Себестоимость продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:25, реферат

Краткое описание

При определении себестоимости единицы продукции также исчисляется себестоимость:

• продукции (работ, услуг) вспомогательных производств, используемых основным производством;
• промежуточных продуктов (полуфабрикатов) основного производства;
• продукции подразделений предприятия для выявления результатов их деятельности;
• всего товарного выпуска предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

себестоимость продукции.docx

— 103.26 Кб (Скачать файл)

Виды себестоимости  продукции

Себестоимости продукции принадлежит  ведущее место в системе всех показателей, которые характеризуют  эффективность производства и дальнейшей реализации. Себестоимостью продукции  называют затраты на ее производство, а также реализацию, которые выражены в денежной форме. В ней отражаются различные стороны финансово-хозяйственной  и производственной деятельности любого предприятия: какова степень использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов, а также качество работы не только отдельных работников, но и всего руководства. Расчет фактической себестоимости готовой продукции имеет огромное значение для предприятия. Ведь исчисление данного показателя требуется по многим причинам, а главным образом, для того, чтобы определить рентабельность отдельных видов продукции, а также всего производства, определить оптовые цены на продукцию и осуществить внутрипроизводственный хозрасчет. Государство в данный момент выполняет регламентирующую роль по отношению к себестоимости.  
 
Существуют различные виды себестоимости продукции, при этом она входит в число основных факторов получения и формирования прибыли. Затраты на производство любой продукции классифицируются по экономическим элементам, а также статьям калькуляции. Они бывают материальные (покупные полуфабрикаты, сырье, энергия и прочее), вторая группа - расходы на оплату труда, третья - амортизация ОФ, четвертая - отчисления на различные социальные мероприятия и прочие затраты.  
 
Виды себестоимости продукции выделяют в зависимости от полноты охвата всех затрат на производство. Первая группа - технологическая себестоимость, сюда входят расходы на ведение технологического процесса производства продукции. Вторая группа - производственная себестоимость, к ней относят расходы на производство конкретного вида продукции. Третья группа - полная себестоимость - все расходы не только по производству, но и по реализации продукции.  
 
Виды себестоимости продукции различают и по объекту калькуляции. Если им является валовая продукция, то это расходы на ее производства за текущий период. А если - реализованная продукция - расходы не только на производство, но и на ее сбыт в течение какого-либо цикла, допустим, года.  
 
Существуют и такие виды себестоимости продукции, как плановая, сметная, отчетная или фактическая и нормативная. Все они включают разные затраты.  
 
Виды себестоимости продукции используются для разных целей анализа. Так, производственная себестоимость нужна для того, чтобы сделать оценку затратных характеристик всего производственного процесса. Технологическая себестоимость требуется, чтобы оценить затратные характеристики технологического процесса, а полная - это основа оценки всего комплекса непроизводственных и производственных операций, она является базой для расчетов цены продукции исключительно методом издержек.  
 
Учет и анализ себестоимости продукции имеет основные задачи. В первую очередь, речь идет об объективной оценке выполнения плана себестоимости и ее изменений относительно прошедших отчетных периодов. Вторая задача - исследовать причины, которые вызвали отклонение каких-либо показателей от их плановых значений. Третья задача - обеспечить центры ответственности по затратам всей нужной информацией для того, чтобы эффективно и оперативно управлять формированием себестоимости. Четвертая задача - всячески содействовать выработке наиболее оптимальной величины запланированных затрат, нормативных и плановых калькуляций на отдельные виды продукции и изделия. Пятая задача - выявлять и производить сводный подсчет всех резервов снижения затрат не только на производство продукции, но и на ее реализацию.

Планирование  себестоимости продукции

Любая деятельность независимо от отраслевой и региональной принадлежности требует  определенных затрат – материальных, трудовых и финансовых. Каждое предприятие, осуществляющее свою деятельность, является плательщиком налогов и сборов, часть  из которых относится к издержкам  производства.  
 
В зависимости от источников покрытия расходы предприятий подразделяются на три группы:  
 
1. включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг);  
2. относимые на счет прибылей и убытков;  
3. возмещаемые из чистой, остающейся в распоряжении предприятия прибыли, а также целевых фондов, резервов и т. д.  
 
Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме затраты предприятия на производство и реализацию продукции.  
 
Планирование затрат на производство осуществляется с целью определения общей величины затрат по предприятию, а также расчета себестоимости единицы продукции. Как известно, планирование является одной из самых важных функций управления, в связи с тем для реализации целей контроля, учета и анализа планирование себестоимости должно быть организовано таким образом, чтобы была возможна группировка затрат. Планированию себестоимости продукции предшествует анализ сложившегося уровня затрат. Анализ делается для выявления возможных отклонений в организации производственного процесса и выявления резервов производства.  
 
