Система плановых показателей, характеризующих производственную деятельность организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 14:13, реферат

Краткое описание

В зависимости от характера оценки производственных процессов показатели могут быть количественными и качественными. Количественные показатели используются для выражения непосредственных результатов производства или работ. Качественные показатели применяются для оценки соответствия плановых заданий существующим критериям (стандартам, техническим условиям). Они делятся на две группы: технико-экономические и экономические. Технико-экономические показатели отражают эффективность использования основных и оборотных фондов. Экономические показатели характеризуют эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. К ним относят: производительность труда, уровень издержек производства и обращения, рентабельность, фондоотдачу и т.д.

Содержание

Введение 3
1. Содержание планов производства организации 5
2. Основные показатели плана производства 7
3. Разработка производственной программы организации 12
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

Валовой оборот (ВО) представляет собой суммарный объем производства продукции, выполнения работ и оказания рыночных услуг, планируемых цехам и службам организации в стоимостном измерении.

Внутрифирменный оборот (ВнО) характеризует часть суммарного объема производства организации, обращающуюся между его цехами и подразделениями.

Валовая продукция (ВП) определяется разностью между валовым (ВО) и внутрифирменным оборотом (ВнО) по формуле

ВП = ВО - ВнО

Важными рыночными индикаторами при  выборе вида производимой продукции  и составлении номенклатурного плана служат показатели эффективности и обновляемости выпускаемых товаров. В соответствии со своим жизненным циклом каждый вид продукции достигает в известный период предельной эффективности, и поэтому требуется периодическое обновление номенклатуры или ассортимента товаров и услуг.

Коэффициент обновляемости продукции характеризует соотношение новой и старой продукции в годовом плане производства. Новой в мировом промышленном производстве считается такая продукция, которая в современных динамичных условиях рынка выпускается в течение одного-трех лет, но не более пяти. Коэффициент обновления продукции на многих зарубежных промышленных фирмах задается как плановый показатель в общем объеме производства и продаж.

Планирование производства новой  конкурентоспособной продукции должно обеспечивать высокий доход всем организациям и фирмам. Это предполагает составление каждой организацией долгосрочных и краткосрочных планов производства и продажи продукции, обновления номенклатуры выпускаемых товаров, а также расширение использования новых плановых показателей, и в первую очередь оценочных или экономических.

В табл. 2.1 приведена система основных планово-экономических показателей, применяемых при разработке стратегических, долгосрочных, текущих и оперативных планов на отечественных организаций.

Таблица 2.1

Система основных плановых показателей

 

Стратегические

Долгосрочные

Текущие

Оперативные

Наименование продукта (услуг)

Перечень важнейшей номенклатуры продукции

Перечень и количество всей номенклатуры продукции

Подетальный перечень и количество всей номенклатуры продукции

Ориентировочная сумма капиталовложений, в руб.

Сумма расходования ресурсов по видам

Сумма расходования ресурсов по видам и номенклатуре выпускаемой продукции

Подетальные и пооперационные нормы расходования ресурсов по вида

Ориентировочные подвижные сроки исполнения

Календарные сроки исполнения

Точно установленные сроки исполнения

Почасовые и суточные графики исполнения

Ответственные исполнители

Ответственные исполнители и соисполнители по этапам и видам работ

Подробный перечень исполнителей по этапам и видам работ и номенклатуре продукции

Подетальное распределение работ среди исполнителей

Эффективность: достижение цели, окупаемость затрат

Превышение дохода над расходами (прибыль)

Сумма чистого дохода

Своевременность и полнота выполнения плана по номенклатуре продукции


 

Рассмотренные в таблице важнейшие  показатели плана производства и  продажи продукции прошли многолетнюю плановую проверку как на передовых отечественных предприятиях, так и на крупнейших зарубежных фирмах и показали свое высокое мотивационное и стимулирующее значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Разработка производственной  программы организации

Производственная программа  организации представляет собой развернутый (комплексный) план производства и продажи продукции, характеризующий годовой объем, номенклатуру, качество и сроки выпуска продукции.

В процессе разработки производственной программы руководство организации должно ориентироваться на выбор таких продуктов, которые принесут производителям максимально лучшие результаты.

