компании в ОЗ либо не подлежат налогообложению, либо облагаются небольшим паушальным налогом. Также отсутствуют валютные ограничения и таможенные пошлины для иностранного инвестора, существует свободный вывоз прибылей, низкий уровень уставного капитала.

Для стран, организующих ОЗ, выгода состоит в привлечении дополнительных капиталов, получении дохода от пребывания компаний в ОЗ, создании дополнительных рабочих мест.

II По степени интегрированности  в мировую и национальную экономику  различают:

1.      СЭЗ экстравертивного  типа (ориентированы на внешний рынок, экспорт составляет от 75 до 90% всей производимой продукции).

2.   СЭЗ интровертивного типа (интегрированы в национальную экономику).

Классификация по отраслевому признаку затруднена тем,  что в экспортно-промышленных зонах располагаются ПП различных отраслей. Но существует и определенная специализация на одной или нескольких отраслях промышленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

 

     На  основе  вышеизложенного   можно  сделать  следующие   выводы.

     Свободные  экономические  зоны  призваны  выполнять  свою  специфическую  роль,  концентрируя  экспорториентированное  и  импортозамещающее  производство,  стимулируя  внешнеэкономические  связи,  представляя  собой  “ловушки”  для  иностранных  инвестиций.  Они  такжедолжны стимулировать сосредоточение  технико-технологических инноваций ,  способствовать  освоению  современного  рыночного механизма хозяйствования.

     Создание  свободных   экономических  зон – эффективнейший  метод  привлечения  капитала  в  производство.  Различные налоговые льготы  очень привлекательны  для зарубежных  инвесторов,  стремящихся к наиболее  выгодному вложению  своих капиталов,  тем самым способствуя введению  новых технологий  и развитию  производства ,  оживлению бизнеса,  повышению  уровня  экономического  роста  и  развитию  экономики  в  целом.

     Что  касается  Беларуси,  то  пока  очень   трудно  сказать  об  эффективной   деятельности  СЭЗ  на  ее  территории.  Препятствием  динамичному   развитию  СЭЗ  является  переменность  различных  проблем,  касающихся  в  первую  очередь  правового  режима  СЭЗ  и  ее  правоприменительной  практики,  валютного  регулирования  и  ценообразования  на  территории  свободных  экономических  зон.  Однако  время  существования  СЭЗ  на территории  нашей республики  невелико.  Свободные экономические зоны  Беларуси  находятся еще пока  на  стадии  своего  становления.  Результаты  функционирования  еще незначительны,  однако  существуют  и положительные моменты:  число рабочих мест  понемногу  увеличивается,  привлекаются  зарубежные  инвестиции,  внедряются  новые  технологии.

     Создание  у  нас   СЭЗ  может  стать,  как   и  во  многих  странах   мира,  одним  из  эффективных   способов  привлечения  иностранных   инвестиций,  катализатором  развития  внешнеэкономических  связей  и  экономики  страны  в  целом.  Но  для  этого  политика  их  формирования  должна  быть  продуманной  и  последовательной.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Дмитриев.Е., Галкин Б. Инвестиционное иглоукалывание // Профиль. 2003, №27.
  2. Дробышева И. Самый восточный миф // Российская газета. 2001, 3 июля.
  3. Дымшиц И.М. Управление созданием и функционированием свободных экономических зон: Автореф. дис. … канд. экон. наук / Ульянов. гос. ун-т. – Ульяновск, 1999. – 21 с.
  4. Мозиас П. Свободные экономические зоны: тенденции мирового опыта // Финансовый бизнес. 1994, №3.
  5. Овчинникова С. Зоны свободного предпринимательства. СПб.: СПб УЭФ, 1996.
  6. Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы // Вопросы экономики. 1994, №12.
  7. Смородинская Н. Туманно будущее свободных зон // Экономика и жизнь. 1997, №12.

 


Информация о работе Свободные экономические зоны (СЭЗ) и их классификации