Планирование себестоимости представляет собой процесс установления затрат на производство продукции и выявление путей их снижения для получения максимальной прибыли.  
 
Исходными данными разработки плана себестоимости являются: планируемые объемы производства продукции, нормы расхода материальных и трудовых ресурсов, договоры на поставку материальных ресурсов и сбыт выпускаемой продукции, экономические нормативы, содержание мероприятий плана развития предприятия и т. д.  
 
Выделяется несколько этапов планирования себестоимости:  
 
1. планирование изменения суммы затрат, определение величины затрат и расчет плановой себестоимости всего объема производства;  
2. распределение продукции, работ, услуг по потребителям;  
3. составление смет и калькулирование себестоимости;  
4. составление смет на производство новых видов продукции и смет пусковых расходов;  
5. подготовка смет общепроизводственных расходов;  
6. составление смет транспортно-заготовительных расходов, общехозяйственных и коммерческих расходов;  
7. калькулирование себестоимости единицы продукции, расчет себестоимости всего объема производства продукции;  
8. составление сметы и свода затрат на производство.  
 
Планирование себестоимости – неотъемлемая часть процесса планирования на предприятии, в которой участвуют все структурные подразделения компании для полноты отражения всех затрат.  
 
Ответственной службой в основном является планово-экономический отдел.

Как рассчитать себестоимость  продукции

Две основные причины, требующие расчета  себестоимости.  
 
Во-первых, это данные о себестоимости незавершенного производства и готовых продуктов необходимы для формирования финансовой (бухгалтерской) отчетности.  
 
Во-вторых, это калькулирование себестоимости необходимо для планирования деятельности предприятия; контроля выполнения планов; принятия управленческих решений, так как на основе данных о себестоимости формируется ассортиментная и ценовая политика.  
 
Порядок формирования себестоимости для целей бухгалтерского учета определен в ПБУ 10/99 «Расходы организации» в части расходов по обычным видам деятельности и других нормативных актах. Перечень расходов, включаемых в себестоимость продукции, для целей налогообложения регламентирован гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль». Порядок формирования себестоимости для целей управленческого учета определяется предприятием самостоятельно по выбранному методу.  
 
Сущность попередельного метода. Этот метод применяется в отраслях и на предприятиях, где продукция в ходе технологического цикла последовательно проходит несколько стадий. Собственно, передел — это содержательно и пространственно обособленная совокупность технологических операций, составляющая часть полного технологического процесса изготовления конечной продукции. В результате каждого передела получается полуфабрикат, который может быть передан по технологической цепочке для дальнейшей обработки или реализован на сторону. Особенностями массового типа производства являются небольшая номенклатура изделий, которые выпускаются в больших количествах, узкая специализация рабочих мест, высокий уровень оборудования и автоматизации. Разновидность массового типа производства — поточное производство (целлюлозно-бумажная, прядильная, металлургическая, химическая и нефтехимическая промышленность). Производство на всех стадиях технологического процесса ведется независимо от других, поэтому между переделами могут возникать значительные объемы полуфабрикатов — продуктов одного передела, переданных в следующий передел, но не использованных там в течение отчетного периода. Такая особенность организации производства обусловливает выбор в качестве объекта калькулирования не конечного продукта, а продукта каждого передела. Объект учета — отдельный передел. Если внутри передела цикл изготовления изделия невелик и в конце отчетного периода нет внутрицехового незавершенного производства, для исчисления себестоимости можно использовать метод простой многоступенчатой калькуляции. Он является продолжением простой двухступенчатой калькуляции. Производственные затраты, произведенные за отчетный период в каждом переделе, относятся на продукцию, выпущенную в рамках этого передела, а непроизводственные затраты относятся на реализованную продукцию. Во многих массовых производствах особенностью процесса является введение основных материальных затрат лишь в начале процесса, т.е. в первом переделе. В аналитических целях целесообразно вести учет материальных затрат отдельно, а по переделам учитывать лишь затраты труда и общепроизводственные расходы, т.е. добавленные затраты. Когда все последующие стадии добавляют продукту стоимость в результате его обработки, можно использовать метод калькуляции затрат по стадиям обработки. Для распределения затрат между готовой продукцией передела и незавершенным производством был разработан метод условных единиц. Согласно данному методу каждый объект калькулирования рассматривается как совокупность двух условных единиц: основных материальных затрат и добавленных затрат. Величины этих условных единиц в денежном выражении определяются либо путем нормирования, либо путем деления фактических затрат на количество выработанных условных единиц за любой период времени. Продукция, выработанная в рамках одного передела, будет состоять из продукции готовой, переданной в следующий передел, и изделий, еще не законченных с точки зрения технологического процесса, но уже начатых, в которые уже вложены некоторые затраты. Оценка такого незавершенного производства ведется экспертным путем с учетом завершенности по материалам и добавленным затратам по отдельности. Результат получается в условных единицах (первый этап расчетов). После процентной оценки степени незавершенности продукции определяется выработка за период либо путем умножения на нормативную стоимость условной единицы, либо делением полной суммы затрат на количество условных единиц выработки (второй этап расчетов). Это позволяет оценить как выработку готовой продукции, так и объем незавершенного производства на момент окончания периода путем умножения количества условных единиц выработки на стоимость одной условной единицы (третий этап расчетов).  
 