Существуют различные методы составления  производственной программы. Среди  них можно выделить следующие  наиболее популярные методы:

  • Уровневое прогнозирование. Это процесс предвидения ожидаемого объема продаж и прибыли по трем точкам: максимальный, вероятный и минимальный. Уровневое прогнозирование обладает следующими достоинствами: помогает увеличить число плановых альтернатив и подготовиться к возможным отрицательным последствиям; представляет реальное значение показателей, что позволяет избежать составления недостаточно обоснованных проектов; способствует разработке системы раннего предупреждения, что позволяет предотвратить снижение плановых и фактических показателей;
  • Ситуационное планирование. Процесс ситуационного планирования обычно включает следующую последовательность этапов: 1) установление ключевых факторов среды, влияющих на деятельность организации; 2) составление нормативного плана, исходящего из наиболее вероятного допущения комплексного воздействия системы производственных факторов на планируемые результаты; 3) отбор для каждого продукта нескольких определяющих или основных допущений, отличных от наиболее вероятных, и составление отдельного плана; 4) определяется ситуация перехода к данному плану, момент переключения с нормального плана на резервный ситуационный.
  • Линейное программирование. Методы линейного программирования представляют собой последовательность операций, ведущих к оптимальному решению определенного вида задач, в тех случаях, когда оптимум существует. Линейные модели программирования используются, чтобы помочь руководителю в принятии решения в таких областях как распределение ресурсов, проблемы назначения и распределения (работников, операций), проблемы транспортировки, определение производственной мощности и др.

Выделяют три основные схемы  планирования и разработки производственной программы: «снизу вверх», «сверху вниз» и во взаимодействии (интерактивно).

При разработке производственной программы  должны быть обоснованы объемы и сроки выпуска по стадиям и циклам производства. С этой целью производственные планы отдельных подразделений составляются цепным методом в порядке, обратном ходу технологического процесса.

Объемы производства подразделений  могут планироваться в натуральных, трудовых, стоимостных и иных измерителях. Основными плановыми показателями обычно являются годовая величина спроса, годовой объем предложения, важнейшая номенклатура и ассортимент выпуска, трудоемкость единицы или объема продукции, издержки производства, рыночные цены и др.

Годовая производственная программа, характеризующая в трудовых измерителях (нормо-часах) номенклатуру и объем выпуска товаров, выполнения работ и услуг, определяется по формуле


 

где Пп — производственная программа цеха, н-ч;  н — номенклатура выпускаемой продукции или работ; Тшт— штучное время, нормативная трудоемкость единицы продукции, мин/шт.; Nг — годовой объем выпуска (спроса) продукции, шт.

Производственная программа по номенклатуре и объему выпуска должна обеспечивать полную загрузку всех рабочих мест и персонала, годовой номинальный фонд рабочего времени.

Чтобы осуществить наилучшие варианты производства двух товаров в организации, необходимо обеспечить полную занятость всех имеющихся ресурсов. Конкретным выражением производственных возможностей каждой организации служит его производственная мощность.

Она характеризует максимально возможный годовой объем выпуска продукции, работ и услуг в запланированной номенклатуре при полном использовании всех имеющихся ресурсов на основе применения прогрессивной технологии, передовых форм и методов организации труда и производства.

Производственная  мощность определяет уровень производства продукции, товаров и услуг, степень сдерживания объема выпуска или верхний предел продаж продукции. В конечном итоге производственная мощность означает способность организации производить свою продукцию в течение заданного периода рабочего времени. Верхний ее предел обусловлен наличием производственных площадей, технологического оборудования, трудовых ресурсов, материала и капитала. Производственная мощность может быть выражена в единицах продукции, массой товаров, линейных величинах, рублях, человеко-часах и др. показателях. Принято различать теоретическую, практическую, нормальную и другие виды производственной мощности.

Теоретическая производственная мощность представляет собой объем хозяйственных операций, который может быть достигнут в идеальных условиях работы с минимально возможными отрицательными результатами. Это максимально возможный выход продукции, называемый паспортной производственной мощностью организации.