Итак, суть метода заключается в том, что прямые издержки производства формируются (отражаются в учете) не по видам продукции, а по переделам. Отдельно исчисляется себестоимость продукции каждого передела (даже если речь идет о выпуске нескольких видов). Косвенные расходы распределяются пропорционально установленным базам.  
 
Попередельный метод учета затрат и расчета себестоимости продукции может быть:  
 
• бесполуфабрикатным – при передаче детали между переделами передается только количество, без себестоимости;  
• полуфабрикатным – себестоимость рассчитывается по каждой стадии производства изделия.  
 
Следующий метод – метод позаказный. Этот метод калькулирования себестоимости применяется на предприятиях с единичным или серийным типом производства, где выпускается уникальная продукция по специальным заказам. Он применяется в крупнейших судо-, авиа-, машиностроительных концернах, в малом бизнесе — при производстве мебели, визитных карточек, при предоставлении аудиторских услуг.  
 
Особенности единичного или серийного производства:  
 
? широкая номенклатура выпускаемой продукции при небольшом количестве изделий каждого наименования (в единичном производстве объем партии — одна единица);  
? использование специально разработанных на данном предприятии форматов учетно-управленческой документации — карточек заказов, калькуляционных карточек, сопроводительных листов и т. д.;  
? применение универсального технологического оборудования.  
 
Серийное производство — это изготовление заранее оговоренного количества технологически идентичных изделий, выполняемое одновременно или последовательно в течение ограниченного промежутка времени. Если продолжительность периода изготовления серии невелика, то серию можно рассматривать как заказ. Заказ — это особым образом оформленное требование клиента производителю изготовить изделие с определенными характеристиками. Форму бланка-заказа предприятие разрабатывает самостоятельно. Обязательными реквизитами являются номер заказа, характеристика продукта, срок исполнения и стоимость заказа. Сущность позаказного метода учета затрат и исчисления себестоимости состоит в отнесении прямых расходов в разрезе заранее установленных статей калькуляции на отдельные заказы и распределении косвенных расходов по заказам в соответствии с установленными ставками распределения. Объект учета затрат и калькулирования — отдельный заказ. Заказ на изготовление продукции считается выполненным, если товар отгружен покупателю; услуга считается оказанной, когда клиентом подписан акт выполненных работ. Выручка регистрируется в момент, когда представлены определенные документы — акты, свидетельства о передаче товара перевозчику. Если этого не произошло в течение отчетного периода, заказ считается в составе незавершенного производства на конец периода. Оценка такого незавершенного производства ведется с помощью карточек заказов. В карточке фиксируются затраты, сделанные в связи с изготовлением данного заказа в разрезе установленных статьей. Вместе с отпуском материалов в карточке регистрируются время основных рабочих, затраченное на данный заказ, и соответствующие этому периоду времени суммы затрат на оплату труда. Если в организации принято калькулирование по полным затратам, то к суммам прямых затрат необходимо добавить производственные накладные расходы по нормативным ставкам.  
 
Суммы основных и накладных затрат, отнесенных на заказы, по которым еще нельзя определить реализацию к концу отчетного периода, формируют объем незавершенного производства. Если организация выбирает в качестве базы распределения общепроизводственные затраты основных материалов, то суммы накладных расходов, отнесенных на заказ, в любой момент времени будут сильно зависеть от темпов отпуска этих материалов на изготовление заказа. В случаях, когда материалы отпускаются сразу почти в полном объеме, накладные расходы можно начислять в максимальных суммах, даже если работа над заказом только началась. Если на конец отчетного периода в производстве оказывается большое количество едва начатых заказов, на них (и соответственно на объем запасов) будет отнесена существенная часть общепроизводственных затрат, что приведет к большой величине финансового результата. Эффект получается более выраженным, когда в соответствии с принятой учетной политикой на заказы распределяются не только общепроизводственные, но и общехозяйственные расходы.  
 
Итак, суть этого метода в том, что прямые основные издержки производства учитываются в разрезе калькуляционных статей по производственным заказам. Остальные издержки учитываются по местам возникновения и включаются в себестоимость заказов путем распределения. До выполнения заказа все производственные расходы, которые к нему относятся, считаются незавершенным производством. По окончании работ определяется индивидуальная себестоимость единицы продукции (заказа).  
 
Разновидностью позаказного метода является пооперационное (партионное) калькулирование или партионный (пооперационный) метод. Партионная калькуляция применяется там, где отдельные единицы выпуска, оформленные как заказы, в процессе своего изготовления проходят несколько стадий производства (операций), причем для каждой единицы набор стадий может быть индивидуальным, а часть операций — общей для всех изделий. Примером такого производства является изготовление мебели на заказ. Предприятие изготавливает стандартные модули — тумбочки, шкафы, полки, которые в соответствии с пожеланиями клиента подвергаются различным видам обработки, оснащаются различными фасадами, фурнитурой и аксессуарами. Таким образом, цена заказа определяется как сумма стоимостей отдельных модулей и затрат, которые предприятие понесло на всех операциях в соответствии со спецификацией.  
 
Раскроем подробно сущность попроцессного метода. Он применяется на предприятиях, которые работают в непрерывном режиме, например, в отраслях с массовым типом производства, который характеризуется: непродолжительным производственным циклом; наличием единой характеристики для всей продукции; ограниченной номенклатурой продукции; полным отсутствием либо незначительными объемами полуфабрикатов и незавершенного производства. Такие производства чаще всего можно обнаружить в добывающих отраслях, на транспорте и в энергетике. Объект учета затрат и калькулирования — конечная продукция. Этим предприятиям нужны вложения для продолжения работы в перспективе, а также для текущего поддержания производства. И эти вложения достаточно рисковые.  
 
«Самый простой тип массового производства представлен энергетическими предприятиями и характеризуется отсутствием запасов готовой продукции. В таких случаях используется простой одношаговый способ калькулирования себестоимости. Себестоимость единицы продукции определяется делением полной суммы затрат за период на количество единиц продукции, произведенной за этот период:C = Z / X, где С — себестоимость единицы продукции, руб.; Z — совокупные затраты за период; X — количество единиц произведенной продукции (шт., км и т.д.). Существует небольшое количество предприятий, которые удовлетворяют четырем основным требованиям. Для них используется способ простой двухступенчатой калькуляции, предусматривающей выделение в учете производственных и непроизводственных затрат. Производственные затраты относятся на всю произведенную готовую продукцию, а непроизводственные считаются затратами периода и относятся на продукцию реализованную. С = Zпр /Хгп + Zнепр /Хрп ,  
где Zпр — производственные затраты; Хгп — количество единиц готовой продукции, произведенной за период; Zнепр — непроизводственные затраты периода; Хрп — количество единиц продукции, реализованной за период. Данный вариант исчисления себестоимости позволяет определить себестоимость реализованной продукции и оценить запасы изготовленной в данном периоде, но нереализованной продукции» (ст. Е.В.Бехтеревой «Методы расчета себестоимости»).  
 
В тех калькуляциях, где технологический процесс организован в виде непрерывной деятельности при непродолжительном производственном цикле, используется способ одно- и двухступенчатой калькуляции.  
 
Кроме того, если технологический процесс организован в виде цепочки отдельных этапов, технологически и организационно обособленных, производство на отдельных этапах может осуществляться с разным ритмом, тогда возникают остатки полуфабрикатов при передаче из одного подразделения в другое.  
 
Систему учета затрат по функциям применяют организации, которые выпускают большой ассортимент продукции разными партиями. Суть метода заключается в соотношении затрат с определенными функциями, которые осуществляются в интересах производства и реализации того или иного вида продукции.  
 
Стандарт-костинг 
 
Метод широко применяется в западных странах с развитой рыночной экономикой. В России на его основе был разработан метод нормативного учета затрат на производство. Используется в отраслях, где цены на ресурсы относительно стабильны, а сами изделия не изменяются в течение длительного времени.  
 
Метод представляет собой систему учета затрат и калькуляции себестоимости с использованием нормативных затрат. Стандарт – количество необходимых для производства единицы продукции затрат; костинг – их денежное выражение. Система появилась в Америке в начале 30-х годов XX века, когда США переживали экономический кризис.  
 
В основу системы положены следующие принципы:  
 
• предварительное нормирование затрат по их элементам и статьям;  
• составление нормативных калькуляций на изделие и его составные части;  
• раздельный учет нормативных затрат и отклонений;  
• анализ отклонений;  
• уточнение калькуляций при изменении норм.  
 
Нормирование затрат осуществляется предварительно (до начала отчетного периода) по статьям расходов: основные материалы; оплата труда производственных рабочих; общепроизводственные расходы (амортизация оборудования, арендные платежи, зарплата вспомогательных рабочих, вспомогательные материалы и другие); коммерческие расходы (расходы по реализации продукции).  
 
Нормативные затраты базируются на ожидаемых затратах ресурсов, необходимых для производства продукции. Нормы расхода ресурсов устанавливаются в расчете на 1 изделие. По общепроизводственным расходам, которые состоят из нескольких разнородных статей, нормы разрабатываются на определенный период в денежной оценке и в расчете на запланированный объем производства.  
 