Практическая производственная мощность определяет наивысший уровень производства, который достигается при сохранении приемлемой степени эффективности с учетом допустимых или неизбежных потерь рабочего времени, связанных с ремонтом оборудования и режимом работы организации.

Нормальная производственная мощность характеризует средний уровень хозяйственной деятельности, достаточный для удовлетворения спроса на производимые организациям товары и услуги в течение ряда лет с учетом сезонных и циклических колебаний спроса, тенденций его роста или сокращения.

Плановая производственная мощность соответствует годовой нормальной производственной мощности организации.

К важнейшим экономическим ресурсам, широко используемым в процессе производства относятся в первую очередь средства производства и предметы труда. В организации величина этих производственных ресурсов ограничена множеством различных факторов и показателей. Полное использование технологического оборудования означает соответствие планируемой производственной программы организации или подразделения его производственной мощности.

Производственная мощность и предложение  характеризуют существующую в организации технологию и организацию производства, состав и квалификацию персонала, а также динамику их роста и перспективы развития. Являясь величиной динамичной, производственная мощность должна быть сбалансирована с производственной программой.

Производственная мощность устанавливается на начало планового периода (входная) и конец этого срока (выходная). Входная мощность определяется с учетом имеющихся на начало года производственных фондов, рабочей силы и других ресурсов, а выходная — на конец года с последующей корректировкой при соответствующем изменении техники и технологии. В плановых расчетах применяется показатель среднегодовой мощности, определяемый по формуле


 

 

где Мср — среднегодовая мощность, шт./год; Mвх — входная мощность; Мвв — вводимая мощность; Мвыб — выбывающая мощность; Тп — период времени (число месяцев) соответственно ввода и выбытия мощности.

В общем виде годовая величина производственной мощности организации или ее подразделения определяется отношением соответствующего фонда времени работы оборудования к трудоемкости единицы продукции по формуле


 

где Мп — производственная мощность, шт./год; Фэф — эффективный годовой фонд времени работы оборудования, мин; Тшт — трудоемкость единицы работы или продукции, мин/шт.

Планирование  сбыта продукции. Система рыночных отношений предусматривает тесную взаимосвязь между процессами производства, распределения и потребления продукции. Положенный в основу планирования современного производства принцип заключается в необходимости полного удовлетворения всех потребностей покупателей. Спрос определяет объемы и сроки продажи продукции и таким образом задает все свои плановые показатели организациям-производителям.

Разработка  плана продажи (реализации продукции) является завершающим этапом составления производственной программы организации. В то же время план продажи (сбыта продукции) служит основой для составления общехозяйственных и внутрифирменных смет затрат на производство и реализацию товаров.

В любом плане продаж, как правило, указывается количество продукции каждого вида, а также работ и услуг, которые будут реализованы в предстоящий период хозяйственной деятельности фирмы. При равномерных поставках объем продаж на плановый срок можно определить как произведение среднесуточного выпуска продукции (Вс) на период времени (Тпер ) по следующей формуле:


 

где Ппр — планируемый объем продаж продукции, руб.; Вс — среднесуточный выпуск (продажа) товаров, руб.; Тпер — планируемый период продаж, месяц, квартал, год, дней.

При неравномерном или нестабильном производстве, подверженном сезонным  колебаниям, план продаж обычно составляется на каждый месяц. В годовой план сбыта продукции организации включаются объем реализации продукции на внутреннем рынке, размер полуфабрикатов и комплектующих изделий собственного производства, величина экспортных поставок товаров, нормативы запасов готовой продукции, количество работ и услуг производственного назначения и т.п. Объем продаж планируется в стоимостном выражении в рыночных ценах.

Показатель  объема реализации продукции связывает каждое организация со всеми своими потребителями на соответствующих рынках сбыта. Реализованной считается проданная готовая (товарная) продукция. Ее показатель объединяет не только объем производимой в плановом году новой продукции, но и остатки нереализованной в прошлом (отчетном) году готовой продукции. В общем виде годовой объем реализации рассчитывается по формуле

РП = НП +Δ ГП,

где РП — планируемый  годовой  объем реализации; НП — объем  новой продукции; Δ ГП — остатки готовой продукции.

Информация о работе Система плановых показателей, характеризующих производственную деятельность организации