В течение отчетного периода ведется учет отклонений фактических расходов от нормированных затрат. Суммы отклонений фиксируются на специальных счетах. В конце отчетного периода они списываются на финансовые результаты и анализируются. Далее принимается решение относительно корректировки установленных норм и нормативов.  
 
Директ-костинг 
 
Метод используется на предприятиях, где отсутствует высокий уровень постоянных затрат и результат работы можно легко определить и измерить. Его ключевые понятия:  
 
Маржинальный доход – разница между выручкой и переменными издержками. Включает в себя прибыль от производственной деятельности и постоянные затраты.  
 
Маржинальная калькуляция себестоимости – распределение на объект затрат только переменных прямых затрат.  
 
Фактическое внедрение системы директ-костинга в США относится к 1953 году, когда Национальная ассоциация бухгалтеров-калькуляторов в своем отчете опубликовала ее описание.  
 
Современная система директ-костинга предлагает 2 варианта учета:  
 
• простой директ-костинг, при котором в составе себестоимости учитываются только прямые переменные затраты;  
• развитой директ-костинг, при котором в себестоимость включаются и прямые переменные, и косвенные переменные общехозяйственные расходы.  
 
Учет себестоимости ведется в разрезе переменных затрат, постоянные затраты учитываются в целом по предприятию и их относят на уменьшение операционной прибыли.  
 
В процессе применения этого метода определяются маржинальный доход и чистая прибыль.  
 
Изменение величины маржинального дохода характеризует влияние продажных цен и переменных издержек на себестоимость единицы продукции. Величина прибыли зависит от суммы постоянных затрат.  
 
Взаимосвязь показателей позволяет влиять на величину прибыли, корректируя цены и объем производства.  
 
Директ-костинг определяет критический объем производства, при котором за счет выручки будут покрыты все издержки производства без получения прибыли.  
 
Критический объем производства (количество продукции) можно определить по формуле:  
 
О = ПоЗ : (Ц – ПеЗ),  
где: О – критический объем выпуска; ПоЗ – постоянные затраты в целом по предприятию; Ц – продажная цена единицы продукции; ПеЗ – переменные затраты на единицу продукции.  
 
Пример. Цена изделия – 3200 руб., переменные затраты – 1200 руб., постоянные издержки за отчетный период – 2 000 000 руб.  
Критический объем: [2 000 000 : (3200 – 1200)] = 1000 штук,  
т.е. при производстве и продаже 1000 штук изделий по цене 3200 руб. за единицу выручка покроет все производственные затраты, но прибыль будет равна нулю.  
 
Система точно вовремя (Just In Time) 
 
В основу системы, появившейся в Японии в середине 1970-х годов, положен принцип:  
 
«Ничего не будет произведено, пока в этом не возникнет необходимость». Снабжение производства осуществляется малыми партиями по необходимости, в результате чего достигается снижение уровня запасов товарно-материальных ценностей.  
 
Использование этой методики позволяет предприятию избавиться от лишних издержек путем сокращения непроизводительных расходов, которые складываются, в частности, из выпуска излишней продукции, простоев оборудования и персонала, содержания излишних складских помещений, потерь, связанных с наличием дефектов изделий.  
 
При этом спрос сопровождает продукцию в течение производства всего объема. Запасы доставляются к моменту их использования в производственном процессе. Часть косвенных затрат переводится в разряд прямых.  
 
Основной упор делается на качество, доступность и общую стоимость продукции, а не на уровень закупочных цен.  
 
ABC-костинг (Аctivity Вased Сosting) 
 
Сущность этого метода, называемого по-другому дифференцированным методом учета себестоимости, заключается в учете затрат по работам (функциям). Предприятие рассматривается как набор рабочих операций, в процессе которых необходимо затрачивать ресурсы.  
 
При этом определяется полный перечень и последовательность выполнений функций с одновременным расчетом потребности ресурсов для каждой из них.  
 
Выделяют 4 типа операций по способу их участия в выпуске продукции:  
 
• штучная работа (выпуск единицы продукции);  
• пакетная работа (выпуск заказа, комплекта);  
• продуктовая работа (продукция как таковая);  
• общехозяйственная работа.  
 
Первые 3 операции соотносятся с затратами, которые могут быть прямо отнесены на конкретный продукт. Общехозяйственные затраты нельзя точно отнести, поэтому они распределяются согласно разработанным алгоритмам.  
 
Ресурсы классифицируются путем выделения 2 групп: поставляемые в момент потребления (например, сдельная зарплата) и поставляемые заранее (например, оклады).  
 
Все ресурсы, затраченные на рабочую операцию, составляют ее стоимость, но простой подсчет по отдельным операциям не позволяет определить себестоимость продукции. Поэтому также рассчитывается индекс распределения затрат (кост-драйвер), через него определяется количество потраченных ресурсов в расчете на выпуск продукции.  
 
Функционально-стоимостный анализ (ФСА) 
 
Метод активно применяется в США с 1960-х годов. Сегодня он популярен там, где большую часть затрат составляют накладные расходы (например, отрасли сферы услуг).  
 
Его сущность – анализ затрат на выполнение изделием его функций. Все объекты рассматриваются как совокупность операций, которые они должны выполнять. Функции анализируются на предмет необходимости и полезности и подразделяются на основные (определяют назначение изделия), вспомогательные (способствуют выполнению основных функций) и ненужные (не содействуют выполнению основных функций).  
 
Цель метода – развитие полезных функций при оптимальном соотношении между их значимостью для потребителей и затратами на их осуществление.  
 
ФСА проводится для разрабатываемых и существующих продуктов, чтобы снизить затраты без потери качества и включает следующие основные этапы:  
 
? сбор информации о функциях исследуемого объекта (назначение, технико-экономические характеристики, себестоимость и т.д.);  
? исследование функций (степень полезности), разработка предложений по совершенствованию (снижение себестоимости путем устранения ненужных функций).  
 
ТАPГЕТ-костинг (Target Costing) 
 
Система таргет-костинга (Target Costing) появилась в 60-х годах XX века в Японии и распространилась по всему миру в основном в инновационных отраслях (автомобилестроение, машиностроение, электроника, компьютерные, цифровые технологии) и сфере обслуживания.  
 
Таргет-костинг применяется на этапе проектирования нового изделия или модернизации устаревающей продукции.  
 
В основу его идеи положено понятие целевой себестоимости и формула ее расчета:  
 
Себестоимость = Цена – Прибыль.  
 
Цена – рыночная стоимость изделия (услуги), которая определяется при помощи маркетинговых исследований. Прибыль – желаемая величина, которую стремятся получить от продажи изделия (услуги).  
 
Таргет-костинг рассматривает себестоимость не как заранее рассчитанный по нормативам показатель, а как величину, к которой должна стремиться организация, чтобы предложить рынку конкурентный продукт. Поэтому задача метода – разработка изделия (услуги), сметная себестоимость которого равна целевой себестоимости. Если новое изделие таково, что невозможно добиться его целевой себестоимости, не ухудшив при этом качества, принимается решение о том, что оно не будет разрабатываться.  
 
Кайзен-костинг (Kaizen Costing) 
 
Как и таргет-костинг, этот метод возник в Японии во второй половине 1980-х годов. Его использование возможно практически в любой отрасли производства и в совокупности с другими методами управления затратами.  
 
Это процесс постепенного снижения затрат на этапе производства продукции, в результате которого достигается необходимый уровень себестоимости и обеспечивается прибыльность производства.  
 
Кайзен-костинг используется в японской модели управленческого учета параллельно с таргет-костингом. Обе системы имеют одинаковую цель – достижение целевой себестоимости: таргет-костинг – на этапе проектирования нового изделия, кайзен-костинг – на этапе его производства.  
 
Если на этапе проектирования разница между сметной и целевой себестоимостью составляет до 10%, то принимается решение о начале производства такого изделия с расчетом на то, что 10% будут ликвидированы в процессе производства методами кайзен-костинга. Сокращение разницы между сметной и целевой себестоимостью называется кайзен-задачей, которая касается всего персонала организации, и ее выполнение должным образом поощряется.  
 
Кайзен-задача определяется на этапе планирования производства на следующий финансовый год как на уровне каждого изделия, так и для предприятия в целом по отдельным статьям переменных затрат. Постоянные затраты подсчитываются по отдельным подразделениям и группируются в специальные бюджеты.  
 
Используя данные кайзен-задачи и бюджеты постоянных затрат, специалисты составляют годовой бюджет предприятия.  
 
Таким образом, существует довольно много методов расчета себестоимости готовой продукции. Руководству предприятия важно четко представлять себе отличия между ними, а также понимать, как именно выбор того или иного метода отразится на финансовом результате деятельности предприятия.

Показатели себестоимости  продукции

Себестоимость продукции оценивается  с помощью системы показателей, которые отражают:  
 
• затраты на натуральную единицу продукции (себестоимость единицы продукции). Используются тогда, когда выпускается одно изделие (себестоимость 1 квт/час электроэнергии;  
• всю сумму затрат на продукцию (полная себестоимость) или часть продукции (полная себестоимость сравнимой продукции);  
• затраты на единицу стоимости произведенной или реализованной продукции (затраты на рубль продукции), т. е. это общая сумма затрат, отнесенных на себестоимость продукции, к тому же самому объему продукции в ценах предприятия.  
 
Затраты на единицу продукции представляют собой частное отделения всех затрат на тот или иной вид продукции на ее количество. Для анализа этот показатель целесообразно использовать только при выпуске ограниченного круга видов изделий. Такой анализ необходим, прежде всего, для правильного определения направлений ценовой политики предприятия.  
 
Для анализа всей суммы затрат на изготовление разнородной продукции необходимо разделение продукции на сравнимую и несравнимую. Такое разделение имеет значение для прогнозирования роста или снижения затрат в зависимости от этапов жизненных циклов выпускаемой продукции как товара на рынке.  
 
К сравнимой товарной продукции относятся все изделия, производившиеся на предприятии в отчетном году, выпуск которых осуществлялся и в прошлом году, если тогда их производство не носило опытного характера и не находилось в стадии освоения. Вновь осваиваемые изделия в ее состав не включаются.  
 
Анализ этих двух показателей проводится с помощью составления аналитических таблиц, в которых проводится расшифровка затрат в рамках определенной классификации, приводятся данные о базисном, плановом и отчетном периоде, выполняется сравнение.  
 
Наиболее обобщающим показателем себестоимости продукции является показатель затрат на единицу стоимости товарной продукции. Применение этого показателя дает возможность оценивать изменение себестоимости по предприятию независимо от ассортимента производимой продукции 
 
и изменения ее структуры. Кроме того, этот показатель непосредственно связан с прибылью от данной продукции. Показатель затрат на единицу стоимости товарной продукции определяется отношением себестоимости товарной продукции к ее стоимости в оптовых ценах предприятия:  
 
3e=cq\pq 
где с – себестоимость единицы продукции; р – цена единицы продукции; q – объем вида продукции.  
 
Из формулы видно, что показатель затрат на единицу стоимости товарной продукции изменяется под влиянием следующих факторов первого порядка:  
 
• изменение структуры выпущенной продукции;  
• изменение затрат на отдельные виды продукции;  
• изменение цен на товарную продукцию.  
 
Влияние этих факторов можно определить способом цепных подстановок.  
 
Исходя из экономического содержания себестоимости продукции, показатель затрат на единицу стоимости товарной продукции можно разложить на три основных элемента процесса производства на основе сметы затрат на производство продукции:  
 
3e=(М3+3П+А)\ТП=М3\ТП+3П\ТП+А\ТП 
где М – материальные затраты в себестоимости продукции; ЗП – затраты по оплате труда; А – амортизация и расходы на текущий ремонт; ТП – товарная продукция.  
 
Таким образом, показатель затрат на единицу стоимости товарной продукции выражает совокупность материалоемкости, трудоемкости (зарплатоемкости) и фондоемкости (амортизациоемкости) продукции, а анализ его изменения позволяет определить влияние отдельных элементов производственного процесса по их удельному весу и определить направление поиска резервов снижения себестоимости продукции.

Факторы себестоимости  продукции

В условиях рыночной экономики  роль и значение снижения себестоимости  продукции резко возрастает, поскольку  это позволяет:  
 
• увеличить прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, а, следовательно, создать возможности не только для простого, но и для расширенного воспроизводства 
• улучшить материальное стимулирование работников, лучше решать социальные задачи 
• улучшить финансовое состояние предприятия 
• снизить цены на свою продукцию, тем самым повысить ее конкурентоспособность и увеличить долю на рынке сбыта 
• в акционерных обществах увеличить выплаты дивидендов и повысить их ставки 
 
Снижение себестоимости зависит от целого ряда факторов, которые можно условно разделить на две группы: внутри- и внепроизводственные. К внутрипроизводственным относятся факторы, на которые предприятие может оказать воздействие в процессе уп-равления; прежде всего, это применение передовой техники и технологии, улучшение организации производства и труда, мотивация высокопроизводительного труда и т. п.  
 
Внепроизводственными являются факторы, на которые предприятие не может оказать непосредственное влияние: цены на сырье, тарифы на топливо и электроэнергию, ставки налогов и отчислений, природные условия и т. д.  
 
Себестоимость сельскохозяйственной продукции в последнее десятилетие существенно возросла, что было вызвано ростом цен на промышленные товары, поступающие в сельское хозяйство, увеличением фондоемкости производства, недостаточно эффек-тивным использованием производственных ресурсов; участились случаи прямой бесхозяйственности и расточительности.  
 
Чтобы изыскать резервы снижения себестоимости, нужно знать ее структуру, то есть долю отдельных элементов или статей в общей сумме затрат. Эта структура постоянно изменяется под воздействием следующих факторов:  
 
1. специфика производства продукции; в этом смысле различают трудоемкие отрасли (в себестоимости высока доля затрат на оплату труда), материалоемкие (большая доля материальных затрат), фондоемкие (большой удельный вес амортизации) и энергоемкие (связанные с большими затратами топлива и энергии)  
2. ускорение научно-технического прогресса; этот фактор влияет многопланово, но прежде всего в сторону уменьшения доли затрат живого труда 
3. уровень концентрации, специализации, кооперирования производства 
4. географическое местоположение предприятия 
5. темпы инфляции и изменение процентной ставки по банковским кредитам 
 
Структуру себестоимости продукции характеризуют следующие показатели:  
 
• соотношение между живым и овеществленным трудом 
• доля отдельных элементов или статей в общей сумме затрат 
• соотношение между постоянными и переменными затратами, основными и накладными, прямыми и косвенными, производственными и коммерческими и т.д.  
 
Анализ структуры себестоимости позволяет выявить основные резервы ее снижения. Прежде всего, это экономия по основным элементам и статьям расходов; в сельском хозяйстве к ним можно отнести статьи «Содержание основных средств» и «Организация производства и управления», в пищевой промышленности — «Сырье и основные материалы», «Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования», «Общезаводские расходы».  
 
На сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятиях значительное место в структуре себестоимости занимают затраты, связанные с организацией и управлением производством; их необходимо снижать путем ликвидации излишних штатных единиц в административно-управленческом аппарате хозяйства, совершенствования структуры и методов управления.  
 
Важнейшими факторами снижения себестоимости продукции являются повышение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных и экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве. Затраты на многие виды работ, такие, как пахота, боронование, посев, уход за посевами, уход за животными, расход поддерживающего корма, амортизация помещений и оборудования, текущий ремонт совершенно не зависят от урожайности и продуктивности. Чем выше эти показатели, тем ниже себестоимость единицы продукции, так как она является частным от деления производственных затрат на количество полученной продукции. В животноводстве при снижении продуктивности скота всегда повышается расход кормов на единицу продукции. Так, на производство 1 ц молока при надое 1800 кг молока от коровы в год расходуется кормов на 35 % больше, чем при надое 3000 кг. Все дело в том, что определенное количество кормов всегда идет на поддержание жизнедеятельности организма животных. При продуктивности 3000 кг доля поддерживающего корма со-ставляет 48 %, а при надое 1800 кг — 60 %. В свою очередь, рост продуктивности животных достигается при полноценном и сбалансированном кормлении, правильном содержании и уходе, совершенствовании племенной работы.  
 
Повышение урожайности сельскохозяйственных культур возможно за счет внедрения прогрессивных систем земледелия, правильной обработки почвы, использования семян высокоурожайных сортов и гибридов, правильного применения органических и минеральных удобрений, средств борьбы с вредителями и болезнями растений, соблюдения оптимальных агротехнических сроков проведения работ.  
 
Перечисленные факторы, способствующие росту урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных, можно рассматривать и как факторы снижения себестоимости продукции. Производственные издержки можно снизить за счет более экономного использования материальных ресурсов. Под этим следует понимать рациональное (соответствующее научно обоснованным нормам) расходование семян, удобрений, топлива и смазочных материалов, кормов и т. д. Например, на практике нередко завышаются нормы высева семян из-за их некондиционности. Это ведет к непроизводительным затратам семенного материала и к тому же недобирается часть урожая. Большие потери происходят при применении удобрений без учета наличия необ-ходимых питательных веществ в почве и потребности в них возделываемых культур.  
 
В животноводстве важнейшей задачей остается удешевление кормов; в настоящее время на их долю приходится от 40 до 75 % всех затрат в животноводстве. Большое влияние на себестоимость оказывает и улучшение использования основных производственных фондов, так как значительная доля затрат приходится на амортизационные отчисления. Улучшить использование средств производства можно путем совершенствования их структуры, изъятия и последующей продажи излишних машин, оборудования и т. п. Необходимо строить более экономичные производственные помещения, увеличить удельный вес активной части основных фондов в общем их объеме, повышать выработку технических средств (дневную, сменную, сезонную).  
 
В сельском хозяйстве до сих пор велики затраты живого труда; поэтому их экономия остается одним из важнейших условий снижения себестоимости продукции. Достигается это за счет механизации производственных процессов, внедрения системы машин и прогрессивных технологий, роста на этой основе производительности труда.  
 
Большое значение имеет и такой фактор, как сокращение потерь при уборке урожая, хранении, переработке и сбыте продукции. Масштабы этих потерь очень велики, что приводит к значительному удорожанию производства. Например, общие потери урожая картофеля и овощей составляют около 60 %, а в целом по сельскохозяйственному производству они оцениваются на уровне 30 %. Даже небольшое их сокращение дает заметный эффект.  
 
В условиях рыночной экономики повышается роль социально-экономических факторов, в частности материальной заинтересованности работников в результатах своего труда.  
 
Рассмотренные факторы снижения себестоимости носят общий характер. На каждом предприятии должен быть разработан комплекс мер по экономии затрат с учетом реальных условий его функционирования.

Информация о работе Себестоимость продукции